СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА Российский патент 2009 года по МПК G09B19/00 A61H1/02 

Описание патента на изобретение RU2366002C1

Изобретение относится к приемам и средствам развития малой моторики рук ребенка и его интеллекта в раннем, в основном младенческом, возрасте, развития мелких мышц кистей рук, процесса познавательной активности, развития навыков самостоятельной деятельности в домашних условиях и детских дошкольных учреждениях.

В период младенческого возраста первого полугодия жизни важным условием является достаточное удовлетворение потребности во внимании со стороны взрослых на этапе ситуативно-личностного общения. Во втором полугодии начиная с шести месяцев у ребенка возникает необходимость делового общения со взрослым, в этом возрасте ему необходимо что-то делать. Основными средствами общения становятся предметные действия, эмоционального общения ребенку не достаточно, наступает период ситуативно-делового общения. Ряд исследований показал, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешно, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности. После 6 месяцев качественно изменяется отношение к близким и посторонним. После шести месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, присутствие матери стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и при наличии мамы смело обследует новые предметы, учится ими манипулировать. Во втором полугодии ребенку уже необходимо практическое сотрудничество со взрослым, и на первое место выдвигаются деловые мотивы, взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Мать выступает как партнер по совместным действиям. Деловое общение играет важную роль в манипулировании предметами, ребенку доставляют удовольствие движения, при которых он слышит звуки - погремушки, он пытается их повторить, традиционными предметами для совместной деятельности ребенка и взрослого являются кубики, пирамидки, при этом движения ребенка носят в основном импульсивный характер.

Известны приемы и средства развития мышечной активности рук и интеллекта ребенка, включающие листовые носители и различные художественные материалы для раскрашивания графических изображений на листовых носителях, например журнал «Кроссворд для детей», Москва, изд. ЗАО Собеседник, №36, 2005, с.17, патент GB 1423, кл. G09В 23/00, 1906, RU 25111 U1, кл. G09B 19/00, 2002, патент RU 2118849, кл. G09B 19/00, 1998.

Все вышеуказанные приемы и средства в значительной степени способствуют развитию мышц рук ребенка и его творческой активности, но все они рассчитаны на детей более старшего возраста и не приемлемы для развития мелкой моторики рук ребенка первого года жизни.

В качестве наиболее близкого аналога заявленного изобретения можно принять «Способ развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста и устройство для его реализации» по патенту RU 2303819 C1, кл. G09В 19/00, 27.07.2007.

Недостатком указанного известного способа являются общие недостатки вышеприведенных способов, кроме того, невозможность и большие трудности при использовании его для ребенка первого года жизни.

Результатом изобретения является повышение привлекательности его для детей с шести месяцев, а также для детей более раннего возраста и детей с повышенным тонусом.

Достижение этого результата позволяет в игровом режиме интенсифицировать процесс развития мелкой моторики рук и познавательной активности, дозируя при этом мышечную нагрузку и способствуя созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук и развития творческого интеллекта в более раннем возрасте.

Для достижения указанного результата в способе развития мелкой моторики рук и творческого интеллекта детей, включающем предоставление ребенку листового носителя и пишущих средств для нанесения изображений и самостоятельного раскрашивания ребенком листового носителя, в качестве пишущего средства используют краску, например гуашь, в качестве средства нанесения на начальном этапе используют кулачок или ладонь ребенка, при этом ребенок с помощью матери или самостоятельно, сжимая краску в кулачке, в игровом режиме размазывает ее на листе носителя импульсивными, свойственными данному возрасту движениями рук с постепенным увеличением активности в течение нескольких занятий, после которых движения рук постепенно приобретает двигательный ритм с повторяющимися многократно однородными движениями, а ребенок, включаясь в творческий процесс, сосредотачивает свое внимание на цветовых пятнах, образованных им на листовом носителе, затем на дальнейших занятиях увеличивают набор красок для обеспечения возможности самостоятельного выбора цвета краски ребенком, а в качестве средства нанесения постепенно в игровом режиме приучают ребенка к использованию кисти, изначально развивая моторику движения руки для удержания в ней кисти, причем во время занятий ребенка размещают на коленях у матери и все занятия сопровождают активным речевым общением матери и ребенка.

На начальном этапе ребенку предоставляется одна краска.

На начальном этапе занятия проводят не чаще одного раза в неделю при продолжительности одного занятия не более получаса из-за значительной эмоциональной нагрузки на ребенка.

Занятия можно проводить под руководством методиста, при этом на начальном этапе занятия проводят индивидуальные, в дальнейшем занятия могут проводить в группе, но не более трех пар мать-ребенок.

Для успешной работы с детьми до года необходима тщательная подготовка к занятиям. Краски, бумага должны быть подготовлены заранее. В качестве пишущего средства - краски используется гуашь отечественного производства, предназначенная для детского творчества, которая должна быть сертифицирована и должна иметь значок «не токсично» (non toxic), нельзя использовать гуашь плакатную и художественную. Допускается использовать также пальчиковые краски. В качестве листового носителя используют ватман, картон, нельзя использовать газетную и бархатную бумагу.

Гуашь привлекает ребенка ярким цветом, он начинает тянуться к ней. Большинство детей вначале осторожно прикасаются к краске, начинают медленно размазывать краску по бумаге, сжимают краску в кулачке, исследуя материал. «Активно» включается в работу лишь небольшая часть детей, у большинства детей активные действия с краской возникают на втором, третьем занятии и позднее. Ребенка привлекает возможность двигать рукой, при этом он делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Для ребенка данного возраста это игра, сенсомоторная игра, при которой развивается мелкая моторика. Ребенок получает удовольствие не только от своих движений, но и от возможности воздействовать на краску.

Затем движения приобретают организованный характер, после нескольких занятий возникает двигательный ритм - однородные движения, повторяющиеся многократно. Ребенок хлопает ладонью по листу бумаги и краске, нанесенной на нее, что вызывает восторг. Как показывают наблюдения, на результат своей работы - цветовые пятна дети обращают внимание через несколько занятий, после чего ребенок начинает выделять «рисование» от других двигательных игр, для данного возраста рисование красками - сенсомоторная игра, при которой развивается мелкая моторика.

Эта деятельность возникает благодаря взрослым при благоприятных условиях для ее начала и не должна прекращаться более чем на две недели. Более длительный перерыв приведет к отмене эффекта творчества, ребенок перестает «рисовать».

При непрерывных занятиях у ребенка формируется интерес к рисованию После года ребенок учится овладевать кистью. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить руку ребенка кисточкой, предложить ему погладить кисточкой бумагу, при этом все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить ребенка провести по листу бумаги сухой кисточкой, а затем кисточкой с краской и обратить внимание ребенка на оставленный краской на бумаге след. Далее уже предложить ребенку краску, желательно не красную, а желтую или оранжевую. Все дети в первые дни при работе с кистью берут ее за конец, а не у рабочей части, однако уже через несколько занятий дети, как правило, правильно держат кисть.

В качестве листового носителя вне зависимости от возраста вначале используют формат А4, а далее формат A3. Водой не пользуются, так как маленькие дети могут ее разлить или выпить. Детям старше года предоставляют для каждой краски свою кисть. В работе используют различные цвета, ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или цветном картоне.

К году у большинства детей отмечается снижение интереса к младенческому рисованию, наблюдается бледность рисунка, сокращается время работы, количество используемых красок и степень заполнения листа сокращаются, но интерес к рисованию не пропадает. Ребенок переходит на новый этап - этап работы кистью, что требует дальнейшего развития движений руки, умения правильно держать кисть. Ребенок получает установку на последовательность действий - надевание фартука, рисование за столом в определенном месте, мытье рук. При регулярных занятиях с детьми к полутора, двум годам дети сами просят родителей рисовать и рисуют аккуратно, не рисуют на стенах, полу и прочее. Это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю из-за большой эмоциональной нагрузки на ребенка. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое для творчества оставлять на рабочем столе с тем, чтобы при желании ребенка можно было начать работу. Дети любят работу с красками и часто просят родителей давать краски.

При проведении занятий могут понадобиться индивидуальные защитные подкладки для работы, фартук или спецодежда для ребенка, восковые мелки, толстые фломастеры на водной основе.

Оценку «рисунков» детей можно проводить по четырем показателям по трехбальной системе: отношение матери к творческой работе ребенка, отношение ребенка к данному виду деятельности, процент заполнения листа, количество используемых красок.

Максимальный балл для каждого показателя - 3, общий максимальный балл - 12.

Несомненно, на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Большое значение имеет словесный контакт с ребенком, их речевое общение.

Активность ребенка зависит от эмоционального настроя матери, ее желания и активности. Дети, матери которых активно участвовали в творческом процессе, получали максимальные баллы, причем доля заполнения листового носителя не зависит от продолжительности занятий.

Можно отметить, что чем раньше начато знакомство ребенка с красками, тем больший интерес вызывают занятия художественной деятельностью в дальнейшем, при этом основная цель - создание творческого союза матери и ребенка на самых ранних этапах развития детского творчества, развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие цветовосприятия, развитие речи, психическое развитие, общение ребенка со взрослым.

Похожие патенты RU2366002C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ РЕБЕНКА РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2005
  • Кушнир Алексей Михайлович
RU2303819C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2020
  • Ефремова Татьяна Евгеньевна
  • Сафонова Ирина Александровна
  • Лобанова Алена Михайловна
  • Колтунова Ирина Юрьевна
  • Белашев Сергей Витальевич
  • Рыжкина Екатерина Игоревна
RU2746661C1
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 2010
  • Лебедева Людмила Дмитриевна
  • Лаптев Леонид Григорьевич
RU2420233C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 2021
  • Мирошникова Анастасия Леонидовна
  • Новоселов Сергей Аркадьевич
  • Бездомова Анастасия Сергеевна
RU2769156C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ 2014
  • Гусева Мария Евгеньевна
RU2593225C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2004
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2287190C2
Методика песочной арт-диагностики для определения нервно-психических расстройств детского возраста 2018
  • Котлованова Олеся Владимировна
  • Малинина Елена Викторовна
  • Сыченко Игорь Алексеевич
RU2676969C1
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений 2022
  • Бергман Мария Анатольевна
RU2804190C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
ИГРОВОЙ НАБОР ПСИХОЛОГА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2018
  • Дмитриев Дмитрий Владимирович
  • Айкин Владимир Николаевич
RU2699010C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к способам обучения и средствам развития малой моторики рук ребенка и его интеллекта в раннем, в основном младенческом, возрасте. Техническим результатом является развитие мелких мышц кистей рук, процесса познавательной активности, развитие навыков самостоятельной деятельности в домашних условиях. Ребенку предоставляют листовой носитель и пишущие средства. В качестве пишущего средства используют краску. В качестве средства нанесения краски используют кулачок или ладонь ребенка. На дальнейших занятиях увеличивают набор красок для обеспечения возможности самостоятельного выбора ребенком цвета краски. В качестве средства нанесения краски постепенно в игровом режиме приучают ребенка к использованию кисти, развивая моторику движения руки для правильного удержания в ней кисти. Занятия начинают с детьми в возрасте от шести месяцев при возникновении делового общения между матерью и ребенком. На начальном этапе занятия проводят не чаще одного раза в неделю при продолжительности одного занятия не более получаса из-за значительной эмоциональной нагрузки на ребенка. 5 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 366 002 C1

1. Способ обучения для развития мелкой моторики рук и творческого интеллекта детей, включающий предоставление ребенку листового носителя и пишущих средств для нанесения изображений и самостоятельного раскрашивания ребенком листового носителя, отличающийся тем, что в качестве пишущего средства используют краску, например гуашь, в качестве средства нанесения краски на начальном этапе используют кулачок или ладонь ребенка, при этом ребенок с помощью матери, сжимая краску в кулачке в игровом режиме размазывает ее на листе носителя импульсивными, свойственными данному возрасту, движениями рук с постепенным увеличением активности в течение нескольких занятий, после которых движения рук постепенно приобретают двигательный ритм с повторяющимися многократно однородными движениями, способствующими развитию мелкой моторики рук, а ребенок, включаясь в творческий процесс, сосредотачивает свое внимание на цветовых пятнах, образованных им на листовом носителе, вызывая удовольствие от своих движений и возможности воздействия его на используемые материалы, затем на дальнейших занятиях увеличивают набор красок для обеспечения возможности самостоятельного выбора ребенком цвета краски, а в качестве средства нанесения краски постепенно в игровом режиме приучают ребенка к использованию кисти, изначально развивая моторику движения руки для правильного удержания в ней кисти, причем во время занятий ребенка размещают на коленях у матери и все занятия сопровождают активным речевым общением матери и ребенка.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе ребенку предоставляется одна краска.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия начинают с детьми в возрасте от шести месяцев при возникновении делового общения между матерью и ребенком.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе занятия проводят не чаще одного раза в неделю при продолжительности одного занятия не более получаса из-за значительной эмоциональной нагрузки на ребенка.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия проводят под руководством методиста.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе занятия проводят индивидуально, в дальнейшем занятия могут быть коллективными, но не более трех пар мать-ребенок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2366002C1

СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ РЕБЕНКА РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2005
  • Кушнир Алексей Михайлович
RU2303819C2
СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2005
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2302040C2
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРОМОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2001
  • Ушаков А.А.
  • Симонова Т.Н.
  • Симонов В.Г.
RU2203610C2
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Москвина Л.А.
  • Месеренко Л.К.
  • Рудометкина Н.П.
  • Коротовских Л.Н.
RU2265890C1

RU 2 366 002 C1

Авторы

Гмошинская Мария Владимировна

Алаев Андрей Олегович

Даты

2009-08-27Публикация

2008-08-15Подача