СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРОБЕГЕ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕВЕРСА ТЯГИ Российский патент 2009 года по МПК B64D31/12 

Описание патента на изобретение RU2356799C2

Изобретение относится к авиации, в частности к способу регулирования величины обратной тяги авиационных газотурбинных двигателей на пробеге самолета.

Известны способы регулирования величины обратной тяги авиационных газотурбинных двигателей на пробеге самолета, при которых величину обратной тяги двигателей экипаж изменяет вручную согласно скорости пробега ("Введение ступенчатого управления реверсом тяги", изделие 154Б, бюллетень №154-3824-БУ; "Введение ступенчатого управления реверсом тяги", изделие 154М, бюллетень №154-4507БУ; "Уточнение Руководства по технической эксплуатации в части уточнения действий экипажа при посадке с применением реверса тяги двигателей с системой ступенчатого регулирования обратной тяги и измененными нижними решетками реверса", бюллетень №6-0-4 (770-БЭ-1); "Руководство по летной эксплуатации", Боинг 747, часть 1, издание 1, SAS).

К основному недостатку известных способов регулирования величины обратной тяги двигателей на пробеге самолета можно отнести увеличение нагрузки на экипаж, который должен производить изменение величины обратной тяги двигателя на определенных скоростях пробега самолета, одновременно производя действия по управлению движением самолетом на взлетно-посадочной полосе.

Целью предлагаемого изобретения является снижение нагрузки на экипаж на пробеге двухдвигательного самолета с использованием реверса тяги при обеспечении посадочных характеристик самолета и защищенности двигателей от попадания реверсивных струй и посторонних предметов.

Поставленная цель достигается тем, что:

- размещают на поверхности мотогондол двигателей приемники статического давления;

- сравнивают показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол двигателей, с показаниями штатного приемника воздушного давления (ПВД) во время пробега самолета с применением реверса тяги;

- при отсутствии рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, и показаниями приемника воздушного давления величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют неизменной;

- при появлении рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности двигателей, и показаниями приемника воздушного давления производят снижение величины обратной тяги двигателей до тех пор, пока не устранится рассогласование показаний указанных приемников статического давления;

- сравнение показаний приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, с показаниями приемника воздушного давления, и изменение величины обратной тяги авиационных двигателей производят на протяжении пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.

Техническая сущность существующего способа регулирования величины обратной тяги двигателей на пробеге самолета заключается в следующем. При использовании реверса тяги двигателей на пробеге самолета по мере снижения скорости пробега наблюдается попадание реверсивных струй и посторонних предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы на вход в двигатели, что приводит к случаям неустойчивой работы двигателей и повреждениям рабочих лопаток компрессора. Для избежания этого реверс тяги на определенной скорости пробега самолета выключают или вручную снижают величину обратной тяги двигателей по определенной программе в зависимости от скорости пробега самолета. Данные действия по регулированию величины обратной тяги вызывают дополнительные нагрузки на экипаж.

Предлагаемый способ изменения величины обратной тяги газотурбинного двигателя позволяет снизить нагрузки на экипаж и автоматизировать процесс изменения величины обратной тяги на пробеге самолета.

После истечения струи из реверсивного устройства, когда энергия струи станет равной энергии набегающего воздушного потока, происходит разворот струи. При уменьшении скорости пробега самолета зона разворота струи приближается вперед, к входным кромкам воздухозаборника, и на определенной скорости пробега возможно попадание реверсивных струй на вход в двигатель. Для избежания попадания реверсивных струй на вход в двигатель реверс тяги либо выключают, либо уменьшают величину обратной тяги. Для наибольшей эффективности реверса тяги снижение величины обратной тяги необходимо производить при минимальном расстоянии зоны разворота реверсивных струй от входных кромок воздухозаборника. При существующем способе регулирования величины обратной тяги скорость пробега самолета, на которой необходимо производить снижение величины обратной тяги, заранее определяют в расчетных модельных или в натурных испытаниях. Однако скорость пробега самолета, на которой необходимо производить снижение величины обратной тяги, зависит от многих условий, например температуры наружного воздуха, атмосферного давления на уровне аэродрома, направления и скорости ветра, что существующий способ не учитывает.

Предлагаемый способ изменения величины обратной тяги заключается в следующем.

На поверхности мотогондол двигателей размещают приемники статического давления, показания которых сравнивают с показаниями эталонных приемников статического давления, например с приемниками статического давления, находящимися в носовой части самолета вне зоны воздействия реверсивных струй и входящих в состав штатного приемника воздушного давления (ПВД). При отсутствии воздействия реверсивных струй на поверхность мотогондол двигателей вблизи входных кромок воздухозаборников показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол, и приемников ПВД будут равны, поэтому величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют постоянной.

Появление рассогласований в показаниях указанных датчиков статического давления свидетельствует о воздействии реверсивных струй на поверхность мотогондол двигателей и приближении зоны разворота струи к входным кромкам воздухозаборников. Для избежания попадания реверсивных струй на вход в двигатели необходимо снизить интенсивность струй, для чего снижают величину обратной тяги двигателей до тех пор, пока зона разворота струи не сместится назад от входных кромок воздухозаборника и не устранится рассогласование показаний указанных приемников статического давления.

Решение указанных условий осуществляется, например, в электронном регуляторе двигателя (РЭД-90), который производит также снижение величины обратной тяги двигателей.

Снижение величины обратной тяги двигателей производится до тех пор, пока не устранится рассогласование между показаниями указанных приемников статического давления. Сравнение показаний приемников статического давления и изменение величины обратной тяги авиационных двигателей производится на протяжении всего пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.

Похожие патенты RU2356799C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРОБЕГЕ ЧЕТЫРЕХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕВЕРСА ТЯГИ ЧЕТЫРЕХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2007
  • Комов Алексей Алексеевич
RU2372257C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРОБЕГЕ ЧЕТЫРЕХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕВЕРСА ТЯГИ ДВУХ ВНУТРЕННИХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2007
  • Комов Алексей Александрович
RU2367811C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Комов Алексей Алексеевич
RU2331781C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2019
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
RU2726491C1
СПОСОБ ПОВОРОТА ГАЗОВОГО ПОТОКА В ОТКЛОНЯЮЩИХ РЕШЕТКАХ РЕВЕРСИВНОГО УСТРОЙСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Комов Алексей Алексеевич
  • Коцюбинский Сергей Вадимович
RU2443892C1
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2800256C1
СПОСОБ РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2021
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2768665C1
СПОСОБ ПОСАДКИ САМОЛЕТА 1991
  • Комов А.А.
  • Столяров Ю.Е.
  • Богачев М.А.
RU2028252C1
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Шевяков Владимир Иванович
  • Акинфиев Владимир Олегович
  • Третьяков Владимир Федорович
  • Носков Геннадий Павлович
  • Чевагин Александр Федорович
RU2421701C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОСАДКЕ И ПРЕРВАННОМ ВЗЛЕТЕ САМОЛЕТА 2019
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
RU2730731C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ОБРАТНОЙ ТЯГИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРОБЕГЕ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕВЕРСА ТЯГИ

Изобретение относится к авиации. На поверхности мотогондол двигателей размещают приемники статического давления. Показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол двигателей, сравнивают с показаниями штатного приемника воздушного давления во время пробега самолета с применением реверса тяги. При отсутствии рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, и показаниями приемника воздушного давления величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют неизменной. При появлении рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, и показаниями приемника воздушного давления производят снижение величины обратной тяги двигателей до тех пор, пока не устранятся указанные рассогласования. Сравнение показаний приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, с показаниями приемника воздушного давления и изменение величины обратной тяги авиационных двигателей производят на протяжении пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги. Изобретение позволяет снизить нагрузку на экипаж на пробеге двухдвигательного самолета с использованием реверса тяги при обеспечении посадочных характеристик самолета и защищенности двигателей от попадания реверсивных струй и посторонних предметов.

Формула изобретения RU 2 356 799 C2

Способ регулирования величины обратной тяги газотурбинных двигателей на пробеге двухдвигательного самолета при использовании реверса тяги, отличающийся тем, что, с целью снижения нагрузки на экипаж при обеспечении посадочных характеристик самолета и защищенности двигателей от попадания реверсивных струй и посторонних предметов,
размещают на поверхности мотогондол двигателей приемники статического давления;
сравнивают показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол двигателей, с показаниями штатного приемника воздушного давления во время пробега самолета с применением реверса тяги;
при отсутствии рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, и показаниями приемника воздушного давления величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют неизменной;
при появлении рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, и показаниями приемника воздушного давления производят снижение величины обратной тяги двигателей до тех пор, пока не устранятся указанные рассогласования;
сравнение показаний приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол двигателей, с показаниями приемника воздушного давления и изменение величины обратной тяги авиационных двигателей производят на протяжении пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2356799C2

УСТРОЙСТВО РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Шерембей Борис Сергеевич
  • Бирюков Сергей Петрович
  • Сопитько Сергей Вячеславович
  • Бугрин Владимир Николаевич
RU2289033C2
РЕВЕРСОР ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Феликс Каримали[Fr]
  • Мишель Жан Люсьен Легра[Fr]
RU2101534C1
СПОСОБ ПОСАДКИ САМОЛЕТА 1991
  • Комов А.А.
  • Столяров Ю.Е.
  • Богачев М.А.
RU2028252C1
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО НАРУЖНОГО КОНТУРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1988
  • Кокшаров Н.Л.
  • Кузнецов В.А.
  • Сандрацкий В.Л.
  • Смирнов В.С.
  • Рогов В.М.
RU1563310C

RU 2 356 799 C2

Авторы

Комов Алексей Алексеевич

Даты

2009-05-27Публикация

2007-07-30Подача