Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к технологии каталитического риформинга, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве автомобильного бензина с пониженным содержанием ароматических углеводородов, в том числе бензола.
Выпуск современных товарных бензинов включает производство базового бензина, в который вводят пакет присадок, улучшающих эксплуатационные свойства топлива. В последние годы были ужесточены требования к экологическим свойствам бензина, что вызывает повышение требований, в частности, по общему содержанию ароматических углеводородов «не более 35% об.», в том числе бензола «не более 1% об.».
Одним из основных способов получения высокооктановых бензинов из легкого углеводородного сырья является процесс каталитического риформинга, осуществляемый на платиновых или полиметаллических катализаторах в атмосфере водородсодержащего газа. Из недостатков процесса следует отметить высокую стоимость катализатора, чувствительность катализатора к повышенному содержанию серы в сырье (необходима глубокая гидроочистка сырья), необходимость рецикла водородсодержащего газа, высокое содержание бензола.
В настоящее время известно несколько способов получения высокооктановых бензинов из углеводородного сырья с уменьшенным выходом бензола.
Основным источником бензола в большинстве бензинов является продукт риформинга и большинство современных решений по уменьшению содержания бензола делают упор на предотвращение образования бензола на установке риформинга путем удаления предшественников бензола из сырья, подаваемого на установку риформинга.
Например, для каталитического риформинга на платиновых катализаторах используют бензиновые фракции, не содержащие предшественников бензола, с диапазоном выкипания 85-180°C. Для этого проводят предварительное фракционирование сырья, извлекая низкокипящие пентановую или пентан-гексановую фракции, имеющие низкое октановое число, что требует дополнительной переработки этих фракций. Однако, в процессе риформинга, в основном компоненте бензина - катализате, все равно образуется 5-15% бензола, что противоречит современным экологическим требованиям к автомобильным бензинам.
Данное решение обладает дополнительным потенциальным недостатком, состоящим в уменьшении количества водорода, получаемого на установке риформинга, и, таким образом, уменьшении количества водорода, получаемого для других процессов нефтепереработки, таких как десульфуризация, гидрокрекинг, гидроочистка, которые сами по себе могут вносить вклад в качество не только производимой нефтеперерабатывающим заводом бензиновой продукции, но также в качество других продуктов и чистоту окружающей среды.
Другие способы уменьшения бензола в бензинах основаны на выделении бензола или бензолсодержащей фракции из катализата после проведения каталитического риформинга.
Например, экстрагирование бензола из продукта риформинга либо для нефтехимического производства, либо для химической конверсии, за которой следует возвращение остатка в бензин, обеспечивает чистый водородный баланс, равный нулю, но в этом случае уменьшается объем товарного бензина, производимого нефтеперерабатывающим заводом, вследствие удаления бензола. Удаление бензола путем экстрагирования также может привести к уменьшению в продукте октанового числа, так как бензол и другие ароматические соединения с одним кольцом вносят положительный вклад в октановое число продукта (октановое число по моторному методу составляет 91 для бензола, 112 для толуола, 124 для м-ксилола, 124 для изопропилбензола и 129 для пропилбензола). Поэтому желательно удержание ароматических соединений, хотя и не в форме бензола, а в форме менее токсичных алкилароматических соединений, с точки зрения хорошего качества продукта, функционирования двигателя и, помимо этого, экономии топлива, являющейся результатом более высокого объемного содержания энергии ароматических соединений.
Известен способ получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов (патент РФ №2078791, C10G 35/095, опубликовано 10.05.1997). Согласно данному способу углеводородное сырье - стабильный газовый конденсат - подвергают ректификации с выделением легкой бензиновой фракции н.к. - 58°C, бензиновой фракции 58°C - к.к. Бензиновую фракцию 58°C - к.к. подвергают контактированию в адиабатических реакторах при повышенных температурах и избыточном давлении с цеолитсодержащим катализатором, приготовленным на основе пентаксила. Продукты реакции охлаждают и подвергают сепарации, стабилизации и ректификации с получением углеводородных газов С1-С4, пропан-бутановой фракции, бензиновой фракции и тяжелой остаточной фракции. Выделенную из продуктов реакции бензиновую фракцию компаундируют с легкой бензиновой фракцией н.к. - 58°C для получения товарного бензина или направляют на экстрактивную ректификацию для выделения ароматических углеводородов С7-С9.
Основными недостатками данного способа являются относительно низкий выход бензина, высокий выход побочных продуктов - углеводородов С1-С4, а также нерегулируемое общее содержание ароматических углеводородов, в том числе бензола. Учитывая современные требования к автомобильным бензинам, ограничивающие общее содержание ароматических углеводородов, данный способ не может считаться достаточно эффективным.
Известен способ получения высокооктанового бензина (патент РФ №2280062, C10G 35/04, C10G 59/02, опубликовано 20.07.2006). Сущность изобретения заключается в том, что прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию подвергают каталитическому риформингу. Бензиновую часть реакционной смеси перед подачей в последний реактор разделяют на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале н.к. - (85-95)°C, (85-95)-(150-155)°C и (150-155)°C - к.к. соответственно. Среднюю фракцию контактируют с алюмоплатиновым катализатором в последнем реакторе и смешивают головную и остаточную фракции с продуктом последнего реактора.
К недостатку данного способа следует отнести невысокие экологические характеристики полученного бензина, в котором общее содержание ароматических углеводородов, особенно бензола, значительно превышает требования нормативных документов.
Известен способ получения автомобильного бензина (патент РФ №2329294, C10G 59/02, опубликовано 20.07.2008). Сущность данного изобретения заключается в разделении катализата каталитического риформинга на легкокипящую и высококипящую фракции, гидрирование легкокипящей фракции с последующим смешением гидрированной фракции с высококипящей фракцией катализата, отличающийся тем, что из легкокипящей фракции катализата выделяют путем дополнительной ректификации фракцию, выкипающую внутри интервала температур 30-90°C, которую и подвергают гидрированию в реакционном аппарате, состоящем из 2-5 зон контакта сырья и катализатора, а к фракции, полученной смешением выделенной гидрированной фракции с высококипящей фракцией катализата, дополнительно добавляют бензиновые фракции различных процессов, а также метилтретбутиловый эфир с получением товарного автомобильного бензина.
Недостатком данного способа является высокая технологичность и двухстадийность технологического процесса (риформирование, гидрирование) со снижением октанового числа в получаемом компоненте автомобильного бензина.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения высокооктанового базового бензина (патент РФ №2518481, C10G 35/04, C10G 35/095, C10G 65/14, опубликовано 10.06.2014). Сущность изобретения заключается в том, что высокооктановый базовый бензин получают двухстадийным процессом с использованием жидкого и газообразного углеводородного сырья в присутствии катализатора, и циркуляцией непревращенного сырья и углеводородных газов. В качестве жидкого углеводородного сырья используют нефть или газовый конденсат, или их смесь, в качестве газообразного углеводородного сырья используют фракцию С1-С4 и/или фракцию С3-С4 и циркулирующие углеводородные газы. Жидкое углеводородное сырье подвергают фракционированию в ректификационной колонне с отбором прямогонных фракций с пределами выкипания внутри интервала температур С5-75°C, бензольной фракции с пределами выкипания внутри интервала температур 75-85°C, фракции 85-(160-220)°C и циркулирующих углеводородных газов; фракцию с пределами выкипания внутри интервала температур С5-75°C и 85-(160-220)°C подают в первую стадию контактирования с цеолитсодержащим катализатором или системой катализаторов, промотированных металлами I-VIII группы периодической таблицы, бензольную фракцию с пределами выкипания внутри интервала температур 75-85°C удаляют из продуктов фракционирования; во вторую стадию контактирования подают газообразное углеводородное сырье, которое контактирует с цеолитсодержащим катализатором или системой катализаторов, промотированных металлами I-VIII группы периодической таблицы, причем контактирование в первой и второй стадиях проходит при протекании основных реакций - изомеризации, ароматизации и гидрирования; продукты контактирования первой и второй стадий проходят совместно стабилизацию и фракционирование с выделением целевого продукта - высокооктанового базового бензина, выкипающего внутри интервала температур С5-(160-220°C), остатка выше (160-220°C), непревращенного сырья, которое циркулирует в сырье первой стадии, и углеводородных газов, которые циркулируют в сырье второй стадии.
Недостаток данного способа обусловлен высокими затратами и сложностью эксплуатации каталитической системы, промотированной металлами I-VIII группы периодической таблицы, обеспечивающей одновременное проведение ряда основных реакций: изомеризации, ароматизации и гидрирования.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа получения автомобильного бензина с пониженным содержанием бензола, позволяющего улучшить технологичность процесса риформинга при производстве автомобильного бензина с сохранением высоких антидетонационных характеристик топлива.
Для решения поставленной задачи предлагается способ получения автомобильного бензина путем каталитического риформинга прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции с предварительным разделением путем фракционирования бензиновой части реакционной смеси на головную, среднюю и остаточную фракции, остаточную фракцию подвергают каталитическому риформингу, катализат каталитического риформинга делят на легкокипящую и высококипящую фракции с последующим вовлечением в компаундирование головки стабилизации широкой гидроочишенной углеводородной фракции, легкокипящей и высококипящей фракции катализата с добавлением метилтретбутилового эфира.
Сущность изобретения заключается в том, что прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию подвергают каталитическому риформингу с предварительным разделением бензиновой части реакционной смеси и разделением катализата каталитического риформинга, причем бензиновую часть реакционной смеси предварительно путем фракционирования делят на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале температур 62-85°C, 85-100°C и 100-190°C соответственно, остаточную фракцию вовлекают в процесс риформинга, катализат каталитического риформинга делят на легкокипящую и высококипящую фракции, выкипающие в интервале температур н.к. - 90°C и 90°C - к.к. соответственно, и в процесс компаундирования вовлекают головку стабилизации н.к. - 62°C, легкокипящую фракцию н.к. - 90°C, высококипящую фракцию 90°C - к.к с добавлением метилтретбутилового эфира.
Способ отличается тем, что в компаундирование вовлекают головку стабилизации н.к. - 62°C, получаемую путем выделения при стабилизации гидроочищенной широкой углеводородной фракции, которую (головку стабилизации н.к. - 62°C) перед вовлечением в компаундирование подвергают абсорбционной очистке от сернистых соединений потоком диэтаноламина, а для получения автомобильного бензина, отвечающего требованиям нормативной документации по содержанию в автомобильном бензине ароматических углеводородов «не более 35% об.», в том числе бензола «не более 1% об.» и соответствующего нормируемому значению октанового числа определенной марки автомобильного бензина, при компаундировании добавляют не более 95% масс, легкокипящей фракции н.к. - 90°C и метилтретбутиловый эфир - не более 12,5% об. на получаемый автомобильный бензин.
Осуществление предлагаемого способа, а именно процесса каталитического риформинга прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции с предварительным разделением путем фракционирования бензиновой части реакционной смеси на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающих в интервале температур 62-85°C, 85-100°C и 100-190°C соответственно, с вовлечением в процесс риформинга только остаточной фракции 100-190°C, позволяет избежать загрузки каталитической системы «балластными» фракциями легких углеводородов - низкооктановой головной фракцией 62-85°C и бензолобразующей (содержащей предшественники бензола) средней фракцией 85-100°C, таким образом, улучшив технологичность процесса каталитического риформинга углеводородного сырья при сохранении высоких антидетонационных характеристик получаемого топлива.
Головная фракция 62-85°C и средняя фракция 85-100°C могут быть использованы в качестве основного или дополнительного сырья во вторичных каталитических процессах нефтеперерабатывающих предприятий с целью выработки высокооктановой добавки к автомобильным бензинам (изомеризат, алкилат).
Способ осуществляют следующим образом.
Прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию получают путем фракционирования гидроочищенной широкой углеводородной фракции стабильного газового конденсата, выкипающей в интервале температур н.к. - 350°C, на фракции н.к. - 62°C (головка стабилизации), прямогонную гидроочищенную бензиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 62-190°C, и фракцию 190-350°C, используемую в качестве базового компонента дизельного топлива.
Процесс гидроочистки широкой углеводородной фракции н.к. - 350°C проводят при температуре 335-365°C (температура газосырьевой смеси на входе в реактор), давлении 3,2-3,7 МПа, расходе сырья 210-360 м3/ч, расходе водородсодержащего газа с концентрацией не менее 75% об. 15000-24000 нм3/ч (расход циркуляционного водородсодержащего газа составляет 70000-85000 нм3/ч), объемной скорости подачи сырья 5,0 ч-1 в присутствии катализатора на основе металлов VI группы периодической таблицы.
Процесс абсорбционной очистки фракции н.к. - 62°C проводят при температуре 40-45°C, давлении не менее 0,5 МПа и расходе абсорбента - регенерированного раствора диэтаноламина и фракции н.к. - 62°C соответственно 7-25 м3/ч и 15-60 м3/ч.
Технологические параметры, кратность циркуляции водородсодержащего газа при проведении гидроочистки широкой углеводородной фракции н.к. - 350°C, а также объем подачи диэтаноламина при проведении абсорбционной очистки фракции н.к. - 62°C определяют по углеводородному составу сырья, учитывая требования к содержанию серы в автомобильном бензине: менее 50 мг/кг, менее 10 мг/кг.
Процесс риформинга остаточной фракции 100-190°C по данному изобретению проводят при смешении с водородсодержащим газом, нагревании и контактировании с алюмоплатиновым катализатором промотированным рением в реакторном блоке установки риформинга при температуре 490-530°C (температура газосырьевой смеси на входе в реакторный блок), давлении 3,3-3,8 МПа, расходе сырья 50-120 м3/ч, расходе циркуляционного водородсодержащего газа с концентрацией не менее 70% об. 140000-250000 нм3/ч, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,2 ч-1.
Получившийся в соответствии с заявленным способом катализат каталитического риформинга направляют на стабилизацию и фракционирование с целью выделения бензолсодержащей фракции с пределами выкипания внутри интервала температур н.к. - 90°C, что позволяет регулировать содержание бензола в пределах современных требований TP ТС 013/2011 «не более 1%».
Из патентной документации нам известны способы получения автомобильного бензина с идентичными существенными признаками заявляемому техническому решению, что говорит о его новизне и соответствию этому критерию для изобретения.
Совокупность изложенных выше существенных признаков необходима и достаточна для реализации задачи заявляемого решения. При этом между совокупностью существенных признаков и задачей, поставленной и решаемой изобретением, существует причинно-следственная связь, при которой сама совокупность признаков является причиной, а решаемая ими задача является следствием. Исходя из этих доводов, правомерен вывод о том, что заявляемое техническое решение соответствует установленному критерию - изобретательский уровень (неочевидность).
Заявляемое техническое решение используется при производстве автомобильного бензина в ООО «Газпром добыча Астрахань», таким образом, соответствует критерию «промышленная применимость».
Ниже приведены конкретные примеры предлагаемого способа.
Пример 1. Процесс гидроочистки широкой углеводородной фракции н.к. - 350°C проводят при температуре 357°C (температура газосырьевой смеси на входе в реактор), давлении 3,67 МПа, расходе сырья 360 м3/ч, расходе водородсодержащего газа с концентрацией не менее 75% об. 22300 нм3/ч (расход циркуляционного водородсодержащего газа составляет 80550 нм3/ч), объемной скорости подачи сырья 5 ч-1 в присутствии катализатора на основе металлов VI группы периодической таблицы.
После фракционирования широкой углеводородной фракции н.к. - 350°C, прямогонная гидроочищенная бензиновая фракция 62-190°C характеризуется следующими основными параметрами:
- фракционный состав: начало кипения - 75°C, 10% - 101°C, 50% - 125°C, 90% - 164°C, конец кипения - 198°C;
- плотность при 20°C - 0,7496 г/см3;
- объемная доля ароматических углеводородов - 22,75%;
- объемная доля бензола - 0,29%.
Процесс абсорбционной очистки фракции н.к. - 62°C от сернистых соединений проводят при температуре 40-45°C, давлении не менее 0,5 МПа и расходе абсорбента (регенерированного раствора диэтаноламина) и фракции н.к. - 62°C соответственно 14 м3/ч и 40 м3/ч.
После абсорбционной очистки фракции н.к. - 62°C содержит 0,003% масс, меркаптанов, сероводород отсутствует.
После фракционирования прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции 62-190°C, фракции 62-85°C, 85-100°C и 100-190°C характеризуются следующими основными параметрами.
Головная фракция 62-85°C:
- фракционный состав: начало кипения - 49°C, 10% - 60°C, 50% - 68°C, 90% - 78°C, конец кипения - 98°C;
- плотность при 20°C - 0,6783 г/см3;
- объемная доля ароматических углеводородов - 1,78%;
- объемная доля бензола - 1,78%;
- массовая доля циклогексана - 12,03%.
Средняя фракция 85-100°C:
- фракционный состав: начало кипения - 84°C, 10% - 87°C, 50% - 90°C, 90% - 92°C, конец кипения - 103°C;
- плотность при 20°C - 0,7046 г/см3;
- объемная доля ароматических углеводородов - 1,08%;
- объемная доля бензола - 1,06%;
- массовая доля циклогексана - 24,83%.
Остаточная фракция 100-190°C:
- фракционный состав: начало кипения - 107°C, 10% - 114°C, 50% - 131°C, 90% - 164°C, конец кипения - 196°C;
- плотность при 20°C - 0,7596 г/см3;
- объемная доля ароматических углеводородов - 26,49%;
- объемная доля бензола - отсутствует.
Процесс риформинга остаточной фракции 100-190°C проводят на алюмоплатиновом катализаторе промотированном рением при температуре 490°C (температура газосырьевой смеси на входе в реакторный блок), давлении 3,3-3,8 МПа, расходе сырья 104 м3/ч, расходе циркуляционного водородсодержащего газа с концентрацией не менее 70% об. 200000-230000 нм3/ч, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1.
Характеристика основных параметров фракций н.к. - 90°C и 90 - к.к. следующая.
Легкокипящая фракция н.к. - 90°C:
- фракционный состав: начало кипения - 38°C, 10% - 57°C, 50% - 77°C, 90% - 92°C, конец кипения - 108°C;
- плотность при 20°C - 0,6856 г/см3;
- объемная доля ароматических углеводородов - 14,02%;
- объемная доля бензола - 4,06%.
Высококипящая фракция 90°C - к.к.:
- фракционный состав: начало кипения - 112°C, 10% - 127°C, 50% - 140°C, 90% - 171°C, конец кипения - 215°C;
- плотность при 20°C - 0,8448 г/см3;
- объемная доля ароматических углеводородов - 81,74%;
- объемная доля бензола - 0,20%;
- октановое число по исследовательскому методу - 101,3 пункта.
При компаундировании следующих фракций, в объеме равном их потенциальному содержанию, а именно: фракции н.к. - 62°C, легкокипящей фракции н.к. - 90°C, высококипящей фракция 90°C - к.к. и метилтретбутилового эфира в диапазоне 11-12,5% об. на производимый автомобильный бензин, получен бензин марки «Регуляр-92» со следующими показателями качества:
- объемная доля ароматических углеводородов - 37,02%;
- объемная доля бензола - 0,67%;
- октановое число по исследовательскому методу - 92,8 пункта;
- содержание серы общей - 20 ppm;
- метилтретбутиловый эфир - 11,6% об.;
- массовая доля кислорода - 2,3%;
- давление насыщенных паров - 55,5 кПа.
Как видно из результатов приведенных испытаний, автомобильный бензин марки «Регуляр-92» не удовлетворяет требованиям TP ТС 013/2011 по классу 4 по показателю объемная доля ароматических углеводородов.
Пример 2. Процессы получения компонентов автомобильного бензина проводили при технологическом режиме, указанном в примере 1, с получением фракций с сопоставимыми качественными характеристиками как в примере 1.
При компаундировании фракции н.к. - 62°C, высококипящей фракция 90°C - к.к., в объеме равном их потенциальному содержанию, не более 95% масс, легкокипящей фракции н.к. - 90°C и метилтретбутилового эфира в диапазоне 11-12,5%) об. на производимый автомобильный бензин, получен бензин марки «Регуляр-92» со следующими показателями качества:
- объемная доля ароматических углеводородов - 34,52%;
- объемная доля бензола - 0,5%;
- октановое число по исследовательскому методу - 92,2 пункта;
- содержание серы общей - 15 ppm;
- метилтретбутиловый эфир - 11,8% об.;
- массовая доля кислорода - 2,4%;
- давление насыщенных паров - 54,4 кПа.
Как видно из результатов приведенных испытаний, получен автомобильный бензин марки «Регуляр-92», удовлетворяющий требованиям TP ТС 013/2011 по классу 4 в соответствии с ГОСТ Ρ 51105-97.
Пример 3. Процессы получения компонентов автомобильного бензина проводили при технологическом режиме, указанном в примере 1, с получением фракций с сопоставимыми качественными характеристиками как в примере 1.
При компаундировании фракции н.к. - 62°C и средней фракция 85-100°C, высококипящей фракция 90°C - к.к., в объеме равном их потенциальному содержанию, не более 95% масс, легкокипящей фракции н.к. - 90°C и метилтретбутилового эфира в диапазоне 11-12,5% об. на производимый автомобильный бензин, получен бензин марки «Регуляр-92» со следующими показателями качества:
- объемная доля ароматических углеводородов - 33,78%;
- объемная доля бензола - 0,69%;
- октановое число по исследовательскому методу - 90,7 пункта;
- содержание серы общей - 17 ppm;
- метилтретбутиловый эфир - 11,7% об.;
- массовая доля кислорода - 2,3%;
- давление насыщенных паров - 70,1 кПа.
Как видно из результатов приведенных испытаний, получен автомобильный бензин марки «Регуляр-92», не удовлетворяющий требованиям TP ТС 013/2011 по классу 4 по октановому числу.
Пример 4. Процессы получения компонентов автомобильного бензина проводили при технологическом режиме, указанном в примере 1, с получением фракций с сопоставимыми качественными характеристиками как в примере 1.
При компаундировании фракции н.к. - 62°C и головной фракции 62-85°C, высококипящей фракция 90°C - к.к., в объеме равном их потенциальному содержанию, не более 95% масс, легкокипящей фракции н.к. - 90°C и метилтретбутилового эфира в диапазоне 11-12,5% об. на производимый автомобильный бензин, полученный автомобильный бензин марки «Регуляр-92» не выдержал испытание на медной пластинке, которое контролирует содержание сероводорода и элементарной серы и свидетельствует о коррозионной активности бензина.
Пример 5. Процессы получения компонентов автомобильного бензина проводили при технологическом режиме, указанном в примере 1, за исключением процесса абсорбционной очистки фракции н.к. - 62°C.
С целью уменьшения содержания общей серы во фракции н.к. - 62°C процесс абсорбционной очистки от сернистых соединений проводят при температуре 40-45°C, давлении не менее 0,5 МПа и расходе абсорбента (регенерированного раствора диэтаноламина) 16 м3/ч.
После абсорбционной очистки фракция н.к. - 62°C содержит не более 0,001% масс, меркаптанов, сероводород отсутствует.
Остальные компоненты автомобильного бензина получены с сопоставимыми качественными характеристиками как в примере 1.
При компаундировании фракции н.к. - 62°C, высококипящей фракция 90°C - к.к., в объеме равном их потенциальному содержанию, не более 95% масс, легкокипящей фракции н.к. - 90°C и метилтретбутилового эфира в диапазоне 11-12,5% об. на производимый автомобильный бензин, получен автомобильный бензин марки «Регуляр-92» со следующими показателями качества:
- объемная доля ароматических углеводородов - 35,0%;
- объемная доля бензола - 0,87%;
- октановое число по исследовательскому методу - 92,4 пункта;
- содержание серы общей - 2 ppm;
- метилтретбутиловый эфир - 11,8% об.;
- массовая доля кислорода - 2,4%;
- давление насыщенных паров - 53,9 кПа.
Как видно из результатов приведенных испытаний, получен автомобильный бензин марки «Регуляр-92» удовлетворяющий требованиям TP ТС 013/2011 по классу 5 в соответствии с ГОСТ Ρ 51105-97.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА | 2007 |
|
RU2329294C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА СТАНДАРТОВ ЕВРО | 2010 |
|
RU2410413C1 |
СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА | 1999 |
|
RU2173333C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА АВТОБЕНЗИНОВ | 2004 |
|
RU2268251C1 |
Способ одновременного получения алифатического и ароматического углеводородных растворителей | 1987 |
|
SU1442536A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКООКТАНОВЫХ И ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ И БЕНЗОЛА ИЗ КАТАЛИЗАТОВ РИФОРМИНГА ШИРОКИХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ | 1997 |
|
RU2113453C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ШИРОКОЙ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ | 2005 |
|
RU2289610C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ | 1995 |
|
RU2080353C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА | 2013 |
|
RU2524213C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВЫХ КОНДЕНСАТОВ | 1996 |
|
RU2145337C1 |
Изобретение относится к способу получения автомобильного бензина. Способ включает каталитический риформинг прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции с предварительным разделением бензиновой части реакционной смеси и разделением катализата каталитического риформинга. При этом бензиновую часть реакционной смеси предварительно путем фракционирования делят на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале температур 62-85°C, 85-100°C и 100-190°C соответственно, остаточную фракцию подвергают каталитическому риформингу, катализат каталитического риформинга делят на легкокипящую и высококипящую фракции, выкипающие в интервале температур н.к.-90°C и 90°C-к.к. соответственно, и в процесс компаундирования вовлекают головку стабилизации н.к.-62°C, легкокипящую фракцию н.к.-90°C, высококипящую фракцию 90°C-к.к. с добавлением метилтретбутилового эфира. Способ позволяет получать автомобильный бензин с пониженным содержанием бензола, улучшить технологичность процесса риформинга с сохранением высоких антидетонационных характеристик топлива. 2 з.п. ф-лы, 5 пр.
1. Способ получения автомобильного бензина, включающий каталитический риформинг прямогонной гидроочищенной бензиновой фракции с предварительным разделением бензиновой части реакционной смеси и разделением катализата каталитического риформинга, отличающийся тем, что бензиновую часть реакционной смеси предварительно путем фракционирования делят на головную, среднюю и остаточную фракции, выкипающие в интервале температур 62-85°C, 85-100°C и 100-190°C соответственно, остаточную фракцию подвергают каталитическому риформингу, катализат каталитического риформинга делят на легкокипящую и высококипящую фракции, выкипающие в интервале температур н.к.-90°C и 90°C-к.к. соответственно, и в процесс компаундирования вовлекают головку стабилизации н.к.-62°C, легкокипящую фракцию н.к.-90°C, высококипящую фракцию 90°C-к.к с добавлением метилтретбутилового эфира.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед вовлечением в компаундирование головки стабилизации н.к.-62°C ее подвергают абсорбционной очистке от сернистых соединений потоком диэтаноламина.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при компаундировании добавляют не более 95 мас.%, легкокипящей фракции н.к.-90°C и метилтретбутиловый эфир - не более 12,5 об.% на получаемый автомобильный бензин.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БАЗОВОГО БЕНЗИНА | 2013 |
|
RU2518481C1 |
SIVASANKAR, Engineering Chemistry, New Delhi: Tata McGraw-Hill, 2008, p.363-364, 369-371. |
Авторы
Даты
2016-01-20—Публикация
2014-12-01—Подача