АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ БЕНЗИНОВЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2009 года по МПК G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2349890C1

Изобретение относится к устройствам для диагностики автотракторных двигателей в условиях эксплуатации.

Известен способ определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания и экспертная система для его осуществления (а.с. RU 99108635/06, G01M 15/00). Способ основан на определении технического состояния двигателей внутреннего сгорания путем непрерывного измерения при многократных разгонах и выбегах двигателя без нагрузки средних значений в цикле работы двигателя, а также на рабочем такте каждого цилиндра, угловых скорости, ускорения коленчатого вала и динамической мощности, получении зависимости амплитудных спектров динамической мощности и сравнении полученных показателей с эталонными, и по степени изменения состояния двигателя от нормального до допустимого классифицируют состояние двигателя. Но этот способ позволяет оценить энергетические показатели двигателей без учета оценки топливных показателей. Кроме того, этот способ не позволяет оценить в полном объеме реальное состояние системы питания, зажигания и смазки бензиновых двигателей, отличающихся от дизелей как принципиально по способу воспламенения топливной смеси, так и конструктивно по устройству элементов подачи топлива.

Цель изобретения - повышение точности определения контрольных фактических параметров технического состояния двигателей и их отклонений от номинальных значений при одновременном снижении трудозатрат за счет автоматизации процесса измерения первичных величин и анализа полученных данных.

Автоматизированная система диагностики автотракторных двигателей на базе персонального компьютера (ПК) предназначена для контроля топливно-энергетических показателей бензиновых автотракторных двигателей. Она осуществляет, при полном обеспечении идентичности, измерение четырех потоков данных и обработку результатов контроля параметров технического состояния автотракторных двигателей в единой временной базе и режиме реального времени.

Диагностическая система состоит из устанавливаемых непосредственно на испытуемый двигатель датчиков: частоты вращения, расхода топлива, угла опережения зажигания, давления; блока сопряжения датчиков с персональным компьютером и самого ПК (см. чертеж).

Система для диагностических испытаний двигателей работает следующим образом: в процессе испытаний проводится шесть циклов операций "разгон-выбег" двигателя с минимальной до максимальной частоты вращения холостого хода коленчатого вала, в течение которых сигналы, снимаемые с первичных датчиков, установленных на двигателе, поступают в устройство записи, которое преобразует их в цифровой формат и передает в ПК. Вся полученная информация обрабатывается в ПК с помощью специальных программ и представляется как в виде числовых значений параметров технического состояния, так и в виде графиков динамических скоростных характеристик двигателя.

В результате решения задачи диагностирования двигателя системой определяются динамические характеристики, представляющие собой зависимости:

- частоты вращения коленчатого вала двигателя от времени;

- углового ускорения от частоты вращения и времени при разгоне и выбеге;

- часового расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя и времени;

- угла опережения зажигания от времени и угла поворота коленчатого вала.

По вышеперечисленным зависимостям рассчитываются параметры ДВС:

- эффективная мощность;

- индикаторная мощность;

- мощность механических потерь;

- часовой расход топлива;

- удельный расход топлива;

- равномерность распределения мощностей по отдельным цилиндрам;

- угол опережения зажигания для каждого цилиндра;

- режимы работы центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания датчика-распределителя.

С помощью устройства можно проверить:

- функционирование системы топливоподачи;

- равномерность работы цилиндров;

- максимальное давление газов в надпоршневом пространстве в конце такта сжатия (компрессию);

- работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Блок-схема устройства записи включает шесть основных блоков: адаптер канала частоты вращения, адаптер канала расхода топлива, адаптер канала меток угла, адаптер давления, микропроцессор и адаптер интерфейса RS232.

Рассмотрим назначение и функции каждого блока в отдельности. Все определяемые параметры технического состояния двигателя разделены на первичные и вторичные (т.е. расчетные). Первичными параметрами считаем параметры, считываемые с датчиков, установленных на двигателе. Расчетные параметры получаются в результате математической обработки первичных данных. Первичных потоков данных всего четыре: частота вращения, расход, угол и давление. Остальные параметры рассчитываются на основе первичных.

Адаптер канала частоты вращения нормализует сигнал с датчика оборотов. Этот сигнал - частотный, изменяется от 10 до 65 Гц. Для получения физических параметров достаточно минимальных вычислений.

Адаптер канала расхода топлива нормализует сигнал с датчика расхода топлива. Этот сигнал - частотный, изменяется от 100 до 200 Гц. Чтобы получить физический параметр расхода, исходный частотный сигнал необходимо продифференцировать.

Адаптер канала меток угла нормализует сигнал с датчика момента зажигания. Данные по углу опережения зажигания рассчитываются на основе определения временного периода между разнесенными во времени моментом фиксации параметров оборотов с датчика частоты вращения и моментом зажигания с датчика зажигания. Характеристики данного параметра аналогичны характеристикам параметра оборотов.

Адаптер давления нормализует сигнал с датчика давления. Этот сигнал - аналоговый. Для дальнейшей обработки его необходимо преобразовать в цифровую форму с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Исходя из возможных максимальных параметров работы двигателя, длительность информационной составляющей сигнала составляет порядка 2 мс, а периодичность 20 мс. Для того чтобы получить достаточно информативный объем данных, необходимо порядка 50 отсчетов. Следовательно, время преобразования АЦП с учетом временных издержек на первичную обработку должно составлять порядка 10-20 мкс.

Микропроцессор осуществляет измерение всех первичных сигналов, т.е. преобразует их в цифровую форму, удобную для дальнейшей обработки, и осуществляет связь с компьютером для пересылки накопленных измерений.

Адаптер интерфейса RS232 преобразует уровень цифровых сигналов с микропроцессора в уровни, необходимые для подключения канала связи к компьютеру.

Требование, предъявляемое аналоговым каналом давления, оказало решающее влияние на выбор варианта реализации устройства записи. Проведенный анализ характеристик аналогового сигнала показал, что устройство записи не может быть пассивным, так как достаточно большая скорость поступления данных от АЦП. Следовательно, устройство должно иметь встроенный микропроцессор для управления этим потоком данных.

Предложено решение, когда конструктивно устройство записи выполнено в виде отдельного блока, а связь с компьютером осуществляется по интерфейсу - RS232. Для связи персонального компьютера с устройством записи служит специально разработанная программа. Такое конструкционное решение делает устройство записи достаточно мобильным и легким при подключении для обычного пользователя. А в качестве персонального компьютера можно применять любой маломощный компьютер, имеющий интерфейс RS232.

Топливный датчик предназначен для измерения расхода топлива. Конструктивно представляет собой герметичный бачок, в котором размещен измеритель уровня топлива. Измеритель состоит из 5 коаксиальных цилиндров, образующих электрический конденсатор. Емкость этого конденсатора зависит от уровня топлива. Если топливный датчик (конденсатор) полностью заполнен топливом, то емкость максимальна, а когда топливо из датчика израсходуется, то емкость уменьшается примерно в два раза по сравнению с максимальной.

Устройство может быть использовано в качестве отдельного диагностического средства при плановом техническом обслуживании, поиске неисправностей и регулировке двигателей в условиях хозяйств и ремонтных предприятий, в организациях, занимающихся продажей и лизингом машин, а также в качестве контрольно-диагностического средства на заводах, выпускающих автотракторную и сельскохозяйственную технику.

Похожие патенты RU2349890C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ СТАЦИОНАРНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2009
  • Столярчук Леонид Валерьевич
  • Асанов Александр Юрьевич
  • Пастухов Олег Владимирович
  • Божко Виталий Владимирович
  • Мартемьянов Олег Леонидович
RU2445596C2
ИМИТАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2019
  • Сафиуллин Равиль Нуруллович
  • Сорокин Кирилл Владиславович
RU2724072C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2020
  • Сафиуллин Равиль Нуруллович
  • Сорокин Кирилл Владиславович
  • Беликова Дарья Дмитриевна
RU2739652C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2017
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Косенко Денис Юрьевич
  • Пятин Сергей Петрович
  • Моносзон Александр Абрамович
  • Кошевой Владимир Григорьевич
RU2647260C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2013
  • Кошевой Владимир Григорьевич
  • Крашенинников Семён Валерьевич
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Моносзон Александр Абрамович
  • Пятин Сергей Петрович
RU2545118C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Савченко Олег Фёдорович
RU2543091C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАЗРЯДА ЕМКОСТНЫХ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ 2008
  • Кюрегян Никита Сергеевич
  • Голенцов Дмитрий Анатольевич
  • Бухштаб Павел Александрович
  • Федоров Ростислав Алексеевич
RU2394170C2
СПОСОБ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО И ПОЭЛЕМЕНТНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
  • Возмилов Александр Петрович
  • Костин Дмитрий Юрьевич
  • Абросимов Дмитрий Александрович
  • Хвостов Сергей Павлович
RU2538003C2
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ НАКОПЛЕНИЕМ ЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2024
  • Сафиуллин Равилл Нуруллович
  • Сафиуллин Руслан Равиллович
  • Сорокин Кирилл Владиславович
  • Кацуба Юрий Николаевич
  • Кулаков Николай Сергеевич
RU2823836C1
Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Барыкин Алексей Юрьевич
  • Леонов Евгений Викторович
  • Галиев Ильяс Радикович
RU2805116C1

Реферат патента 2009 года АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ БЕНЗИНОВЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности устройствам для диагностики автотракторных двигателей в условиях эксплуатации. Изобретение позволяет повысить точность определения контрольных фактических параметров технического состояния двигателей и их отклонений от номинальных значений при одновременном снижении трудозатрат за счет автоматизации процесса измерения первичных величин и анализа полученных данных. Автоматизированная система диагностики автотракторных двигателей состоит из устанавливаемых на испытуемом двигателе датчика частоты вращения, датчика расхода топлива, датчика угла опережения зажигания, датчика давления, блока сопряжения датчиков с персональным компьютером (ПК) и самого ПК. В процессе проведения шести циклов операций "разгон-выбег" двигателя сигналы с датчиков поступают в устройство записи, состоящее из семи основных элементов (трех преобразователей уровня, инструментального усилителя, операционного усилителя, аналого-цифрового преобразователя (АЦП) и микроконтроллера), которое преобразует их в цифровой формат и передает в ПК. После этого полученная информация обрабатывается в ПК и результаты контроля представляются пользователю в виде цифровых значений диагностических параметров и графиков динамических скоростных характеристик двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 349 890 C1

Автоматизированная система диагностики автотракторных двигателей, состоящая из устанавливаемых на испытуемом двигателе датчика частоты вращения, датчика расхода топлива, датчика угла опережения зажигания, датчика давления, блока сопряжения датчиков с персональным компьютером (ПК) и самого ПК, отличающаяся тем, что в процессе проведения шести циклов операций "разгон-выбег" двигателя сигналы с датчиков поступают в устройство записи, состоящее из семи основных элементов (трех преобразователей уровня, инструментального усилителя, операционного усилителя, аналого-цифрового преобразователя (АЦП) и микроконтроллера), которое преобразует их в цифровой формат и передает в ПК, после чего полученная информация обрабатывается в ПК и результаты контроля представляются пользователю в виде цифровых значений диагностических параметров и графиков динамических скоростных характеристик двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2349890C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Добролюбов И.П.
  • Савченко О.Ф.
  • Альт В.В.
RU2175120C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Савченко Олег Федорович
  • Альт Виктор Валентинович
RU2293962C1
Устройство для контроля частоты вращения 1980
  • Морозов Геннадий Федорович
SU900188A1
Устройство для контроля неравномерности вращения вала двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Еникеев Александр Фанилович
  • Борисенко Анатолий Николаевич
  • Самсонов Владимир Петрович
  • Соболь Валентин Николаевич
  • Заславский Ефим Григорьевич
  • Невяжский Георгий Яковлевич
  • Золотых Виталий Викторович
  • Поздняк Александр Анатольевич
SU1460644A1
Анализатор работы двигателя внутреннего сгорания 1976
  • Соколов Николай Федорович
  • Кутьин Константин Константинович
  • Юренок Сергей Алексеевич
  • Васильев Юрий Александрович
  • Баннов Александр Иванович
  • Коровин Анатолий Иванович
  • Куков Станислав Семенович
SU600410A1
Счетчик числа оборотов вала 1932
  • Тихомиров Н.А.
SU31684A1
Устройство для измерения угла закручивания вращающегося вала 1991
  • Науменко Александр Петрович
  • Одинец Александр Ильич
  • Песоцкий Юрий Сергеевич
  • Чистяков Владислав Константинович
SU1795312A1
DE 19622448 A1, 27.02.1997
US 20020355866 A1, 28.03.2002
DE 10151389 A1, 08.05.2003.

RU 2 349 890 C1

Авторы

Лившиц Владимир Моисеевич

Вальков Валерий Анатольевич

Кошевой Владимир Григорьевич

Моносзон Александр Абрамович

Пятин Сергей Петрович

Даты

2009-03-20Публикация

2007-06-20Подача