Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения несоосности цилиндрических поверхностей, в частности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава после ремонта на заводе или в депо.
Устройство для осуществления известного способа содержит базирующее устройство в виде П-образного портала, основание, отсчетные узлы, установленные в плоскости, параллельной их общей оси, с возможностью контакта с проверяемыми цилиндрическими поверхностями, устройство для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей.
Недостатком известного устройства является невысокая точность измерения несоосности, поскольку при сложном линейно-угловом смещении измерительные наконечники отсчетных узлов в процессе измерения смещаются с образующей цилиндра за счет сложного линейно-углового эксцентриситета, что вызывает дополнительную погрешность.
Задачей изобретения является повышение точности измерения несоосности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава.
Поставленная задача решается также тем, что в известном устройстве для измерения несоосности цилиндрических поверхностей, в частности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава, содержащем базирующее устройство в виде П-образного портала, основание, отсчетные узлы, призмы, установленные в плоскости, параллельной их общей оси, с возможностью контакта с проверяемыми цилиндрическими поверхностями, устройство для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей, согласно изобретению основание базирующего устройства снабжено площадкой, плоскость которой параллельна общей оси отсчетных узлов, портал снабжен сферической опорой, кинематически связанной с упомянутой площадкой, устройство для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей выполнено в виде попарно закрепленных на основании опорных роликов, размещенных на колее колесных пар, а призмы снабжены упорами в виде подпружиненных роликов, установленных с возможностью контакта с торцом предподступичной части оси.
Совместный поворот цилиндрических поверхностей на один оборот обеспечивает одновременный замер как линейных, так и угловых смещений цилиндрических поверхностей.
Кинематическая связь сферической опоры портала с площадкой на основании базирующего устройства обеспечивает наряду с призмами базирование портала по трем точкам, что создает ему устойчивое положение при измерениях.
Опорные ролики, обеспечивают вращение колесной пары.
Снабжение призм упорами в виде подпружиненных роликов, установленных с возможностью контакта с торцом предподступичной части оси, фиксирует колесную пару в поперечном направлении, обеспечивая стабильность измерений.
Изобретение поясняется схематическими чертежами: на фиг.1 показано устройство для осуществления способа, вид спереди; на фиг.2 - вид по стрелке А.
Устройство для измерения несоосности цилиндрических поверхностей содержит базирующее устройство в виде П-образного портала 1, основание 2, отсчетные узлы 3 и призмы 4, установленные в плоскости, параллельной их общей оси, с возможностью контакта с проверяемыми цилиндрическими поверхностями 5, устройство 6 для относительного перемещения отсчетных узлов 3 и проверяемых цилиндрических поверхностей 5, что основание базирующего устройства 1 снабжено площадкой 7, плоскость которой параллельна общей оси отсчетных узлов 3, портал 1 снабжен сферической опорой 8, кинематически связанной с упомянутой площадкой 7, устройство 6 для относительного перемещения отсчетных узлов 3 и проверяемых цилиндрических поверхностей 5 выполнено в виде попарно закрепленных на основании опорных роликов 9, колесных пар 10, а призмы 4 снабжены упорами в виде подпружиненных роликов 11, установленных с возможностью контакта с торцом 12 предподступичной части оси.
Устройство работает следующим образом.
Колесную пару 10, несоосность шеек (цилиндрических поверхностей 5) которой необходимо измерить, устанавливают на опорные ролики 9. Затем устанавливают на шейки посредством призм 4 портал 1, вводят наконечники отсчетных узлов 3 в контакт с цилиндрическими поверхностями 5 и выставляют шкалу на нулевое значение, а подпружиненные ролики 11 упирают в торцы 12 предподступичной части оси колесной пары. Далее поворачивают колесную пару на роликах 9 на один оборот, фиксируя по показаниям отсчетных узлов 3 отклонения от соосности и по разности экстремальных значений определяют величину несоосности. При этом наконечники отсчетных узлов 3, не теряя контакта с шейками и находясь в одной плоскости, имеют возможность передавать на показывающий прибор перемещения поверхностей 5, определяемые как параллельным смещением (эксцентриситетом), так и угловым смещением осей. В качестве отсчетных узлов 3 могут быть применены известные механические или цифровые преобразователи линейных перемещений.
Промышленная применимость заявленных способа и устройства обеспечивается тем, что при использовании применяются широко известные средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2006 |
|
RU2319925C1 |
СПОСОБ БАЗИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, БАЗИРУЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, А ТАКЖЕ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НОРМИРУЕМЫХ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2001 |
|
RU2229995C2 |
Устройство для измерения линейных размеров колесных пар локомотивов | 2022 |
|
RU2787605C1 |
Металлорежущий станок для обработки отверстия ступицы железнодорожных колес | 2023 |
|
RU2809883C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛОСКОСТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА НАРУЖНОЙ СФЕРИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2011 |
|
RU2460035C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПРЕССОВКИ КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ МЕТРО | 2014 |
|
RU2556797C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ НОМИНАЛЬНО КРУГЛОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1999 |
|
RU2158895C1 |
Способ изготовления оси для колесной пары грузового вагона типа РУ1Ш | 2016 |
|
RU2648587C1 |
Устройство для контроля отклонения от перпендикулярности поверхностей детали относительно ее оси | 1986 |
|
SU1427161A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ | 2008 |
|
RU2376508C1 |
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения несоосности цилиндрических поверхностей, в частности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава после ремонта на заводе или в депо. Сущность: устройство содержит базирующее устройство в виде П-образного портала, основание, отсчетные узлы, и призмы, установленные в плоскости, параллельной их общей оси, с возможностью контакта с проверяемыми цилиндрическими поверхностями, а также устройство для относительного перемещения отсчетных узлов для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей. При этом основание базирующего устройства снабжено площадкой, плоскость которой параллельна общей оси отсчетных узлов. П-образный портал снабжен сферической опорой, которая кинематически связана с упомянутой площадкой. Устройство для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей выполнено в виде попарно закрепленных на основании опорных роликов, закрепленных на колее колесных пар. Кроме того, призмы снабжены упорами в виде подпружиненных роликов, установленных с возможностью контакта с торцом предподступичной части оси. Технический результат: повышение точности измерения несоосности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава. 2 ил.
Устройство для измерения несоосности цилиндрических поверхностей, в частности шеек осей колесных пар подвижного железнодорожного состава, содержащее базирующее устройство в виде П-образного портала, основание, отсчетные узлы, призмы, установленные в плоскости, параллельной их общей оси, с возможностью контакта с проверяемыми цилиндрическими поверхностями, устройство для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей, отличающееся тем, что основание базирующего устройства снабжено площадкой, плоскость которой параллельна общей оси отсчетных узлов, портал снабжен сферической опорой, кинематически связанной с упомянутой площадкой, устройство для относительного перемещения отсчетных узлов и проверяемых цилиндрических поверхностей выполнено в виде попарно закрепленных на основании опорных роликов, размещенных на колее колесных пар, а призмы снабжены упорами в виде подпружиненных роликов, установленных с возможностью контакта с торцом предподступичной части оси.
Способ контроля отклонений от соосности цилиндрических поверхностей | 1984 |
|
SU1397701A1 |
Арифметико-логический модуль | 1988 |
|
SU1501032A1 |
СПОСОБ БАЗИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, БАЗИРУЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ, А ТАКЖЕ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НОРМИРУЕМЫХ ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2001 |
|
RU2229995C2 |
Устройство для измерения диаметров и разности диаметров колес | 1981 |
|
SU953446A1 |
Способ измерения профилей катанияКОлЕСНыХ пАР пРи РЕпРОфилиРОВАНии иуСТРОйСТВО для ЕгО ОСущЕСТВлЕНия | 1976 |
|
SU847945A3 |
Авторы
Даты
2009-08-20—Публикация
2007-08-01—Подача