Изобретение относится к авиации, в частности к способу регулирования величины обратной тяги газотурбинных двигателей на пробеге четырехдвигательного самолета при использовании реверса тяги двух внутренних двигателей.
Известны способы регулирования величины обратной тяги авиационных газотурбинных двигателей на пробеге самолета, при которых величину обратной тяги двигателей экипаж изменяет вручную согласно скорости пробега.
("Руководство по летной эксплуатации. Самолет ТУ-154Б". 1981, стр.4.32.21-4.32.25; "Руководство по летной эксплуатации. Самолет ТУ-154М". 1986, стр.4.7.1-4.73; "Руководство по летной эксплуатации. Самолет ТУ-204-300". 2005, стр.4.7.1-4).
К основному недостатку известных способов регулирования величины обратной тяги двигателей на пробеге самолета можно отнести увеличение нагрузки на экипаж, который должен производить изменение величины обратной тяги двигателя на определенных скоростях пробега самолета, одновременно производя действия по управлению движением самолетом на взлетно-посадочной полосе.
Целью предлагаемого изобретения является обеспечение посадочных характеристик самолета и защищенности двигателей от попадания реверсивных струй и посторонних предметов на пробеге четырехдвигательного самолета с использованием реверса тяги двух внутренних двигателей.
Поставленная цель достигается тем, что:
- размещают на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей приемники статического давления;
- сравнивают показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления (ПВД) во время пробега самолета с применением реверса тяги;
- при отсутствии рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, и показаниями приемника воздушного давления величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют постоянной;
- при появлении рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, а также рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления производят снижение величины обратной тяги внутренних двигателей до тех пор, пока не устранится рассогласование показаний указанных приемников статического давления
Pст.внешн-Рст.ПВД≠0;
Pст.внешн-Рст.ПВД≠0;
где Рст.внешн, Рст.внутр - величина статического давления на мотогондолах внешних и внутренних двигателей;
Pст.ПВД - величина статического давления, полученная от приемника воздушного давления;
- сравнение показаний приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления и изменение величины обратной тяги внутренних двигателей производят на протяжении пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.
Техническая сущность существующих способов регулирования величины обратной тяги двигателей на пробеге самолета заключается в следующем. При использовании реверса тяги двигателей на пробеге самолета, по мере снижения скорости пробега, наблюдается попадание реверсивных струй и посторонних предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы на вход в двигатели, что приводит к случаям неустойчивой работы двигателей и повреждениям рабочих лопаток компрессора. Для избежания этого реверс тяги на определенной скорости пробега самолета выключают или вручную снижают величину обратной тяги двигателей в зависимости от скорости пробега самолета. Данные действия по управлению величиной обратной тяги вызывают дополнительные нагрузки на экипаж.
Предлагаемый способ изменения величины обратной тяги газотурбинного двигателя позволяет снизить нагрузки на экипаж и автоматизировать процесс изменения величины обратной тяги на пробеге самолета.
После истечения струи из реверсивного устройства, когда энергия струи станет равной энергии набегающего воздушного потока, происходит разворот струи. При снижении скорости пробега самолета зона разворота струи приближается вперед, к входным кромкам воздухозаборника, и на определенной скорости пробега возможно попадание реверсивных струй на вход в двигатель. Для избежания попадания реверсивных струй на вход в двигатель реверс тяги либо выключают, либо уменьшают величину обратной тяги. Для получения наибольшей эффективности реверса тяги снижение величины обратной тяги необходимо производить при минимальном приближении зоны разворота реверсивных струй к входным кромкам воздухозаборника. При существующем способе изменения величины обратной тяги скорость пробега самолета, на которой необходимо производить снижение величины обратной тяги, заранее определяют в расчетных, модельных или в натурных испытаниях. Однако скорость пробега самолета, на которой необходимо производить снижение величины обратной тяги, зависит от многих условий, например температуры наружного воздуха, атмосферного давления на уровне аэродрома, направления и скорости ветра, что существующий способ не учитывает.
Предлагаемый способ изменения величины обратной тяги заключается в следующем.
На поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей размещают приемники статического давления, показания которых сравнивают с показаниями эталонных приемников статического давления, например с приемниками статического давления, расположенных в носовой части самолета вне зоны воздействия реверсивных струй и входящих в состав штатного приемника воздушного давления. При отсутствии воздействия реверсивных струй на поверхность мотогондол внешних и внутренних двигателей вблизи входных кромок воздухозаборников показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол, и приемников статического давления ПВД будут идентичны, поэтому величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют постоянной. При появлении рассогласований между показаниями указанных датчиков статического давления, что свидетельствует о воздействии реверсивных струй на поверхность мотогондолы, производят снижение величины обратной тяги внутренних двигателей до тех пор, пока не устранится рассогласование показаний указанных приемников статического давления.
Решение указанных условий осуществляется, например, в электронном регуляторе двигателя (РЭД-90), который производит также снижение величины обратной тяги двигателей.
Снижение величины обратной тяги двигателей производят до тех пор, пока не устранится рассогласование между показаниями указанных приемников статического давления. Сравнение показаний приемников статического давления и изменение величины обратной тяги авиационных двигателей производят на протяжении всего пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.
Изобретение относится к авиации, в частности к способу регулирования величины обратной тяги авиационных газотурбинных двигателей на пробеге самолета.
Технический результат изобретения - обеспечение посадочных характеристик самолета и защищенности двигателей от попадания реверсивных струй и посторонних предметов. Размещают на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей приемники статического давления;
- сравнивают показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления (ПВД) во время пробега самолета с применением реверса тяги;
- при отсутствии рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, и показаниями приемника воздушного давления величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют постоянной;
- при появлении рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, а также рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления производят снижение величины обратной тяги внутренних двигателей до тех пор, пока не устранится рассогласование показаний указанных приемников статического давления;
Pст.внешн-Рст.ПВД≠0;
Pст.внешн-Рст.ПВД≠0;
где Рст.внешн, Рст.внутр - величина статического давления на мотогондолах внешних и внутренних двигателей;
Рст.ПВД - величина статического давления, полученная от приемника воздушного давления.
- сравнение показаний приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления и изменение величины обратной тяги внутренних двигателей производят на протяжении пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.
Способ регулирования величины обратной тяги газотурбинных двигателей на пробеге четырехдвигательного самолета при использовании реверса тяги двух внутренних двигателей, отличающийся тем, что, с целью обеспечения посадочных характеристик самолета и защищенности двигателей от попадания реверсивных струй и посторонних предметов:
размещают на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей приемники статического давления;
сравнивают показания приемников статического давления, расположенных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления (ПВД) во время пробега самолета с применением реверса тяги;
при отсутствии рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, и показаниями приемника воздушного давления, величину обратной тяги внутренних двигателей оставляют постоянной;
при появлении рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, а также рассогласований между показаниями приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления, производят снижение величины обратной тяги внутренних двигателей до тех пор, пока не устранится рассогласование показаний указанных приемников статического давления;
Pст.внешн-Рст.внутр≠0;
Pст.внешн-Рст.ПВД≠0;
где Рст.внешн Рст.внутр - величина статического давления на мотогондолах внешних и внутренних двигателей;
Рст.ПВД - величина статического давления, полученная от приемника воздушного давления;
сравнение показаний приемников статического давления, установленных на поверхности мотогондол внешних и внутренних двигателей, с показаниями приемника воздушного давления, и изменение величины обратной тяги внутренних двигателей производят на протяжении пробега самолета вплоть до выключения реверса тяги.
Руководство по летной эксплуатации | |||
Ротационный фильтр-пресс для отжатия торфяной массы, подвергшейся коагулированию, и т.п. работ | 1924 |
|
SU204A1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2142569C1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСИРОВАНИЕЛ\ ТЯГИДВИГАТЕЛЯ | 0 |
|
SU256437A1 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С БИРОТАТИВНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ | 2005 |
|
RU2302544C1 |
УСТРОЙСТВО РЕВЕРСИРОВАНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОВОРОТНЫМИ СТВОРКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С УСТРОЙСТВОМ СИНХРОНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ | 1998 |
|
RU2151316C1 |
US 6439504 А, 27.08.2002 | |||
Устройство для электрохимического хонингования отверстий | 1984 |
|
SU1284750A1 |
Авторы
Даты
2009-09-20—Публикация
2007-07-30—Подача