СТАЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ТВЕРДОСТИ Российский патент 2009 года по МПК C22C38/50 

Описание патента на изобретение RU2369658C1

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составу стали повышенной твердости, и предназначено для использования в производстве цельнокатаных колес для колесных пар грузовых вагонов и путевых машин магистральных железных дорог.

Известна колесная сталь, содержащая в вес. %: углерод - 0,35-0,70; кремний - 0,20-0,60; марганец - 0,50-1,20; ванадий - 0,08-0,2; медь - 0,3-0,5; железо - остальное (см. SU, №451785, С22С 39/00, 1974).

Известна также сталь для изготовления железнодорожных цельнокатаных колес и бандажей, содержащая в вес. %: углерод - 0,35-0,70; кремний - 0,20-0,60; марганец - 0,50-1,20; цирконий - 0,05-0,15; железо - остальное. В качестве примесей сталь может содержать фосфор не более 0,035% и серу не более 0,040% (см. SU, №673665, С22С 38/14, 1979).

Недостатками известных сталей являются широкий диапазон содержания углерода, вследствие чего сложно обеспечить стабильность твердости и механических свойств при массовом производстве колес. Кроме того, в стали, помимо ванадия и циркония, не регламентируются другие легирующие элементы, что не позволяет обеспечить оптимальный комплекс механических свойств, заключающийся в соотношении высокой твердости и прочности с необходимой пластичностью и вязкостью.

Наиболее распространенной и близкой по составу является сталь для изготовления цельнокатаных колес по ГОСТ 10791-2004.

Известная сталь содержит следующие компоненты, в мас.%: углерод - 0,55-0,65; марганец - 0,50-0,90; кремний - 0,22-0,45; ванадий - не более 0,10; сера - не более 0,030; фосфор - не более 0,035; никель - не более 0,30; медь - не более 0,30; хром - не более 0,30; молибден - не более 0,08.

Однако в условиях постоянного увеличения интенсивности перевозок, роста осевых нагрузок и массы поездов к колесной стали предъявляются повышенные требования по уровню механических свойств и твердости (320-360 НВ), которые должны обеспечивать требуемую эксплуатационную стойкость колес в течение заданного ресурса. Известная сталь не удовлетворяет указанным требованиям.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение механических свойств и твердости колесной стали, что обеспечивает увеличение прочности и износостойкости колес.

Указанный технический результат достигается в техническом решении согласно изобретению, в котором сталь повышенной твердости для цельнокатаных колес содержит в мас.%:

Углерод 0,60-0,72 Марганец 0,50-1,00 Кремний 0,22-0,65 Ванадий не более 0,15 Сера 0,005-0,030 Фосфор не более 0,035 Никель не более 0,30 Медь не более 0,30 Хром не более 0,50 Молибден не более 0,08 Титан до 0,03 Ниобий до 0,01 Железо остальное

При установлении необходимого соотношения компонентов исходили из следующих предпосылок.

Повышения механических свойств и твердости колесной стали можно достичь двумя основными способами: за счет увеличения содержания углерода или добавления в большом объеме легирующих элементов. Однако для колес, являющихся массовыми и в то же время высокоответственными изделиями, использование какого-либо способа по отдельности нецелесообразно, так как легирование заметно повышает стоимость колес и снижает их конкурентоспособность, а повышенное содержание углерода приводит к снижению ударной вязкости, надежности стали по отношению к хрупким разрушениям и обрабатываемости, что важно с точки зрения технического обслуживания при эксплуатации. Таким образом, необходимо было найти альтернативное решение, обеспечивающее повышение механических свойств и твердости колесной стали и позволяющее избежать недостатков перечисленных способов.

Оптимальным решением для повышения механических свойств и твердости колес при сохранении пластичности и вязкости является комплексный подход, включающий умеренное повышение содержания углерода и микролегирование. Основными механизмами повышения твердости стали являются твердорастворное упрочнение, дисперсионное твердение и измельчение зерна. Последнее приводит также к увеличению пластичности и вязкости стали.

Основными элементами, упрочняющими твердый раствор, являются углерод, а так же кремний и хром. На чертеже показана зависимость величины твердости перлито-ферритной колесной стали от содержания в ней углерода.

Углерод и хром являются основными карбидоообразующими элементами. Установлено, что для повышения механических свойств и твердости до требуемого уровня максимальное содержание углерода должно быть увеличено до 0,72%, а хрома до 0,50%.

Воздействие марганца и кремния на механические свойства колес проявляются как через упрочнение твердого раствора, так и через влияние на раскисляемость и прокаливаемость колесной стали. Для улучшения указанных характеристик верхние пределы содержания марганца и кремния повышены соответственно на 0,1% и 0,2% по сравнению с известной сталью.

Высокое содержание серы более 0,030% способствует охрупчиванию стали и увеличению количества неметаллических включений. Чрезмерно низкое содержание также неблагоприятно, так как из-за уменьшения количества сульфидных включений, сдерживающих движение свободных атомов водорода, повышается флокеночувствительность стали. В связи с этим минимально допустимое содержание серы ограничено на уровне 0,005%.

В сталь добавляется никель до 0,30% в качестве элемента, повышающего сопротивление хрупкому разрушению.

Для дисперсионного упрочнения и измельчения зерна за счет понижения температуры перлитного превращения и предотвращения рекристаллизационных процессов необходимы микродобавки карбонитридообразующих элементов, таких как ванадий (до 0,15%), и дополнительное введение ниобия (до 0,01%) и титана (до 0,03%).

В таблице представлены сравнительные данные по механическим свойствам и твердости стали согласно изобретению и известной стали.

Таблица Наименование параметра Сталь согласно изобретению Сталь согласно изобретению при оптимальных значениях компонентов Известная сталь по прототипу 1 Временное сопротивление металла обода σВ, Н/мм2 1020-1180 1080-1125 910-1110 2 Относительное удлинение металла обода δ, %, не менее 9 11-16 8 3 Относительное сужение металла обода ψ, %, не менее 16 24-36 14 4 Ударная вязкость KCU металла обода при температуре 20°С, Дж/см2, не менее 16 16-30 20 5 Ударная вязкость KCU металла диска при температуре 20°С, Дж/см2, не менее 18 18-28 20 6 Твердость на глубине 30 мм от поверхности катания обода, НВ 320-360 325-341 не менее 255

Использование перечисленных приемов позволяет повысить механические свойства и твердость колесной стали до 320-360 НВ без интенсификации закалочного процесса и избежать возникновения высоких остаточных напряжений, что обеспечивает необходимую конструктивную прочность колеса.

Похожие патенты RU2369658C1

название год авторы номер документа
СТАЛЬ ПОВЫШЕННОГО КАЧЕСТВА 2008
  • Разумов Андрей Сергеевич
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Филиппов Георгий Анатольевич
RU2371510C1
Цельнокатаное колесо из стали 2021
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
RU2773729C1
ДИСПЕРСИОННО-ТВЕРДЕЮЩАЯ ПЕРЛИТНАЯ КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Изотов Владимир Ильич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
RU2624583C1
Сталь и цельнокатаное колесо, изготовленное из неё 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Изотов Владимир Ильич
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Александр Игоревич
RU2615425C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
ВЫСОКОПРОЧНАЯ СТАЛЬ 2002
  • Лебедев В.В.
  • Дурынин В.А.
  • Батов Ю.М.
  • Кузнецов В.Ю.
  • Шевакин А.Ф.
  • Белова Л.П.
  • Чучвага А.П.
RU2219277C1
ПАРА ТРЕНИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РЕЛЬС И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО, ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ СТАЛИ 2007
  • Райков Юрий Николаевич
  • Булыгин Юрий Серафимович
  • Дружинина Татьяна Ивановна
RU2369790C2
СТАЛЬ 1999
  • Трынкин А.Р.
  • Теплоухов Г.М.
  • Козырев Н.А.
  • Тырышкин Ю.П.
  • Тарасова Г.Н.
  • Шерстнев Г.А.
RU2154693C1
СТАЛЬ 2005
  • Ворожищев Владимир Иванович
  • Тарасова Галина Николаевна
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Атконова Ольга Петровна
  • Щеглова Алла Борисовна
RU2285735C1
КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ 2007
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
RU2368693C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 369 658 C1

Реферат патента 2009 года СТАЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ТВЕРДОСТИ

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составу стали повышенной твердости, предназначенной для производства цельнокатаных колес колесных пар грузовых вагонов и путевых машин магистральных железных дорог. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, ванадий, ниобий, фосфор, серу, никель, хром, медь, титан, молибден и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,60-0,72, марганец 0,50-1,80, кремний 0,22-0,65, ванадий не более 0,15, ниобий до 0,01, фосфор не более 0,035, сера 0,005-0,030, никель не более 0,30, хром не более 0,50, медь не более 0,30, титан до 0,03, молибден не более 0,08, железо остальное. Повышаются механические свойства, твердость, прочность и износостойкость. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 369 658 C1

Сталь повышенной твердости для цельнокатаных колес колесных пар грузовых вагонов и путевых машин магистральных железных дорог, содержащая углерод, марганец, кремний, ванадий, серу, фосфор, никель, медь, хром, молибден и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит титан и ниобий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
углерод 0,60-0,72 марганец 0,50-1,00 кремний 0,22-0,65 ванадий не более 0,15 сера 0,005-0,030 фосфор не более 0,035 никель не более 0,30 медь не более 0,30 хром не более 0,50 молибден не более 0,08 титан до 0,03 ниобий до 0,01 железо остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2369658C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Колеса цельнокатаные
Технические условия
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004, введен в действие 01.07.2005
Колесная сталь 1978
  • Узлов Иван Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
  • Фомин Николай Андреевич
  • Винокуров Израил Яковлевич
  • Баранов Владимир Михайлович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Исаев Николай Иванович
  • Третьяков Владимир Николаевич
SU673665A1
Колесная сталь 1973
  • Узлов Иван Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Школа Владлен Иванович
  • Парышев Юрий Михайлович
SU451785A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя 1920
  • Ворожцов Н.Н.
SU57A1
US 6663727 B2, 16.12.2003.

RU 2 369 658 C1

Авторы

Разумов Андрей Сергеевич

Сухов Алексей Владимирович

Филиппов Георгий Анатольевич

Даты

2009-10-10Публикация

2008-12-18Подача