СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНОГО ВАЛКА РЕЛЬСОБАЛОЧНОГО СТАНА Российский патент 2008 года по МПК B21B28/02 C21D9/38 B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2339469C2

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при восстановлении и упрочнении рабочих калибров валков рельсобалочных станов для увеличения работоспособности и срока их службы.

Известен способ наплавки прокатных валков, включающий механическое удаление дефектов бочки, предварительный и сопутствующий подогрев валка, электродуговую наплавку с последующим отпуском и механической обточкой бочки [1].

Валки, восстановленные по этому способу, имеют недостаточную стойкость из-за пониженных механических свойств наплавленного металла.

Известен также способ упрочнения калибров прокатных валков для прокатки обсадных труб, включающий предварительный подогрев до 200°С, электродуговую наплавку по режиму: сила тока 400 А, напряжение 35 В, скорость перемещения дуги 0,007 м/с [2].

Недостаток известного способа состоит в том, что температура предварительного подогрева 200°С недостаточна для осуществления бездефектной наплавки. Это снижает стойкость валка.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ восстановления стального валка сортопрокатного стана, включающий механическую обточку валка, нагрев под наплавку до температуры 300-370°С со скоростью 50-100°С/ч, электродуговую наплавку со скоростью 30-40 м/ч при плотности электрического тока 40-45 А/мм2, отпуск при температуре 450-500°С с выдержкой в течение 1,5-2,0 ч [3].

Недостатки известного способа состоят в том, что валок рельсобалочного стана после восстановления имеет низкую стойкость и работоспособность.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении стойкости и работоспособности валка.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в известном способе восстановления стального валка рельсобалочного стана, включающем механическую обточку валка, нагрев под наплавку со скоростью 50-100°С/ч, электродуговую наплавку при плотности электрического тока 40-45 А/мм2 и отпуск с выдержкой, согласно предложению нагрев под наплавку ведут до температуры от 250°С до 300°С, наплавку осуществляют со скоростью от 25 м/ч до 30 м/ч, а отпуск - при температуре 300-400°С с выдержкой 1,5-2,0 ч.

Экспериментально установлено, что нагрев под наплавку до температуры ниже 250°С приводит к появлению горячих трещин. Наплавка при температуре нагрева 250-300°С исключает появление горячих трещин. Повышение температуры нагрева более 300°С разупрочняет наплавленный слой, способствует его отслоению.

Снижение скорости нагрева менее 50°С/ч удлиняет процесс, увеличивает прогрев тела валка, что недопустимо. Увеличение скорости нагрева более 100°С/ч приводит к возрастанию термических напряжений и появлению трещин.

Наплавка при скорости ниже 25 м/ч способствует удлинению процесса и перегреву валка выше допустимого уровня. Увеличение скорости наплавки выше 30 м/ч приводит к снижению работоспособности валка рельсобалочного стана.

При плотности электрического тока менее 40 А/мм2 из-за недостаточного проплавления металла качество наплавки ухудшается. Увеличение плотности электрического тока более 45 А/мм2 приводит к росту температуры наплавляемых калибров, что недопустимо.

Для снятия сварочных напряжений восстановленный валок подвергают отпуску путем нагрева до температуры 300-400°С с выдержкой 1,5-2,0 ч. При температуре ниже 300°С и выдержке менее 1,5 ч в валке сохраняются остаточные напряжения, которые приводят к образованию трещин в процессе эксплуатации валка. При температуре выше 400°С и выдержке более 2,0 ч происходит разупрочнение наплавленного слоя, что увеличивает износ валка, снижает его стойкость и работоспособность.

Пример реализации способа

Прокатный валок из стали марки 55Х рельсобалочного стана устанавливают на вальцетокарный станок. С помощью резца ручьи валка обтачивают.

Нагрев валка под наплавку осуществляют на наплавочном станке, оборудованном газовой горелкой, со скоростью Vн=70°С/ч до температуры Тн=270°С. Наплавку производят цельнотянутой высокохромистой проволокой. Плотность тока наплавки поддерживают равной J=42 А/мм2, а скорость наплавки Vсв=27 м/ч.

Наплавленный валок нагревают до температуры отпуска Tt=350°C и выдерживают при этой температуре в течение времени t=1,6 ч.

Восстановленный таким образом валок подвергают механической обработке и эксплуатируют на рельсобалочном стане горячей прокатки. При этом валок имеет высокую работоспособность (свойства наплавленного слоя сохраняются в течение всего срока эксплуатации, т.е. до полной выработки), а удельный расход валков минимальный и составляет Q=1,15 кг на тонну проката.

Варианты реализации способа восстановления стального валка рельсобалочного стана и показатель их эффективности Q представлены в таблице.

Из данных, представленных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-4) достигается наибольшая стойкость валков, удельный расход валков минимален. Этому способствует повышение работоспособности восстановленных наплавкой валков. В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты №1 и №5) снижается работоспособность и, как следствие, возрастает удельный расход Q валков. Также из-за пониженной работоспособности и стойкости высокий удельный расход валков имеет место при реализации способа-прототипа (вариант №6).

ТаблицаРежимы восстановления валков наплавкой и их эффективность№ п/пVн, °С/чТн, °СVсв, м/чJ, А/мм2Tt, °СТ, чQ, кг/т14824020302801,01,4025025025403001,51,2037027027423501,61,15410030030454002,01,20511031032494202,21,3067536035434902,01,50

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентированные параметры нагрева под наплавку, электродуговой наплавки и отпуска при восстановлении валков обеспечивают одновременное получение высокого качества наплавки и исключение понижения твердости наплавленного слоя. В результате повышаются стойкость и работоспособность валков.

Таким образом, заявляемый способ полностью выполняет поставленную техническую задачу - позволяет повысить стойкость и работоспособность прокатных валков.

Источники информации

1. Авт. свид. СССР №1579679, МПК В23К 9/04, 1990.

2. В.Б.Уманский и др. Упрочнение деталей металлургического оборудования. М.: Металлургия, 1991, с.164.

3. Патент RU 2228958 C2, C21D 9/38, 20.05.2004.

Похожие патенты RU2339469C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНОГО ВАЛКА СОРТОПРОКАТНОГО СТАНА 2002
  • Луценко А.Н.
  • Монид В.А.
  • Ровкин А.М.
  • Хорев Г.А.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
  • Никифоров В.В.
RU2228958C2
СПОСОБ РЕМОНТА ТРЕФОВ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2006
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Стаканчиков Владимир Владимирович
  • Зудов Александр Федорович
  • Полуэктов Александр Адольфович
  • Коротков Владимир Александрович
  • Михайлов Игорь Дмитриевич
  • Трайно Александр Иванович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
RU2335387C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ШЕЙКАМИ 2004
  • Гейер Владимир Васильевич
  • Овчинников Владимир Сергеевич
  • Вяткин Роман Викторович
  • Колобов Владимир Константинович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Трайно Александр Иванович
RU2281846C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 1998
  • Абраменко В.И.
  • Кочи Г.Л.
  • Луканин Ю.В.
  • Коморин О.А.
  • Маслов А.А.
  • Ветер В.В.
  • Тяпаев О.В.
  • Трайно А.И.
  • Титов В.А.
RU2139156C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНОГО ВАЛКА 2002
  • Скорохватов Н.Б.
  • Глухов В.В.
  • Голованов А.В.
  • Смирнов В.С.
  • Соболев В.Ф.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2218220C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Бодяев Ю.А.
  • Боровков И.В.
  • Козлов А.П.
  • Санталов А.Г.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2237563C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Скорохватов Н.Б.
  • Смирнов В.С.
  • Петухов И.П.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2245771C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК ЧУГУННЫХ ВАЛКОВ 2005
  • Скорохватов Николай Борисович
  • Синев Олег Валентинович
  • Смирнов Владимир Сергеевич
  • Митюшов Сергей Николаевич
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Трайно Александр Иванович
RU2283709C2
СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2009
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Мухатдинов Насибулла Хадиатович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Закаулов Евгений Геннадьевич
  • Мезенцев Андрей Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2398892C1
Способ восстановления опорных валков клетей прокатных станов 1990
  • Тишков Виктор Яковлевич
  • Каракин Юрий Михайлович
  • Пешев Аркадий Диамидович
  • Маслов Александр Александрович
  • Луканин Юрий Васильевич
  • Григорьев Александр Николаевич
  • Славов Владимир Ионович
SU1804353A3

Реферат патента 2008 года СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНОГО ВАЛКА РЕЛЬСОБАЛОЧНОГО СТАНА

Изобретение относится к металлургии, а именно к прокатному производству, и может использоваться при ремонтах прокатных валков. Для повышения стойкости и работоспособности валка способ включает механическую обточку валка, нагрев под наплавку со скоростью 50-100°С/ч до температуры от 250°С до 300°С, электродуговую наплавку при плотности электрического тока 40-45 А/мм2 со скоростью наплавки от 25 м/ч до 30 м/ч и проводят отпуск при температуре 300-400°С с выдержкой при этой температуре в течение 1,5-2 ч. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 339 469 C2

Способ восстановления стального валка рельсобалочного стана, включающий механическую обточку валка, нагрев под наплавку со скоростью 50-100°С/ч, электродуговую наплавку при плотности электрического тока 40-45 А/мм2 и отпуск с выдержкой, отличающийся тем, что нагрев под наплавку ведут до температуры от 250 до 300°С, наплавку осуществляют со скоростью от 25 до 30 м/ч, а отпуск - при температуре 300-400°С с выдержкой 1,5-2,0 ч.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2339469C2

СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНОГО ВАЛКА СОРТОПРОКАТНОГО СТАНА 2002
  • Луценко А.Н.
  • Монид В.А.
  • Ровкин А.М.
  • Хорев Г.А.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
  • Никифоров В.В.
RU2228958C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННОГО РОЛИКА 2003
  • Скорохватов Н.Б.
  • Смирнов В.С.
  • Ламухин А.М.
  • Синев О.В.
  • Рослякова Н.Е.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2242347C1
СПОСОБ РЕСТАВРАЦИИ РАБОЧЕГО СЛОЯ СТАЛЬНБ!Х ОПОРНБ1Х ВАЛКОВ СТАНОВ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ 0
SU210199A1
Способ восстановления поверхности валков прокатных станов 1976
  • Касьян Владимир Хрисанфович
  • Остренко Виктор Яковлевич
  • Столштейн Яков Наумович
  • Гольдштейн Яков Израилевич
  • Суконник Израиль Михайлович
  • Забродский Лев Семенович
  • Ляховецкий Лев Семенович
  • Кенс Рубин Гельмутович
  • Гнездилов Борис Васильевич
  • Герардов Владимир Дмитриевич
  • Кандыба Леонид Федорович
SU556857A1

RU 2 339 469 C2

Авторы

Киричков Анатолий Александрович

Стаканчиков Владимир Владимирович

Зудов Александр Федорович

Полуэктов Александр Адольфович

Коротков Владимир Александрович

Михайлов Игорь Дмитриевич

Трайно Александр Иванович

Тяпаев Олег Вячеславович

Даты

2008-11-27Публикация

2006-10-31Подача