СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАБОТЫ Российский патент 2009 года по МПК G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2377526C1

Изобретение относится к области измерительной техники, предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при стендовых испытаниях.

Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что задают режим работы двигателя, определяют отклонение показателей состояния от предельно допустимых, проводят вычисления и по результатам оценивают техническое состояние двигателя, причем в качестве показателей состояния принимают параметры пульсаций давления среды [Авторское свидетельство СССР №352169, МПК G01М 15/00, опубл. 1972.01.01, БИ №28, автор Петрухин А.Ф. «Способ оценки технического состояния двигателя»].

Недостатком такого способа является весьма низкая достоверность информации, поскольку ее получение основано на определении гидравлического сопротивления фильтров и скорости его изменения при установившихся режимах движения жидкости в системах двигателя.

Известен способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы, в котором производят измерение и преобразование сигналов, возникающих в результате взрыва топливной смеси в камере сгорания, при этом сигнал с оптического датчика преобразуют в комплексный оптический спектр, а сигнал с акустического датчика - в комплексный акустический спектр, определяют относительный комплексный показатель путем деления акустического спектра на оптический, по величине которого и судят о техническом состоянии двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы и прогнозируют процессы разрушения материала деталей двигателя [Патент РФ №2151384, МПК G01M 15/00, опубл. 2000.06.20, БИ №12 за 2003 г., авторы Антонец Е.В.; Конюхов Г.А.; Никитин К.Е.; Сазанов B.E. «Способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы»].

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Недостатком данного способа является малая информативность и достоверность результатов.

Техническим результатом предлагаемого способа диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы является повышение достоверности оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания за счет информативности ионного спектра и расширения зоны измерения.

Технический результат достигается тем, что в способе диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы, заключающемся в измерении и преобразовании сигналов в комплексные спектры, возникающих в результате воспламенения и горения топливной смеси в камере сгорания, определении относительного комплексного показателя, сравнении его с эталонным и прогнозировании процесса разрушения материала деталей двигателя, причем в качестве опорного сигнала выбран ионный сигнал, акустический и ионный сигналы измеряются попарно по меньшей мере в двух диаметрально противоположных зонах цилиндра, определяют суммарные акустический и ионный комплексные спектры, затем определяют относительные комплексные показатели измеряемых зон путем деления акустического спектра на соответствующий ионный и относительный суммарный комплексный показатель путем деления суммарного акустического спектра на соответствующий ионный, сравнивая их величины с эталонными, а относительные комплексные показатели зон еще и между собой, судят о состоянии ДВС и прогнозируют процесс его разрушения.

Использование ионного сигнала, увеличение зоны измерения и использование различных спектров и показателей позволяет повысить информативность и достоверность в оценке технического состояния ДВС.

На чертеже представлено устройство диагностирования и прогнозирования двигателя, выполненное по предлагаемому способу.

Устройство, реализованное по предлагаемому способу диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы, включает двигатель внутреннего сгорания 1, его камеру сгорания 2, не менее двух пар ионных датчиков 3 и акустических 4, спектральный преобразователь 5, блок вычисления и сравнения 6 и блок прогнозирования 7.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом. Источниками информации диагностирования двигателей внутреннего сгорания являются ионное излучение, образующееся в камере сгорания 1 двигателя внутреннего сгорания 2 при воспламенении и горении топливной смеси, и акустический сигнал, возникающий в результате горения этой же смеси в камере сгорания 1. Поток ионов меряют ионными датчиками 3, а акустический сигнал регистрируют акустическими датчиками 4, которые встроены в корпус двигателя внутреннего сгорания 2. Датчики 3 и 4 электрически связаны с устройством спектрального преобразования 5, в котором сигналы, поступающие с датчиков 3 и 4, преобразуются соответственно в комплексный акустический спектр Sa(ω) и комплексный ионный спектр Sи(ω), где ω - частота сигнала. Далее сигналы Sa(ω) и Sи(ω) поступают на блок вычисления и сравнения 6. В блоке вычисления и сравнения 6 согласно программе строятся амплитудные и фазовые частотные характеристики, которые по амплитуде и фазе сравниваются с эталонными, устройство 6 осуществляет обработку результатов, вычисляет суммарные комплексные акустический и ионный спектры, складывая соответствующие спектры со всех датчиков, относительный комплексный показатель зоны путем деления акустического сигнала в данной зоне на соответствующий ионный, относительный суммарный комплексный показатель путем деления суммарного акустического комплексного спектра на ионный, скорость отклонения характеристик. Устройство прогнозирования 7 накапливает информацию, необходимую для оценки технического состояния, и позволяет прогнозировать процесс разрушения деталей двигателя.

Коэффициенты относительного суммарного комплексного показателя и относительного комплексного показателя зоны характеризуют собой амплитудную и фазовую частотную характеристики процессов, протекающих в двигателе. Анализ коэффициентов позволяет судить о качестве работы всего двигателя в целом и прогнозировать его работоспособность. Так область низких частот дает информацию о параметрах подвижных частей (поршень, шатун, кольца и т.д.) и их износе. Высокочастотная область позволяет диагностировать и прогнозировать процессы разрушения материала деталей двигателя.

Диагностирование и прогнозирование двигателя осуществляют по фиксированию отклонений данных графиков от эталонных зависимостей. Так по мере износа подвижных частей двигателя и возрастания зазоров между трущимися поверхностями наблюдается постепенный рост коэффициентов в низкочастотной области в диапазоне 100 Гц, пропорциональный росту износа. Скорость данного роста позволяет прогнозировать работу узлов двигателя. В то же время, как известно, сильные ударные нагрузки в условиях высоких температур приводят к постепенному разрушению корпуса двигателя, которое начинается с зарождения микротрещин. Последующий процесс роста этих микротрещин сопровождается возникновением высокочастотных ультразвуковых волн, которые фиксируются по росту коэффициентов в диапазоне свыше 1 МГц. Скорость данного роста позволяет прогнозировать состояние материала корпуса двигателя.

Предлагаемый способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы позволяет повысить достоверность оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и увеличить его ресурс.

Похожие патенты RU2377526C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАБОТЫ 1998
  • Антонец Е.В.
  • Конюхов Г.А.
  • Никитин К.Е.
  • Сазанов В.Е.
RU2151384C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 2009
  • Конюхов Геннадий Александрович
  • Скворцов Борис Владимирович
RU2415394C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2005
  • Зобенко Андрей Александрович
  • Хабузов Василий Арсеньевич
  • Худяков Владимир Федорович
RU2287142C2
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания 2019
  • Колпаков Валерий Евгеньевич
  • Гурьев Юрий Владимирович
  • Раскевич Сергей Станиславович
  • Клишев Валерий Геннадьевич
RU2735049C2
Способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания 2021
  • Горохова Марина Николаевна
  • Клишев Валерий Геннадьевич
  • Медведев Денис Игоревич
  • Лапидус Алексей Яковлевич
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
RU2769047C1
Способ долгосрочного прогнозирования индивидуального ресурса гидроагрегата в условиях часто меняющихся режимных факторов 2020
  • Георгиевская Евгения Викторовна
  • Георгиевский Николай Владимирович
RU2756781C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Тарасенко Виктор Евгеньевич
  • Романюк Николай Николаевич
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Эвиев Валерий Андреевич
  • Манджиева Тамара Владимировна
  • Очиров Нимя Григорьевич
RU2794138C2
Способ дистанционного диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания 2023
  • Харисов Денис Дамирович
  • Сахибгараев Булат Айдарович
  • Валишин Денис Евгеньевич
  • Инсафуддинов Самат Зайтунович
RU2809889C1
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1982
  • Метс Т.Л.
SU1075113A1
Устройство для оценки технического состояния и выявления зарождающихся неисправностей в системах и механизмах двигателя 2023
  • Баганов Николай Анатольевич
  • Кулаев Егор Владимирович
  • Жевора Юрий Иванович
  • Алексеенко Виталий Алексеевич
  • Сидельников Дмитрий Алексеевич
  • Исаев Никита Игоревич
  • Радченко Артем Евгеньевич
RU2820020C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 377 526 C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАБОТЫ

Изобретение относится к области измерительной техники, предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при стендовых испытаниях. Способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы заключается в измерении и преобразовании сигналов в комплексные спектры, возникающих в результате воспламенения и горения топливной смеси в камере сгорания, определении относительного комплексного показателя, сравнении его с эталонным и прогнозировании процесса разрушения материала деталей двигателя. В качестве опорного сигнала выбран ионный сигнал, акустический и ионный сигналы измеряются попарно по меньшей мере в двух диаметрально противоположных зонах цилиндра, определяют суммарные акустический и ионный комплексные спектры, затем определяют относительные комплексные показатели измеряемых зон путем деления акустического спектра на соответствующий ионный и относительный суммарный комплексный показатель путем деления суммарного акустического спектра на соответствующий ионный, сравнивая их величины с эталонными, а относительные комплексные показатели зон еще и между собой, судят о состоянии ДВС и прогнозируют процесс его разрушения. Предлагаемый способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы позволяет повысить достоверность оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и увеличить его ресурс. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 377 526 C1

Способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы, заключающийся в измерении и преобразовании сигналов в комплексные спектры, возникающих в результате воспламенения горения топливной смеси в камере сгорания, определении относительного комплексного показателя, сравнении его с эталонным и прогнозировании процесса разрушения материала деталей двигателя, отличающийся тем, что в качестве опорного сигнала выбран ионный сигнал, акустический и ионный сигналы измеряются попарно по меньшей мере в двух диаметрально противоположных зонах цилиндра, определяют суммарные акустический и ионный комплексные спектры, затем определяют относительные комплексные показатели измеряемых зон путем деления акустического спектра на соответствующий ионный и относительный суммарный комплексный показатель путем деления суммарного акустического спектра на соответствующий ионный, сравнивая их величины с эталонными, а относительные комплексные показатели зон еще и между собой, судят о состоянии ДВС и прогнозируют процесс его разрушения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2377526C1

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАБОТЫ 1998
  • Антонец Е.В.
  • Конюхов Г.А.
  • Никитин К.Е.
  • Сазанов В.Е.
RU2151384C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2005
  • Зобенко Андрей Александрович
  • Хабузов Василий Арсеньевич
  • Худяков Владимир Федорович
RU2287142C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Вол В.А.
  • Алешин В.И.
RU2075741C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания 1973
  • Соловьев Владимир Иванович
  • Михлин Владимир Матвеевич
  • Аллилуев Валерий Александрович
SU461330A1
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1974
  • Вирджилио Арригони
  • Бруно Гаэтани
  • Афро Манотти
SU564828A3
CN 101034039 A, 12.09.2007
US 2004003651 A1, 08.01.2004
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ КОРРЕКЦИИ ВСКРЫТИЯ ИЛИ ОТДЕЛЕНИЯ ГОЛОВНОЙ ЧАСТИ РАКЕТЫ РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ 1998
  • Белобрагин В.Н.
  • Гельфонд М.Л.
  • Горбунов В.Н.
  • Денежкин Г.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Обозов Л.И.
  • Песков В.В.
  • Розен И.С.
  • Семилет В.В.
  • Трофимов В.В.
  • Юдин В.П.
  • Лошневский Г.М.
RU2126131C1
Средство для стабилизации каротина и аминокислот в травяной муке 1983
  • Зарипова Лидия Павловна
  • Шакирова Гайша Исмагиловна
SU1155229A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ ЧАСТОТЫ 1938
  • Горбунов А.В.
  • Солдатенков А.М.
SU55563A1
Глушитель шума 1986
  • Лотвинов Михаил Давыдович
  • Сметанин Аркадий Васильевич
  • Краснощеков Александр Николаевич
  • Великанова Алла Владимировна
SU1353900A1

RU 2 377 526 C1

Авторы

Носырев Дмитрий Яковлевич

Козменков Игорь Николаевич

Даты

2009-12-27Публикация

2008-03-31Подача