АВТОНОМНЫЙ ПРИВОД Российский патент 2008 года по МПК F02B53/14 

Описание патента на изобретение RU2314427C1

Изобретение относится к автономным приводам авиационных и робототехнических систем.

Известен роторно-волновой двигатель (Патент RU, №2155272). Основной недостаток роторно-волнового двигателя с точки зрения применения его в автономных приводах является нереверсивность.

Известна шариковолновая передача (патент RU, № 2265553).

Наиболее близким по технической сути является автономный привод (авторское свидетельство СССР № 949229), содержащий газораспределительное устройство, связанное с исполнительным двигателем, выходной вал которого связан с механической передачей, два опорных устройства, в котором в качестве исполнительного двигателя используется волновой пневмодвигатель.

К числу недостатков данного автономного привода можно отнести достаточно большие габариты и массу ввиду наличия порохового газогенератора.

Целью изобретения является создание компактного автономного привода, минимизация габаритов, повышение коэффициента полезного действия.

Цель изобретения достигается тем, автономный привод содержит газораспределительное устройство, связанное с исполнительным двигателем, выходной вал которого связан с механической передачей, два опорных устройства. Исполнительный двигатель представляет собой роторно-волновой двигатель, в котором отсеки сжатия и расширения выполнены в виде одинаковых конусов, в камере сгорания, выполненной в виде тора, установлены две инициирующие свечи и четыре форсунки, причем пары форсунок и соответствующие каждой паре форсунок инициирующие свечи, установленные по ходу движения газа в камере сгорания, смещены к отсекам сжатия и расширения симметрично относительно центра, в отсеках сжатия и расширения установлены два клапана, расположенные в вершинах конусов, каждый из которых соединен с трубой воздухозаборника и выхлопной трубой.

Автономный привод содержит датчик обратной связи, выполненный в виде потенциометра, установленный на выходном валу автономного привода.

Механическая передача и два опорных устройства выполнены в виде двух шариковолновых передач, состоящих из волнообразователя, сепаратора и жесткого колеса, при этом волнообразователь одной из передач жестко связан с валом ротора роторно-волнового двигателя, а сепаратор жестко связан с выходным валом привода, волнообразователь второй шариковолновой передачи жестко связан с валом ротора роторно-волнового двигателя, а сепаратор жестко связан с валом потенциометра.

Газораспределительное устройство выполнено в виде двух электропневмоклапанов, один из которых соединен с клапанами в отсеках сжатия и расширения, а второй соединен с форсунками в камере сгорания, и регулятора давления, соединенного с воздухозаборником с одной стороны и электропневмоклапанами с другой.

На фиг.1 изображен общий вид привода;

на фиг.2 изображено продольное сечение шариковолновой передачи;

на фиг.3 изображено продольное сечение камеры сгорания роторно-волнового двигателя при вращении ротора по часовой стрелке;

на фиг.4 изображено продольное сечение камеры сгорания роторно-волнового двигателя при вращении ротора против часовой стрелки;

на фиг.5 изображено сечение расширительного отсека двигателя в момент впуска газа;

на фиг.6 изображена функциональная схема автономного привода.

Автономный привод состоит из блока управления 1, непосредственно управляющего и корректирующего работу привода, роторно-волнового двигателя 2, являющегося основным силовым элементом, шариковолновой передачи 3, выступающей в роли редуктора и опорного элемента, и потенциометра 4, необходимого для коррекции работы автономного привода.

Блок управления выполнен в виде двух электропневмоклапанов 5 и 6, один из которых соединен с клапанами 7 и 8 в отсеках сжатия и расширения, а второй соединен с форсунками 9, 10, 11, 12 в камере сгорания, и регулятора давления 13, соединенного с воздухозаборником 14 с одной стороны и электропневмоклапанами с другой. Электропневмоклапаны 5 и 6 и регулятор давления 13 образуют газораспределительное устройство.

Вал 15 роторно-волнового двигателя 2 имеет три точки опоры: две из которых - шариковолновые передачи 3, размещенные по обе стороны вала 15, одновременно являющиеся редукторами, и третья - шарнир равных угловых скоростей 16. На валу ротора имеется эксцентрик 17, являющийся генератором волн. Также на вал ротора посажен потенциометр 4, крепящийся к корпусу привода 18 посредством винтового соединения. Потенциометр и вал роторно-волнового двигателя соединены с помощью муфтового соединения. В конструкции привода также присутствует воздухозаборник 14 для питания привода воздухом. В роторно-волновом двигателе отсеки сжатия и расширения выполнены в виде одинаковых конусов, обращенных вершинами друг к другу и имеющих винтовую навивку. В камере сгорания, выполненной в виде тора, роторно-волнового двигателя, установлены две инициирующие свечи и четыре форсунки, причем пары форсунок и соответствующие каждой паре форсунок инициирующие свечи, установленные по ходу движения газа в камере сгорания, расположены ближе к отсекам сжатия и расширения симметрично относительно центра. Данное расположение свечей объясняется необходимостью обеспечить реверс автономного привода. Форсунки 9 и 10, через которые осуществляется подача топлива и воздуха в камеру сгорания, и инициирующая свеча 19, осуществляющая поджигание топливно-воздушной смеси обеспечивают вращение выходного вала привода в одном направлении, а форсунки 11 и 12 и инициирующая свеча 20 обеспечивают вращение выходного вала привода в противоположном направлении. В отсеках сжатия и расширения роторно-волнового двигателя установлены два клапана 7 и 8, расположенных в вершинах конусов, каждый из которых, соединен с трубкой воздухозаборника 14 и выхлопной трубкой. Клапаны управляются таким образом, чтобы обеспечивать подачу или сброс газа в нужный момент в процессе цикла работы привода. Зажигание свечей в камере сгорания происходит посредством электрического импульса, поступающего от блока управления 1 по проводам.

Шариковолновая передача 3 состоит из волнообразователя 21, сепаратора 22, жесткого колеса 23, шариков 24. Ведущим звеном является волнообразователь с двумя дисками, жесткое колесо заторможено, выходным звеном служит сепаратор. Шарики в сепараторе расположены в два ряда. Волнообразователь 21 одной из шариковолновых передач жестко связан с валом 15 ротора роторно-волнового двигателя 2, а сепаратор 22 жестко связан с выходным валом привода 25, а волнообразователь второй шариковолновой передачи жестко связан с валом ротора роторно-волнового двигателя, а сепаратор жестко связан с валом потенциометра 4.

Все агрегаты пневмомагистралей связаны между собой жесткими металлическими трубами, в корпусе привода сделаны монтажные отверстия, необходимые для установки соответствующих устройств и элементов.

Устройство работает следующим образом.

На вход блока управления 1 приходит сигнал в виде управляющего напряжения. Суммируя этот сигнал и сигнал обратной связи, приходящий от потенциометра 4, блок управления формирует сигнал, подаваемый либо на комбинацию - клапан 7, форсунки 9, 10 и инициирующую свечу 19, либо комбинацию - клапан 8, форсунки 11, 12 и инициирующую свечу 20. Первоначально (для начала работы привода) подается топливно-воздушная смесь, свеча 19, осуществляющая поджигание топливно-воздушной смеси, обеспечивает вращение выходного вала привода в одном направлении, а форсунки 11 и 12 и инициирующая свеча 20 обеспечивают вращение выходного вала привода в противоположном направлении. Одновременно с подачей топливно-воздушной смеси в камеру сгорания, а также сигнала на соответствующую инициирующую свечу, блок управления подает сигнал на соответствующий клапан (7 или 8), который позволяет попасть воздуху, забранному через воздухозаборник 14 и прошедшему через регулятор давления 13 и электропневмоклапан 5, в отсек сжатия. Проходя отсек сжатия, воздух сжимается до определенного давления и попадает в камеру сгорания, в этот момент прекращается подача воздуха в форсунку 9, и через нее начинается подача топлива, т.е. теперь через обе форсунки 9 и 10 осуществляется непрерывная подача топлива. Топливно-воздушная смесь поджигается с помощью инициирующей свечи 19, установленной по ходу движения газа в камере сгорания. Сгоревшие газы с высокой температурой и давлением входят в винтовые линии расширительного отсека за счет выдавливающего воздействия газов на витки ротора. Расширяясь газ, совершает работу, идущую на вращения выходного вала привода. Отработавшие газы выходят через клапан 8 и выхлопную трубку. Реверс осуществляется следующим образом. Блок управления прекращает подавать топливно-воздушную смесь через форсунки 9 и 10, начинает подавать через форсунки 11 и 12 и поджигать ее с помощью инициирующей свечи 20, одновременно подавая сигнал на закрытие клапана 7 и открытие клапана 8. За счет того, что форсунки 9 и 10 расположены противоположно форсункам 11 и 12, и происходит реверсирование. Далее работа привода проходит аналогично.

Похожие патенты RU2314427C1

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Иванов Вячеслав Геннадьевич
RU2304225C2
РОТОРНО-КОМПРЕССОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Паевский Андрей Валерьевич
RU2530980C2
СФЕРИЧЕСКИЙ РОТОРНО-ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМИ ПАРАМЕТРАМИ 2012
  • Иванов Вячеслав Геннадьевич
  • Мерзанюкова Елена Вячеславовна
RU2529614C2
ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Соколов В.Е.
  • Горбунов С.А.
  • Соколова О.В.
  • Сафонов А.Н.
RU2204032C1
РОТОРНО-ЛОПАСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВЫНЕСЕННОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И ДИСКОВОЙ СИСТЕМОЙ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Кудряшов Алексей Александрович
RU2491432C2
РЕАКТИВНО-РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СИСТЕМА ЕГО ПИТАНИЯ 1996
  • Весенгириев Михаил Иванович
  • Серебренникова Наталья Михайловна
  • Весенгириев Андрей Михайлович
RU2115817C1
Роторный детонационный газотурбинный двигатель и способ детонационного горения в нём 2020
  • Исаев Сергей Константинович
RU2745975C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Фещенко С.И.
RU2161707C2
РОТОРНО-ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Седунов И.П.
RU2155272C1
РОТОРНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТИГУНЦЕВА 2011
  • Тигунцев Степан Георгиевич
RU2484271C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 314 427 C1

Реферат патента 2008 года АВТОНОМНЫЙ ПРИВОД

Изобретение относится к автономным приводам авиационных и робототехнических систем. Целью изобретения является создание компактного автономного привода, минимизация габаритов, повышение коэффициента полезного действия. Автономный привод содержит газораспределительное устройство, связанное с исполнительным двигателем, выходной вал которого связан с механической передачей, и два опорных устройства. Исполнительный двигатель представляет собой роторно-волновой двигатель, в котором отсеки сжатия и расширения выполнены в виде одинаковых конусов. В камере сгорания, выполненной в виде тора, установлены две инициирующие свечи и четыре форсунки. Пары форсунок и соответствующие каждой паре форсунок инициирующие свечи, установленные по ходу движения газа в камере сгорания, смещены к отсекам сжатия и расширения симметрично относительно центра. В отсеках сжатия и расширения установлены два клапана, расположенные в вершинах конусов, каждый из которых соединен с трубой воздухозаборника и выхлопной трубой. Автономный привод содержит датчик обратной связи, выполненный в виде потенциометра, установленный на выходном валу автономного привода. Механическая передача и два опорных устройства выполнены в виде двух шариковолновых передач, состоящих из волнообразователя, сепаратора и жесткого колеса. Газораспределительное устройство выполнено в виде двух электропневмоклапанов и регулятора давления. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 314 427 C1

1. Автономный привод, содержащий газораспределительное устройство, связанное с исполнительным двигателем, выходной вал которого связан с механической передачей, два опорных устройства, отличающийся тем, что исполнительный двигатель представляет собой роторно-волновой двигатель, в котором отсеки сжатия и расширения выполнены в виде одинаковых конусов, в камере сгорания, выполненной в виде тора, установлены две инициирующие свечи и четыре форсунки, причем пары форсунок и соответствующие каждой паре форсунок инициирующие свечи, установленные по ходу движения газа в камере сгорания, смещены к отсекам сжатия и расширения симметрично относительно центра, в отсеках сжатия и расширения установлены два клапана, расположенные в вершинах конусов, каждый из которых, соединен с трубой воздухозаборника и выхлопной трубой.2. Автономный привод по п.1, отличающийся тем, что содержит датчик обратной связи, выполненный в виде потенциометра, установленный на выходном валу автономного привода.3. Автономный привод по п.1, отличающийся тем, что механическая передача и два опорных устройства выполнены в виде двух шариковолновых передач, состоящих из волнообразователя, сепаратора и жесткого колеса, при этом волнообразователь одной из передач жестко связан с валом ротора роторно-волнового двигателя, а сепаратор жестко связан с выходным валом привода, волнообразователь второй шариковолновой передачи жестко связан с валом ротора роторно-волнового двигателя, а сепаратор жестко связан с валом потенциометра.4. Автономный привод по п.1, отличающийся тем, что газораспределительное устройство выполнено в виде двух электропневмоклапанов, один из которых соединен с клапанами в отсеках сжатия и расширения, а второй соединен с форсунками в камере сгорания, и регулятора давления, соединенного с воздухозаборником с одной стороны и электропневмоклапанами с другой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2314427C1

Дискретный исполнительный механизм 1980
  • Бобко Альбин Михайлович
  • Володин Жорж Гаврилович
  • Данилов Юрий Анатольевич
  • Дунаев Сергей Викторович
  • Климов Вячеслав Алексеевич
  • Кустов Анатолий Николаевич
  • Николаев Валерий Федорович
  • Пономарева Татьяна Ивановна
  • Посохин Георгий Николаевич
SU949229A1
РОТОРНО-ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Седунов И.П.
RU2155272C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА КОМПРЕССОРА 1998
  • Коленко Н.Н.
  • Духанин Ю.И.
  • Шмытов Н.А.
  • Белугин А.А.
RU2143571C1
JP 8004547 A, 09.01.1996
DE 3934275 C1, 21.03.1991
ЛОПАСТНО-БЕСКРИВОШИПНАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Шароглазов Б.А.
  • Головченко Ю.В.
  • Клементьев В.В.
RU2239069C1
Реверсивный привод 1975
  • Корытов Владимир Павлович
  • Спирина Валентина Петровна
  • Соколов Павел Васильевич
SU621923A1
Двухтактный двигатель внутреннего горения для приведения в движение возвратно-поступательных механизмов с различными скоростями и в различных направлениях, напр., машущих крыльев 1929
  • Конюхов Г.А.
SU23780A1

RU 2 314 427 C1

Авторы

Прилипов Алексей Валерьевич

Лалабеков Валентин Иванович

Геращенко Анатолий Николаевич

Макаренко Александр Валерьевич

Самсонович Семен Львович

Даты

2008-01-10Публикация

2006-03-31Подача