Изобретение относится к механизации обмена вагонеток в надшахтном здании при клетевом подъеме.
Известна приемная площадка надшахтного здания при подъеме грузовых вагонеток в неопрокидных клетях, содержащая размещенные на перекрытии здания примыкающие к стволу и наклонные в сторону выкатывания вагонетки из клети первые рельсовые пути, два снабженных рельсами приемных устройства для вагонеток в виде платформ с возможностью накатывания на них и стопорения вагонеток, круговой опрокидыватель для вагонетки с примыкающими к нему вторыми параллельными первым наклонными рельсовыми путями, ориентированные перпендикулярно к ним дополнительные рельсовые пути с возможностью перемещения по ним соответственно платформ с груженой и порожней вагонетками, приводные канатные лебедки для перемещения платформ по дополнительным рельсовым путям (Пухов Ю.С. Рудничный транспорт. М., Недра, 1991 г., с.326-328, рис.19.2в).
Известно также техническое решение, в соответствии с которым для выталкивания вагонеток с платформ используются самоходные колесно-рельсовые толкатели с возможностью их взаимодействия с груженой вагонеткой при ее подаче в опрокидыватель и с порожней вагонеткой при ее подаче в клеть.
Недостатками известной приемной площадки являются сложность конструкции и определенные сложности при автоматизации процесса обмена вагонеток со снижением надежности работы обменного комплекса.
Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции и автоматизации управления средствами механизации обмена вагонеток и повышение надежности их работы.
Технический результат достигается тем, что в приемной площадке надшахтного здания с обменом вагонеток, содержащей размещенные на перекрытии здания примыкающие к стволу и наклонные в сторону выкатывания вагонетки из клети первые рельсовые пути, снабженные рельсами устройства для приема вагонетки с возможностью накатывания на них и стопорения вагонетки, круговой опрокидыватель для вагонетки с примыкающими к нему вторыми параллельными первым наклонными рельсовыми путями, ориентированные перпендикулярно к ним дополнительные рельсовые пути, толкатели для вагонетки, согласно изобретению каждое приемное устройство для вагонетки выполнено в виде поворотного круга с возможностью примыкания его рельсов к дополнительному рельсовому пути и размещенного на поворотном круге толкателя для вагонетки, а каждый дополнительный рельсовый путь размещен на раме, шарнирно установленной на перекрытии и снабженной приводом с возможностью изменения угла наклона рамы к горизонту, с возможностью обеспечения самокатного движения вагонетки по дополнительному рельсовому пути, при этом каждый шарнир размещен со стороны поворотного круга соответственно перед опрокидывателем и клетью, а толкатели на поворотных кругах размещены в створе с рельсовыми путями на них со стороны, противоположной направлению движения вагонетки, на свободных концах рельсов каждого дополнительного рельсового пути со стороны накатывания на них вагонетки размещен башмак в виде двуплечего рычага, шарнирно установленного на раме этого пути, свободный конец рычага со стороны соответствующего поворотного круга с помощью шарнирной тяги кинематически связан с перекрытием, а башмак размещен с возможностью перекатывания по нему колес вагонетки при ее сходе с поворотного круга и удержания ее от обратного движения при подъеме рамы с рельсовым путем за счет упора в башмак колеса вагонетки. Привод поворота рамы может быть выполнен в виде силовых цилиндров или эксцентрикового вала с кольцевой подшипниковой обоймой. Башмак может быть установлен на каждом рельсе рельсового пути или только на одном рельсе.
Приемная площадка представлена на фиг.1, план перекрытия с расположением оборудования перед выкатыванием груженой вагонетки из клети, на фиг.2 - разрез А-А по фиг. 1 при самокатном движении груженой вагонетки, на фиг.3 - разрез Б-Б по фиг.1 при самокатном движении порожней вагонетки, на фиг. 4 - узел установки привода поворота рамы, на фиг.5, 6 - узел установки упора в нерабочем и рабочем положении, на фиг.7 - разрез В-В по фиг.5.
Приемная площадка надшахтного здания с обменом вагонеток содержит размещенные на перекрытии 1 надшахтного здания примыкающие к стволу 2 и наклонные в сторону выкатывания вагонетки 3 из клети 4 первые рельсовые пути 5 и 6, круговой опрокидыватель 7 для вагонетки 3 с примыкающими к нему вторыми параллельными первым (5 и 6) наклонными рельсовыми путями 8 и 9, ориентированные перпендикулярно к ним дополнительные рельсовые пути 10 и 11. В створе с первыми 5, 6 и вторыми 8, 9 рельсовыми путями размещены приемные устройства 12, 13 и 14, 15. Каждое приемное устройство для вагонетки 3 выполнено в виде поворотного круга с возможностью примыкания его рельсов 16, 17 и 18, 19 к дополнительным рельсовым путям 10 и 11. На поворотных кругах 12, 13 и 14, 15 размещены толкатели 19, 20 и 21, 22 для вагонетки 3. Каждый дополнительный рельсовый путь 10 и 11 размещен на рамах 23 и 24, шарнирно (25 и 26) установленных на перекрытии 1 надшахтного здания и снабженных приводами 27 и 28 с возможностью изменения угла наклона (уклона) рам 23 и 24 к горизонту (перекрытию 1). При этом шарниры 25 и 26 размещены со стороны, противоположной направлениям 29 и 30 движения вагонетки 3. Толкатели 19, 20 и 21, 22 на поворотных кругах 12, 13 и 14, 15 размещены со стороны, противоположной направлениям 29 и 30 движения вагонетки 3. Приводы 27 и 28 поворота рам 23 и 24 могут быть выполнены в виде силовых цилиндров (не показаны) или эксцентрикового вала 31 с подшипниковой обоймой 32 с возможностью ее взаимодействия с рамой 23 или 24 при вращении эксцентрикового вала 31. На свободном конце одного или обоих рельсов 33 каждого дополнительного рельсового пути 10 и 11 со стороны накатывания на него вагонетки 3 размещены башмаки 34 в виде двуплечего рычага 34, шарнирно установленного на раме 23 или 24 этого пути с помощью полуоси 35, размещенной в щеках 36 кронштейна 37. При этом свободный конец двуплечего рычага 34 со стороны соответствующего поворотного круга 12 и 15 с помощью шарнирной тяги 38 с шарнирами 39 и 40 на концах кинематически связан с перекрытием 1. Башмак 34 размещен с возможностью перекатывания по нему колес 41 вагонетки 3 при ее сходе с соответствующего поворотного круга 12 или 15 и удержания ее от обратного движения при подъеме рамы 23 или 24 с дополнительным рельсовым путем 10 или 11 за счет упора в башмак 34 колеса 41 вагонетки 3. i0 отрицательный уклон дополнительных рельсовых путей 10 и 11, связанный с потерей высоты вагонеткой 3 при ее движении по первому 5, 6 и второму 8, 9 рельсовому пути, i - самокатный уклон дополнительных рельсовых путей 10 и 11. β - угол поворота рам 23 и 24 с дополнительными рельсовыми путями 10 и 11. 42 - ребро жесткости.
Процесс обмена вагонеток в надшахтном здании осуществляется следующим образом. После остановки и фиксации на кулаках поднятой по стволу 2 клети 4 груженая вагонетка 3 расстопоривается и по первому рельсовому пути 5 самокатом накатывается на рельсы 16 поворотного круга 12. Поворотный круг 12 поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки до совмещения его рельсов 16 с дополнительным рельсовым путем 10. С помощью установленного на поворотном круге 12 толкателя 19 вагонетка 3 выталкивается на дополнительный рельсовый путь 10. Затем включается привод 27 подъема рамы 23, благодаря чему она поворачивается в шарнире 25 на угол β, а дополнительный рельсовый путь 10 устанавливается под углом наклона i, обеспечивающим самокатное движение вагонетки 3 в направлении 29 до ее размещения на рельсах 18 поворотного круга 14. При этом при подъеме рамы 23 с дополнительным рельсовым путем 10 за счет ее кинематической связи с перекрытием 1 через шарнирную тягу 38 башмак 34 разворачивается относительно полуоси 35 по часовой стрелке. Благодаря этому при возможном обратном ходе вагонетки 3 в процессе изменения положения рельсового пути 10 с переходом от отрицательного уклона i0 в начальный момент к положительному уклону i при общем повороте рамы 10 на угол β колесо 41 или оба колеса 41 вагонетки 3 упираются в башмак 34. Это позволяет исключить возможность схода вагонетки 3 с рельсов 33 дополнительного рельсового пути 10. После разворота поворотного круга 14 по часовой стрелке на 90 градусов толкатель 21 выталкивает вагонетку 3 с поворотного круга 14. По второму рельсовому пути 8 вагонетка 3 попадает в круговой опрокидыватель 7, в котором разгружается. Порожняя вагонетка 3 выкатывается из кругового опрокидывателя 7 и по второму рельсовому пути 9 закатывается на рельсы 19 поворотного круга 15. После разворота круга 15 на 90 градусов по часовой стрелке толкатель 22 выталкивает с него вагонетку 3 на дополнительный рельсовый путь 11. С помощью привода 28 подъема рамы 24 последняя поворачивается в шарнире 26 на угол β, благодаря чему дополнительный рельсовый путь 11 устанавливается под углом наклона i, обеспечивающим самокатное движение вагонетки 3 до поворотного круга 13. При этом, как и на дополнительном рельсовом пути 10, срабатывает механизм удержания вагонетки 3 от обратного движения с помощью поворотных башмаков 34, как было описано выше. Когда вагонетка 3 оказывается на рельсах 17 поворотного круга 13, он поворачивается по часовой стрелке на 90 градусов. После прихода очередной клети 4 с груженой вагонеткой и освобождения клети 4 от нее порожняя вагонетка 3 толкателем 20 выталкивается с поворотного круга 13 и по первому рельсовому пути 6 закатывается в клеть 4, которая вместе с порожней вагонеткой 3 опускается на соответствующий горизонт шахты. После этого цикл обмена повторяется по описанной выше схеме. При этом все поворотные круги после их освобождения от вагонетки поворачиваются в обратном направлении в исходную позицию, обеспечивающую прием следующей вагонетки. Техническое решение обеспечивает обмен вагонеток при стационарном размещении всего оборудования и без потери высоты при движении вагонеток в пределах заданной отметки перекрытия надшахтного здания.
Отличительные признаки изобретения позволяют упростить конструкцию и автоматизацию управления средствами механизации обмена вагонеток и повысить надежность их работы.
Изобретение относится к механизации обмена вагонеток в надшахтном здании при клетевом подъеме. В приемной площадке надшахтного здания, содержащей размещенные на перекрытии здания примыкающие к стволу и наклонные в сторону выкатывания вагонетки из клети первые рельсовые пути, снабженные рельсами устройства для приема вагонетки с возможностью накатывания на них и стопорения вагонетки, круговой опрокидыватель для вагонетки с примыкающими к нему вторыми параллельными первым наклонными рельсовыми путями, ориентированные перпендикулярно к ним дополнительные рельсовые пути, толкатели для вагонетки, приемные устройства размещены в створе с первыми и вторыми рельсовыми путями, каждое приемное устройство для вагонетки выполнено в виде поворотного круга с возможностью примыкания его рельсов к дополнительному рельсовому пути и размещенного на поворотном круге толкателя для вагонетки, а каждый дополнительный рельсовый путь размещен на раме, шарнирно установленной на перекрытии и снабженной приводом с возможностью изменения угла наклона рамы к горизонту с возможностью обеспечения самокатного движения вагонетки по дополнительному рельсовому пути. При этом каждый шарнир размещен со стороны поворотного круга соответственно перед опрокидывателем и клетью, а толкатели на поворотных кругах размещены в створе с рельсовыми путями на них со стороны, противоположной направлению движения вагонетки, на свободных концах рельсов каждого дополнительного рельсового пути со стороны накатывания на них вагонетки размещен башмак в виде двуплечего рычага, шарнирно установленного на раме этого пути. Свободный конец рычага со стороны соответствующего поворотного круга с помощью шарнирной тяги кинематически связан с перекрытием, а башмак размещен с возможностью перекатывания по нему колес вагонетки при ее сходе с поворотного круга и удержания ее от обратного движения при подъеме рамы с рельсовым путем за счет упора в башмак колеса вагонетки. Изобретение позволяет упростить конструкцию и автоматизировать управление средствами механизации обмена вагонеток и повысить надежность их работы. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
ПУХОВ Ю.С | |||
Рудничный транспорт | |||
- М.: Недра, 1991, с.326-328, рис.19.2в | |||
КОМПЛЕКС ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБМЕНА ВАГОНЕТОК НА | 0 |
|
SU160495A1 |
Передвижной опрокидыватель | 1973 |
|
SU564426A1 |
Опрокидыватель шахтных вагонеток | 1980 |
|
SU893773A1 |
«ЮЖГИПРОРУДА» | 0 |
|
SU400721A1 |
Авторы
Даты
2008-11-20—Публикация
2007-02-15—Подача