МАЛОРАЗМЕРНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Российский патент 2008 года по МПК B64C1/30 B64C3/56 

Описание патента на изобретение RU2321523C1

Изобретение относится к области малоразмерной авиационной техники, более конкретно к беспилотным летательным аппаратам.

Возможность трансформирования для уменьшения габаритов в транспортном состоянии и при хранении является одним из наиболее важных требований, предъявляемых к малоразмерным летательным аппаратам, в том числе беспилотным.

Известны разнообразные схемы трансформируемых летательных аппаратов.

Так, в соответствии с авторским свидетельством СССР №1821422 (опубл. 15.06.1993, [1]) консоли крыла выполнены складывающимися с поворотом на 90° вниз, а в соответствии с патентом Российской Федерации №2125524 (опубл. 27.01.1999, [2]) - складывающимися с поворотом на 90° вверх. Решения, аналогичные последнему, описаны также в патентах Российской Федерации №2183182 (опубл. 10.06.2003, [3]) и №2228283 (опубл. 10.05.2004, [4]).

Летательный аппарат по патенту Российской Федерации №2183333 (опубл. 20.04.2002, [5]) имеет консоль с двумя секциями, поворачивающимися вокруг оси, параллельной продольной оси аппарата, и прижимающимися друг к другу и фюзеляжу после складывания путем такого поворота.

Согласно патенту Российской Федерации №2005663 (опубл. 15.01.1994, [6]) каждая консоль крыла выполнена поворотной и складывающейся таким образом, что консоли располагаются вдоль фюзеляжа по его бокам. В патенте Российской Федерации №2321477 (опубл. 27.06.2004, [7]) описано аналогичное решение, отличающееся тем, что поворот консолей перед их складыванием по бокам фюзеляжа осуществляется совместно.

В патенте США №5050817 (опубл. 24.09.1991, [8]) описано аналогичное [6] решение, дополненное возможностью складывания концов консолей путем их поворота на 90° после размещения консолей по бокам фюзеляжа, в результате чего эти концы занимают положение, перпендикулярное продольной оси аппарата, сзади его фюзеляжа, уменьшая общую длину аппарата.

Из патента Российской Федерации №2125523 (опубл. 27.01.1999, [9]) известна схема летательного аппарата со складываемыми вдоль фюзеляжа консолями крыла, плоскости которых при этом занимают горизонтальное положение над фюзеляжем.

Общая особенность описанной выше группы технических решений [1]-[9] заключается в том, что они ограничиваются использованием тех или иных средств складывания консолей. Этого недостаточно для минимизации габаритов летательного аппарата в транспортном состоянии и при хранении.

В патенте Российской Федерации №2026781 (опубл. 30.07.1994, [10]) описан летательный аппарат, имеющий консоли крыла со складывающимися концевыми секциями с возможностью совместного поворота консолей вокруг поперечной оси фюзеляжа и последующего складывания консолей с размещением их по бокам фюзеляжа. Кроме того, предусмотрено размещение хвостового оперения на консольной подвеске переменной длины с возможностью продвижения его вперед и уменьшения длины аппарата в сложенном состоянии. Данное техническое решение обеспечивает дополнительную возможность уменьшения габаритов летательного аппарата в сложенном состоянии за счет уменьшения его длины. Однако при этом остаются без изменения поперечные габариты, обусловленные размерами хвостового оперения.

В патенте Российской Федерации №2139795 (опубл. 20.10.1999, [11]) описан летательный аппарат, имеющий корневую и по две центральные и концевые секции консоли крыла. В результате посекционного складывания каждая концевая секция прижимается своей нижней стороной к нижней стороне соответствующей центральной секции, а центральная секция вместе с прижатой к ней концевой секцией поворачивается на 90° вниз относительно корневой секции и занимает вертикальное положение сбоку фюзеляжа. Кроме того, предусмотрен поворот двухкилевой хвостовой части фюзеляжа вместе с хвостовым оперением вокруг горизонтальной поперечной оси таким образом, что она ложится сверху на переднюю часть.

В данной конструкции, как и в техническом решении по патенту [10], тоже имеется дополнительная возможность уменьшения продольного габарита летательного аппарата в транспортном состоянии и при хранении. Однако эта возможность ограничена рамками двухкилевой схемы, так как при однокилевой или бескилевой схеме с V-образным оперением предлагаемое в [11] размещение хвостовой части после ее поворота над передней частью фюзеляжа затруднительно. Кроме того, как и в решении по патенту [10], остаются без изменения габариты, обусловленные размерами хвостового оперения.

Известен также малоразмерный летательный аппарат по патенту США №4706907 (опубл. 17.11.1987, [12]). Он имеет телескопически складывающиеся консоли крыла, которые после такого складывания могут быть опущены вниз путем поворота на 90° вокруг оси, параллельной продольной оси аппарата. Элементы хвостового оперения могут быть сложены в плоскую вертикально ориентированную фигуру, после чего хвостовое оперение может быть повернуто вокруг горизонтальной поперечной оси на 180° и занять положение под фюзеляжем. После перечисленных преобразований длина аппарата может быть дополнительно уменьшена благодаря выполнению фюзеляжа из двух телескопически складывающихся частей.

Данное техническое решение с точки зрения конструктивных особенностей малоразмерного летательного аппарата, относящихся к его трансформированию в состояние для транспортирования и хранения, наиболее близко к предлагаемому.

Его недостатки обусловлены технической сложностью создания телескопически складываемых консолей крыла. Процесс трансформирования требует выполнения большого количества манипуляций. Кроме того, при реализации этого технического решения применительно к летательному аппарату в беспилотном варианте, имеющему малые поперечные размеры фюзеляжа, схема трансформирования, предусматривающая складывание консолей крыла вниз, приводит даже к увеличению соответствующих габаритных размеров в транспортном состоянии по сравнению с полетным.

Предлагаемое техническое решение направлено на получение технического результата, заключающегося в уменьшении габаритных размеров летательного аппарата в сложенном состоянии для повышения удобства его транспортирования и хранения при упрощении конструкции подвергаемых трансформированию узлов и летательного аппарата в целом, а также в упрощении использования и обслуживания летательного аппарата благодаря простоте трансформирования.

Предлагаемый малоразмерный беспилотный летательный аппарат, как и указанный наиболее близкий к нему известный, имеет фюзеляж и аэродинамические поверхности. Последние включают складывающееся крыло, установленное на фюзеляже и соединенное с ним с возможностью его поворота и фиксации положения, горизонтальное оперение и вертикальное оперение, жестко связанное с фюзеляжем.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемом малоразмерном беспилотном летательном аппарате, в отличие от наиболее близкого к нему известного, крыло имеет две консоли, каждая из которых в корневой части имеет поверхность разъема и выполнена в виде корневой и концевой секций. Последние соединены между собой с возможностью складывания их поверхностями друг к другу. Указанное соединение концевой и корневой секций консоли крыла выполнено посредством узла крепления, снабженного фиксатором взаимного положения этих секций и осевым шарниром. При этом корневая секция консоли крыла соединена с фюзеляжем с возможностью складывания ее вместе с присоединенной к ней концевой секцией вниз и последующего поворота назад для складывания вдоль фюзеляжа при переводе малоразмерного беспилотного летательного аппарата в состояние для транспортирования и хранения. Указанное соединение корневой секции консоли крыла с фюзеляжем выполнено посредством узла крепления, снабженного фиксатором положения корневой секции консоли крыла и двухстепенным шарниром. Первая ось этого шарнира перпендикулярна вертикальной плоскости симметрии малоразмерного беспилотного летательного аппарата и расположена ниже крыла в его положении, соответствующем полетному состоянию малоразмерного беспилотного летательного аппарата. Вторая ось двухстепенного шарнира расположена около поверхности разъема соответствующей консоли крыла. Горизонтальное оперение выполнено в виде двух консолей. Каждая из них соединена с вертикальным оперением с возможностью складывания вдоль вертикального оперения посредством своего узла крепления, который снабжен фиксатором положения консоли горизонтального оперения и осевым шарниром.

Соединение корневых секций консолей крыла с фюзеляжем посредством указанных узлов крепления, снабженных двухстепенными шарнирами, обеспечивает возможность трансформирования летательного аппарата в состояние для транспортирования и хранения путем складывания консолей вниз и расположения их затем вдоль фюзеляжа по его бокам. Это, в свою очередь, обеспечивает минимизацию вертикального, поперечного и горизонтального габаритов летательного аппарата в состоянии для транспортирования и хранения, так как эти габариты определяются практически только геометрическими размерами консоли крыла. Одновременно исключаются факторы, усложняющие конструкцию аппарата при телескопическом выполнении консолей, присущем наиболее близкому известному техническому решению.

Благодаря расположению указанной первой (ориентированной перпендикулярно вертикальной плоскости симметрии малоразмерного беспилотного летательного аппарата) оси вращения двухстепенного шарнира ниже крыла в его положении, соответствующем полетному состоянию малоразмерного беспилотного летательного аппарата, т.е. ниже второй оси упомянутого шарнира, достигается вынос корневой секции крыла вперед при ее складывании вдоль фюзеляжа. Это способствует уменьшению габаритов малоразмерного летательного аппарата в транспортном состоянии, так как в полетном состоянии крыло должно находиться на значительном расстоянии от носовой части фюзеляжа с учетом требований балансировки и общих массово-инерционных свойств летательного аппарата.

Выполнение каждой из консолей крыла из двух секций с возможностью складывания их поверхностями друг к другу и наличие узла их соединения, снабженного шарниром, способствуют тому, чтобы концы консолей, которые после складывания и размещения по бокам фюзеляжа оказываются в его кормовой зоне, не выступали за пределы продольного габарита фюзеляжа вместе с хвостовым оперением. Выполнение этого условия достигается благодаря сочетанию данного признака с расположением первой оси вращения двухстепенного шарнира ниже его второй оси вращения.

То обстоятельство, что все упомянутые узлы крепления секций консоли крыла и консолей горизонтального оперения снабжены фиксаторами положения консолей, обеспечивает требуемую жесткость конструкции малоразмерного беспилотного летательного аппарата.

Предпочтительно такое выполнение предлагаемого малоразмерного беспилотного летательного аппарата, при котором оси указанных двухстепенных шарниров, перпендикулярные вертикальной плоскости симметрии малоразмерного беспилотного летательного аппарата, совмещены друг с другом.

В частном случае выполнения предлагаемого малоразмерного беспилотного летательного аппарата соединение каждой консоли горизонтального оперения с вертикальным оперением выполнено с возможностью складывания консоли горизонтального оперения вниз. В этом случае узел крепления консоли горизонтального оперения расположен у концевой части вертикального оперения.

В другом частном случае соединение каждой консоли горизонтального оперения с вертикальным оперением выполнено с возможностью складывания консоли горизонтального оперения вверх. В этом случае узел крепления консоли горизонтального оперения расположен у корневой части вертикального оперения.

Фиксаторы положения секций консолей крыла и консолей горизонтального оперения могут быть выполнены в виде пластинчатых пружинных замков.

Совмещение осей двухстепенных шарниров, перпендикулярных вертикальной плоскости симметрии летательного аппарата, друг с другом упрощает их конструкцию и конструкцию малоразмерного беспилотного летательного аппарата в целом.

В обоих указанных частных случаях выполнения соединения консолей горизонтального оперения с вертикальным оперением указанные консоли в процессе трансформирования летательного аппарата совмещаются с вертикальным оперением. Благодаря этому они оказываются расположенными практически в одной плоскости со сложенными по бокам фюзеляжа консолями крыла, что уменьшает габаритный поперечный размер летательного аппарата в состоянии для транспортирования и хранения. При этом данный результат достигается независимо от того, где установлены узлы крепления консолей горизонтального оперения: у концевой или у корневой части вертикального оперения.

Выполнением фиксаторов положения консолей крыла и консолей горизонтального оперения в виде пластинчатых пружинных замков достигается обеспечение жесткости конструкции малоразмерного беспилотного летательного аппарата в сочетании с простотой конструкции и простотой обслуживания.

Все действия по трансформированию предлагаемого малоразмерного беспилотного летательного аппарата в состояние для транспортирования и хранения и обратно сводятся к расфиксации или фиксации соединений секций консолей крыла и консолей горизонтального оперения и нескольким простейшим поворотам, что упрощает эксплуатацию.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, на которых показаны:

- на фиг.1 - схематическое изображение общего вида предлагаемого малоразмерного беспилотного летательного аппарата в полетном состоянии, вид сбоку;

- на фиг.2 - то же, вид сверху;

- на фиг.3 - то же, вид спереди;

- на фиг.4 - соединение корневой и концевой секций консоли крыла в полетном состоянии;

- на фиг.5 - соединение корневой секции консоли крыла с фюзеляжем;

- на фиг.6 - соединение горизонтального оперения с верхней частью вертикального оперения;

- на фиг.7 - соединение горизонтального оперения с фюзеляжем;

- на фиг.8 - предпочтительное выполнение двухстепенного шарнира;

- на фиг.9 - секции консоли крыла в сложенном положении, соответствующем состоянию для транспортирования и хранения летательного аппарата;

- на фиг.10 - положение консолей крыла после осуществления поворотов их концевых секций и поворота корневых секций вокруг второй оси двухстепенного шарнира;

- на фиг.11 - положение консолей крыла после осуществления поворота вокруг первой оси двухстепенного шарнира;

- на фиг.12 - горизонтальное оперение в сложенном положении при расположении узлов крепления консолей горизонтального оперения у концевой части вертикального оперения;

- на фиг.13 - горизонтальное оперение в сложенном положении при расположении узлов крепления консолей горизонтального оперения у корневой части вертикального оперения;

- на фиг.14 - окончательное положение консолей крыла и хвостового оперения после осуществления поворотов для перехода в состояние для транспортирования и хранения;

- на фиг.15 - схематическое изображение общего вида предлагаемого летательного аппарата в положении для транспортирования и хранения, вид сбоку;

- на фиг.16 - то же, вид сверху;

- на фиг.17 - то же, вид спереди.

Малоразмерный летательный аппарат (фиг.1-3) содержит:

- фюзеляж 1, который, в свою очередь, состоит из носовой 2 и кормовой 3 частей;

- крыло, консоли 6 которого состоят из концевой 7 и корневой 8 секций;

- горизонтальное хвостовое оперение 10;

- вертикальное хвостовое оперение 12;

- двигатель 14 с винтом 15.

Фюзеляж 1 (фиг.1), состоящий из носовой 2 и кормовой 3 частей, является основным элементом планера, предназначенным для размещения элементов системы управления, навигации и полезной нагрузки, а также системы электроснабжения и других основных функциональных систем. Фюзеляж имеет силовые связи с консолями 6 крыла (фиг.2, 3) и хвостовым оперением, которое включает в себя горизонтальное оперение с консолями 10 (фиг.2, 3) и вертикальное оперение 12 (фиг.1).

Фюзеляж выполнен по конструктивно-силовой схеме, подобной "балочной". Носовая часть 2 фюзеляжа выполнена из левого 2.1 и правого 2.2 (фиг.2, 3) полусводов, скрепленных клеевым соединением. Левый по полету полусвод 2.1 имеет вырез под съемную крышку 4 (фиг.1), которая предназначена для монтирования основных частей функциональных систем летательного аппарата. Носовая часть 2 фюзеляжа скреплена с кормовой частью 3 посредством клеевого соединения. Кормовая часть 3 фюзеляжа выполнена из тонкостенной конической оболочки, сформированной из композиционного пакета на основе аримидно-углеродной ткани и эпоксидной смолы.

Консоли 6 крыла (фиг.2, 3) состоят из концевой 7 и корневой 8 секций. Концевая 7 и корневая 8 секции каждой консоли соединены одна с другой (фиг.2, 4) с помощью узла крепления с шарниром 5, имеющим ось вращения, ориентированную вдоль строительной горизонтали летательного аппарата. Узел крепления, соединяющий секции консолей крыла, содержит также фиксаторы 18 взаимного положения секций в виде пластинчатых пружинных замков.

Корневая секция 8 каждой консоли крыла соединена с носовой частью 2 фюзеляжа с помощью узла крепления, содержащего двухстепенный шарнир 11 (фиг.1, 5). Двухстепенный шарнир 11 имеет первую (поперечную) 17 и перпендикулярную ей вторую (продольную) 16 оси поворота. Первая (поперечная) ось 17 перпендикулярна вертикальной плоскости симметрии малоразмерного беспилотного летательного аппарата и расположена ниже консоли 6 крыла в его положении, соответствующем полетному состоянию малоразмерного беспилотного летательного аппарата (фиг.1). Вторая ось 16 двухстепенного шарнира 11 расположена около поверхности разъема соответствующей консоли крыла и в показанном на фиг.1 случае ориентирована вдоль строительной горизонтали малоразмерного беспилотного летательного аппарата. Как видно из фиг.1, первая из названных осей (ось 17) двухстепенного шарнира 11 расположена ниже его второй оси 16.

В показанном на фиг.2 положении, соответствующем полетному состоянию, правая и левая по полету корневые секции 8 консолей крыла скреплены одна с другой посредством фиксаторов 9 взаимного положения корневых секций в виде пластинчатых пружинных замков.

Крыло может иметь конструктивно-силовую схему, подобную "кессонному крылу", т.е. с несущей обшивкой. Обшивка может быть сформирована из композиционного пакета на основе аримидно-углеродной ткани и эпоксидной смолы. Обшивка подкреплена наполнителем из пенопласта плиточного. Крыло не имеет органов для аэродинамической балансировки летательного аппарата в полете.

Вертикальное хвостовое оперение 12 выполнено в виде вертикальной аэродинамической поверхности с рулем 21, необходимым для управления летательным аппаратом по курсу и крену. Вертикальное оперение крепится к кормовой части 3 фюзеляжа посредством типовых моментных узлов. Рулевая поверхность может быть выполнена из ткани технической аримидной каркасной обработки и подкреплена пакетом из сотового заполнителя с шириной гексагональной решетки, равной 3,5 мм.

Горизонтальное оперение состоит из двух консолей 10 (фиг.2) и представляет собой несущую аэродинамическую поверхность, подобную крылу, но имеющую рулевые поверхности 19, необходимые для аэродинамической балансировки летательного аппарата по тангажу и крену.

Консоли 10 горизонтального оперения крепятся на вертикальном оперении 12 (фиг.6) либо на кормовой части 3 фюзеляжа (фиг.7) с помощью узлов крепления, содержащих шарниры 23 с осью поворота, ориентированной вдоль строительной горизонтали летательного аппарата. Упомянутые узлы крепления могут содержать фиксаторы положения консолей горизонтального оперения, выполненные в виде пластинчатых пружинных замков (на чертежах не показаны), аналогичных замкам 9, 18, фиксирующим положение секций консолей крыла.

Рулевые поверхности могут быть выполнены из ткани технической аримидной каркасной обработки и подкреплены пакетом из сотового заполнителя с шириной гексагональной решетки, равной 3,5 мм.

Предлагаемый малоразмерный беспилотный летательный аппарат может быть оснащен электродвигателем 14 с винтом 15.

Наличие двигателя и винта не является необходимым, если малоразмерный беспилотный летательный аппарат предназначен для использования только в режиме планирования.

Предпочтительное конструктивное выполнение двухстепенных шарниров, соединяющих корневые секции консолей крыла с фюзеляжем, при котором первая (поперечная) ось поворота этих шарниров является общей для них обоих, иллюстрируется фиг.8. Данная конструкция содержит основания 25, продольные шарниры 27 с осями 16, ориентированными параллельно строительной горизонтали летательного аппарата, и поперечный шарнир 26 с осью 17, перпендикулярной осям 16 и расположенной горизонтально. Основания 25 предназначены для крепления на носовой части 2 фюзеляжа. Показанное на фиг.8 положение оснований 25 соответствует расположению носовой части 2 фюзеляжа "на боку", т.е. как на фиг.5. Поэтому горизонтальная ось 17 поперечного шарнира на обеих этих фигурах выглядит расположенной вертикально. Поперечный шарнир 26 с осью 17 пронизывает носовую часть 2 фюзеляжа (см. фиг.1, 5). Продольные шарниры имеют площадки 28, предназначенные для крепления к ним корневых частей 8 консолей крыла (см. фиг.5).

В описываемом предпочтительном выполнении соединение корневых секций консолей крыла между собой обеспечивается с помощью пластинчатых пружинных замков 18 (фиг.2), пластинчатые элементы 24 и элементы 22 зацепления которых закреплены на стойках 20, установленных на площадках 28 продольных шарниров 27. В сборе корневая секция одной из консолей крыла закреплена между верхними по фиг.8 площадками 28 и пластинчатыми элементами 24 пружинных замков, а корневая секция другой консоли крыла - между нижними по фиг.8 площадками 28 и элементами 22 зацепления пружинных замков. При этом стойки 20 пронизывают корневую часть консоли крыла.

Соединение консолей горизонтального хвостового оперения с фюзеляжем или хвостовым оперением и фиксация их в положении, соответствующем полетному состоянию, могут быть выполнены аналогично описанному выше.

Шарниры 23 для соединения корневой и концевой секций консолей крыла и средство фиксации их в положении, соответствующем полетному состоянию, могут быть выполнены аналогично верхней части конструкции, показанной на фиг.8, отсоединенной от элементов 26, 17, относящихся к поперечному шарниру. Данная часть основаниями 25 крепится к удаленному от фюзеляжа концу корневой секции консоли крыла, а площадками 28 с пластинчатыми элементами 24 пружинных замков - к концевой секции. При этом корневая секция должна иметь также элементы, аналогичные элементам 22 зацепления пружинных замков.

Возможно использование и других, отличных от описанных, подходящих средств для соединения секций консолей крыла друг с другом и фюзеляжем и консолей горизонтального хвостового оперения с фюзеляжем, а также средств фиксации их в требуемом положении, включая разнообразные известные средства.

Предлагаемый малоразмерный беспилотный летательный аппарат работает и используется следующим образом.

В рабочем (полетном) состоянии крыло находится в установившемся горизонтальном положении и секции его консолей зафиксированы пластинчатыми пружинными замками 9, 18 (фиг.2). Консоли 10 горизонтального оперения закреплены узлами крепления с шарнирами 23 (фиг.2, 6, 7) с продольной осью поворота и соответствующими фиксаторами (не показаны на чертежах).

Для перевода в положение, соответствующее состоянию для транспортирования и хранения, концевые секции 7 консолей крыла освобождаются от связей с корневыми секциями 8, обеспечиваемыми посредством пластинчатых пружинных замков 18 (фиг.2, 4), и разворачиваются относительно продольной оси шарниров 5 и корневых секций 8 консолей крыла в положение, показанное на фиг.9.

Затем корневые секции 8 консолей крыла освобождаются от силовых связей, обеспечиваемых посредством пластинчатых пружинных замков крепления 9 (фиг.2), и разворачиваются относительно продольной оси 16 (фиг.1, 5) двухстепенного шарнира 11 в положение, показанное на фиг.10. Далее они разворачиваются вокруг поперечной оси 17 этого шарнира (фиг.1, 5) в положение, показанное на фиг.11.

В процессе этого разворота достигается вынос корневой секции крыла, закрепленной на оси 16, вперед, так как поперечная ось 27 расположена ниже каждой из продольных осей 16. Сказанное легче понять с помощью фиг.1, если представить, что обращенная к зрителю консоль 6 после опускания ее вниз в результате поворота вокруг оси 16 далее поворачивается вместе с этой осью и другими элементами шарнира 11 против часовой стрелки на 90° вокруг оси 17.

В случае, изображенном на фиг.10, складывание концевых секций консолей крыла происходит так, что концевая секция 7 оказывается прижатой своей нижней стороной к нижней стороне корневой секции 8. Это способствует дополнительной минимизации поперечного габаритного размера летательного аппарата в сложенном состоянии, так как сложенные указанным образом концевые секции занимают положение за носовой частью 2 фюзеляжа над его хвостовой частью 3. Для этого, как видно из фиг.1, 6, ось 16 каждого продольного шарнира 27 (названная выше второй осью двухстепенного шарнира) расположена вверху, а поперечная ось 17 двухстепенного шарнира (названная выше первой осью двухстепенного шарнира) - примерно посредине высоты носовой части 2 фюзеляжа, причем указанная высота превышает ширину корневой части 8 консоли 6 крыла.

Консоли 10 горизонтального оперения освобождаются от силовых связей друг с другом и в результате поворота вокруг продольной горизонтальной оси шарниров 23 (фиг.1, 6, 7) занимают положение, показанное на фиг.12 (при выполнении, соответствующем фиг.6, т.е. при расположении узлов крепления консолей 10 у концевой части вертикального оперения 12), или в положение, показанное фиг.13 (при выполнении, соответствующем фиг.7, т.е. при расположении узлов крепления консолей 10 у корневой части вертикального оперения 12).

Окончательное положение всех консолей после перевода летательного аппарата в состояние для транспортирования и хранения показано на фиг.14.

На фиг.15, 16, 17 показаны соответственно вид летательного аппарата сбоку, сверху и спереди в этом состоянии.

Для фиксации консолей крыла и горизонтального оперения в положении, соответствующем состоянию для транспортирования и хранения, предлагаемый летательный аппарат может быть дополнительно снабжен соответствующими средствами. Однако они могут и отсутствовать, поскольку их роль способна выполнить упаковка, в которую помещается аппарат в этом состоянии.

Трансформирование предлагаемого летательного аппарата из состояния для транспортирования и хранения в полетное состояние осуществляются в порядке, обратном описанному.

Предлагаемый малоразмерный беспилотный летательный аппарат при оснащении его соответствующим оборудованием может быть использован как средство двойного назначения для решения задач наблюдения (например, состояния линий электропередачи, ситуации в районе природных или техногенных катастроф), разведки, целеуказания, радиоэлектронного противодействия и др.

Похожие патенты RU2321523C1

название год авторы номер документа
МАЛОРАЗМЕРНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Доулетов Игорь Ильясович
  • Таргамадзе Реваз Чолаевич
  • Моишеев Александр Александрович
  • Бубнов Михаил Александрович
RU2334651C1
Многоразовый беспилотный летательный аппарат в транспортно-пусковом контейнере и способ старта многоразового беспилотного летательного аппарата из транспортно-пускового контейнера 2019
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Асатуров Сергей Михайели
RU2714616C1
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА 2019
  • Игнатьев Сергей Владимирович
  • Корнеев Александр Николаевич
RU2727896C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2699514C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ 2019
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2708782C1
МЕХАНИЗМ СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА ЛЁГКОГО САМОЛЁТА И СПОСОБ СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА 2022
  • Корнеев Александр Николаевич
  • Зенков Павел Юрьевич
  • Пятикоп Алексей Викторович
  • Катюха Сергей Александрович
RU2784091C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ПАЛУБНЫЙ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2661277C1
АВТОПЛАНЕР 2011
  • Новиков Анатолий Константинович
RU2468933C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСАДКИ 2020
  • Малов Юрий Иванович
  • Кибец Дмитрий Архипович
  • Колдаев Александр Васильевич
RU2754278C1
Высокоскоростной беспилотный летательный аппарат 2021
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Морозов Андрей Леонидович
RU2787906C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 321 523 C1

Реферат патента 2008 года МАЛОРАЗМЕРНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к области малоразмерной авиационной техники, более конкретно к беспилотным летательным аппаратам. Малоразмерный беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж и аэродинамические поверхности, включающие складывающееся крыло, установленное на фюзеляже и соединенное с ним с возможностью его поворота и фиксации положения, горизонтальное оперение и вертикальное оперение. Крыло имеет две консоли, каждая из которых в корневой части имеет поверхность разъема и выполнена в виде корневой и концевой секций, последние соединены между собой с возможностью складывания их поверхностями друг к другу при помощи узла крепления, снабженного фиксатором взаимного положения корневой и концевой секций крыла и осевым шарниром. Корневая секция консоли крыла соединена с фюзеляжем с возможностью складывания ее вместе с присоединенной к ней концевой секцией вниз и последующего поворота назад для складывания вдоль фюзеляжа при переводе малоразмерного беспилотного летательного аппарата в состояние для транспортирования и хранения. Соединение корневой секции консоли крыла с фюзеляжем выполнено посредством узла крепления, снабженного фиксатором положения корневой секции консоли крыла и двухстепенным шарниром. Горизонтальное оперение выполнено в виде двух консолей, каждая из них соединена с вертикальным оперением с возможностью складывания вдоль вертикального оперения посредством своего узла крепления, который снабжен фиксатором положения консоли горизонтального оперения и осевым шарниром. Данное техническое решение позволяет значительно уменьшить габаритные размеры летательного аппарата в сложенном положении. 6 з.п. ф-лы, 17 ил.

Формула изобретения RU 2 321 523 C1

1. Малоразмерный беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж и аэродинамические поверхности, включающие складывающееся крыло, установленное на фюзеляже и соединенное с ним с возможностью его поворота и фиксации положения, горизонтальное оперение и вертикальное оперение, жестко связанное с фюзеляжем, отличающийся тем, что крыло имеет две консоли, каждая из которых в корневой части имеет поверхность разъема и выполнена в виде корневой и концевой секций, последние соединены между собой с возможностью складывания их поверхностями друг к другу, это соединение выполнено посредством узла крепления, снабженного фиксатором взаимного положения корневой и концевой секций крыла и осевым шарниром, при этом корневая секция консоли крыла соединена с фюзеляжем с возможностью складывания ее вместе с присоединенной к ней концевой секцией вниз и последующего поворота назад для складывания вдоль фюзеляжа при переводе малоразмерного беспилотного летательного аппарата в состояние для транспортирования и хранения, указанное соединение корневой секции консоли крыла с фюзеляжем выполнено посредством узла крепления, снабженного фиксатором положения корневой секции консоли крыла и двухстепенным шарниром, первая ось этого шарнира перпендикулярна вертикальной плоскости симметрии малоразмерного беспилотного летательного аппарата и расположена ниже крыла в его положении, соответствующем полетному состоянию малоразмерного беспилотного летательного аппарата, а вторая ось двухстепенного шарнира расположена около поверхности разъема соответствующей консоли крыла, горизонтальное оперение выполнено в виде двух консолей, каждая из них соединена с вертикальным оперением с возможностью складывания вдоль вертикального оперения посредством своего узла крепления, который снабжен фиксатором положения консоли горизонтального оперения и осевым шарниром.2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что оси указанных двухстепенных шарниров, перпендикулярные вертикальной плоскости симметрии малоразмерного беспилотного летательного аппарата, совмещены друг с другом.3. Летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что фиксаторы положения секций консолей крыла и консолей горизонтального оперения выполнены в виде пластинчатых пружинных замков.4. Летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что указанное соединение каждой консоли горизонтального оперения с вертикальным оперением выполнено с возможностью складывания консоли горизонтального оперения вниз и узел крепления консоли горизонтального оперения расположен у концевой части вертикального оперения.5. Летательный аппарат по п.4, отличающийся тем, что фиксаторы положения секций консолей крыла и консолей горизонтального оперения выполнены в виде пластинчатых пружинных замков.6. Летательный аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что указанное соединение каждой консоли горизонтального оперения с вертикальным оперением выполнено с возможностью складывания консоли горизонтального оперения вверх и узел крепления консоли горизонтального оперения расположен у корневой части вертикального оперения.7. Летательный аппарат по п.6, отличающийся тем, что фиксаторы положения секций консолей крыла и консолей горизонтального оперения выполнены в виде пластинчатых пружинных замков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2321523C1

US 4706907 А, 17.11.1987
Мотодельтаплан 1991
  • Остапенко Павел Федорович
SU1821422A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1991
  • Захаров Н.В.
RU2016781C1
АВИАТРАНСФОРМЕР 1998
  • Григорьев С.В.
RU2139795C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ 1994
  • Федчишин В.Г.
  • Федчишин А.В.
RU2125524C1
САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005663C1

RU 2 321 523 C1

Авторы

Доулетов Игорь Ильясович

Таргамадзе Реваз Чолаевич

Моишеев Александр Александрович

Даты

2008-04-10Публикация

2006-08-15Подача