СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛЬСОВ С АНТИФРИКЦИОННОЙ НАПЛАВКОЙ Российский патент 2010 года по МПК E01B31/18 B23K9/04 

Описание патента на изобретение RU2391459C1

Изобретение относится к способам обработки рельсов, а именно к способу получения рельсов с антифрикционной наплавкой для сортировочных горок, и может быть использовано на железнодорожном транспорте.

На сортировочных станциях с горками малой мощности торможение вагонов осуществляют в основном с использованием «башмаков», что приводит к образованию односторонних ползунов, которые представляют собой локальные, плоские участки на поверхности катания колес, образовавшиеся из-за износа металла колеса при скольжении. Вагоны отправляют в текущий отцепочный ремонт, когда глубина ползунов на колесах превышает 1,0 мм. Однако в эксплуатации ползуны глубиной менее 1,0 мм вызывают выщербины и внутренние трещины на поверхности катания колес, что снижает срок их службы. Кроме этого колеса с ползунами оказывают повышенное динамическое воздействие на рельсы, что приводит к снижению уровня безопасности движения.

В связи с этим возникает необходимость в уменьшении трения в контакте «колесо-рельс» для снижения повреждаемости колес ползунами. Это достигается за счет нанесения на поверхность катания тормозного рельса антифрикционной наплавки.

Известен способ индукционной наплавки для упрочнения поверхности рельсов, включающий нарезку на боковой поверхности головки рельса канавок, заполнение их шихтой и последующую наплавку с использованием индуктора и сварочной дуги плавящегося электрода (см. патент RU № 2154561, В23К 13/01, 2000).

Данный способ не обеспечивает уменьшение трения при взаимодействии колеса вагона с поверхностью катания головки рельса и соответственно не обеспечивает снижение повреждаемости колес ползунами.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является уменьшение трения в контакте «колесо-рельс», которое достигается за счет нанесения на поверхность катания головки рельса антифрикционной наплавки.

Указанный технический результат достигается в способе получения рельсов с антифрикционной наплавкой, включающем нарезку на поверхности головки рельса канавок и последующую их наплавку, причем нарезку канавок осуществляют на поверхности катания головки рельса по всей его длине на расстоянии 25-30 мм друг от друга и перед наплавкой поверхность катания головки рельса нагревают до 380-420°С. Кроме того, нарезку канавок осуществляют под углом к вертикали порядка 30°.

Способ получения рельсов с антифрикционной наплавкой осуществляют следующим образом.

Наплавке подвергают рельс длиной 25 м в стационарных условиях или уложенные в пути сортировочной горки на участке торможения (тормозные рельсы) в рельсовой нити, противоположной нити с устанавливаемыми башмаками.

С помощью линейки и транспортира на поверхности катания головки рельса под выборку канавок наносят разметку на расстоянии 25-30 мм друг от друга по всей длине рельса под углом к вертикали порядка 30°. Затем осуществляют нарезку канавок по разметке.

Нарезку канавок под наплавку производят с помощью ручного электрода диаметром 4,0 мм при токе резки 250 А. Для этого электрод устанавливают в начале разметки под углом примерно 20° в направлении перемещения электрода и после поджига дуги его продвигают вперед короткими пилящими движениями, не давая «зарываться в деталь».

Канавки нарезают быстрыми движениями за 2-3 прохода, при этом ширина канавки составляет 10-11 мм, а глубина канавки - 5-6 мм.

Для снижения деформации рельса в процессе нарезки канавок рекомендуется следующий порядок

После разметки рельс разбивают на участки по 0,5 м и нарезают по пять канавок в начале каждого участка, а затем последовательно, начиная с первого, заканчивают нарезку канавок на каждом участке.

После каждого прохода электродом при нарезке канавок очищают поверхность рельса от брызг и капель металла с помощью секача и металлической щетки. По окончании нарезки кромки канавок обрабатывают с помощью абразивного инструмента для удаления наплывов и шелушений. Затем рельсы очищают от грязи и насухо протирают обтирочным материалом.

Последней операцией подготовки является нагрев поверхности катания головки рельса до 380-420°С на протяжении всей его длины под наплавку. Нагрев осуществляют газопламенным способом с применением многопламенной пропаново-кислородной горелки либо газоструйной инфракрасной пропановой горелкой. При контроле температуры контактными термопарами его производят непосредственно в подготовленной канавке. При использовании термокарандашей наносят риску между двумя соседними канавками, подготовленными под наплавку.

Наплавку производят от источника постоянного сварочного тока, обратная полярность (+ на электроде). Величина сварочного тока 90-140 А, короткая дуга, при этом электрод располагают под углом 10-20° в направлении перемещения электрода. В качестве источника тока сварочной дуги используют источники постоянного тока с максимальным сварочным током не менее 300 А.

Наплавку осуществляют со скоростью 12-18 см/мин. Критерием необходимой скорости является образование плотного шва без пор и подрезов. В наплавленном материале не допускается несплавлений, шлаковых включений, трещин и пор.

Для исключения деформации рельса в процессе наплавки рекомендуется следующий порядок работы.

Как и в процессе нарезки канавок, рельс разбивают на участки по 0,5 м. Наплавку начинают с первого участка от конца рельса. Наплавляют 5 канавок в конце первого участка от конца рельса. Затем электрод перемещают в конец второго участка и производят наплавку 5 канавок. После этого заканчивают наплавку канавок на первом участке, затем на втором участке. При последующей наплавке повторяют процедуру соответственно на третьем-четвертом, пятом-шестом и так далее участках.

При заполнении канавки наплавочным материалом процесс наплавки начинают с любого края канавки и наплавку проводят не более чем на 1/3 ее длины. Окончание процесса осуществляют с противоположного конца и наплавляют оставшиеся 2/3 длины канавки до перекрытия с первой наплавкой. Проводят наплавку в 1-2 слоя.

После наложения каждого слоя отбивают шлак и зачищают место наплавки металлической щеткой. Обработку рельса производят абразивным инструментом (угловая шлифовальная машина) после его естественного охлаждения, не допуская прижогов.

После проведения процесса наплавки высота наплавленных участков должна находиться пределах 0,8-1,5 мм над поверхностью катания головки рельса.

Похожие патенты RU2391459C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИНДУКЦИОННОЙ НАПЛАВКИ 1999
  • Зайченко Ю.А.
  • Косаревский В.В.
RU2154561C1
СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2007
  • Морозов Владимир Александрович
  • Бульканов Сергей Алексеевич
  • Пурехов Андрей Николаевич
  • Берзин Михаил Михайлович
  • Гудков Александр Владимирович
  • Николин Аркадий Игоревич
  • Насонов Дмитрий Сергеевич
RU2356712C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК 2005
  • Яценко Валерий Георгиевич
  • Безрукавенко Владимир Александрович
  • Белявский Максим Викторович
  • Бочкарев Николай Николаевич
  • Демьянов Александр Анатольевич
  • Демьянов Алексей Александрович
  • Замуков Евгений Александрович
  • Ковыршин Владимир Михайлович
  • Кривошеев Вячеслав Анатольевич
  • Тарасенко Алексей Васильевич
  • Украинцев Михаил Геннадьевич
  • Чернышенко Михаил Яковлевич
RU2321513C2
Способ восстановления изношенной поверхности рельса на криволинейных участках трамвайного пути 2023
  • Головачев Андрей Анатольевич
  • Мещеряков Дмитрий Вячеславович
RU2821407C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА 1995
  • Глазов Виктор Васильевич
  • Дьяков Александр Николаевич
  • Алексеев Юрий Евгеньевич
  • Шихин Дмитрий Евгеньевич
RU2106949C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ ВАГОННЫХ КОЛЕС 1997
  • Козубенко Иван Дмитриевич
  • Скосырский Николай Григорьевич
  • Бызова Нина Егоровна
  • Корчагин Александр Петрович
  • Павлов Николай Васильевич
RU2113325C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИЗНАШИВАЕМЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РЕЛЬСА И КОЛЕСА 1994
  • Зайченко Юрий Александрович
RU2080231C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБОДА КОЛЕСА РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2012
  • Бабенко Эдуард Гаврилович
  • Дроздов Евгений Александрович
  • Кузьмичев Евгений Николаевич
  • Колесников Михаил Александрович
RU2487001C1
Способ устранения дефекта смятия и износа головки рельсов в зоне сварного стыка электродуговой наплавкой 2019
  • Неживляк Дмитрий Андреевич
  • Габитов Алексей Геннадьевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
RU2708126C1
Способ восстановления рельсов с дефектами на поверхности катания автоматической электродуговой наплавкой 2016
  • Грищенко Николай Николаевич
RU2654253C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛЬСОВ С АНТИФРИКЦИОННОЙ НАПЛАВКОЙ

Изобретение относится к способам обработки рельсов, а именно к способу получения рельсов с антифрикционной наплавкой для сортировочных горок, и может быть использовано на железнодорожном транспорте. Способ получения рельсов с антифрикционной наплавкой заключается в том, что на поверхности катания головки рельса по всей его длине нарезают канавки на расстоянии 25-30 мм друг от друга под углом к вертикали порядка 30°. Затем поверхность катания головки рельса нагревают до 380-420°С и осуществляют наплавку. Технический результат от использования данного изобретения заключается в уменьшении трения в контакте «колесо-рельс», которое достигается за счет нанесения на поверхность катания головки рельса антифрикционной наплавки. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 391 459 C1

1. Способ получения рельсов с антифрикционной наплавкой, включающий нарезку на поверхности головки рельса канавок и последующую их наплавку, отличающийся тем, что нарезку канавок осуществляют на поверхности катания головки рельса по всей его длине на расстоянии 25-30 мм друг от друга и перед наплавкой поверхность катания головки рельса нагревают до 380-420°С.

2. Способ получения рельсов с антифрикционной наплавкой по п.1, отличающийся тем, что нарезку канавок осуществляют под углом к вертикали порядка 30°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2391459C1

Ячейка памяти 1972
  • Чубарев Николай Андреевич
SU446111A1
DE 10015507 A1, 04.10.2001
СПОСОБ ИНДУКЦИОННОЙ НАПЛАВКИ 1999
  • Зайченко Ю.А.
  • Косаревский В.В.
RU2154561C1
Многоместная машина для центробежного литья 1944
  • Покровский А.П.
SU65498A1
Путь и путевое хозяйство, № 5, 2005, с.20-22, № 12, 2007, с.22-23
АЛЬБРЕХТ В.Г
и др
Путевые работы и машины
- М.: Транспорт, 1969, с.231-233.

RU 2 391 459 C1

Авторы

Барбарич Сергей Сергеевич

Прудников Сергей Владимирович

Шур Евгений Авелевич

Федин Владимир Михайлович

Борц Алексей Игоревич

Даты

2010-06-10Публикация

2009-04-27Подача