Изобретение относится к области транспорта и средств механизации, а именно транспорта и средств механизации, снабженных топливными баками и иными емкостями с горловинами.
Разработанное техническое решение может быть использовано для заправки топливом, смазочными материалами и другими испаряющимися жидкостями как транспортных средств и средств механизации, так и различных автономных емкостей с горловинами, не связанных непосредственно с использованием в области транспорта или в области средств механизации.
Преимущественно, разработанное техническое решение может быть использовано для заправки транспортных средств, средств механизации и автономных емкостей в местах, отличающихся повышенными требованиями к обеспечению взрыво- и пожаробезопасности и экологической чистоты. В числе прочего, оно может быть использовано для заправки топливом, горючесмазочными материалами и другими взрыво- и пожароопасными, токсичными или агрессивными испаряющимися жидкостями транспортных средств, средств механизации и автономных емкостей в экологически чистых районах, в природоохранных зонах, в местах скопления транспортных средств, на автостоянках, внутри и вблизи наземных и подземных гаражей, в местах плотной городской застройки и в центральных районах крупных городов.
Известно (US, патент 3325723) заправочное устройство для заливки горючего в бензобак, содержащее насос, вход которого подключен посредством жесткого трубопровода к резервуару для горючего, а выход - посредством гибкого трубопровода к раздаточному пистолету.
Недостатком известной конструкции следует признать необходимость его стационарного размещения, наличия источника энергии, необходимой для работы насоса, а также попадание паров горючего в атмосферу при заправке транспортного средства.
Известно (RU, патент 2226623) устройство для перекачивания жидкостей, в том числе и огнеопасных, из технологической тары с горловиной. Известное устройство содержит пневматический насос с приводом, нагнетающая полость которого соединена с атмосферой через клапан всасывания, шланг подачи сжатого воздуха от насоса в нагнетаемую полость технологической тары с перекачиваемой жидкостью, технологическую насадку с буртом, установленную в горловине тары до упора в бурт, которая выполнена с двумя сквозными отверстиями, в одном из которых закреплен первый конец шланга подачи и спускной клапан избыточного давления в атмосферу, а в другом закреплена разливная труба, погруженная одним концом в тару с перекачиваемой жидкостью, и зажим для герметичного закрепления насадки в горловине тары. Кроме того, оно дополнительно снабжено краном регулирования подачи жидкости, установленным на свободном конце разливной трубы, патрубком, установленным на свободном конце крана регулирования подачи жидкости, гибкой эластичной трубкой, закрепленной одним концом на патрубке, клапаном нагнетания, смонтированным на стыке нагнетающей полости и второго конца шланга подачи. При этом спускной клапан выполнен регулирующим с возможностью автоматического спуска в атмосферу избыточного давления, превышающего предельно-заданное значение, установлен на верхней поверхности технологической насадки и соединен с выполненным в ней дополнительно дроссельным отверстием. Нагнетающая полость соединена с нагнетаемой через клапан нагнетания и шланг подачи, а нагнетаемая полость соединена с атмосферой с одной стороны через дроссельное отверстие и регулирующий клапан, а с другой стороны посредством взаимодействия с перекачиваемой жидкостью через разливную трубу, кран регулирования подачи жидкости, патрубок и гибкую эластичную трубку.
Недостатком известной конструкции следует признать необходимость его стационарного размещения, наличия источника энергии, необходимой для работы насоса, а также попадание паров горючего в атмосферу при заправке транспортного средства.
Известно (SU, авторское свидетельство 359232) заправочное устройство для заправки топливных баков, применяемое на автозаправочных станциях. Известное устройство содержит раздаточный пистолет с клапаном и сливной трубкой, диаметр которой меньше диаметра горловины топливного бака, вход раздаточного пистолета соединен посредством пружинного напорного клапана и шланга с раздаточной емкостью. Окончание сливной трубки снабжено патрубком, внутренний диаметр которого превышает внутренний диаметр сливной трубки, при этом посредством пневмотрубки внутренняя полость патрубка сообщена с герметичной полостью мембранного датчика давления, на мембране которого установлен один из контактов реле управления пускателем электродвигателя насоса.
Известное устройство работает следующим образом. При заправке топливного бака в его горловину вставляют сливной конец раздаточного пистолета. Затем включают электродвигатель насоса топливораздаточной колонки. Струя горючего отжимает пружину напорного клапана, проходит по каналам раздаточного пистолета и вытекает через сливную трубку в бензобак. Поскольку полость бензобака сообщена через горловину с атмосферой, то давление в ней при заполнении бензобака бензином не изменяется и мембрана датчика давления отжата наружу в сторону пневмотрубки. При заполнении бензобака до уровня патрубка в пневмотрубке изменяется давление, и мембрана датчика меняет свое положение, размыкая контакты реле. Это приводит к отключению электродвигателя насоса, что исключает возможность перелива топлива в бак.
Недостатками известной конструкции следует признать необходимость его стационарного размещения, а также наличия источника энергии, необходимой для работы насоса. Кроме того, в процессе заполнения бензобака через его горловину пары топлива переходят в атмосферу, создавая пожароопасную ситуацию, а также ухудшаю экологическую обстановку.
Технический результат, получаемый при реализации разработанного технического решения, состоит в сокращении выброса в атмосферу паров и газов, возникающих при вытеснении их из ограниченного объема заливаемой туда жидкостью.
Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанное средство перемещения жидкостей в заправляемую емкость через ее горловину и локализации вытесняемых при этом паров внутри ограниченного пространства и трубопроводов, изолированных от атмосферы.
Функционально, указанное средство содержит заливную трубу меньшего сечения, чем сечение горловины заправляемой емкости, устройство ее фиксации внутри горловины и прижимную деталь, торцевая поверхность которой способна плотно прилегать к торцевой поверхности горловины.
В качестве устройства, фиксирующего положение трубы в горловине заправляемой емкости, используют пружинный, кулачковый, эксцентрический или любой другой распорный механизм, способный исключить перемещение трубы внутри горловины и зафиксировать ее положение относительно внутренней поверхности горловины. Устройство фиксации не герметизирует горловину бака в процессе заправки и свободно пропускает пары в любом направлении.
В качестве прижимной детали, локализующей пространство, содержащее пары, предпочтительно используют цилиндр, трубку с фланцами, плоскую или фигурную шайбу, предпочтительно, выполненные из эластичного материала. Прижимная деталь может быть паронепроницаемой либо свободно пропускающей пары в заданном направлении. Она может быть выполнена как с плоской торцевой поверхностью, так и с конической, обеспечивающей лучшее прилегание к обрезу горловины заправляемого бака.
В предпочтительном варианте реализации погружаемый в заправляемую емкость конец трубы выполнен перфорированным, что облегчает удалением паров посредством трубы из заправляемой емкости. Обычно нижний конец трубы, погружаемый в заправляемую емкость, снабжают обратным клапаном, что исключает возможность переполнения заправляемой емкости.
На чертеже приведено схематичное изображение разработанного технического решения в разрезе, при этом использованы следующие обозначения: труба 1, горловина 2 емкости, фиксирующее приспособление 3, прижимаемая деталь 4.
Устройство работает следующим образом.
По первому варианту реализации, когда пары из бака через горловину 2 удаляют по трубе 1 залива жидкости противотоком, без разделения жидкой и газообразной фаз. В этом варианте предпочтительно используют паронепроницаемую прижимную деталь 4. Трубу 1 помещают в горловину 2 заправляемой емкости таким образом, чтобы устройство фиксации 3 было полностью размещено в горловине 2 заправляемой емкости. Закрепляют (фиксируют) трубу 1 в горловине 2 заправляемой емкости и приводят прижимную деталь 4 в плотное соприкосновение с торцом горловины 2 заправляемой емкости, добиваясь герметичности соединения: прижимная деталь 4 - торец горловины 2 заправляемой емкости. Обеспечивают поступление жидкости по трубе 1 в направлении от промежуточного резервуара к горловине 2 заправляемой емкости. За счет паронепроницаемости прижимной детали 4 и герметичности ее соединения с торцом горловины 2 заправляемой емкости, пары, вытесняемые из пространства заправляемой емкости поступающей жидкостью, противотоком поступают в трубу 1 и после прохождения по ней заполняют пространство, освобождающееся от заливаемой в емкость жидкости.
По второму варианту реализации происходит разделение жидкой и газообразной фаз. В этом случае предпочтительно используют паропроницаемую прижимную деталь 4. В этом случае трубу 1 также помещают в горловину 2 заправляемой емкости таким образом, чтобы устройство фиксации 3 было полностью размещено в горловине 2 заправляемой емкости. Закрепляют (фиксируют) трубу 1 в горловине 2 заправляемой емкости и приводят прижимную деталь 4 в плотное соприкосновение с торцом горловины 2 заправляемой емкости, добиваясь герметичности соединения, прижимная деталь 4 - торец горловины 2 заправляемой емкости. Обеспечивают поступление жидкости по трубе 1 в направлении от промежуточной емкости к заправляемой емкости. За счет обеспечения возможности проницаемости парами прижимной детали 4, вытесняемые из пространства заправляемой емкости, пары поступают в пространство, ограниченное трубой 1 и дополнительно установленной в трубе 1 второй трубой. После перемещения по межтрубному пространству между трубами они заполняют пространство, освобождающееся от заливаемой в емкость жидкости.
Использование разработанного устройства позволяет обеспечить при заправке испаряющимися жидкостями транспортных средств, средств механизации и автономных емкостей, на уровне, позволяющем организовать процесс заправки в местах, заправка в которых ранее считалась недопустимой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАРОПРОВОДЯЩИЙ ЗАПРАВОЧНЫЙ ШТУЦЕР | 2007 |
|
RU2384520C2 |
СРЕДСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖИДКИХ ИСПАРЯЮЩИХСЯ ВЕЩЕСТВ В ЕМКОСТЬ, СНАБЖЕННУЮ ГОРЛОВИНОЙ | 2007 |
|
RU2342267C1 |
МОБИЛЬНЫЙ РЕЗЕРВУАР С ВНЕШНИМ ПАРОЗАБОРОМ | 2007 |
|
RU2373136C2 |
МОБИЛЬНЫЙ РЕЗЕРВУАР ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ПАРООТБОРОМ | 2007 |
|
RU2377141C2 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | 2007 |
|
RU2374169C2 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2003 |
|
RU2279360C2 |
УСТРОЙСТВО для ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ | 1972 |
|
SU359232A1 |
УСТРОЙСТВО для НАПОЛНЕНИЯ ТАРЫ ЖИДКОСТЬЮ | 1967 |
|
SU194572A1 |
УСТАНОВКА ЗАПРАВКИ НЕФТЕПРОДУКТАМИ ИЗ ЕМКОСТИ | 2007 |
|
RU2342266C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ БАКА ПРИ ЗАПРАВКЕ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2009103C1 |
Изобретение относится к области транспорта и средств механизации, а именно транспорта и средств механизации, снабженных топливными баками и иными емкостями с горловинами. Средство содержит трубу, диаметр которой меньше диаметра горловины заправляемой емкости. На трубе дополнительно смонтировано устройство фиксации трубы в горловине заправляемой емкости и прижимаемая деталь, предотвращающая выброс вытесняемых паров в атмосферу. Достигается сокращение выброса в атмосферу паров и газов. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
РАЗДАТОЧНЫЙ КРАН-ПИСТОЛЕТ | 1997 |
|
RU2147534C1 |
Способ получения фотоэлектрически чувствительных слоев сурика | 1973 |
|
SU513936A1 |
Устройство для нижнего слива вязких жидкостей из железнодорожных цистерн | 1986 |
|
SU1421687A1 |
Приспособление для заправки тракторов жидким топливом | 1931 |
|
SU28114A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТЕЙ ИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ТАРЫ С ГОРЛОВИНОЙ | 2002 |
|
RU2226623C2 |
Авторы
Даты
2009-01-10—Публикация
2007-03-22—Подача