МИКРОТУРБИНА Российский патент 2008 года по МПК F02C3/20 

Описание патента на изобретение RU2334113C1

Изобретение относится к газотурбинным источникам электроэнергии, а именно к малоразмерным газотурбинным установкам - микротурбинам, и может применяться в энергетике, а также в автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном транспорте в составе силовых установок с электроприводом.

Известны газотурбинные установки малой мощности - микротурбины, предназначенные, как правило, для базового энергоснабжения изолированных потребителей или резервного энергоснабжения ответственных потребителей при наличии других источников электроэнергии [1]. Известны микротурбины, применяемые на транспорте, например газотурбогенератор ГТГ-100К для судовых энергоустановок [2].

Примером микротурбины для наземного применения является газотурбогенератор ГТГ-100М [2], состоящий из газотурбинного двигателя и генератора, соединенных упругой муфтой. Газотурбинный двигатель состоит из турбокомпрессора, выполненного в виде одноступенчатого центробежного компрессора и трехступенчатой осевой турбины, расположенных на общем валу, трубчатой противоточной камеры сгорания, редуктора с приводами агрегатов и систем обеспечения. Компрессор, камера сгорания и турбина с входным и выхлопным устройствами образуют газовоздушный тракт двигателя.

Недостатками известных микротурбин являются:

- низкий электрический КПД (в пределах 10-25% для микротурбин простого цикла типа ГТГ-100М [2] и до 30% для наиболее совершенных микротурбин рекуперативного цикла типа Capstone С30, С60 [1]) и соответственно низкая экономичность;

- высокая конструктивная сложность микротурбины в целом и отдельных узлов - компрессора, турбины, камеры сгорания - и соответственно высокая стоимость, причем с переходом к рекуперативному циклу для повышения КПД стоимость микротурбины значительно возрастает.

Для устранения недостатков необходимо достичь более эффективного использования топлива и повышения электрического КПД, а также упрощения конструкции за счет сокращения числа вращающихся узлов и узлов, работающих в условиях высокой температуры, максимального использования дешевых и доступных деталей и узлов.

Указанная цель достигается тем, что микротурбина выполнена в виде двух модулей: турбокомпрессора и электрохимического реактора, устанавливаемого в газовоздушном тракте между компрессором и турбиной вместо камеры сгорания, причем в качестве турбокомпрессора используется относительно дешевый серийный турбокомпрессорный агрегат, применяемый для турбонаддува поршневых двигателей. Электрохимический реактор содержит секции высокотемпературных топливных элементов (например, твердооксидных - SOFC, или расплав-карбонатных - MCFC, либо других типов) прямого окисления углеводородного топлива либо с внутренней конверсией углеводородного топлива; либо секции топливных элементов, работающих на синтез-газе с высоким содержанием свободного водорода и топливные процессоры для переработки углеводородного топлива в синтез-газ. Электрохимический реактор может быть выполнен на базе серийных топливных элементов, например, фирмы MTU и других производителей [3, 4]. Турбокомпрессорный агрегат обеспечивает работу электрохимического реактора - подачу сжатого воздуха и отвод выхлопных газов, содержащих продукты реакции, - за счет утилизации турбиной энергии выхлопных газов, без отбора вырабатываемой электрохимическим реактором электроэнергии.

Использование данного изобретения позволяет достичь следующих результатов:

1) повышения экономичности в 2-3 и более раз по сравнению с известными микротурбинами за счет достижения электрического КПД 45-65% и более, в зависимости от типа топливных элементов и состава топлива, что также превосходит достигнутый уровень экономичности поршневых двигателей.

2) снижения себестоимости за счет применения относительно дешевых и доступных серийных узлов и агрегатов, минимального количества вращающихся частей (отсутствия редуктора и генератора); увеличения ресурса узлов и агрегатов за счет более низкой температуры в газовоздушном тракте при замене камеры сгорания электрохимическим реактором;

3) возможности быстрого ремонта путем замены основных узлов (турбокомпрессорного агрегата, секций топливных элементов) за счет модульной конструкции непосредственно на месте эксплуатации микротурбины персоналом с минимальной необходимой квалификацией.

На чертеже представлена схема микротурбины.

Микротурбина состоит из турбокомпрессора 1 и электрохимического реактора 2 с инвертором (преобразователем) 3 постоянного тока в переменный ток. Турбокомпрессор 1 выполнен в виде серийного турбокомпрессорного агрегата, применяемого для турбонаддува поршневых двигателей, и состоит из компрессора 3 и турбины 4, рабочие колеса которых расположены на общем валу.

Компрессор 4 и турбина 5 расположены в общем корпусе, при этом каналы отвода сжатого воздуха от компрессора и подвода горячих газов к турбине сообщаются с электрохимическим реактором 2, образуя единый газовоздушный тракт. Компрессор серийного турбокомпрессорного агрегата со степенью повышения давления, равной 2,0-2,5, обеспечивает использование в качестве основного топлива микротурбины бытового газа низкого давления, без применения дополнительного дожимного газового компрессора.

Микротурбина работает следующим образом. Запуск осуществляется раскруткой вала турбокомпрессора 1, например, подачей сжатого воздуха на лопатки рабочего колеса компрессора 4. Воздух, сжимаемый вращающимся компрессором, поступает в электрохимический реактор 2, куда также подаются углеводородное топливо и, при необходимости, вода. Нагрев топливовоздушной смеси для создания условий для протекания необходимых электрохимических реакций может осуществляться, например, каталитическим нагревателем, расположенным в электрохимическом реакторе 2. В результате электрохимических реакций прямого окисления углеводородного топлива или внутренней конверсии углеводородного топлива с последующим окислением водорода, в топливных элементах электрохимического реактора 2 происходит выделение электрической и тепловой энергии. Электрическая энергия выделяется в виде постоянного тока, который затем преобразуется в инверторе 3 в переменный ток с характеристиками, необходимыми потребителю. Горячие выхлопные газы с температурой 600-650°С (для топливных элементов типа MCFC) или 800-1000°С (для топливных элементов типа SOFC) поступают в турбину 5, где расширяются, совершая механическую работу. От турбины 5 через вал осуществляется привод компрессора 4. После турбины выхлопные газы могут выбрасываться в атмосферу или поступать во внешний контур утилизации тепла.

В качестве топлива микротурбины может использоваться природный газ, в т.ч. бытовой газ низкого давления, или синтетические горючие газы различного состава, биогаз, в зависимости от типа применяемых топливных элементов. В ходе дальнейшего развития технологии топливных элементов возможно применение жидких углеводородных топлив.

1. Каталог газотурбинного оборудования - 2006. г.Рыбинск Ярославской обл., ЗАО «Газотурбинные технологии», 2006 г. - стр.4, 126-128, 234.

2. А.Губич. Применение газотурбинных двигателей малой мощности в энергетике / Газотурбинные технологии, №6, ноябрь-декабрь 2001 г. - стр.30-31. (прототип)

3. И.В.Маслов. Высокотемпературные топливные ячейки - когенерационные источники энергии будущего / Турбины и дизели, №1, январь-февраль 2006 г. - стр.4-6.

4. Е.А.Захаренко, В.Д.Буров. Эффективная малая энергетика: топливные элементы / Турбины и дизели, №4, июль-август 2006 г. - стр.40-43.

Похожие патенты RU2334113C1

название год авторы номер документа
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ САМОЛЕТА 2010
  • Байков Алексей Витальевич
  • Марков Андрей Андреевич
  • Олесова Наталья Ивановна
  • Мартыненко Сергей Иванович
  • Аверьков Игорь Сергеевич
  • Яновский Леонид Самойлович
RU2434790C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ САМОЛЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 2009
  • Байков Алексей Витальевич
  • Пудовиков Дмитрий Евгеньевич
RU2391749C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, СЖАТОГО ВОЗДУХА И МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА ОБОРУДОВАНИЯ 2007
  • Новосельцев Дмитрий Александрович
RU2338907C1
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2008
  • Новосельцев Дмитрий Александрович
RU2372504C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Новосельцев Дмитрий Александрович
RU2328616C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2018
  • Кусков Александр Иванович
RU2693953C1
ТЕПЛОГЕНЕРАТОР ДЛЯ МОНГОЛЬФЬЕРА 1996
  • Моравский Александр Владимирович[Ru]
RU2093416C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЙПАСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ И РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 1999
  • Петухов Е.В.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Павлов А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
RU2159340C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Новосельцев Дмитрий Александрович
RU2334893C1
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Алавердова Ирина Федоровна
  • Алфимов Виталий Анатольевич
  • Арзамасцев Анатолий Александрович
  • Князев Александр Николаевич
  • Насонов Владимир Николаевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Шульгин Александр Федорович
RU2293219C2

Реферат патента 2008 года МИКРОТУРБИНА

Изобретение относится к газотурбинным источникам электроэнергии, а именно к малоразмерным газотурбинным установкам - микротурбинам, и может применяться в энергетике, а также в автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном транспорте в составе силовых установок с электроприводом. В микротурбине между компрессором и турбиной в газовоздушном тракте турбокомпрессора установлен электрохимический реактор, содержащий батареи высокотемпературных топливных элементов. Турбокомпрессор выполнен в виде серийного турбокомпрессорного агрегата, применяемого для турбонаддува поршневых двигателей. Изобретение повышает экономичность и снижает себестоимость изготовления микротурбины, а также обеспечивает возможность быстрого ремонта за счет замены основных узлов - турбокомпрессора и электрохимического агрегата. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 334 113 C1

Микротурбина, отличающаяся тем, что между компрессором и турбиной в газовоздушном тракте турбокомпрессора установлен электрохимический реактор, содержащий батареи высокотемпературных топливных элементов, и турбокомпрессор выполнен в виде серийного турбокомпрессорного агрегата, применяемого для турбонаддува поршневых двигателей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2334113C1

ГАЗОТУРБИННАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И УЗЕЛ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО КОНВЕРТЕРА 1995
  • Хоуг Итан Д.
  • Хсу Майкл С.
RU2168806C2
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 1991
  • Ян Хендрик Анкерсмит
  • Рудольф Хендрикс
  • Лео Йозеф Мария Йоханнес Бломен
RU2119700C1
Способ извлечения нефти из подземных формаций 1976
  • Стенли С.Джоунс
  • Вильям С.Тош
  • Вэйн О.Розелл
SU668622A3
GB 1263124 A, 09.02.1972
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА 1991
  • Рыбаков Г.И.
RU2081784C1
US 4490445 A, 25.12.1984.

RU 2 334 113 C1

Авторы

Новосельцев Дмитрий Александрович

Даты

2008-09-20Публикация

2007-01-22Подача