Предполагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предлагает одно из решений проблемы энергосбережения путем снижения потерь на преодоление трения в системе «колесо - рельс».
Из практики эксплуатации железных дорог известно применение смазки в зоне контакта колеса транспортного средства с рельсом, дающее экономию энергии на тягу поездов [1, 2]. На отечественных железных дорогах это действие осуществляется с помощью технических средств в виде различных гребне-рельсо-смазывателей (АТС), с применением, по преимуществу, нефтесодержащих средств смазки (см., например, композиция по Патенту РФ №2196807 [3].).
Известен альтернативный способ лубрикации [4] по Патенту РФ №2142890, использующий для смазки хладагент, подаваемый в зону контакта колеса с рельсом, в результате чего влага, конденсируемая из окружающего воздуха, оседает в виде изморози на взаимодействующие поверхности колеса и рельса.
Однако будучи адресованы к колесным парам локомотива известные способы вступают в противоречие с общепринятым на дорогах страны способом борьбы с проскальзыванием колеса по рельсу, заключающимся в подаче песка в зону их контакта.
При этом результаты эксперимента по исследованию эффективности «лубрикации холодом» [5, 6], осуществленного при использовании жидкого азота в качестве хладагента, засвидетельствовав существенное уменьшение величины тягового усилия, потребного для обеспечения движения транспортного средства, привели к выводу о целесообразности смены адреса применения процесса: от локомотива - к составу поезда.
Однако экзотичность приема и средства его осуществления (жидкий азот) долгое время являлись сдерживающим фактором на пути разработчиков. Разрешению трудностей для практической реализации «лубрикации холодом» послужили следующие обстоятельства:
- известен широкий класс смазочных материалов и охлаждающих жидкостей [7], из которых (по крайней мере для использования в зимние месяцы) можно выбрать смазочно-охлаждающее средство более доступное и технологичное в применении, чем жидкий азот (это соображение усиливается сведениями о новейших разработках по биотопливу и биосмазкам);
- в эксплуатационной практике железных дорог в зоне Сибири и Дальнего Востока известны местности с частым скоплением тумана, который в холодное время года выполняет роль смазочно-охлаждающего средства, существенно снижающего сцепление колеса с рельсом;
- известны технические средства в виде газодинамических установок [8], способные выработать значительные объемы тумана, состоящего из мелкодисперсной смеси жидкости, распыляемой напорным потоком воздуха.
Предлагаемый способ решает задачу энергосбережения на железнодорожном транспорте путем снижения потерь на преодоление трения в системе «колесо-рельс», обеспечиваемого подачей смазочно-охлаждающего средства в зону контакта с рельсом каждой колесной пары в составе поезда, путем нагнетания его в виде тумана, представляющего собой мелкодисперсную газожидкостную смесь, в пространство, ограниченное железнодорожным полотном, дисками колес и днищами вагонов.
При этом производительность технического средства для изготовления тумана может быть отрегулирована таким образом, чтобы сохранялись возможности эффективного торможения на последнем вагоне состава поезда и мгновенной вентиляции подвагонного пространства прекращением подачи смазочно-охлаждающего средства в зону напорного течения воздуха.
Технический результат реализации предлагаемого способа заключается в снижении потребной тяги на осуществление движения поезда, как следствие - энергосбережение.
Источники информации
1. Железные дороги мира. №6.1996. С.55-60.
2. Железные дороги мира. №1.1990. С.51-53.
3. Композиция для лубрикации и упрочнения поверхности в зоне трения колесо-рельс. Патент РФ №2196807. Бюл. №2. 2001.
4. Способ уменьшения износа боковой поверхности рельсов и гребней колес железнодорожного транспортного средства. Патент РФ №2142890. Бюл. №35. 1999.
5. Милованова Е.А., Милованов А.А., Милованов А.И. Лабораторный эксперимент по исследованию гребне-рельсо-смазки «холодом». Сборник трудов Второго Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». С.-Петербург. 2002.
6. Милованова Е.А., Милованов А.А., Милованов А.И. Эксперимент по исследованию эффективности «смазки» поверхностей катания хладагентом. Сборник докладов междунар. конф. «Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ - 70». Щербинка. Россия. 2002.
7. Обельницкий A.M., Егорушкин Е.А., Чернявский Ю.И. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. ИПО «Полигрен». - М. 1997. 272 с.
8. Комбинированная универсальная газодинамическая установка дисперсной химической и биологической обработки. Патент РФ №46148. Бюл. №18. 2005.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ФЕРРОМАГНИТНУЮ ЖИДКОСТЬ | 2010 |
|
RU2429984C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССА ЛУБРИКАЦИИ В ЗОНЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2509670C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА В СИСТЕМЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2522478C1 |
ПРИМЕНЕНИЕ КУБОВЫХ ОСТАТКОВ РЕКТИФИКАЦИИ СТИРОЛА В КАЧЕСТВЕ КОМПОНЕНТА КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ | 2005 |
|
RU2281317C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС | 2001 |
|
RU2196807C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2013 |
|
RU2547125C1 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2552997C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС | 2006 |
|
RU2318013C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА | 2013 |
|
RU2537388C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1999 |
|
RU2161181C2 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Предложенный способ энергосбережения на железнодорожном транспорте обеспечивается снижением потерь на преодоление трения в паре колесо - рельс при использовании смазочно-охлаждающего средства, подаваемого одновременно в зону контакта с рельсом всех колес состава поезда. Средством подачи смазочно-охлаждающего средства служит напорная газодинамическая установка. Технический результат заключается в снижении потерь энергии при движении поезда.
Способ энергосбережения на железнодорожном транспорте путем снижения потерь на преодоление трения в системе «колесо - рельс», обеспечиваемого подачей в зону их контакта смазочно-охлаждающего средства, использующий для этого техническое средство в виде напорной газодинамической установки, отличающийся тем, что подачу смазочно-охлаждающего средства осуществляют в зону контакта с рельсом каждой колесной пары в составе поезда путем нагнетания его в виде тумана, представляющего собой мелкодисперсную газожидкостную смесь, в пространство, ограниченное железнодорожным полотном, дисками колес и днищами вагонов; при этом регулировкой производительности напорной установки обеспечивают возможность эффективного торможения на последнем вагоне состава поезда и мгновенной вентиляции подвагонного пространства прекращением подачи смазочно-охлаждающего агента в зону напорного течения воздуха.
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ СОЧЛЕНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2283702C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗКИ И МОДИФИКАТОРА ТРЕНИЯ НА РЕЛЬСЫ | 2005 |
|
RU2288125C1 |
US 4214647 А, 29.07.1980 | |||
ЕР 0884233 А1, 16.12.1998. |
Авторы
Даты
2010-12-27—Публикация
2009-05-12—Подача