СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ Российский патент 2009 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2344957C2

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [патент РФ №2025358, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце текущие значения сигналов сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения. Путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и регистрируют в памяти ток питающего конца и напряжение приемного конца каждой рельсовой линии. За пороговое значение занятия принимают ток источника питания при наложении на этот же конец нормативного шунта и сухом балласте, а за пороговое значение освобождения - зафиксированное в этот же момент напряжение приемного конца, умноженное на коэффициент запаса. При превышении током источника питания порогового значения занятия фиксируют занятие путевого участка, а при превышении напряжением приемного конца порогового значения освобождения - его освобождение [патент РФ №2267431, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., Трошина М.В., Алиев P.M. БИ №01, 2006 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности контроля состояния путевых участков.

Технический результат достигается тем, что в способе контроля свободного состояния путевых участков, заключающемся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного напряжения и на этом же конце текущее значение тока сравнивают с пороговым значением занятия, а на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговым значением освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим значением фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, при приближении поезда к питающему концу кратковременно выключают питание из рельсовой линии, фиксируют пороговое напряжение на приемном конце и в этот момент фиксируют занятие участка при превышении тока источника питания над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта и сухом балласте, и напряжение приемного конца (пороговое напряжение), с которым сравнивают текущее напряжение, при превышении текущего напряжения над пороговым фиксируют освобождение участка.

На фиг.1 представлен алгоритм контроля свободности путевых участков. На фиг.2 изображены кривые зависимостей напряжения приемного конца и тока питающего от координаты шунта.

Сущность способа поясняется алгоритмом (фиг.1), который содержит четыре блока. В первом блоке непрерывно контролируют непревышение текущего значения тока питающего конца РЛ над пороговым значением. В случае превышения порогового значения во втором блоке фиксируют занятие путевого участка и вводят запрет на запись текущего напряжения в память, благодаря чему устанавливают пороговое напряжение освобождения. В третьем блоке непрерывно контролируют непревышение текущего значения напряжения приемного конца РЛ над пороговым значением. В случае превышения порогового значения в четвертом блоке фиксируют освобождение путевого участка и снимают запрет на запись текущего напряжения в память и переопределяют пороговое напряжение.

На фиг.2 изображены кривые зависимостей напряжения приемного конца и тока питающего от координаты шунта. Характер кривых учитывает понижение сопротивления изоляции. Кривые I=ϕ(хШ) и U=ϕ(хШ) представляют зависимости тока питающего и напряжения приемного конца от координаты шунта. При достижении порогового значения тока IP кратковременно отключают питание от рельсовой линии. На приемном конце появляется пауза (ломаной линией U1, U2, U3, U4), что является сигналом для фиксации порогового напряжения на приемном конце. Таким образом, по рельсовой линии передается сигнал на приемный конец о занятии путевого участка и фиксации порогового напряжения. В условиях, когда аппаратура автоблокировки децентрализована, такой сигнал позволяет обойтись без дополнительной линии связи для передачи информации.

Фиксация порогового значения напряжения предложенным методом позволяет достоверно контролировать состояние путевых участков.

Похожие патенты RU2344957C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2413645C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2457136C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2011
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2486091C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2286276C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2268185C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2002
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Яковлев В.Н.
  • Смышляев В.А.
  • Гуменников В.Б.
RU2238867C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2271949C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2007
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2362699C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 344 957 C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ контроля свободности путевых участков заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного напряжения и на этом же конце текущее значение тока сравнивают с пороговым значением занятия, а на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговым значением освобождения. В случае превышения порогового значения занятия над текущим значением фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка. При приближении поезда к питающему концу кратковременно выключают питание из рельсовой линии, фиксируют пороговое напряжение на приемном конце и в этот момент фиксируют занятие участка при превышении тока источника питания над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта при сухом балласте. Непрерывно контролируют непревышение текущего значения напряжения приемного конца над пороговым значением, а в случае превышения порогового значения фиксируют освобождение путевого участка и переопределяют пороговое напряжение. Техническим результатом изобретения является повышение надежности контроля состояния путевых участков. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 344 957 C2

Способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного напряжения и на этом же конце текущее значение тока сравнивают с пороговым значением занятия, а на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговым значением освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим значением фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, отличающийся тем, что при приближении поезда к питающему концу кратковременно выключают питание из рельсовой линии, фиксируют пороговое напряжение на приемном конце и в этот момент фиксируют занятие участка при превышении тока источника питания над пороговым значением, которое соответствует току источника питания при наложении на этот конец нормативного шунта при сухом балласте, затем непрерывно контролируют непревышение текущего значения напряжения приемного конца над пороговым значением, а в случае превышения порогового значения фиксируют освобождение путевого участка и переопределяют пороговое напряжение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2344957C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
Рельсовая цепь 1991
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Стрельцов Сергей Константинович
SU1799787A1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025359C1

RU 2 344 957 C2

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Ахмадуллин Фанис Ринатович

Даты

2009-01-27Публикация

2007-03-19Подача