АВТОМАТИЧЕСКАЯ САМОБЛОКИРУЮЩАЯ ОБГОННАЯ МУФТА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ ПЕРЕДАЧИ РЕВЕРСИВНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА Российский патент 2009 года по МПК F16D7/04 F16D43/202 B25B23/14 B23B45/00 

Описание патента на изобретение RU2347964C2

Изобретение относится к области автомобилестроения и машиностроения, а более конкретно к изготовлению трансмиссий универсальных транспортных средств круглогодичного использования.

Известен механизм трансмиссии автомобиля - дифференциал, позволяющий ведущим колесам вращаться с различными скоростями (см., например, Г.Е.Нагула. «Учебник шофера третьего класса». М.: из. «Транспорт», 1966 г., стр.235-237).

Недостатками дифференциала являются следующие:

- ограниченная проходимость транспортного средства из-за зависимости передающегося крутящего момента на ведущие колеса от коэффициента сцепления колеса с дорогой;

- сложность конструкции и, как следствие, невысокая надежность и трудности при эксплуатации;

- высокие потери на трение в зубчатых парах и на нагрев в трущихся парах, в результате чего снижается КПД;

- большие габариты, что отрицательно сказывается на клиренсе (дорожном просвете) автомобиля.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно разработка простой и надежной в эксплуатации конструкции обгонной муфты, обеспечивающей повышение проходимости, курсовой устойчивости и управляемости автомобилем.

Поставленная задача решается тем, что обгонная муфта для односторонней передачи реверсивного крутящего момента содержит расположенные на одной оси и жестко соединенные между собой две ведомые полумуфты с зубьями правого и левого храпового зацепления, сориентированные навстречу друг другу, и ведущую двустороннюю полумуфту с зубьями правого и левого храпового зацепления, расположенную соосно и между упомянутыми ведомыми полумуфтами с возможностью осевого перемещения и вхождения попеременно (в зависимости от направления передаваемого крутящего момента) в зацепление своими зубьями с соответствующими зубьями упомянутых ведомых полумуфт.

Ведущая полумуфта поджата к одной из ведомых полумуфт с помощью пружины и жестко соединена с муфтой управления, выполненной с возможностью взаимодействия с вилкой управления, поджимающей через другую более жесткую пружину муфту управления вместе с ведущей полумуфтой до зацепления с другой ведомой полумуфтой при изменении направления крутящего момента.

Указанная совокупность существенных признаков позволяет достичь следующие технические результаты:

- повышение проходимости транспортного средства из-за того, что крутящий момент предлагаемой муфты передается ведущим колесам вне зависимости от коэффициента сцепления колеса с дорогой;

- повышение надежности и удобства при эксплуатации из-за простой и не требующей обслуживания (смазки, ухода) конструкции в течение всего срока службы. Кроме того, габаритные размеры предлагаемой муфты существенно меньше дифференциала, что благоприятно сказывается на клиренсе (дорожном просвете) автомобиля.

- повышение технологичности изготовления, т.к. предлагаемая муфта не требует высокой точности при изготовлении, не требует дорогостоящих, высоколегированных металлов, сплавов и материалов;

- повышение коэффициента полезного действия (КПД) (приближается к 1,0), т.к. практически (конструктивно) нет потерь на трение в зубчатых парах, нет потерь на нагрев в трущихся парах. При равных весовых характеристиках предлагаемая муфта способна передать крутящий момент во много раз больше, нежели существующие дифференциалы;

- повышение безопасности движения, устойчивости и управляемости автомобилем, т.к. при съезде одного колеса (колес одной стороны) с дороги с твердым покрытием на обочину, где коэффициент сцепления колеса с дорогой существенно ниже, а коэффициент сопротивления качению значительно выше, не происходит потери курсовой устойчивости и автомобиль не начинает разворачиваться вправо вдоль его продольной оси, чего не происходит на транспортных средствах оборудованных классическим дифференциалом.

Сущность изобретения поясняется с помощью чертежей. На фиг.1 показано продольное сечение предлагаемой обгонной муфты, посаженной на ведущий и ведомый валы, на фиг.2 приведена схема предлагаемой обгонной муфты.

Обгонная муфта для односторонней передачи реверсивного крутящего момента содержит соосно расположенные и жестко соединенные между собой в единый корпус 1 две ведомые кулачковые полумуфты с зубьями правого 2 и левого 3 храпового зацепления, сориентированные навстречу друг другу. Полумуфты 2 и 3 неподвижно посажены на ведомом валу 4. В промежутке между ведомыми полумуфтами 2, 3 соосно им расположена кулачковая ведущая двусторонняя полумуфта 5 с зубьями правого и левого зацепления, сориентированными в противоположные стороны относительно продольной оси ведущего вала 6, на шлицах которого она посажена с возможность осевого перемещения и вхождения попеременно (в зависимости от направления передаваемого крутящего момента) в зацепление своими зубьями с соответствующими зубьями ведомых полумуфт 2 и 3. На ведущем валу 6 располагается упорная пружина 7, один конец которой зафиксирован от продольного смещения опорным кольцом 8, закрепленным на ведущем валу 6, а другой конец воздействует на ведущую полумуфту 5, постоянно поджимая последнюю к ведомой полумуфте 2 с зубьями правого храпового зацепления.

Ведущая полумуфта 5 жестко соединена с муфтой управления 9, в которой выполнен паз для вилки управления, поджимающей через другую более жесткую пружину (не показана) муфту управления 9 вместе с ведущей полумуфтой 5 до зацепления с ведомой полумуфтой 3 при изменении направления крутящего момента.

Возможность осуществления изобретения подтверждается следующим примером.

Крутящий момент, подводимый на ведущий вал 6, посредством шлицевого соединения передается на ведущую двухстороннюю кулачковую полумуфту 5. Вследствие того что последняя посредством упорной пружины 7 находится в зацеплении с ведомой кулачковой полумуфтой 2 с зубьями правого храпового зацепления, крутящий момент передается ведомому валу 4.

В случае, когда угловая скорость на ведомом валу 4 превышает угловую скорость ведущего вала 6, тыльная сторона зуба ведомой полумуфты 2, имеющая скос (храповое зацепление), проскальзывая, смещает ведущую полумуфту 5 по шлицам вдоль ведущего вала вправо (согласно фиг.), выводя ее из зацепления, не передавая при этом крутящий момент от ведомого вала 4 к ведущему валу 6.

В случае, когда ведущий вал 6 имеет противоположное направление вращения (включен реверс), посредством вилки управления через муфту управления 9 с пазом перемещают ведущую полумуфту 5 вправо (согласно фиг.) до введения ее в зацепление с ведомой полумуфтой 3 с зубьями левого храпового зацепления. В этом случае реверсивный крутящий момент с ведущего вала 6 будет передаваться ведомому валу 4. В случае, когда угловая скорость на ведомом валу 4 превышает угловую скорость ведущего вала 6 муфта работает в той же последовательности, описанной выше, с той лишь разницей, что вилка управления (не показана) воздействует на муфту управления 9 с пазом через пружину (не показана), номинальная упругость которой несколько превышает номинальную упругость упорной пружины 7.

Похожие патенты RU2347964C2

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ С НАВЕСНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И НОЖНЫМ ПРИВОДОМ 2013
  • Арзамасцев Александр Геннадьевич
RU2544049C2
Комплект совмещенных муфт 2022
  • Комарницкий Олег Владимирович
RU2791764C1
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЕТА 2013
  • Прокшин Сергей Сергеевич
  • Бабак Александр Петрович
  • Серов Сергей Николаевич
  • Трубицин Андрей Михайлович
  • Чебан Юрий Александрович
RU2559676C2
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА 2016
  • Иванников Константин Валерьевич
  • Комарницкий Олег Владимирович
  • Медведев Владимир Михайлович
  • Сигаев Виктор Алексеевич
  • Шибанов Юрий Викторович
RU2636449C1
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ 2007
  • Мулухов Казбек Казгериевич
RU2347965C1
РЕВЕРСИВНЫЙ ОБГОННЫЙ МЕХАНИЗМ 1982
  • Блатов И.В.
  • Красноруцкий А.Л.
SU1074182A1
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ МУФТА 2004
  • Джаныбеков Бакыт Сабырбекович
  • Джаныбеков Сабырбек
RU2276294C1
Принудительно блокируемый дифференциал ведущего моста транспортного средства 2017
  • Гостев Василий Евгеньевич
RU2653936C1
Велосипед 1980
  • Курбатов Николай Дмитриевич
  • Сидоров Николай Васильевич
  • Сидоров Владимир Николаевич
  • Тимашов Олег Алексеевич
SU981072A1
Реверсивная храповая муфта 1986
  • Лебедь Семен Степанович
  • Янковский Юрий Викторович
  • Горбачевский Анатолий Григорьевич
SU1392268A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 347 964 C2

Реферат патента 2009 года АВТОМАТИЧЕСКАЯ САМОБЛОКИРУЮЩАЯ ОБГОННАЯ МУФТА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ ПЕРЕДАЧИ РЕВЕРСИВНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области автомобилестроения и машиностроения, а более конкретно к изготовлению трансмиссий универсальных транспортных средств. Обгонная муфта для односторонней передачи реверсивного крутящего момента содержит расположенные на одной оси и жестко соединенные между собой две ведомые полумуфты и ведущую двустороннюю полумуфту. Ведомые полумуфты с зубьями правого и левого храпового зацепления сориентированы навстречу друг другу. Ведущая двусторонняя полумуфта с зубьями правого и левого храпового зацепления расположена соосно и между упомянутыми ведомыми полумуфтами с возможностью осевого перемещения и вхождения попеременно в зацепление своими зубьями с соответствующими зубьями упомянутых ведомых полумуфт. Ведущая полумуфта поджата к одной из ведомых полумуфт с помощью пружины и жестко соединена с муфтой управления. Последняя выполнена с возможностью взаимодействия с вилкой управления, поджимающей через другую более жесткую пружину муфту управления вместе с ведущей полумуфтой до зацепления с другой ведомой полумуфтой при изменении направления крутящего момента. Технический результат заключается в повышении проходимости, курсовой устойчивости и управляемости автомобилем. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 347 964 C2

Обгонная муфта для односторонней передачи реверсивного крутящего момента, содержащая расположенные на одной оси и жестко соединенные между собой две ведомые полумуфты с зубьями правого и левого храпового зацепления, сориентированные навстречу друг другу, и ведущую двустороннюю полумуфту с зубьями правого и левого храпового зацепления, расположенную соосно и между упомянутыми ведомыми полумуфтами с возможностью осевого перемещения и вхождения попеременно в зацепление своими зубьями с соответствующими зубьями упомянутых ведомых полумуфт, при этом ведущая полумуфта поджата к одной из ведомых полумуфт с помощью пружины и жестко соединена с муфтой управления, выполненной с возможностью взаимодействия с вилкой управления, поджимающей через другую более жесткую пружину муфту управления вместе с ведущей полумуфтой до зацепления с другой ведомой полумуфтой при изменении направления крутящего момента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2347964C2

Устройство для фиксации оборудования в колонне обсадных труб 1982
  • Расторгуев Михаил Афанасьевич
  • Нугаев Раис Янфурович
  • Рассказов Валерий Антонович
  • Галлямов Мунир Нафикович
  • Логиновский Владимир Иванович
  • Прокопов Олег Иванович
SU1049652A1
GB 191317903 А, 16.07.1914
Фотозатвор обтюраторного типа 1957
  • Гельгар А.О.
SU114106A1
Храповая муфта свободного хода 1974
  • Чекмазов Владимир Сергеевич
  • Грушка Станислав
SU521412A1
GB 191017761 A, 02.03.1911
US 4557359 A, 10.12.1985
Телескопический гидроцилиндр 1989
  • Гузев Николай Алексеевич
  • Карев Андрей Евлампиевич
  • Черных Владимир Митрофанович
SU1679071A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЗОКРАСИТЕЛЯ 0
  • А. Рум Нцева, И. Певзнер, Б. Б. Гарцман, И. Я. Калонтаров
  • О. А.
  • Институт Химии Таджикской Сср
SU291942A1
РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА 1990
  • Зязин С.С.
  • Коршунов В.Н.
SU1802586A1
Ступица со свободным ходом для ведущих автомобильных колес 1922
  • Сабанеев К.Д.
SU2301A1

RU 2 347 964 C2

Авторы

Кузнецов Александр Константинович

Даты

2009-02-27Публикация

2006-09-01Подача