СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ Российский патент 2012 года по МПК E21F1/00 E21D9/14 

Описание патента на изобретение RU2463452C1

Техническое решение относится к вентиляции транспортных тоннелей.

Известен способ тоннельной вентиляции по пат. РФ №2312222, кл. E21F 1/00, F24F 7/00, опубл. в БИ №34 за 2007 г., включающий подачу свежего и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой, при этом меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Недостатком данного технического решения является то, что большая часть инициируемого поездом потока воздуха остается в циркуляционном кольце в пределах перегона и не используется для проветривания платформы станции, причем эта неиспользуемая часть увеличивается с повышением частоты движения поездов, что приводит к неполному использованию циркуляционных потоков воздуха от движущихся поездов.

Известен способ тоннельной вентиляции по авт. св. СССР №1588874, кл. Е21F 1/00, опубл. в БИ №32 за 1990 г., включающий подачу свежего и отвод отработанного воздуха и перекрывание проходного сечения тоннеля перед или после входа поезда во входной портал тоннеля, при этом проходят вентиляционную шахту, соединяют ее с тоннелем и перед или после входа поезда во входной портал перекрывают проходное сечение тоннеля на участке между выходным порталом и вентиляционной шахтой. Отработанный воздух отводят по вентиляционной шахте, а при подходе поезда к ней открывают проходное сечение тоннеля на этом участке и перекрывают его на участке между вентиляционной шахтой и входным порталом. По вентиляционной шахте подают свежий воздух, после чего вновь открывают проходное сечение тоннеля на этом участке.

Недостатком данного технического решения является невозможность регулирования расхода воздуха в тоннеле, создаваемого поршневым действием поезда, в сторону его увеличения, что снижает эффективность использования воздушных потоков от поршневого действия поездов. Также в случае отказа привода шибера, перекрывающего тоннель, для предупреждения столкновения поезда с шибером необходимо останавливать поезда в тоннеле, что приводит к нарушению графика движения поездов.

Наиболее близким решением по технической сущности и совокупности существенных признаков является способ тоннельной вентиляции (см. Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Недра», 1975, с.304), включающий перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию.

Недостатком данного технического решения является то, что оно не учитывает изменение удельного расхода воздуха через платформенный зал станции от поршневого действия поездов с изменением частоты движения поездов. При повышении частоты движения удельный расход воздуха от одной пары поездов снижается. Это приводит к снижению экономичности данного способа тоннельной вентиляции станций, потому что указанное снижение расхода необходимо компенсировать увеличением производительности тоннельных вентиляторов и соответствующими затратами электроэнергии.

Технической задачей является повышение экономичности способа тоннельной вентиляции в штатных режимах за счет возможности регулирования величины воздушного потока и воздухораспределения в тоннелях и на станции метрополитена путем управления аэродинамическим сопротивлением циркуляционной вентиляционной сбойки.

Она достигается тем, что в способе тоннельной вентиляции, включающем перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию, согласно техническому решению для создания требуемого расхода воздуха через станцию метрополитена от движущихся в тоннеле поездов и его регулирования в зависимости от частоты движения поездов меняют аэродинамическое сопротивление циркуляционной вентиляционной сбойки.

Управление аэродинамическим сопротивлением циркуляционной вентиляционной сбойки позволяет изменять количество воздуха, подаваемого в платформенный зал станции, и тем самым более полно использовать воздушные потоки от поршневого действия движущихся в тоннеле поездов, снижая требуемую производительность тоннельных вентиляторов и, как следствие, их энергопотребление.

Сущность технического решения поясняется примером реализации способа и чертежами (фиг.1 и 2).

На фиг.1 показана схема реализации способа при неизменном аэродинамическом сопротивлении циркуляционной вентиляционной сбойки (далее - вентсбойки), на фиг.2 - то же, при увеличении аэродинамического сопротивления вентсбойки. Сплошными стрелками на фиг.1 и 2 показано направление движения поезда, пунктирными стрелками - направление движения воздуха.

Платформенный зал 1 подземной станции метрополитена (фиг.1) имеет пассажирские выходы 2 на поверхность. Вентсбойка 3, соединяющая тоннели 4, устроена в торце станции. Поезд 5 движется по тоннелю 4 и инициирует поток 6 воздуха через вентсбойку 3 в обход платформенного зала 1 станции. Для изменения аэродинамического сопротивления вентсбойки 3 служит элемент 7.

Способ реализуют следующим образом.

От поршневого действия поезда 5 при движении по тоннелю 4 образуется поток воздуха. Часть потока 6 воздуха проходит через вентсбойку 3 в обход платформенного зала 1 станции (фиг.1). Эта часть потока 6 входит в циркуляционное кольцо потока воздуха, образующееся внутри перегона между соседними станциям при открытой венсбойке 3, и увеличивается с повышением частоты движения поездов. При высокой частоте движения поездов часть потока 6 воздуха составляет основную часть циркуляционного кольца потока воздуха от движущихся поездов. Чтобы полностью или частично направить часть потока 6 воздуха через платформенный зал 1 станции и увеличить на нем воздухообмен, меняют аэродинамическое сопротивление вентсбойки 3, используя элемент 7 (фиг.2). Таким образом, использование поршневого действия поездов с регулированием части потока 6 воздуха через вентсбойку 3 позволяет снизить требуемую для проветривания станции производительность тоннельных вентиляторов и, соответственно, энергозатраты на них и тем самым повысить экономичность способа тоннельной вентиляции.

Похожие патенты RU2463452C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ПРИ РАБОТЕ В ШТАТНОМ И АВАРИЙНОМ РЕЖИМАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2701012C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА 2015
  • Маслак Владимир Александрович
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Левина Елена Константиновна
  • Савенков Евгений Алексеевич
  • Данилов Андрей Игоревич
RU2594025C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645042C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2010
  • Гроо Владимир Яковлевич
  • Шешуков Виктор Валерьевич
RU2433273C1
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2014
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Романов Владимир Иванович
  • Мельник Григорий Александрович
RU2556558C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ДВУХПУТНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2648137C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТУПИКОВОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2004
  • Зайко Сергей Владимирович
  • Петров Виктор Иванович
  • Чигишев Александр Николаевич
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
RU2278268C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 463 452 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ

Изобретение относится к вентиляции транспортных тоннелей. Способ включает перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию. Для создания требуемого расхода воздуха через станцию метрополитена от движущихся в тоннеле поездов и его регулирования в зависимости от частоты движения поездов меняют аэродинамическое сопротивление циркуляционной вентиляционной сбойки. Технический результат заключается в снижении экономических затрат на вентиляцию тоннелей и станций метрополитена. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 463 452 C1

Способ тоннельной вентиляции, включающий перемещение воздуха движущимися поездами через циркуляционную вентиляционную сбойку, соединяющую тоннели вблизи станции метрополитена, и через станцию, отличающийся тем, что для создания требуемого расхода воздуха через станцию метрополитена от движущихся в тоннеле поездов и его регулирования в зависимости от частоты движения поездов меняют аэродинамическое сопротивление циркуляционной вентиляционной сбойки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2463452C1

ЦОДИКОВ В.Я
Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов
- М.: Недра, 1975, с.300-311
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
Способ тоннельной вентиляции 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Петров Нестер Никитович
  • Сарычев Сергей Петрович
SU1588874A1
СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 2006
  • Зедгенизов Дмитрий Владиленович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
RU2312222C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ РАДОНА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 2006
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Миронов Сергей Георгиевич
RU2342534C2
US 4037526 А, 26.07.1977
JP 5195699 А, 03.08.1993.

RU 2 463 452 C1

Авторы

Красюк Александр Михайлович

Лугин Иван Владимирович

Павлов Станислав Александрович

Чигишев Александр Николаевич

Даты

2012-10-10Публикация

2011-04-07Подача