Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в нефтяной промышленности, в частности в насосных установках, предназначенных для перекачки вязких жидкостей, например для нагнетания промывочной жидкости в скважину.
Известен приводной механизм возвратно-поступательного насоса, содержащий корпус, в котором расположены приводной вал, выполненный совместно с приводными зубчатыми колесами, и ведомые зубчатые колеса с центральным отверстиями, скрепленные между собой и размещенные на коренном валу, при этом они снабжены эксцентриками, на которых установлена на соответствующем подшипнике цапфа шатуна [1 - Авторское свидетельство СССР №1562521, кл. F04В 9/02, опубл. 07.05.90].
Данное техническое решение является достаточно сложным при изготовлении и имеет большие габариты и массу вследствие наличия разрезных втулок с коническими поверхностями.
Известно техническое решение, которое характеризует поршневой насос, содержащий кривошипно-шатунный механизм, кинематически связанный с двумя поршнями, блок цилиндров, клапанную коробку с всасывающими и нагнетательными клапанами [2 - Авторское свидетельство СССР №1188370, кл. F04В 29/00].
В указанном техническом решении используется только два гидроцилиндра, причем отсутствие направляющего элемента движения штока гидроцилиндра - крейцкопфа - снижает надежность и долговечность конструкции привода. Конструкция привода не предусматривает использование эксцентриковых кривошипов, что также влияет на надежность и долговечность.
Известно также техническое решение, характеризующее поршневой насос, содержащий привод, выполненный в виде кривошипно-шатунного механизма, блок цилиндров и клапанную коробку, каждый шатун связан с соответствующим штоком поршня гидроцилиндра, который расположен в соответствующей выточке клапанной коробки, снабжен уплотнением и жестко связан с ней с помощью охватывающей установочной гайки [ см., например, OILFIELD EQUIPMEND, CONDENSED CATALOG, INDUSTRIALEXPORTIMPORT, BUCHAREST, 1982-1983, s.76-77 - прототип].
Известный вариант конструкции поршневого насоса является довольно металлоемким, вследствие наличия промежуточных элементов при соединении поршня к корпусу клапанной коробки. Кроме того, обладает низкой надежностью уплотнения при соединении корпуса гидроцилиндра к корпусу клапанной коробки.
Предложенное изобретение направлено на решение задачи уменьшения металлоемкости и повышения надежности конструкции поршневого насоса, а также повышение технологичности его изготовления.
Указанная цель достигается тем, что поршневой насос содержит привод, выполненный в виде кривошипно-шатунного механизма, блок цилиндров и клапанную коробку, каждый шатун связан с соответствующим штоком поршня гидроцилиндра, который расположен в соответствующей выточке клапанной коробки, снабжен уплотнением и жестко связан с ней с помощью установочной гайки, при этом привод содержит корпус, в котором установлены трансмиссионный вал и коренной вал, на трансмиссионном валу расположена пара ведущих колес, которые входят в зацепление с зубчатыми венцами составных ведомых зубчатых колес, ступицы которых выполнены совместно с эксцентриками и расположены на коренном валу, причем эксцентрики являются опорами подшипников, на которые установлены шатуны своими увеличенными цапфами, в центральной части привода ступицы взаимно соединены по цилиндрической посадке соосно расположенной соответствующему эксцентрику, причем каждый шатун через крейцкопф связан с соответствующим штоком поршня гидроцилиндра, жестко связан с ней с помощью охватывающей установочной гайки.
Кроме того, корпус блока цилиндров выполнен открытым в верхней своей части, а для обеспечения необходимой жесткости в продольном направлении снабжен несущей траверсой таврового поперечного сечения.
Корпус каждого гидроцилиндра выполнен с посадочным цилиндрическим поясом с наружной проточкой для радиального уплотнения, на внутренней поверхности цилиндра выполнена открытая проточка для торцового уплотнения, при этом на свободной наружной поверхности гидроцилиндра расположена установочная гайка, которая входит в винтовое зацепление с корпусом клапанной коробки для взаимодействия с внутренней торцовой поверхностью посадочного цилиндрического пояса гидроцилиндра.
Оси всасывающих и нагнетательных клапанов клапанной коробки расположены в одной плоскости, перпендикулярной осям расположения гидроцилиндров.
В одном из вариантов выполнения оси всасывающих и нагнетательных клапанов клапанной коробки расположены в разных плоскостях, перпендикулярных осям расположения гидроцилиндров и параллельных между собой.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен вариант выполнения поршневого насоса с расположением осей всасывающих и нагнетательных клапанов клапанной коробки в одной плоскости, перпендикулярной осям расположения гидроцилиндров, на фиг.2 - вариант выполнения поршневого насоса с расположением осей всасывающих и нагнетательных клапанов клапанной коробки в параллельных плоскостях, перпендикулярных осям расположения гидроцилиндров, на фиг.3 - схема соединения корпуса цилиндра и корпуса клапанной коробки, на фиг.4 - схема конструктивного выполнения кривошипно-шатунного привода.
Поршневой насос (фиг.1 и фиг.2) содержит привод 1, выполненный в виде кривошипно-шатунного механизма, блок цилиндров 2 и клапанную коробку 3. Каждый шатун 4 связан с соответствующим штоком 5 поршня 6 гидроцилиндра 7, который расположен в соответствующей выточке клапанной коробки 3. Гидроцилиндр 7 (фиг.3) снабжен радиальным уплотнением 8 и торцовым уплотнением 9 и жестко связан с клапанной коробкой 3 с помощью установочной гайки 10.
В корпусе привода 1 установлены - трансмиссионный вал 11 и коренной вал 12 (фиг.4). На трансмиссионном валу 11 расположена пара ведущих колес 13, которые входят в зацепление с зубчатыми венцами 14 составных ведомых зубчатых колес, ступицы 15 которых выполнены совместно с эксцентриками 16 и расположены на коренном валу 12.
Эксцентрики 16 являются опорами подшипников 17, на которые установлены шатуны 4 своими увеличенными цапфами. В центральной части привода 1 ступицы 15 взаимно соединены по цилиндрической посадке 18, соосно расположенной соответствующему эксцентрику 16. Каждый шатун 4 связан с соответствующим штоком 5 поршня 6 гидроцилиндра 7 через крейцкопф 19.
Корпус блока цилиндров 2 выполнен открытым в верхней своей части, а для обеспечения необходимой жесткости в продольном направлении снабжен несущей траверсой 20 таврового поперечного сечения.
Корпус каждого гидроцилиндра 7 выполнен с посадочным цилиндрическим поясом 21 с наружной проточкой для радиального уплотнения 8, на внутренней поверхности цилиндра 7 выполнена также открытая проточка для торцового уплотнения 9, при этом на свободной наружной поверхности гидроцилиндра 7 расположена установочная гайка 10, которая входит в винтовое зацепление с корпусом клапанной коробки 3 для взаимодействия с внутренней торцовой поверхностью 22 посадочного цилиндрического пояса 21 гидроцилиндра 7.
В одном из вариантов выполнения поршневого насоса оси всасывающих 23 и нагнетательных 24 клапанов клапанной коробки 3 расположены в одной плоскости, перпендикулярной осям расположения гидроцилиндров 7 (фиг.1).
Для облегчения ремонтопригодности оси всасывающих 23 и нагнетательных 24 клапанов клапанной коробки 3 расположены в разных плоскостях, перпендикулярных осям расположения гидроцилиндров 7 и параллельных между собой (фиг.2).
Поршневой насос работает следующим образом.
От двигателя (не показано) крутящий момент передается на трансмиссионный вал 11 (фиг.4), на котором установлены ведущие колеса 13, выполненные с косыми зубьями, винтовые линии которых направлены в противоположные стороны - аналог шевронного колеса. Крутящий момент от зубчатых колес 13 передается на зубчатые венцы 14 жестко связанных с соответствующими ступицами ведомых колес 15, которые связаны между собой по эксцентриковой цилиндрической посадке 18. Ступицы ведомых колес выполнены совместно с эксцентриками 16, выполняющими функцию кривошипов, от которых усилие через подшипники 17 передается на соответствующие шатуны 4 (фиг.1, 2), которые через крейцкопф 19 и шток 5 передают на соответствующий поршень 6, который осуществляет возвратно-поступательное перемещение в корпусе 7. При осуществлении возвратно-поступательного перемещения поршень 6 совместно с всасывающим клапаном 23 и нагнетательным клапаном 24, которые отрегулированы на соответствующее давление, осуществляют всасывание и нагнетание рабочей жидкости по соответствующим трубопроводам.
Предложенное техническое решение позволяет упростить конструкцию привода, уменьшить металлоемкость и повысить надежность работы поршневого насоса в целом. Соединение по цилиндрической посадке ступиц ведомых зубчатых колес, выполняемых совместно с эксцентриками, несущих функцию кривошипов кривошипно-шатунных механизмов, обеспечивает упрощение их технологии изготовления. Уменьшение металлоемкости и повышение надежности осуществляется также за счет посадки гидроцилиндра посредством цилиндрического пояса в соответствующее посадочное место корпуса клапанной коробки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ГИДРОПРИВОДНОЙ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ НАСОС ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2258156C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ НАГНЕТАНИЯ ГАЗА И ГАЗОЖИДКОСТНОЙ СМЕСИ | 2009 |
|
RU2395717C1 |
Компрессор с возможностью замены рабочих цилиндров | 2023 |
|
RU2819971C1 |
НАСОС БУРОВОЙ ТРЕХПОРШНЕВОЙ ОДНОСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ | 2020 |
|
RU2739103C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОТ СРАБАТЫВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГАЗА И ПОРШНЕВОЙ ДЕТАНДЕР ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2023 |
|
RU2814992C1 |
ПРИВОД МНОГОЦИЛИНДРОВОГО НАСОСА | 2006 |
|
RU2307952C1 |
НАСОС БУРОВОЙ ТРЕХПОРШНЕВОЙ ОДНОСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ | 2021 |
|
RU2770342C1 |
Лопастной двигатель внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2659602C1 |
Буровой насос трехпоршневой одностороннего действия в автотранспортном исполнении | 2023 |
|
RU2824096C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в нефтяной промышленности, в частности в насосных установках, предназначенных для перекачки вязких жидкостей, например для нагнетания промывочной жидкости в скважину. В корпусе привода установлены трансмиссионный вал и коренной вал, на трансмиссионном валу расположена пара ведущих колес, которые входят в зацепление с зубчатыми венцами составных ведомых зубчатых колес, ступицы которых выполнены совместно с эксцентриками и расположены на коренном валу, причем эксцентрики являются опорами подшипников, на которые установлены шатуны своими увеличенными цапфами, в центральной части привода ступицы взаимно соединены по цилиндрической посадке, соосно расположенной соответствующему эксцентрику, причем каждый шатун через крейцкопф связан с соответствующим штоком поршня гидроцилиндра. Уменьшается металлоемкость и повышается надежность конструкции поршневого насоса, а также повышается технологичность его изготовления. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
OILFIELD EQUIPMEND, CONDENSED CATALOG, INDUSTRIALEXPORTIMPORT, BUCHAREST, 1982-1983, s.76-77 | |||
ПЛУНЖЕРНЫЙ НАСОС | 2001 |
|
RU2203435C2 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА НАСОСА | 1992 |
|
RU2035616C1 |
Приводной механизм возвратно-поступательного насоса | 1988 |
|
SU1562521A1 |
Шатунно-эксцентриковый привод многоплунжерного насоса | 1986 |
|
SU1498940A1 |
GB 1114211 A, 22.05.1968. |
Авторы
Даты
2008-07-10—Публикация
2006-11-24—Подача