СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Российский патент 2010 года по МПК B61K3/00 

Описание патента на изобретение RU2407665C1

Предполагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предлагает одно из решений проблемы энергосбережения путем снижения потерь на преодоление трения в системе «колесо - рельс».

Из практики эксплуатации железных дорог известно применение смазки в зоне контакта колеса транспортного средства с рельсом, дающее экономию энергии на тягу поездов [1, 2]. На отечественных железных дорогах это действие осуществляется с помощью технических средств в виде различных гребне-рельсо-смазывателей (АТС), с применением, по преимуществу, нефтесодержащих средств смазки (см., например, композиция по Патенту РФ №2196807 [3].).

Известен альтернативный способ лубрикации [4] по Патенту РФ №2142890, использующий для смазки хладагент, подаваемый в зону контакта колеса с рельсом, в результате чего влага, конденсируемая из окружающего воздуха, оседает в виде изморози на взаимодействующие поверхности колеса и рельса.

Однако будучи адресованы к колесным парам локомотива известные способы вступают в противоречие с общепринятым на дорогах страны способом борьбы с проскальзыванием колеса по рельсу, заключающимся в подаче песка в зону их контакта.

При этом результаты эксперимента по исследованию эффективности «лубрикации холодом» [5, 6], осуществленного при использовании жидкого азота в качестве хладагента, засвидетельствовав существенное уменьшение величины тягового усилия, потребного для обеспечения движения транспортного средства, привели к выводу о целесообразности смены адреса применения процесса: от локомотива - к составу поезда.

Однако экзотичность приема и средства его осуществления (жидкий азот) долгое время являлись сдерживающим фактором на пути разработчиков. Разрешению трудностей для практической реализации «лубрикации холодом» послужили следующие обстоятельства:

- известен широкий класс смазочных материалов и охлаждающих жидкостей [7], из которых (по крайней мере для использования в зимние месяцы) можно выбрать смазочно-охлаждающее средство более доступное и технологичное в применении, чем жидкий азот (это соображение усиливается сведениями о новейших разработках по биотопливу и биосмазкам);

- в эксплуатационной практике железных дорог в зоне Сибири и Дальнего Востока известны местности с частым скоплением тумана, который в холодное время года выполняет роль смазочно-охлаждающего средства, существенно снижающего сцепление колеса с рельсом;

- известны технические средства в виде газодинамических установок [8], способные выработать значительные объемы тумана, состоящего из мелкодисперсной смеси жидкости, распыляемой напорным потоком воздуха.

Предлагаемый способ решает задачу энергосбережения на железнодорожном транспорте путем снижения потерь на преодоление трения в системе «колесо-рельс», обеспечиваемого подачей смазочно-охлаждающего средства в зону контакта с рельсом каждой колесной пары в составе поезда, путем нагнетания его в виде тумана, представляющего собой мелкодисперсную газожидкостную смесь, в пространство, ограниченное железнодорожным полотном, дисками колес и днищами вагонов.

При этом производительность технического средства для изготовления тумана может быть отрегулирована таким образом, чтобы сохранялись возможности эффективного торможения на последнем вагоне состава поезда и мгновенной вентиляции подвагонного пространства прекращением подачи смазочно-охлаждающего средства в зону напорного течения воздуха.

Технический результат реализации предлагаемого способа заключается в снижении потребной тяги на осуществление движения поезда, как следствие - энергосбережение.

Источники информации

1. Железные дороги мира. №6.1996. С.55-60.

2. Железные дороги мира. №1.1990. С.51-53.

3. Композиция для лубрикации и упрочнения поверхности в зоне трения колесо-рельс. Патент РФ №2196807. Бюл. №2. 2001.

4. Способ уменьшения износа боковой поверхности рельсов и гребней колес железнодорожного транспортного средства. Патент РФ №2142890. Бюл. №35. 1999.

5. Милованова Е.А., Милованов А.А., Милованов А.И. Лабораторный эксперимент по исследованию гребне-рельсо-смазки «холодом». Сборник трудов Второго Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». С.-Петербург. 2002.

6. Милованова Е.А., Милованов А.А., Милованов А.И. Эксперимент по исследованию эффективности «смазки» поверхностей катания хладагентом. Сборник докладов междунар. конф. «Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ - 70». Щербинка. Россия. 2002.

7. Обельницкий A.M., Егорушкин Е.А., Чернявский Ю.И. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. ИПО «Полигрен». - М. 1997. 272 с.

8. Комбинированная универсальная газодинамическая установка дисперсной химической и биологической обработки. Патент РФ №46148. Бюл. №18. 2005.

Похожие патенты RU2407665C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ФЕРРОМАГНИТНУЮ ЖИДКОСТЬ 2010
  • Милованова Евгения Алексеевна
  • Милованов Алексей Алексеевич
  • Милованов Алексей Игоревич
  • Степанов Александр Петрович
RU2429984C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССА ЛУБРИКАЦИИ В ЗОНЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Милованова Евгения Алексеевна
  • Милованов Алексей Алексеевич
  • Милованов Алексей Игоревич
  • Поздеев Александр Владимирович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2509670C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА В СИСТЕМЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Кулишов Николай Андреевич
  • Шакина Антонина Владимировна
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Абросимова Лилия Федоровна
RU2522478C1
ПРИМЕНЕНИЕ КУБОВЫХ ОСТАТКОВ РЕКТИФИКАЦИИ СТИРОЛА В КАЧЕСТВЕ КОМПОНЕНТА КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Попова Юлия Анатольевна
  • Назаров Николай Степанович
  • Руссавская Наталья Владимировна
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Ляхов Николай Николаевич
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2281317C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Баженов Михаил Иванович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
  • Бугаев Алексей Иванович
  • Герасимов Андрей Алексеевич
RU2547125C1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2014
  • Казак Алексей Аркадьевич
  • Якимова Галина Анатольевна
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Дронов Виктор Геннадьевич
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Руссавская Наталья Владимировна
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2552997C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС 2006
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2318013C1
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2013
  • Баженов Михаил Иванович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
  • Бугаев Алексей Иванович
  • Герасимов Андрей Алексеевич
RU2537388C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1999
  • Назаров Н.С.
  • Марютин К.А.
  • Логинов В.М.
  • Коляка Л.Г.
  • Корчевин Н.А.
  • Якимова Г.А.
  • Гусаров А.В.
  • Томин В.П.
  • Хлопов С.В.
RU2161181C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Предложенный способ энергосбережения на железнодорожном транспорте обеспечивается снижением потерь на преодоление трения в паре колесо - рельс при использовании смазочно-охлаждающего средства, подаваемого одновременно в зону контакта с рельсом всех колес состава поезда. Средством подачи смазочно-охлаждающего средства служит напорная газодинамическая установка. Технический результат заключается в снижении потерь энергии при движении поезда.

Формула изобретения RU 2 407 665 C1

Способ энергосбережения на железнодорожном транспорте путем снижения потерь на преодоление трения в системе «колесо - рельс», обеспечиваемого подачей в зону их контакта смазочно-охлаждающего средства, использующий для этого техническое средство в виде напорной газодинамической установки, отличающийся тем, что подачу смазочно-охлаждающего средства осуществляют в зону контакта с рельсом каждой колесной пары в составе поезда путем нагнетания его в виде тумана, представляющего собой мелкодисперсную газожидкостную смесь, в пространство, ограниченное железнодорожным полотном, дисками колес и днищами вагонов; при этом регулировкой производительности напорной установки обеспечивают возможность эффективного торможения на последнем вагоне состава поезда и мгновенной вентиляции подвагонного пространства прекращением подачи смазочно-охлаждающего агента в зону напорного течения воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2407665C1

ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ СОЧЛЕНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Мамыкин Сергей Михайлович
  • Эжиев Адам Геланиевич
RU2283702C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ И МОДИФИКАТОРА ТРЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ 2005
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Халявин Владимир Сергеевич
  • Чижиков Алексей Николаевич
  • Трифонов Алексей Валерьевич
  • Егоров Алексей Юрьевич
RU2288125C1
US 4214647 А, 29.07.1980
ЕР 0884233 А1, 16.12.1998.

RU 2 407 665 C1

Авторы

Милованова Евгения Алексеевна

Милованов Алексей Алексеевич

Милованов Алексей Игоревич

Даты

2010-12-27Публикация

2009-05-12Подача