ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ Российский патент 2015 года по МПК C10M159/02 C10M151/00 C10N30/06 C08H7/00 

Описание патента на изобретение RU2552997C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается уменьшения износа боковой поверхности рельса и гребней колес подвижного состава в тяжелонагруженной паре трения колесо - рельс при прохождении поездом криволинейных участков пути.

Уменьшение износа рельсов и колес подвижного состава является важной задачей современного железнодорожного транспорта, наиболее приемлемое решение которой заключается в нанесении в зону контакта смазки [1]. Использование смазки не только увеличивает срок службы колес и рельсов, но и во многих случаях приводит к снижению расходов энергии на тягу поездов [2] и уменьшает шумовой эффект, возникающий при движении поезда в кривых [3].

Применяемые на железнодорожном транспорте смазки, как правило, представляют собой сложные композиции. Это обусловлено тем, что к используемым смазкам предъявляется широкий набор требований, которым не могут полностью отвечать индивидуальные соединения, обладающие смазывающим эффектом. В композициях необходимые качества смазки придает совокупность применяемых компонентов.

Для создания смазочных композиций, обладающих необходимыми свойствами, перспективным является введение в них отходов различных производств или простейших продуктов их переработки. Это делает смазки более доступными и дешевыми. Подобного типа смазки способствуют также решению экологических проблем.

Важным многотоннажным отходом лесохимических производств является лигнин [4], который представляет собой компонент древесины, сетчатый полимер, построенный из арилпропановых структурных звеньев. Хотя структура лигнина окончательно не установлена, большинство исследователей предполагает, что пространственная макромолекула лигнина имеет сферическую форму [5]. Сферическая форма молекул лигнина обеспечивает в смазках антифрикционный эффект, при этом молекулы лигнина выступают аналогами подшипников качения на наноуровне [6]. На основе лигнина разработана смазочная композиция для системы колесо - рельс [7].

Как правило, в смазочные композиции помимо антифрикционных компонентов вводят присадки, обладающие противоизносным и противозадирным действием [8]. Такие присадки представляют собой органические соединения, содержащие в своем составе хлор, серу или фосфор. Защитный эффект хлор- и серосодержащих присадок обусловлен образованием в зоне трения на поверхности металла пластичных хлоридов и сульфидов железа, которые снижают задир. Помимо индивидуальных хлорорганических соединений [9] в качестве противозадирной присадки запатентован хлорированный лигнин [10], содержащий 7-20% хлора (предпочтительно 7-14% хлора). Однако хлорорганические присадки образуют защитные пленки, которые быстро стираются с поверхности металла. Таким образом, защитное действие таких присадок проявляется только при постоянной подаче смазки.

Более эффективны в отношении противозадирного действия серосодержащие присадки, которые в условиях высоких нагрузок (противозадирное действие) образуют «толстые» пленки сульфидов железа с незначительной примесью оксидов и некоторое время обеспечивают защитный эффект даже после удаления смазки [11]. Данные, приведенные в патенте [12], показывают, что серосодержащие присадки могут быть получены из отходов производства, в частности, из отходов производства эпихлоргидрина.

В предлагаемом техническом решении приводятся данные по использованию в качестве противозадирной присадки сульфидированного лигнина, полученного из хлорированного лигнина способом, указанным в работе [13]. Исходный хлорированный лигнин содержал 5-14% хлора, полученный сульфидированный продукт - 9-28% серы.

Несмотря на то что хлорирование и последующее сульфидирование с использованием полисульфидов щелочных металлов является доступным способом переработки многотоннажного отхода лесохимии, это направление не получило должного развития ввиду ограниченности применения хлорированного и серосодержащего лигнинов. Поэтому расширение сфер применения сульфидированного лигнина является важной технической задачей. Использование сульфидированного лигнина по новому назначению, предлагаемому в данном техническом решении, позволит одновременно решить проблему износа в системе колесо - рельс.

Для введения в смазочные композиции порошок сульфидированного лигнина подвергают помолу для достижения размера частиц меньше 0,15 мм (просеивание через сито 0,145 мм). Защитный эффект сульфидированного лигнина был проверен в смазочной композиции, содержащей 10% серосодержащего лигнина (с содержанием серы 9; 14,5; 28%), 65% низкомолекулярного полиэтилена и 25% отработанного дизельного масла. При смешении компонентов получена достаточно устойчивая дисперсная система, защитный эффект которой был испытан на машине трения МИ-1М, включающей неподвижный ролик, моделирующий рельс, и подвижный ролик, моделирующий колесо. Величина износа определялась путем взвешивания очищенных от смазки роликов на аналитических весах с точностью до 0,001 г.

№ примера Содержание серы в присадке Продолжительность испытания, ч Износ роликов, ч подвижный неподвижный 1 9 18 0,056 0,102 2 14,5 18 0,038 0,098 3 28 18 0,040 0,111 4 Без присадки 18 0,364 0,408 5 Без смазки 8 1,734 1,832

Таким образом, данные таблицы показывают, что сульфидированный лигнин, введенный в смазочную композицию, показывает противозадирный эффект.

Литература

1. Карпущенко Н.И. Смазка - единственный способ предупреждения износа // Путь и путевое хозяйство. 2000. №2. с.15-18.

2. Редькин В.И., Ладыгин О.И., Верхотуров В.К. Энергетическая эффективность лубрикации // Железнодорожный транспорт, 1999, №12, с.48-50.

3. Смазывание рельсов как средство уменьшения шума // Железные дороги мира, 2000, №7, с.64-66.

4. Боголицын К.Г., Лунин В.В., Косяков Д.С. и др. Физическая химия лигнина. М.: Академкнига, 2010, 490 с.

5. Боголицын К.Г., Лунин В.В., Косяков Д.С. и др. Физическая химия лигнина. Архангельск: Изд-во Архангельского гос. тех. ун-та, 2009, 489 с.

6. Головин Ю.И. Введение в нанотехнику. М.: Машиностроение, 2007, 496 с.

7. Пат. RU 2318013 (2008).

8. Кулиев A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Л.: Химия, 1985, 312 с.

9. Виноградова И.Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия, 1972, 272 с.

10. Пат. RU 2439138 (2012 г.).

11. Фукс И.Г. Добавки к пластическим смазкам. М.: Химия, 1982, 248 с.

12. Пат RU 2196807 (2003 г.).

13. Авт. свид. СССР 933669 (1982 г.).

Похожие патенты RU2552997C1

название год авторы номер документа
Способ получения противозадирной присадки для тяжелонагруженных узлов трения 2018
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Якимова Галина Анатольевна
  • Руссавская Наталья Владимировна
  • Леванова Екатерина Петровна
  • Никонова Валентина Сергеевна
  • Власенко Денис Андреевич
  • Розенцвейг Игорь Борисович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2688928C1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2009
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Винокуров Дмитрий Ильич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Дронов Виктор Геннадьевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Корчевин Николай Алексеевич
  • Чуринова Ольга Викторовна
  • Якимова Галина Анатольевна
RU2439138C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
ТВЕРДОСМАЗОЧНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ГРЕБНЕЙ РЕЛЬСОВЫХ КОЛЕС 2012
  • Голышев Игорь Анатольевич
  • Посадский Вячеслав Валентинович
RU2501693C1
ПРИМЕНЕНИЕ КУБОВЫХ ОСТАТКОВ РЕКТИФИКАЦИИ СТИРОЛА В КАЧЕСТВЕ КОМПОНЕНТА КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Попова Юлия Анатольевна
  • Назаров Николай Степанович
  • Руссавская Наталья Владимировна
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Ляхов Николай Николаевич
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2281317C1
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения 2022
  • Мотренко Петр Данилович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычёв Игорь Борисович
RU2787947C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС 2006
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2318013C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБЪЕМНОЙ ШТАМПОВКИ МЕТАЛЛА 2012
  • Джемилев Усеин Меметович
  • Туктаров Айрат Рамилевич
  • Хузин Артур Альбертович
RU2514235C2
СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2007
  • Бабель Валентина Григорьевна
  • Гаркунов Дмитрий Николаевич
  • Лаптева Валерия Григорьевна
RU2338777C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБЪЕМНОЙ ШТАМПОВКИ МЕТАЛЛА 2009
  • Джемилев Усеин Меметович
  • Кириченко Генриэтта Николаевна
  • Глазунова Валентина Ивановна
  • Ибрагимов Асхат Габдрахманович
  • Туктаров Айрат Рамилевич
  • Десяткин Алексей Александрович
  • Ахметов Арслан Рифхатович
  • Королев Вячеслав Владимирович
RU2418043C2

Реферат патента 2015 года ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ

Настоящее изобретение относится к использованию сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочной композиции. Техническим результатом настоящего изобретения является расширение сфер применения сульфидированного лигнина, а также использование сульфидированного лигнина для снижения износа в паре трения колесо - рельс. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 552 997 C1

Использование сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочной композиции для снижения износа в тяжелонагруженных узлах трения, например, в системах трения колесо - рельс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2552997C1

КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС 2006
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2318013C1
GB 1376803 A, 11.12.1974
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2009
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Винокуров Дмитрий Ильич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Дронов Виктор Геннадьевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Корчевин Николай Алексеевич
  • Чуринова Ольга Викторовна
  • Якимова Галина Анатольевна
RU2439138C2
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем 1924
  • Волынский С.В.
SU2012A1
Способ получения серусодержащего лигнина 1980
  • Гапон Игорь Иванович
  • Раскин Михаил Наумович
  • Казарновский Алексей Михайлович
  • Харчевников Владимир Михайлович
  • Поливода Елена Николаевна
SU933669A1

RU 2 552 997 C1

Авторы

Казак Алексей Аркадьевич

Якимова Галина Анатольевна

Гозбенко Валерий Ерофеевич

Дронов Виктор Геннадьевич

Гоготов Алексей Федорович

Руссавская Наталья Владимировна

Каргапольцев Сергей Константинович

Корчевин Николай Алексеевич

Даты

2015-06-10Публикация

2014-01-09Подача