СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ Российский патент 2009 года по МПК B23K31/02 B23K101/26 B23P6/04 B23K9/04 

Описание патента на изобретение RU2356712C1

Изобретение относится к электродуговым методам сварки и может быть использовано для электродуговой сварки рельсов железнодорожного пути.

Известен способ автоматической сварки стыков железнодорожного рельсового пути, в котором сварку рельсов ведут с использованием сварочного автомата электродуговым методом (см. Япония №08-00328 А, кл. В23К 31/00, опубл. 09.01.1996).

Однако такой способ сварки не может применяться в условиях различного износа рабочих поверхностей головки рельсового пути и требует высокой квалификации сварщиков.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа способ сварки рельсов железнодорожного пути, включающий установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов (см., например, описание изобретения к патенту РФ №2304495, кл. В23К 33/00, В23К 9/02, опубл. 20.08.2007).

Однако данный способ имеет ограниченную сферу применения, поскольку применим лишь для сварки прямолинейных участков железнодорожного пути.

Технический результат от использования настоящего изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности сварки рельсов железнодорожного пути как прямолинейного направления, так и криволинейных участков пути при повышении механических свойств сварного шва и сокращении времени сварки рельсового пути.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе сварки рельсов железнодорожного пути, включающем установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов, предварительно на поверхности катания изношенных участков рельсовых стыков в закаленном слое определяют места отслоений и выкрашивания металла, осуществляют их абразивную обработку, выполняют обмер и разметку рельса с применением средств неразрушающего контроля, подогревают головку рельса до температуры не менее чем 400°С и производят механизированную электродуговую наплавку изношенных поверхностей участков рельсовых стыков с превышением размеров ремонтируемого повреждения, после чего осуществляют необходимое естественное остывание и последующую механическую обработку, при этом наплавку ведут на всю ширину головки рельса при постоянном токе обратной полярности наложением наплавленного валика с перекрытием ранее наплавленного валика по периметру ремонтируемого повреждения, начиная со стороны нерабочей части рельса в поперечном направлении.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники. Предложенный способ является промышленно применимым существующими техническими средствами и соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. он явным образом не следует из уровня техники, при этом из последнего не выявлено каких-либо преобразований, характеризуемых отличительными от прототипа существенными признаками, на достижение указанного технического результата.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения.

Как правило, в процессе эксплуатации железнодорожный рельсовый путь изнашивается неравномерно, при этом наличие максимального износа по рельсовым стыкам, во избежание схода колесных пар подвижного состава, ведет к ограничению скоростей движения поездов.

Для восстановления первоначальной поверхности катания рельсов и устранения отмеченного недостатка предлагается осуществлять предварительное восстановление изношенных участков рельсовых стыков железнодорожного пути механизированной электродуговой наплавкой с последующей электродуговой сваркой межрельсовых технологических зазоров.

Пример конкретного выполнения способа.

Предложенный способ сварки рельсов железнодорожного пути предусматривает установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и стандартную непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов.

Сварка осуществлялась на примере рельса типа Р65-Т1-М76Т-25-3/2, изготовленного согласно ГОСТ Р 51685-2000, имеющего на поверхности катания дефект в виде отслоения и выкрашивания металла на поверхности катания в закаленном слое по НТД/ЦП-2-93.

Обмер и разметку рельса под наплавку выполняют при помощи металлической линейки длиной 1 м по ГОСТ 427-75 и штангенциркуля с глубиномером ШЦ-1 (0-125) по ГОСТ 166-80 или мерного клина, используемого для измерения зазора в стыках. Конец наплавки определяют местом, где износ не превышает 0,3 мм. Затем обрабатывают места выкрашиваний по имеющимся дефектам шлифовальным кругом для удаления отслоений и трещин. Длина шлифуемого участка должна быть с превышением длины выкрашивания на 4 мм. При наличии трещин и отслоений глубиной более 15 мм рельс наплавке не подлежит и должен быть заменен, механическую обработку производят рельсошлифовальной машиной МРШ-3.

После этого применяют цветную дефектоскопию с использованием красной проникающей жидкости и белой проявляющей краски (комплект пенетранта) или другие капиллярные средства неразрушающего контроля по ГОСТ 18442-80, позволяющие выявлять поверхностные дефекты в наплавке.

Изношенные поверхности участков рельсовых стыков смежных рельсов наплавляют по концам с предварительным подогревом головки рельса до температуры не менее чем 400°С. Контроль температуры производят термоиндикаторными карандашами или цифровым малогабаритным прибором, максимальная измеряемая температура которого должна быть не ниже 600°С. Подогрев осуществляют газопламенным способом с применением пропано-кислородной горелки ГМС-2. После подогрева производят механизированную электродуговую наплавку порошковой самозащитной проволокой марки Tubrodur OK 15.43 диаметром 1,6 мм. Наплавку производят на постоянном токе обратной полярности («+» на горелке), напряжение на электрической дуге 24-26 В при силе сварочного тока 140-160 А.

При механизированной электродуговой наплавке выполняют следующие правила:

- валик налагают по периметру ремонтируемого повреждения, начиная наплавку со стороны нерабочей части рельса;

- наложение валиков производят в поперечном направлении на всю ширину головки рельса, начиная со стороны нерабочей грани;

- перекрывают ранее наплавленный валик на 1/3 во избежание образования подрезов и неровностей и, в случае необходимости, наплавку производят в несколько слоев;

- в случае прохода подвижного состава во время наплавки производят повторный контроль температуры рельса и, в случае необходимости, подогревают до температуры наплавки.

После электродуговой наплавки осуществляют естественное охлаждение наплавленных участков концов рельсов и их обработку абразивным инструментом, не допуская поджогов. Используют переносные шлифовальные станки марки СЧР или СЧРА. Далее производится обычная электродуговая сварка межрельсовых зазоров железнодорожного рельсового пути.

Применение предложенного способа обеспечивает возможность сварки прямолинейных и криволинейных участков железнодорожного рельсового пути.

Похожие патенты RU2356712C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КАТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ БЕЗ ЕГО СНЯТИЯ С ПОЛОТНА 2009
  • Берзин Михаил Михайлович
  • Пурехов Андрей Николаевич
  • Бульканов Сергей Алексеевич
  • Филиппов Алексей Николаевич
RU2421309C1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО СТЫКОВОГО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В БЕССТЫКОВОЙ 2008
  • Ленкин Владимир Дмитриевич
  • Климов Валерий Геннадьевич
  • Вольф-Дитер Юнгханель
  • Морозов Владимир Александрович
  • Гудков Александр Владимирович
  • Николин Аркадий Игоревич
RU2378440C1
Способ устранения дефекта смятия и износа головки рельсов в зоне сварного стыка электродуговой наплавкой 2019
  • Неживляк Дмитрий Андреевич
  • Габитов Алексей Геннадьевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
RU2708126C1
Способ ремонта эксплуатационных повреждений поверхности катания головки железнодорожного рельса 2018
  • Головачев Андрей Анатольевич
RU2693252C1
СПОСОБ РЕМОНТА РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ БЕЗ УДАЛЕНИЯ ИХ С ПОЛОТНА 2008
  • Берзин Михаил Михайлович
  • Можилов Игорь Тимофеевич
  • Пурехов Андрей Николаевич
RU2364674C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2008
  • Косаревский Владимир Валерьевич
  • Морозов Владимир Александрович
RU2382695C1
Способ восстановления рельсов с дефектами на поверхности катания автоматической электродуговой наплавкой 2016
  • Грищенко Николай Николаевич
RU2654253C2
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2008
  • Николин Аркадий Игорьевич
  • Гудков Александр Владимирович
  • Берзин Михаил Михайлович
RU2371535C1
СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ 2005
  • Воробьев Геннадий Григорьевич
  • Куминов Евгений Семенович
  • Пурехов Андрей Николаевич
  • Берзин Михаил Михайлович
RU2304495C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2005
  • Берзин Михаил Михайлович
  • Пурехов Андрей Николаевич
  • Бульканов Сергей Алексеевич
  • Суслин Сергей Геннадиевич
  • Можилов Игорь Тимофеевич
  • Филиппов Алексей Николаевич
  • Бульканова Марина Александровна
RU2299115C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Изобретение относится к электродуговым методам сварки и может быть использовано для электродуговой сварки рельсов железнодорожного пути. Предварительно на поверхности катания изношенных участков рельсовых стыков в закаленном слое определяют места отслоений и выкрашивания металла. Осуществляют их абразивную обработку, выполняют обмер и разметку рельса с применением средств неразрушающего контроля. Подогревают головку рельса до температуры не менее чем 400°С и производят механизированную электродуговую наплавку изношенных поверхностей участков рельсовых стыков с превышением размеров ремонтируемого повреждения. После этого осуществляют необходимое естественное остывание и последующую механическую обработку. Наплавку ведут на всю ширину головки рельса при постоянном токе обратной полярности наложением наплавленного валика с перекрытием ранее наплавленного валика по периметру ремонтируемого повреждения, начиная со стороны нерабочей части рельса в поперечном направлении. Применение способа обеспечивает возможность сварки прямолинейных и криволинейных участков железнодорожного рельсового пути с высоким качеством сварки за счет повышения механических свойств сварного шва.

Формула изобретения RU 2 356 712 C1

Способ сварки рельсов железнодорожного пути, включающий установку рельсов с необходимым технологическим зазором, введение внутрь зазора сварочной проволоки и непрерывную электродуговую сварку по всей высоте рельса во всем объеме технологического зазора с использованием боковых формирующих накладок-кристаллизаторов в зоне сварки на сварочном токе, обеспечивающем образование жидкой ванны в корне шва за счет расплавления кромок основного металла рельсов, отличающийся тем, что предварительно на поверхности катания изношенных участков рельсовых стыков в закаленном слое определяют места отслоений и выкрашивания металла, осуществляют их абразивную обработку, выполняют обмер и разметку рельса с применением средств неразрушающего контроля, подогревают головку рельса до температуры не менее 400°С и производят механизированную электродуговую наплавку изношенных участков рельсовых стыков с превышением размеров ремонтируемого повреждения, после необходимого естественного остывания осуществляют механическую обработку, при этом наплавку ведут на всю ширину головки рельса при постоянном токе обратной полярности наложением наплавленного валика с перекрытием ранее наплавленного валика по периметру ремонтируемого повреждения, начиная со стороны нерабочей части рельса в поперечном направлении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2356712C1

СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ 2005
  • Воробьев Геннадий Григорьевич
  • Куминов Евгений Семенович
  • Пурехов Андрей Николаевич
  • Берзин Михаил Михайлович
RU2304495C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ НАПЛАВКОЙ ИЗНОШЕННЫХ ОСТРЯКОВ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА 1995
  • Сазонов Владимир Николаевич
  • Сазонов Федор Александрович
  • Лядов Владимир Васильевич
RU2082573C1
DE 19615245 А, 23.10.1997
JP 11256502 А, 21.09.1999
Устройство для направленной защиты с высокочастотной блокировкой 1989
  • Бондаренко Александр Федорович
  • Дони Николай Анатольевич
  • Катунян Вера Ивановна
  • Левиуш Александр Ильич
  • Наумов Александр Михайлович
  • Ужегов Валерий Тимофеевич
SU1737602A1
Задерживающее устройство 1981
  • Волков Борис Николаевич
  • Щербина Валерий Федорович
  • Ширинкин Владимир Васильевич
  • Попов Анатолий Иванович
  • Шишков Валерий Михайлович
  • Комиссаров Николай Николаевич
  • Бровченко Владимир Павлович
SU945087A1
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АППАРАТ 0
  • А. Б. Дворкин, А. А. Никольска П. А. Чернов, Е. Ф. Гольденгерш
  • Ю. А. Асташкин
SU328891A1

RU 2 356 712 C1

Авторы

Морозов Владимир Александрович

Бульканов Сергей Алексеевич

Пурехов Андрей Николаевич

Берзин Михаил Михайлович

Гудков Александр Владимирович

Николин Аркадий Игоревич

Насонов Дмитрий Сергеевич

Даты

2009-05-27Публикация

2007-12-18Подача