Изобретение относится к спортивному инвентарю для зимних видов спорта, в частности к конструкции сноуборда.
Известен сноуборд, содержащий два скользящих полоза, расположенных параллельно и соединенных между собой механическими узлами, обеспечивающими параллельное положение полозьев относительно друг друга и плоскости площадки для крепления ботинок, как при прямом положении сноуборда, так и при его кантовании (см. описание полезной модели к свидетельству №22618, МКИ 7 А63С 5/00, 2001).
В известном сноуборде два скользящих полоза соединены между собой механическими узлами, выполненными в виде зависимых подвесок (трапеций).
Недостаток известных механических узлов заключается в том, что они в силу своей упругости, т.к. именно на этой особенности конструкции основано управление работой полозьев, как при прямом положении сноуборда, так и при его кантовании, не обеспечивают эффективного управления полозьями при изменении положения центра тяжести спортсмена. Поскольку ботинки спортсмена на сноуборде закреплены перпендикулярно относительно оси полозьев, то эффективное управление сноубордом возможно только переносом центра тяжести веса спортсмена относительно точек опоры мест крепления механических узлов к площадкам с ботинками. Именно этот вид управления фактически не может быть использован в известном сноуборде из-за выполнения конструкции упругой балки в виде зависимых трапеций. Это снижает маневренность сноуборда при спуске на нем с крутых склонов гор, а значит и эффективность преодоления препятствий.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении маневренности сноуборда за счет лучшей управляемости им при кантовании.
Это достигается тем, что в известном сноуборде, содержащем два скользящих полоза, расположенных параллельно и соединенных между собой механическими узлами, обеспечивающими параллельное положение полозьев относительно друг друга и плоскости площадки для крепления ботинок, как при прямом положении сноуборда, так и при его кантовании, согласно изобретению площадка для крепления ботинок разделена в поперечной плоскости на две площадки для одного ботинка каждая, которые снабжены не менее чем двумя механическими узлами, выполненными в виде коленообразных рычагов, колена которых соединены цилиндрическими шарнирами с площадками, поперечный размер которых больше межосевого расстояния между этими шарнирами, а концы каждого рычага попарно соединены цилиндрическими шарнирами с одноименными краями разных полозьев, при этом оси парных шарниров параллельны между собой.
Коленообразные рычаги могут быть выполнены в виде пространственных скоб -образной формы, вертикальные участки которых согнуты навстречу друг другу вокруг оси среднего горизонтального участка, при этом горизонтальные участки размещены в цилиндрических шарнирах.
Кроме того, коленообразные рычаги выполнены равносторонними.
Причем к шарнирам колен каждой площадки может быть прикреплено жесткое основание, соединенное с площадкой и выполненное, например, в виде плоской металлической рамы четырехугольной формы.
При этом коленообразные рычаги могут быть выполнены сборными в средней части с возможностью изменения угла между ними, а части рычагов, образующие угол, соединены, например, шлицевым узлом, который закреплен на цилиндрическом шарнире.
К каждому полозу вдоль оси может быть прикреплено не менее двух колес-роликов, при этом сноуборд используется как скейтборд, а наружный торец каждого колеса-ролика выполнен чашеобразным.
На фиг.1 изображена аксонометрическая проекция сноуборда, на фиг.2 - вид спереди на рычаги при прямом положении полозьев сноуборда, а на фиг.3 - при кантовании. На фиг.4 и 5 представлены варианты выполнения сноуборда с повышенной жесткостью площадок для крепления ботинок, а на фиг.6 - сноуборд с колесами-роликами.
Сноуборд содержит два скользящих полоза 1 и 2, расположенных параллельно. Полозья 1 и 2 соединены механическими узлами, обеспечивающими параллельное положение полозьев относительно друг друга и плоскости двух площадок 3 и 4, на каждой из которых закреплены узлы для крепления одного ботинка (на чертеже условно не показаны), как при прямом положении сноуборда, так и при кантовании. Каждый механический узел для каждой площадки 3 и 4 выполнен, например, в виде пары рычагов 5 и 6 коленообразной формы, закрепленных соответственно спереди и сзади площадок 3 и 4. Колена каждого рычага 5 и 6 соединены цилиндрическими шарнирами 7 и 8 с площадками 3 и 4, а концы каждого рычага 5 и 6 попарно соединены цилиндрическими шарнирами 9, 10, 11 и 12 с одноименными краями разных полозьев 1 и 2, при этом оси парных цилиндрических шарниров рычагов 5 и 6 параллельны между собой. Причем коленообразные рычаги 5 и 6 выполнены равносторонними. Поперечный размер площадок 3 и 4 для крепления ботинок должен быть больше межосевого расстояния шарниров 7 и 8 колен рычагов 5 и 6, что обеспечивает достаточную устойчивость спортсмена на сноуборде и эффективное управление положением полозьев 1 и 2 сноуборда при спуске с крутых склонов гор при переносе центра тяжести спортсмена относительно середины этого межосевого расстояния. При установке площадок 3 и 4 для крепления ботинок на двух рычагах 5 и 6 при достаточно большом весе спортсмена жесткости площадок 3 и 4 может быть недостаточно для постоянного удержания ее в горизонтальной плоскости. Поэтому жесткость в этом случае может быть повышена или увеличением количества рычагов, устанавливаемых на сноуборде попарно спереди и сзади каждой площадки 3 и 4, или креплением на шарнирах 7 и 8 колен рычагов 5 и 6 металлического жесткого основания 13, соединенного с площадками 3 и 4 и выполненного в виде плоской рамы четырехугольной формы, как это изображено на фиг.4 (площадки 3 (4) на чертеже условно не показаны).
При установке на каждую площадку 3 и 4 двух рычагов, жесткость ее может быть повышена выполнением рычагов в виде пространственных скоб 14 и 15 -образной формы, вертикальные участки которых согнуты навстречу друг другу вокруг оси среднего горизонтального участка и образуют в поперечной проекции угол, при этом горизонтальные участки размещены в цилиндрических шарнирах 7 и 8, как это изображено на фиг.5, и параллельны между собой и полозьям, и выбором длин горизонтальных участков. Кроме того, к каждому полозу вдоль оси могут быть прикреплены не менее двух колес-роликов 16, при этом наружные торцы 17 колес-роликов выполнены чашеобразными.
Сноуборд управляется следующим образом.
При спуске со склона по прямому участку центр тяжести спортсмена размещается между осями колен шарниров 7 и 8 рычагов 5 (задний) и 6 (передний), что обеспечивает параллельное расположение обоих полозьев 1 и 2 в одной горизонтальной плоскости, и коленообразная форма рычагов 5 и 6 обеспечивает достаточную жесткость и устойчивость спортсмена на сноуборде. При выполнении маневра, например при объезде препятствия (выполнение слалома) или при выполнении виража, спортсмен в зависимости от направления выполнения маневра переносит центр тяжести за пределы межосевого расстояния колен шарниров 7 и 8. А поскольку поперечный размер площадок 3 и 4 для крепления ботинок больше этого межосевого расстояния, то легче выполнять этот маневр. Если, например, центр тяжести спортсмена перенесен на правые части площадок 3 и 4, то вследствие жесткости передних (правых) рычагов 6 они обеспечивают сцепление правых частей полозьев 1 и 2 со снежной трассой. При этом сила, действующая на левые (задние) рычаги 5, уменьшится - это приведет к тому, что плоскости площадок 3 и 4 и полоза 1 начнут вращаться относительно шарниров 8 и 11 соответственно, их левые края начнут параллельно подниматься вместе с задними рычагами 5. Все это приведет к тому, что и левый край полоза 2, вращаясь относительно шарнира 12, начнет подниматься параллельно плоскостям площадок 3 и 4 и полозу 1. Причем правые кромки обоих полозьев будут взаимодействовать со снежной трассой, а левые - находиться над ней, обеспечивая высокую устойчивость и маневрирование спортсмена при спуске по жестким трассам. При выполнении маневра в другом направлении все то же самое происходит в механических узлах, только осуществляется соответственно на заднем и переднем рычагах 5 и 6 каждой площадки.
Выполнение отдельных площадок для каждого ботинка повышает общую устойчивость спортсмена при спуске со склонов гор и увеличивает маневренность управления сноубордом. Это связано с тем, что изменяя положение тела и перенося его вес на каждую ногу можно обеспечить более устойчивое положение спортсмена.
Разделение площадки для крепления ботинок в поперечной плоскости на две площадки для одного ботинка каждая и снабжение их не менее чем двумя механическими узлами, установленными соответственно спереди и сзади каждой площадки и выполненными в виде коленообразных рычагов, которые обеспечивают параллельное положение полозьев относительно друг друга и плоскости площадки для крепления ботинок, как при прямом положении сноуборда, так и при его кантовании, позволяет повысить эффективность управления сноубордом и его маневренность при спуске с крутых склонов гор по жестким трассам.
Кроме того, при закреплении на каждом полозе вдоль оси не менее двух колес-роликов, наружные торцы которых выполнены чашеобразными, позволяет использовать сноуборд летом в качестве скейтборда.
Изобретение относится к спортивному инвентарю для зимних видов спорта, в частности к конструкции сноуборда. Сноуборд содержит два скользящих полоза, расположенных параллельно и соединенных между собой механическими узлами, обеспечивающими параллельное положение полозьев относительно друг друга и плоскости площадки для крепления ботинок, как при прямом положении сноуборда, так и при его кантовании. Площадка для крепления ботинок разделена в поперечной плоскости на две площадки для одного ботинка каждая, которые снабжены не менее чем двумя механическими узлами, выполненными в виде коленообразных рычагов, колена которых соединены цилиндрическими шарнирами с площадками, поперечный размер которых больше межосевого расстояния между этими шарнирами. Концы каждого рычага попарно соединены цилиндрическими шарнирами с одноименными краями разных полозьев, при этом оси парных шарниров параллельны между собой. Такое выполнение позволяет повысить эффективность управления сноубордом и его маневренность при спуске с крутых склонов гор по жестким трассам. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Устройство для передвижения | 1989 |
|
SU1669463A1 |
DE 3628111 A1, 03.03.1988 | |||
DE 19815235 A1, 07.10.1999 | |||
Универсальная тракторная сцепка | 1930 |
|
SU22618A1 |
Авторы
Даты
2009-01-27—Публикация
2007-03-19—Подача