измерительной базы используют поверхность вспомогательного круга, концентричную оси вращения колесной пары,
Кроме того, поверхность вспомогательного круга выполняют непосредственно на позиции измерения.
При этом в устройстве для реализации способа базирующее приспособление выполнено в виде опор для подшипниковых узлов колесных пар, а для проточки поверхности вспомогательного круга оно снабжено токарным приспособлением.
На фиг., ) приведено устройство для измерения профилей катания колесных пар, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид в плане.
Устройство содержит основание 1, две стойки 2 и 3 с базирующим приспособлением, выполненным в виде платформ 4 и 5 для установки подшипниковых узлов контролируемых колесных пар, рельсы 6 и подъемный стол 7 для подкатывания и установки на измерительную позицию контролируемых объектов, привод 8 вращения колесных пар на измерительной позиции, траверсу 9, две продольные каретки 10 и 11, устанавливаемые соответственно в правую и левую плоскость измерения профилей колесной пары, толкатели 12 и 13 осевого базирования с датчиками-симметроотметчиками 14 и 15, поперечные измерительные каретки 16 и 17, каждая из которых (фиг, 2) снабжена многомерным профнльньм шаблоном 18, фрикционш 1М измерителем 19 диаметров и рычажношарнирным механизмом 20 для фрикционного измерителя в зону вспомогагельного круга, а также измерителем 21 радиального перемещения каретки.
На каждой из продольных кареток размещена также вспомогательная поперечная к-аретка 22 (на фиг. 2 показана только одна вспомогательная каретка), служащая основанием для токарного суппорта 23 с резцом 24. Вспомогательная каретка, суппорт и резец образуют токарное приспособление для проточки поверхности вспомогательного круга. Вспомогательная каретка снабжена также измерительным рычагом 25 с электроконтактным преобразователем 26,
Способ измерения профилей катания колесных пар при помощи данного устройства заключается в следующем.
Контролируемую колесную пару подкатывают по рельсам бис помощью подъемного стола 7 устанавливают подшипниковыми узлами на платформы 4 и 5. С помощью толкателей 12 и 13, пользуясь датчиками-симметроотметчиками
14 и 15 устанавливают колесную пару симметрично относительно продольных кареток 10 и 11, В случае необходимости подшипниковые узлы закрепляют на платформах базирующего приспособления, Затем с помощью токарного суппорта 23 выполняют проточку поверхности вспомогательного круга. Колесную пару приводят во вращение с помощью привода 8, вводят измерительный рычаг 25 в зону вспомогательного круга и перемещают вспомогательную поперечную каретку 22 радиально от центра до касания измерительного рычага с поверхностью вспомогательного круга, что отмечают с помощью электроконтактного преобразователя 26, Затем резцом 24, установленным в токарном суппорте 23, протачивают поверхность вспомогательного круга
и снова ощупывают последнюю измерительным рычагом. Процесс формирования вспомогательного круга считают . законченным, когда положение измерительного рычага в течение одного
оборота колесной пары перестает изменяться (выведено биение поверхности вспомогательного круга), Затем вводят в зону вспомогательного круга фрикционный измеритель 19 диаметра,
радиально перемещают от центра измерительную поперечную каретку 17 до касания фрикционного измерителя с поверхностью вспомогательного круга и определяют диаметр последнего по
отношению угловых скоростей колесной пары и измерительного ролика фрикционного прибора. Пусть этот диаметр, например, равен 890 мм. Радиальное положение измерительной каретки от
мечают с помощью измерителя 21, Затем упомянутую измерительную каретку перемещают радиально к центру до тех пор, пока многомерный профильный шаблон 18 не приходит во взаимодействие с
профилем катания колесной пары (взаимодействие многомерного профильного шаблона считается законченным, когдг достигнуто самое близлежащее к оси вращения место на периферии поверхности катания колесной пары. Путь перемещения измерительной каретки отмечают по измерителю 2I. Допустим он равен 50 мм. Расстояние между фрикционным измерителем и профильным шаблоном аттестовано заранее и равно, например, 90 мм. В рассматриваемом примере толщина б дажа составляет 90 - 50 40 мм а диаметр репрофилирования колесной пары 890 + 2 40 970 мм. За счет установки колесной пары совместно с подшипниковыми узлами сокращаются затраты на демонтаж и улучшается сохранность подшипников. Измерение диаметров поверхностей ка тания от вспомогательной базы, обра зованной непосредственно на позиции измерения обеспечивает высокую точность, поскольку погрешности базирования исключаются. Формула изобретения I. Способ измерения профилей кат ния крлесных пар при репрофилирован заключающийся в том, что колесную пару устанавливают в базирующее при способление, приводят во вращение, измеряют радиальное положение точек поверхности катания, находят наимен 5 шее значение приведенного радиуса этой поверхности и на основании этого значения определяют диаметр репрофилируемой колесной пары, о т л и чающийся тем, что, с целью упрощения способа, на опоры базирующего приспособления устанавливают подшипниковые узлы колесной пары, а в качестве измерительной базы используют поверхность вспомогательного, круга, концентричную оси вращения колесной пары. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что поверхность вспомогательного круга выполняют непосредственно на позиции измерения. 3.Устройство для осуществления способа по пп. I и 2, содержащее базирукнцее приспособление, узел осевого базирования колесной пары, радиально подвижные каретки с многомерными профильными шаблонами и измеритель радиального перемещения кареток, отличающееся тем, что базирующее приспособление вьтолнено в виде опор для подшипниковых узлов колесных пар, а для проточки поверхности вспомогательного круга оно снабжено токарньм приспособлением. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ 1142184, кл. G 01 В 5/20, 1958. 2.Патент СССР W 10457, кл. G 01 В 5/20, 1927.
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1976-10-06—Подача