СПОСОБ РЕМОНТА ТРЕФОВ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ Российский патент 2008 года по МПК B23P6/00 B21B28/02 B23K9/04 

Описание патента на изобретение RU2335387C2

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано для восстановления чугунных прокатных валков с поврежденными в процессе эксплуатации трефами.

В процессе эксплуатации прокатных валков происходит повреждение трефов валков из-за биения в соединении муфта-валок. Валки с поврежденными трефами не пригодны к дальнейшей эксплуатации, хотя рабочий слой их бочек еще не выработан.

Известен способ ремонта стальных прокатных валков, включающий механический съем поврежденного участка бочки посредством выполнения по месту дефекта кольцевой проточки с регламентированными размерами, зависящими от глубины и ширины дефекта. Затем валок нагревают и производят электродуговую наплавку по месту кольцевой проточки. После наплавки проводят термическую обработку валка [1].

Недостаток известного способа состоит в том, что нагрев бочки валка приводит к снижению твердости ее рабочего слоя. Это снижает стойкость валка, а в некоторых случаях является недопустимым. Известный способ не пригоден к восстановлению трефов чугунных валков.

Известен также способ восстановления прокатных валков, включающий предварительный и сопутствующий подогрев валка, электродуговую наплавку с последующей термической обработкой трефа валка [2].

Данный способ не пригоден для восстановления трефов чугунных валков с поврежденными шейками, т.к. подогрев валка приводит к уменьшению твердости бочки и снижению его стойкости.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ восстановления прокатных валков с поврежденными трефами, по которому после подогрева до температуры 180°С поврежденного трефа валка проводят вырезку дефектных участков, затем треф валка вновь нагревают под наплавку до температуры 180°С, а после наплавки проводят термическую обработку путем нагрева до температуры 180°С и с замедленным охлаждением в асбестовом полотне [3] - прототип.

Недостатки известного способа состоят в том, что режимы нагрева для наплавки не обеспечивают удовлетворительную свариваемость с чугуном. Кроме того, не регламентирован режим наплавки, что приводит к возникновению трещин в наплавленных и переходных слоях и снижению прочности наплавленного металла на трефе валка. В результате происходит снижение стойкости трефа валка.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в повышении стойкости чугунных валков.

Указанная задача решается тем, что в известном способе ремонта трефов чугунных прокатных валков, включающем предварительный подогрев, удаление дефектных участков, наплавку изношенной части, последующую термообработку, согласно предложению предварительный подогрев осуществляют со скоростью 50-70°С/ч до температуры 180-200°С, удаление дефектных участков проводят при температуре 180-200°С, наплавку ведут при температуре 180-200°С и осуществляют с плотностью тока 12-28 А/мм2, а последующую термообработку проводят при температуре 180-200°С.

Сущность изобретения состоит в следующем. Нарушение соосности соединения валок-переходная муфта в процессе прокатки сопровождается биением и износом трефа. Валок с поврежденным трефом не пригоден к дальнейшей эксплуатации. Попытки восстановления чугунных валков с поврежденными трефами по известным способам приводили к тому, что вследствие низкой свариваемости чугуна происходило отслоение наплавленного металла, а тепловое воздействие при нагреве, электродуговой наплавке и термической обработке трефа оказывало отрицательное влияние на твердость и прочность наплавленного слоя трефа прокатного валка. Это приводило к снижению стойкости валков, а в отдельных случаях восстановленные валки оказывались полностью непригодными к дальнейшей эксплуатации.

При реализации предложенного способа соотношение указанных параметров наплавки и применение электрода из стали аустенитного класса приводит к образованию в переходном слое пластичного и прочного металла, который не образует трещины в основном (трефе) и наплавленном металле. Перед наплавкой с трефа валка механической обработкой удаляют поврежденный слой. Затем на треф с проточкой наносят слои электродуговой наплавкой электродом из стали аустенитного класса по предложенному режиму. Профиль наплавляемого трефа контролируют специальным шаблоном.

Наплавка при плотности электрического тока 12-28 А/мм2 позволяет регламентировать величину проплавления в чугунном трефе и перемешивание основного металла со стальным электродом аустенитного класса. Это приводит к стабилизации химического состава и получению оптимального по механическим свойствам и свариваемости переходного слоя.

При экспериментах выявлено, что температуру трефа в процессе наплавки необходимо поддерживать в диапазоне 180-200°С из-за фазовых превращений в наплавленном слое. Благодаря этому улучшается свариваемость наплавляемого слоя с чугуном, исключается образование трещин. При последующей наплавке остальных слоев достигается их хорошее сплавление с переходным слоем.

Таким образом, предложенная технология обеспечивает полное восстановление геометрических размеров и служебных свойств поврежденного трефа валка без снижения твердости и прочности.

Экспериментально установлено, что снижение скорости нагрева трефа менее 50°С/ч приводит к удлинению процесса и перегреву валка выше допустимой температуры. При увеличении скорости нагрева более 70°С/ч возможно появление трещин в нагреваемом металле валка из-за возникновения термических напряжений.

При плотности электрического тока менее 12 А/мм2 из-за недостаточного проплавления качество наплавки ухудшается. Увеличение плотности электрического тока более 28 А/мм2 приводит к перегреву шейки, в особенности, низлежащего слоя, что недопустимо.

Увеличение температуры удаления дефектных участков, как и температуры трефа в процессе наплавки, выше 200°С приводит к удлинению процесса ремонта, к ухудшению свариваемости чугуна и увеличению дефектов в наплавленном слое.

Уменьшение температуры удаления дефектных участков, как и температуры трефа в процессе наплавки, ниже 180°С приводит к развитию трещин в удаляемом слое и появлению трещин при наплавке.

Увеличение температуры термообработки выше 200°С приводит к снижению твердости и прочности наплавленного трефа.

Уменьшение температуры термообработки ниже 180°С приводит к появлению остаточных напряжений после наплавки, что также уменьшает прочность наплавленного трефа.

Примеры реализации способа

Прокатный валок из чугуна марки СПХН рельсобалочного стана, с поврежденным трефом, устанавливают на месте проведения огневых работ наплавочного участка. С помощью газовой горелки производят разогрев поврежденного трефа до температуры Тнаг=190°С со скоростью Vнаг=60°С/ч. Затем треф обрабатывают шлифовальной машинкой до полного удаления дефектов (трещин, наплывов и отслоений). После удаления дефектов валок вновь подогревают до температуры Тнап=190°С и проводят наплавку. Наплавку проводят электродом диаметром 4,0 мм из стали аустенитного класса. Плотность электрического тока при наплавке Jнап=20 А/мм2.

Наплавку ведут до восстановления номинального размера трефа с контролем размеров с помощью специального шаблона.

После наплавки температуру трефа доводят до Tтерм=190°C и затем треф заворачивают в асбестовое полотно для медленного охлаждения.

Указанные технологические режимы обеспечивают получение бездефектного наплавленного трефа восстановленного валка.

Восстановленный чугунный валок собирают с подшипниками и подушками, заваливают в клеть рельсобалочного стана.

Варианты реализации предложенного способа и показатель стойкости рабочих валков (удельный расход восстановленных валков на тонну проката) приведены в таблице.

Как следует из данных, приведенных в таблице, при реализации предложенного способа (варианты №2-4) достигается повышение стойкости отремонтированных чугунных прокатных валков с поврежденными трефами (удельный расход валков минимален). В случае запредельных значений заявленных параметров (варианты №1 и №5) стойкость отремонтированных валков снижается. Также более низкую стойкость имеют чугунные прокатные валки с поврежденными трефами, восстановленные по способу-прототипу (вариант №6).

ТаблицаРежимы наплавки и удельный расход валков№ п/пРежимы наплавкиVнаг, °С/чТнаг, °СТнап, °СJнап, А/мм2Ттерм, °СУдельн. расход валков, кг/т1.45170170101704,22.50180180121803,83.60190190201903,54.70200200282003,95.75210210302104,56.не регл.180180не регл.1804,8

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентированные параметры электродуговой наплавки при ремонте чугунных прокатных валков с поврежденными трефами обеспечивают одновременно получение высокого качества наплавки и исключают негативное термическое воздействие на бочку валка, сохраняя ее высокую твердость и прочность. Этим достигается повышение стойкости восстановленных валков.

В качестве базового объекта принят способ-прототип. Применение предложенного способа позволит повысить рентабельность ремонта чугунных прокатных валков с поврежденными шейками на 20-30%.

Источники информации

1. Авт.свид. СССР №1683834, МПК В21В 28/02, 1991 г.

2. Патент Российской Федерации RU 2195378, МПК В21В 28/02, 2001 г.

3. Коротков В.А., Чубелов В.А. Наплавка контактно-нагруженных поверхностей чередующимися твердыми и мягкими участками // Сварочное производство, 2000, №4.

Похожие патенты RU2335387C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ШЕЙКАМИ 2004
  • Гейер Владимир Васильевич
  • Овчинников Владимир Сергеевич
  • Вяткин Роман Викторович
  • Колобов Владимир Константинович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Трайно Александр Иванович
RU2281846C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Бодяев Ю.А.
  • Боровков И.В.
  • Козлов А.П.
  • Санталов А.Г.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2237563C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Скорохватов Н.Б.
  • Смирнов В.С.
  • Петухов И.П.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2245771C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК ЧУГУННЫХ ВАЛКОВ 2005
  • Скорохватов Николай Борисович
  • Синев Олег Валентинович
  • Смирнов Владимир Сергеевич
  • Митюшов Сергей Николаевич
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Трайно Александр Иванович
RU2283709C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 1998
  • Абраменко В.И.
  • Кочи Г.Л.
  • Луканин Ю.В.
  • Коморин О.А.
  • Маслов А.А.
  • Ветер В.В.
  • Тяпаев О.В.
  • Трайно А.И.
  • Титов В.А.
RU2139156C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНОГО ВАЛКА РЕЛЬСОБАЛОЧНОГО СТАНА 2006
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Стаканчиков Владимир Владимирович
  • Зудов Александр Федорович
  • Полуэктов Александр Адольфович
  • Коротков Владимир Александрович
  • Михайлов Игорь Дмитриевич
  • Трайно Александр Иванович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
RU2339469C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Ровкин Михаил Анатольевич
  • Монид Владимир Анатольевич
  • Климов Игорь Иванович
  • Ларин Александр Владимирович
  • Тихонов Сергей Михайлович
RU2550069C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2001
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Ткачук Г.В.
  • Карев А.И.
RU2195378C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНОГО ВАЛКА СОРТОПРОКАТНОГО СТАНА 2002
  • Луценко А.Н.
  • Монид В.А.
  • Ровкин А.М.
  • Хорев Г.А.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
  • Никифоров В.В.
RU2228958C2
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОКАТНОГО ВАЛКА 1998
  • Кочи Г.Л.
  • Абраменко В.И.
  • Трайно А.И.
  • Титов В.А.
RU2139764C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ РЕМОНТА ТРЕФОВ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при ремонте прокатных валков. Осуществляют предварительный подогрев трефа прокатного валка со скоростью 50-70°С/ч до температуры 180-200°С. Удаление дефектных участков, наплавку и последующую термообработку проводят при вышеуказанной температуре. Причем наплавку осуществляют при плотности тока 12-28 А/мм2. В результате обеспечивается повышение стойкости чугунных валков. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 335 387 C2

Способ ремонта трефов чугунных прокатных валков, включающий их предварительный подогрев, удаление дефектных участков, наплавку изношенной части и последующую термообработку, отличающийся тем, что предварительный подогрев осуществляют со скоростью 50-70°С/ч до температуры 180-200°С, а удаление дефектных участков, наплавку и последующую термообработку производят при указанной температуре, при этом наплавку осуществляют при плотности тока 12-28 А/мм2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2335387C2

КОРОТКОВ В.А
и др
Наплавка контактно-нагруженных поверхностей чередующимися твердыми и мягкими участками
- Сварочное производство, 2000, №4, с.9-12
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2001
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Ткачук Г.В.
  • Карев А.И.
RU2195378C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 1998
  • Абраменко В.И.
  • Кочи Г.Л.
  • Луканин Ю.В.
  • Коморин О.А.
  • Маслов А.А.
  • Ветер В.В.
  • Тяпаев О.В.
  • Трайно А.И.
  • Титов В.А.
RU2139156C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Бодяев Ю.А.
  • Боровков И.В.
  • Козлов А.П.
  • Санталов А.Г.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2237563C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ С ИЗНОШЕННЫМИ ТРЕФАМИ 2001
  • Ветер В.В.
  • Медведев А.Ю.
  • Меринов В.П.
  • Кириллов Е.С.
  • Гусейнов Р.Т.
RU2202423C1
Способ получения композита пектиново-целлюлозной пленки на основе целлюлозы Gluconacetobacter sucrofermentas и пектина 2019
  • Васильева Татьяна Ивановна
  • Шарова Татьяна Владимировна
  • Языкова Марина Юрьевна
  • Кленова Наталья Анатольевна
RU2726359C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОБРАЖЕНИЯ НА ЧАСАХ ДАТЫ ЗНАКАМИ БОЛЬШОГО РАЗМЕРА 2015
  • Робен Мартен
RU2619734C2

RU 2 335 387 C2

Авторы

Киричков Анатолий Александрович

Стаканчиков Владимир Владимирович

Зудов Александр Федорович

Полуэктов Александр Адольфович

Коротков Владимир Александрович

Михайлов Игорь Дмитриевич

Трайно Александр Иванович

Тяпаев Олег Вячеславович

Даты

2008-10-10Публикация

2006-10-31Подача