СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ Российский патент 2010 года по МПК E01B9/40 E01B9/46 

Описание патента на изобретение RU2378438C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для регулирования ширины колеи.

В процессе эксплуатации железных дорог при взаимодействии колес подвижного состава с рельсами железнодорожного пути происходит интенсивный износ боковой поверхности последних в кривых участках пути. В результате накопления бокового износа происходит увеличение расстояния между боковыми поверхностями рельсов железнодорожной колеи, так называемой ширины колеи. В определенный момент времени значение ширины колеи достигает значений, превышающих нормативные с установленными по условиям безопасности движения поездов допусками. Возникает необходимость в регулировании посредством уменьшения до нормативного значения ширины колеи.

Замена рельсов требует больших затрат, поэтому важнейшей задачей является реализация возможности регулирования ширины колеи, особенно с железобетонными шпалами, с наименьшими затратами.

Известно рельсовое скрепление (Авторское свидетельство СССР №771231, МПК E01B 9/46, заявлено 26.12.1978 г.), содержащее подкладку, контактирующую с ней клемму, имеющую выступы в верхней части для подошвы рельса и крепежный элемент. Для расширения диапазона регулировки ширины колеи клемма в плане имеет форму спирали Архимеда, центр которой расположен на вертикальной оси крепежного элемента, а контактирующие поверхности клемм и подкладки выполнены со шлицами.

При регулировке ширины колеи откручивается гайка, клемма вынимается и устанавливается в шлицевом соединении таким образом, чтобы выступ клеммы охватывал подошву рельса, отрегулированного в соответствии с необходимой шириной колеи. Шлицовое соединение подкладки с клеммой и выполнение последней в виде спирали Архимеда позволяет иметь в зависимости от шага шлицевого соединения большое количество положений рельса в плане.

Недостатком данного устройства и способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути является сложность изготовления, трудоемкость в сборке и высокая стоимость.

Известно также рельсовое скрепление (Авторское свидетельство СССР №1467128, МПК E01B 9/46, заявлено 16.12.1985 г.), содержащее подкладку с направляющими, выполненными под углом к рельсу и с отверстиями для ее прикрепления к шпале, прикрепители указанной подкладки, прижимные клеммы, размещенные с обеих сторон рельса, и жестко связанный с каждой прижимной клеммой регулировочный элемент, взаимодействующий одним торцом с подошвой рельса, а другим, выполненным под углом установки направляющей указанной подкладки, - с последней.

Для расширения пределов регулировки положения рельса в плане путем увеличения угла наклона направляющих относительно рельса между подошвой рельса и подкладкой размещена пластина, выполненная за одно целое с регулировочными элементами. Причем на плоскостях регулировочного и взаимодействующих с ним элементов выполнены рифления.

Регулировка положения рельса в плане осуществляется после ослабления затяжки всех прижимных клемм при условии сдвижки элемента в продольно-поперечном направлении в соответствии с углом наклона.

Недостатком данного способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути является возможность самопроизвольного разрегулирования установленного значения ширины колеи при ослаблении затяжки прикрепителей под динанамическим воздействием подвижного состава в период эксплуатации.

Известно также рельсовое скрепление (Патент РФ №2100510, МПК E01B 9/46, заявлен 25.06.1996 г.), которое наиболее близко к заявляемому способу.

Данная конструкция рельсового скрепления содержит подкладку с двумя ребордами, расстояние между которыми больше ширины подошвы рельса, с отверстиями под элементы крепления подкладки к шпале, клеммно-болтовое крепление рельса к подкладке и регулирующий элемент. Причем регулирующий элемент выполнен Г-образным, установлен с одной стороны рельса с возможностью перестановки его на другую сторону и закрепления посредством клеммно-болтового крепления, а расстояние между ребордами превышает ширину подошвы рельса на толщину регулирующего Г-образного элемента.

Регулировка ширины колеи железнодорожного пути осуществляется следующим образом: ослабляют затяжку всех клеммно-болтовых креплений, вынимают регулирующий Г-образный элемент из-под клеммно-болтового крепления, передвигают подошву рельса по площадке вплотную к внутренней реборде подкладки, устанавливают регулирующий Г-образный элемент с противоположной стороны рельса и производят затяжку всех клеммно-болтовых креплений.

Недостатком данного рельсового скрепления является повышение сложности и многодетальности конструкции рельсового скрепления за счет введения в скрепление дополнительного регулирующего элемента, а также снижение его надежности из-за возможности излома и выпадения регулирующего элемента.

Целью данного изобретения является регулирование ширины колеи железнодорожного пути на железобетонных шпалах с наименьшими затратами и повышение надежности рельсового крепления.

Задача решается тем, что для регулирования ширины колеи железнодорожного пути, включающего установку рельса, скрепление его с металлической подкладкой, согласно изобретению новый рельс устанавливают на подрельсовую площадку металлической подкладки так, чтобы ось рельса и ось подрельсовой площадки совпали, а ось металлической подкладки относительно оси рельса смещают внутрь железнодорожной колеи на величину 4 мм.

После износа рельса металлическую подкладку освобождают и переворачивают на 180°, рельс передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку металлической подкладки, причем ось металлической подкладки смещают относительно оси рельса в наружную сторону железнодорожной колеи на величину 4 мм.

Устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути представляет собой металлическую подкладку с двумя ребордами и расположенную между ними подрельсовую площадку, причем ось металлической подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на величину 4 мм.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображено рельсовое скрепление (поперечный разрез);

на фиг.2 - металлическая подкладка (поперечный разрез).

Рельсовое скрепление (фиг.1) содержит металлическую подкладку 2, резиновую прокладку 1, размещенные на железобетонной шпале 8 и прикрепленные к ней резьбовыми креплениями 7, устанавливаемыми в закладные отверстия 9 железобетонной шпалы 8. Металлическая подкладка 2 выполнена с двумя ребордами 11, между которыми расположена подрельсовая площадка 10 для установки подошвы рельса 12. Подошва рельса 12 крепится к металлическая подкладке 2 с помощью жестких клемм 6 и резьбовых прикреплений 3, 4 с шайбой 5.

На фиг.2 показана ось подрельсовой площадки 10 и ось подкладки 2, причем ось рельса 12 совпадает с осью подрельсовой площадки 10.

Способ работает следующим образом. Новый рельс 12 укладывают с учетом нормативной ширины колеи железнодорожного пути на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2, уложенную на резиновую прокладку 1.

При укладке рельса 12 совмещают ось рельса 12 и ось подрельсовой площадки 10, а ось металлической подкладки 2 смещают внутрь ширины железнодорожной колеи относительно оси рельса 12 на величину 4 мм.

Затем металлическая подкладка 2 крепится к шпале 8 при помощи резьбовых прикрепителей 7, устанавливаемых в закладные отверстия 9 железобетонной шпалы 8.

После установки на подрельсовую площадку 10 рельса 12 его крепят к металлической подкладке 2 с помощью жестких клемм 6, резьбовых прикрепителей 3, 4 с использованием шайб 5.

В процессе эксплуатации происходит износ головки рельса и ширина колеи увеличивается.

Нормативные значения ширины колеи железнодорожного пути при различных радиусах кривых составляют:

- 350 м и более - 1520…1528 мм;

- 349-300 м - 1530…1538 мм;

- менее 300 м - 1535…1541 мм.

При увеличении ширины колеи больше нормативного регулировку производят следующим образом.

Ослабляют затяжку всех прикрепителей 3, 4 и удаляют их вместе с клеммами 6. Затем ослабляют затяжку и удаляют все резьбовые прикрепители 7, установленные в закладные отверстия 9 и прикрепляющие подкладку 2 к шпале 8. Извлекают металлическую подкладку 2, разворачивают на 180° для получения возможности сдвижки рельса внутрь колеи за счет ассиметричного расположения подрельсовой площадки 10. Рельс 12 передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2. Затем затягивают резьбовые прикрепители 7, клеммы 6 и резьбовые прикрепители 3, 4 с шайбой 5.

Для реализации указанного способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути необходимо изготовление металлической подкладки 2 с ассиметрично расположенной подрельсовой площадкой 10. С этой целью при изготовлении металлической подкладки смещают ось подрельсовой площадки относительно оси металлической подкладки на 4 мм.

Данное изобретение было апробировано на Восточно-Сибирской железной дороге и дало возможность проводить работы по регулировке ширины колеи железнодорожного пути на железобетонных шпалах, что существенно снизило затраты на его содержание.

Похожие патенты RU2378438C2

название год авторы номер документа
БЕЗБОЛТОВОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ И ПОДРЕЛЬСОВАЯ ПОДКЛАДКА БЕЗБОЛТОВОГО РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ 2012
  • Аксёнов Юрий Николаевич
  • Богачев Андрей Юрьевич
  • Круглов Валерий Михайлович
  • Гнездилов Семен Андреевич
  • Токарев Петр Михайлович
  • Гришов Сергей Александрович
RU2493311C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2001
  • Виногоров Н.П.
  • Купцов В.В.
  • Васильков А.С.
  • Богданов В.М.
RU2216619C2
Промежуточное рельсовое скрепление 2023
  • Радыгин Сергей Юревич
  • Низамиев Марат Расимович
  • Прокопенко Олег Сергеевич
  • Кассов Николай Николаевич
  • Алексеев Антон Владимирович
RU2805596C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2001
  • Виногоров Н.П.
  • Купцов В.В.
  • Васильков А.С.
  • Богданов В.М.
RU2216620C2
АНКЕРНОЕ КЛЕММНО-БОЛТОВОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Калин Алексей Борисович
  • Кравченко Юрий Михайлович
  • Скутин Александр Иванович
RU2468133C1
Рельсовое скрепление 2016
  • Воронов Виктор Акимович
  • Растригина Ольга Акимовна
RU2624765C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1996
  • Цыденов С.
  • Певзнер В.О.
  • Никулин А.Н.
  • Чуб Н.П.
RU2100510C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ 1999
  • Шарадзе О.Х.
  • Малов Е.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Галунин А.П.
  • Иванов П.С.
  • Славинский З.М.
  • Шур Е.А.
  • Коган А.Я.
  • Лысюк В.С.
  • Крысанов Л.Г.
  • Гурьянов А.А.
  • Сатаев К.Н.
  • Клочко А.П.
  • Долганов В.Б.
  • Уханков А.С.
  • Боронкин В.В.
  • Смирнов М.Г.
RU2153551C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЗЛОМОВ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ 1999
  • Шарадзе О.Х.
  • Малов Е.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Галунин А.П.
  • Задорожный Л.И.
  • Альхимович А.А.
  • Иванов П.С.
  • Славинский З.М.
  • Шур Е.А.
  • Коган А.Я.
  • Лысюк В.С.
  • Крысанов Л.Г.
  • Виноградов В.И.
  • Долганов В.Б.
  • Уханков А.С.
  • Боронкин В.В.
  • Смирнов М.Г.
RU2153552C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ КБ-65 1998
  • Иванов П.С.
  • Шарадзе О.Х.
  • Малов Е.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Славинский З.М.
  • Русин А.Н.
  • Афонасьев В.Ф.
RU2131954C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 378 438 C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для регулирования ширины колеи. Способ включает установку рельса 12 на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2 так, чтобы ось рельса 12 и ось подрельсовой площадки 10 совпадали, а ось металлической подкладки 2 относительно оси рельса была смещена на величину 4 мм. После износа рельса металлическую подкладку 2 освобождают и переворачивают на 180°, рельс 12 передвигают до установленной нормативной ширины колеи. Ось металлической подкладки 2 также должна быть смещена относительно рельса 12 на величину 4 мм. Металлическую подкладку 2 выполняют с двумя ребордами 11 и подрельсовой площадкой 10, причем ось металлической подкладки 2 смещена относительно оси подрельсовой площадки 10 на величину 4 мм. Изобретение позволяет повысить надежность рельсового скрепления. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 378 438 C2

1. Способ регулирования ширины колеи железнодорожного пути, включающий установку рельса, скрепление его с металлической подкладкой, отличающийся тем, что устанавливают рельс на подрельсовую площадку металлической подкладки так, чтобы ось рельса и ось подрельсовой площадки совпадали, а ось металлической подкладки смещена относительно оси рельса внутрь ширины колеи на величину 4 мм, после износа рельса металлическую подкладку освобождают и переворачивают на 180°, рельс передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку металлической подкладки, а ось металлической подкладки смещена относительно оси рельса в наружную сторону ширины колеи на величину 4 мм.

2. Устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути, представляющее собой металлическую подкладку с двумя ребордами и расположенной между ними подрельсовой площадкой, отличающееся тем, что ось металлической подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на величину 4 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2378438C2

РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1996
  • Цыденов С.
  • Певзнер В.О.
  • Никулин А.Н.
  • Чуб Н.П.
RU2100510C1
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ КБ-65 1998
  • Иванов П.С.
  • Шарадзе О.Х.
  • Малов Е.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Славинский З.М.
  • Русин А.Н.
  • Афонасьев В.Ф.
RU2131954C1
ПОДРЕЛЬСОВАЯ ПОДКЛАДКА 2000
  • Мишин С.Н.
  • Тетерин В.И.
  • Герцен Н.В.
  • Пархоменко А.Л.
RU2191860C2
Вагонетка для транспортировки шахтного леса 1960
  • Серебряков И.У.
SU136410A1
JP 2000238639 A, 05.09.2000
NL 1012655 C1, 27.09.1999.

RU 2 378 438 C2

Авторы

Горюнов Алексей Владимирович

Даты

2010-01-10Публикация

2007-07-24Подача