Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия системы Al-Cu-Mg-Li. Полуфабрикаты из этих сплавов используются в качестве конструкционных материалов для авиакосмической техники в виде обшивки и силового набора.
Сплавы системы Al-Cu-Mg-Li широко используются в авиакосмической технике.
Известны американские сплавы, имеющие следующий химический состав (% по массе):
Эти сплавы, имея пониженную плотность и приемлемые механические свойства при однократном и повторном нагружении, обладают высокой звукопроводностью при акустическом воздействии. Характеристики шумопоглощения для ряда изделий авиакосмической техники являются определяющими.
Наиболее близким аналогом к заявляемому, взятым за прототип, является российский сплав имеющий следующий химический состав (% по массе):
Данный сплав обладает улучшенным сочетанием характеристик прочности и пластичности. Лист, изготовленный из этого сплава, обладает следующими свойствами: σВ≥410 МПа, σ0,2≥305 МПа, δ≥7%, Кс у≥100 МПа√м. Однако обшивка самолета, выполненная из этого сплава, обладает недостаточными характеристиками шумопоглощения.
Технической задачей настоящего изобретения является создание сплава, обладающего наряду с высокими прочностными свойствами (пределами прочности и текучести) пониженной звукопроводностью при акустическом воздействии.
Согласно настоящему изобретению предложен сплав на основе системы Al-Cu-Mg-Li, имеющий следующий химический состав (% по массе):
Присутствие серы и азота, вызывающих образование сульфидов и нитридов, создает некоторую акустическую неоднородность, способствующую увеличению коэффициента затухания ультразвука. Тем самым повышаются характеристики шумопоглощения материала. Кобальт концентрируется на границах зерен и способствует зернограничной деформации. При этом улучшается деформационная способность сплава и повышается технологическая пластичность.
Пример осуществления
В лабораторных условиях были отлиты слитки 4 сплавов. Химические составы предложенного и известного сплавов приведены в таблице 1, где сплавы 1-3 являются примерами сплавов согласно изобретению, а сплав 4 является примером - протипа.
Из слитков путем прессования полосы и последующей горячей и холодной прокатки получали листы толщиной 1,5 мм. Прессование проводили при 430°С, а горячую прокатку - при 440-450°С. Листы разрезали на заготовки, которые закаливали с температуры 530°С в воде и старили при температуре 150°С в течение 24 ч. Из этих заготовок были изготовлены образцы для измерения коэффициента затухания ультразвука. Главным фактором, определяющим способность материала поглощать звуковые волны, а следовательно, увеличивать величину шумопоглощения, является коэффициент затухания ультразвука. Коэффициент затухания ультразвука измеряли эхоимпульсным методом на продольных волнах в частотах 10,20 и 30 МГц. Результаты испытаний приведены в таблице 2.
Полученные результаты показывают, что предложенный сплав по сравнению с известными сплавами системы Al-Cu-Mg-Li обладает практически одинаковыми пределом прочности и относительным удлинением. Однако по величине шумопоглощения, определяемой по коэффициенту затухания ультразвука, он имеет превосходство на ˜30%.
Таким образом, применение предлагаемого сплава в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники в виде обшивки и силового набора из листов обеспечивает значительное повышение шумопоглощения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И СПОСОБ ЕГО ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ | 2005 |
|
RU2296176C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ ИЗ НЕГО | 2006 |
|
RU2310005C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ Al-Cu-Li И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2014 |
|
RU2560481C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2004 |
|
RU2278179C1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2014 |
|
RU2573164C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОЛУФАБРИКАТОВ И ИЗДЕЛИЕ ИЗ СПЛАВА НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2003 |
|
RU2235799C1 |
Высокопрочный алюминиевый сплав системы Al-Zn-Mg-Cu и изделие, выполненное из него | 2022 |
|
RU2804669C1 |
Слоистый гибридный композиционный материал и изделие, выполненное из него | 2017 |
|
RU2641744C1 |
ПРОДУКТ ИЗ Al-Cu-Li СПЛАВА, ПРИГОДНЫЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ | 2008 |
|
RU2481412C2 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2368687C2 |
Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к сплавам на основе алюминия и изделиям, выполненным из них, которые предназначены для авиакосмической техники. Сплав и изделие, выполненное из него, имеют следующие компоненты, мас.%: литий 1,7-2,0, медь 1,6-2,0, магний 0,7-1,1, цирконий 0,04-0,2, бериллий 0,02-0,2, титан 0,01-0,1, никель 0,01-0,15, марганец 0,01-0,4, сера 0,5·10-4-1,0·10-4, азот 0,5·10-4-1,0·10-4, кобальт 0,5·10-6-1,0·10-6, натрий 0,5·10-3-10·10-3, алюминий - остальное. Получают сплав и изделие из него, обладающие наряду с высокими прочностными свойствами (пределами прочности и текучести) пониженной звукопроводностью при акустическом воздействии. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2000 |
|
RU2180928C1 |
GB 522050 А, 07.06.1940 | |||
ПРОИЗВОДНЫЕ ПИРАЗОЛКАРБОНОВОЙ КИСЛОТЫ, ИХ ПОЛУЧЕНИЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ | 2000 |
|
RU2216542C2 |
GB 595929 А, 23.12.1947. |
Авторы
Даты
2009-03-20—Публикация
2004-09-06—Подача