ВЕРТОЛЕТ Российский патент 2008 года по МПК B64C27/04 

Описание патента на изобретение RU2314973C2

Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам - вертолетам.

Известны вертолеты, содержащие фюзеляж с пилотской кабиной, моторным отсеком с одним несущим винтом, хвостовую балку с рулевым винтом, колесное шасси (см. Данилов В.А. и др. Вертолет Ми-8. M., 1978 - 248 с.). Вертолеты с таким расположением винтов получили наибольшее распространение благодаря сравнительной простоте конструкции и лучшим аэродинамическим показателям.

Недостатком описанной конструкции вертолета является невозможность катапультирования пилотов аналогично пилотам самолетов, поскольку мешает вращающийся по инерции несущий винт.

Для устранения этого недостатка известны вертолеты "поперечной схемы", имеющие несколько несущих винтов одинакового диаметра, в том числе расположенных симметрично относительно продольной оси фюзеляжа (см. патент США №2651480 от 8.09.53 г.).

Недостатками вертолетов "поперечной схемы" являются большое лобовое сопротивление, невысокие аэродинамические показатели, повышенная вибрация. Поэтому эти вертолеты не выпускаются серийно.

Предлагаемое изобретение направлено на создание вертолета, обеспечивающего катапультирование пилотов при сохранение преимуществ одновинтовых классических вертолетов.

Сущность предлагаемого изобретения: вертолет, содержащий фюзеляж с пилотской кабиной, моторным отсеком с несущим винтом, хвостовую балку с рулевым винтом, колесное шасси, отличающийся тем, что фюзеляж оснащен передней продольной балкой, к концу которой закреплена пилотская кабина, оснащенная катапультными креслами, и смонтированы дополнительные несущие винты меньшего диаметра так, что лопасти винтов не проходят над кабиной.

На фиг.1 изображен вертолет (вид сбоку), на фиг.2 - то же (вид сверху). На фиг.3 дана электрическая схема продольной балансировки, на фиг.4 показано аварийное катапультирование пилотов.

Вертолет содержит фюзеляж 1 с пилотской кабиной 2, моторный отсек 3 с несущим винтом 4, хвостовую балку 5 с рулевым винтом 6. Кабина 2 закреплена к передней продольной балке 7, к кошу которой смонтированы дополнительные несущие винты малого диаметра 8, 9 посредством коротких консолей 10, 11. Вертолет опирается на шасси с передними 12 и задними 13 колесами.

Привод дополнительных винтов 8, 9 аналогичен приводу рулевого винта 6, т.е. от главного редуктора, установленного в моторном отсеке 3, с помощью трансмиссионных валов.

Электродвигатель М (фиг.3) через червяк 15 и червячное колесо 16 механически связан с лопастями несущих винтов 8, 9 для увеличения или уменьшения их "шага" в зависимости от направления вращения вала.

Работа устройства заключается в следующем.

Перед взлетом пилот включает двигатели моторного отсека 3. Винты 4, 6, 8, 9 начинают вращаться. Увеличивая шаг винта 4, пилот отрывает от посадочной площадки задние колеса 13. Вертолет наклоняется вперед на угол α (фиг.3). При этом грузик 14, отклоняясь, замыкает контакт K2 (контакт К1 включается заранее). Электродвигатель М, подключенный к генератору Г, увеличивает шаг винтов 8, 9. Кабина 2 так же начинает подниматься. Колесо 12 отрывается от площадки.

Как только пол кабины встанет горизонтально, т.е. при α=0, грузик 14 под действием силы тяжести разомкнет контакт К2. Двигатель М остановится. Шаг винтов 8, 9 фиксируется. Продольная балансировка завершится. Дальнейший взлет и управление полетом совершаются как и в обычном вертолете. После завершения полета и выключения двигателей пилот нажимает на кнопку К3. Электродвигатель М подключается к аккумулятору 17. При этом его вал будет вращаться в обратную сторону, уменьшая "шаг" винтов 8, 9 до нуля. Вертолет готов к следующему взлету.

В случае возникновения аварийной ситуации: пожара в моторном отсеке 3 или поломки несущего винта 4, - пилоты катапультируются с помощью обычных катапультных кресел 18, 19 (фиг.4) и приземляются на парашютах.

Для спасения пассажиров пассажирский салон может быть выполнен отделяющимся и оснащен реактивной системой автономного приземления.

Таким образом, предложенный вертолет благодаря оснащению фюзеляжа передней продольной балкой, к концу которой закреплена пилотская кабина, над которой не проходят лопасти несущих винтов, обеспечивает возможность катапультирования пилотов и тем самым повышает безопасность полетов при сохранении аэродинамических показателей обычного вертолета.

Похожие патенты RU2314973C2

название год авторы номер документа
ТЯЖЕЛЫЙ МНОГОВИНТОВОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2492112C1
ВЕРТОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
  • Чернов Владимир Глебович
RU2009078C1
Многоцелевой вертолет и топливная система вертолета 2020
  • Казаков Кирилл Викторович
  • Яковлев Сергей Викторович
  • Плущевский Алексей Михайлович
  • Ширяев Леонид Павлович
  • Пожарский Александр Леонидович
RU2752810C1
ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2005
  • Дуров Д.С.
RU2310583C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АВТОЖИР 2013
  • Ершова Нина Александровна
  • Знаенко Галина Викторовна
  • Касьянов Александр Афанасьевич
  • Попов Пётр Михайлович
  • Рыжаков Станислав Геннадиевич
  • Титов Александр Константинович
RU2543471C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ГИДРОКОНВЕРТОВИНТОПЛАН 2007
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2351506C2
БЕСПИЛОТНЫЙ КОНВЕРТОВИНТОКРЫЛ 2009
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2432300C2
АВИАТРАНСФОРМЕР, ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ В АВТОМОБИЛЬ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2650257C1
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2627975C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2008
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2370414C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 314 973 C2

Реферат патента 2008 года ВЕРТОЛЕТ

Изобретение относится к винтокрылым летательным аппаратам. Вертолет содержит фюзеляж (1) с пилотской кабиной (2), моторный отсек (3) с одним несущим винтом (4), хвостовую балку (5) с рулевым винтом (6), колесное шасси. Фюзеляж оснащен передней продольной балкой (7), к концу которой закреплена пилотская кабина (2), оснащенная катапультными креслами, и смонтированы дополнительные несущие винты меньшего диаметра так, что лопасти винтов не проходят над ней. Изобретение повышает безопасность полетов. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 314 973 C2

Вертолет, содержащий фюзеляж с пилотской кабиной, моторным отсеком с несущем винтом, хвостовую балку с рулевым винтом, колесное шасси, отличающийся тем, что фюзеляж оснащен передней балкой, к концу которой закреплена пилотская кабина, оснащенная катапультными креслами, и смонтированы дополнительные несущие винты меньшего диаметра так, что лопасти винтов не проходят над кабиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2314973C2

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕКТИФИКОВАННОГО СПИРТА 2016
  • Перелыгин Виктор Михайлович
RU2651480C1
US 3135487 А, 02.06.1964
КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ 1994
  • Фефер Михаил Ильич
RU2089456C1
Вертолет поперечной схемы 1963
  • Миль М.Л.
  • Бахов О.П.
SU184141A1

RU 2 314 973 C2

Авторы

Морохин Вениамин Иванович

Даты

2008-01-20Публикация

2006-01-11Подача