Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя. Повышенные требования при юстировке к точности установки и регулирования положения блоков должны быть обеспечены конструкцией опоры.
Известна двухсторонняя линейная опора качения (патент RU 02075659 от 18.12.1992 г., опубликованный 20.03.2997 г.), содержащая несущий ролик, находящийся в контакте с базовой направляющей и замыкающим роликом, контактирующим с замыкающей направляющей и установленным на подшипнике качения на оси, закрепленной в корпусе опоры и выполненной податливой в направлении, перпендикулярном направляющим. Замыкающий ролик выполнен податливым за счет армирования упругими резиновыми кольцами. Податливость конструкции позволяет установить данную опору между направляющими с предварительным натягом.
Известная опора предназначена для позиционирования вдоль базовой направляющей. В поперечном направлении положение устройств, установленных на известной опоре, не регулируется.
Известна опора, принятая за прототип (И.Я.Левин. Справочник конструктора точных приборов. М., Оборонгиз, 1962, стр.626-627. фиг.664), содержащая двухсторонний с коническими ребордами каток (ролик), соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса (каретки) опоры.
Известная опора предназначена для позиционирования вдоль направляющей (на фиг.664 не изображена). В поперечном относительно направляющей направлении положение устройств, установленных на корпусе известной опоры, не регулируется.
Технической задачей при принятии необходимого технического решения является создание устройства простого по конструкции и технологии изготовления, небольшого по габаритам, с точной и простой регулировкой положения блоков ускорителя.
Технический результат заключается в возможности позиционирования блока, установленного на опору, в продольном и поперечном направлении относительно направляющей.
Дополнительным техническим результатом является возможность юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения линейного ускорителя.
Технический результат достигается тем, что опора, содержащая корпус, каток, установленный на направляющей с возможностью перемещения, соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса опоры, согласно изобретению ось выполнена на одном конце с резьбой, одна из щек выполнена с резьбой, а другая с пазом, при этом опора снабжена дифференциальным резьбовым механизмом, выполненным с ведущим звеном в виде резьбовой втулки, навинченной внутренней резьбой с крупным шагом на резьбовой конец оси, а наружной резьбой с мелким шагом ввинчена в резьбовое отверстие щеки, на конце оси, противоположном резьбовому, закреплена взаимодействующая с пазом щеки шпонка, в выступах которой размещен стопорный болт.
Каток, установленный на направляющей, выполненной в виде рельсового пути с рельсом трапецевидной формы, позволяет блок линейного ускорителя, установленный на корпусе опоры, позиционировать вдоль направляющей с фиксацией выбранной позиции посредством стопорного болта. В поперечном относительно рельса направлении позиционирование блока осуществляется посредством диффренциального резьбового механизма опоры с ведущим звеном, выполненным в виде резьбовой втулки, взаимодействующей с резьбовым концом оси и с резьбовым отверстием щеки, при этом за каждый оборот ведущего звена корпус опоры и соответственно блок ускорителя перемещаются на величину разницы между крупным и мелким шагами резьбы дифференциального резьбового механизма. За счет свойства самоторможения, присущего дифференциальному резьбовому механизму, выбранная позиция при поперечном позиционировании остается неизменной до момента, когда посредством вращения ведущего звена позиция будет изменена в том или ином направлении.
На чертеже изображена опора в разрезе, где 1 - рельс, 2 - каток, 3 - подшипник качения, 4 - ось с резьбовым концом, 5 - щека с пазом, 6 - цилиндрический конец оси, 7 - шпонка, 8 - болт стопорный, 9 - щека с резьбовым отверстием, 10 - резьбовой конец оси, 11 - резьбовая втулка, 12 - корпус опоры.
Опора содержит имеющий возможность перемещения по рельсу 1 каток 2, установленный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения 3 на ось 4, опирающуюся с возможностью продольного перемещения без вращения на две щеки корпуса, причем на одну щеку 5 опирается цилиндрический конец с закрепленной на нем шпонкой 7, в выступах которой размещен стопорный болт 8, затормаживающий при необходимости каток 2 от вращения и перемещения вдоль рельса 1, а на другую щеку 9 опирается резьбовой конец 10, ввинченный в резьбовую втулку 11, которая в свою очередь ввинчена в резьбовой отверстие щеки 9, при этом внутренняя резьба резьбовой втулки 11 выполнена с нормальным (крупным) шагом, а наружная резьба с уменьшенным (мелким) шагом. Резьбовое отверстие щеки 9, резьбовой конец 10 оси 4 и резьбовая втулка 11 в совокупности составляют дифференциальный резьбовой механизм, в котором при вращении втулки 11, являющейся ведущим звеном, за каждый ее оборот корпус опоры 12, а соответственно и корпус блока ускорителя, установленный на опоре, в поперечном относительно рельса 1 направлении перемещаются на величину разницы между крупным и мелким шагами резьбы дифференциального резьбового механизма.
Таким образом, заявляемая опора простая по конструкции и технологии изготовления, небольшая по габаритам выполняет точную регулировку положения блоков ускорителя, тем самым имеет возможность юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения линейного ускорителя.
В качестве критерия «Промышленная применимость» следует отметить, что на предлагаемую опору выпущен комплект конструкторской документации, изготовлены опытные образцы, проведены эксперименты по применению в рабочих условиях, которые подтвердили заявляемый технический результат.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫДВИЖНОЙ АНГАР | 2014 |
|
RU2582739C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Рельсосверлильный станок | 1989 |
|
SU1712517A1 |
КУЛЬТИВАТОР | 1995 |
|
RU2090025C1 |
Фиксатор антивандальный для рельсового башмака | 2016 |
|
RU2640385C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ОСЕВОЙ УЗЕЛ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ | 1997 |
|
RU2190547C2 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
Узел предварительного натяга подшипников качения | 1984 |
|
SU1200004A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ХОЛОСТОГО ХОДА ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ МОНОРЕЛЬСОВОГО ПОДЪЕМНИКА И СПОСОБ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2813931C1 |
СПОСОБ МАКЕТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПО РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2570477C2 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь, с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя. Опора содержит корпус, каток, установленный на направляющей с возможностью перемещения, соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса опоры. Ось выполнена на одном конце с резьбой. Одна из щек выполнена с резьбой, а другая с пазом. Опора снабжена дифференциальным резьбовым механизмом, выполненным с ведущим звеном в виде резьбовой втулки, навинченной внутренней резьбой с крупным шагом на резьбовой конец оси, а наружной резьбой с мелким шагом ввинчена в резьбовое отверстие щеки. На конце оси, противоположном резьбовому, закреплена взаимодействующая с пазом щеки шпонка, в выступах которой размещен стопорный болт. Направляющая выполнена в виде рельсового пути, а профиль рельса выполнен трапециевидной формы. Технический результат: создание устройства, простого по конструкции и технологии изготовления, небольшого по габаритам, с точной и простой регулировкой блоков ускорителя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Опора, содержащая корпус, каток, установленный на направляющей, с возможностью перемещения, соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса опоры, отличающаяся тем, что ось выполнена на одном конце с резьбой, одна из щек выполнена с резьбой, а другая с пазом, опора снабжена дифференциальным резьбовым механизмом, выполненным с ведущим звеном в виде резьбовой втулки, навинченной внутренней резьбой с крупным шагом на резьбовой конец оси, а наружной резьбой с мелким шагом ввинчена в резьбовое отверстие щеки, на конце оси, противоположном резьбовому, закреплена взаимодействующая с пазом щеки шпонка.
2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что направляющая выполнена в виде рельсового пути, при этом профиль рельса выполнен трапециевидной формы.
3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что шпонка выполнена с выступами, в которых размещен стопорный болт.
Левин И.Я | |||
Справочник конструктора точных приборов | |||
Второе издание | |||
Государственное научно-техническое издательство ОБОРОНГИЗ, 1962, с.626-627, фиг.664 | |||
ДВУСТОРОННЯЯ ЛИНЕЙНАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2075659C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ | 2001 |
|
RU2184372C1 |
DE 19517926 А1, 21.11.1996 | |||
DE 19834084 А1, 03.02.2000. |
Авторы
Даты
2010-03-27—Публикация
2008-11-17—Подача