ПРИМЕНЕНИЕ КУБОВЫХ ОСТАТКОВ РЕКТИФИКАЦИИ СТИРОЛА В КАЧЕСТВЕ КОМПОНЕНТА КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ Российский патент 2006 года по МПК C10M105/06 

Описание патента на изобретение RU2281317C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается снижения износа боковой поверхности головки рельсов в криволинейных участках пути и гребней колес подвижного состава. Решение этой проблемы не только увеличивает срок службы колес и рельсов [1], но и во многих случаях приводит к уменьшению расхода электроэнергии на тягу поездов [2], уменьшает шум при движении поезда в кривых [3]. Наиболее эффективным приемом снижения износа гребней колес и головки рельса является лубрикация, то есть использование смазки в зоне контакта колесо-рельс на кривых участках пути [4, 5]. Рынок смазочных материалов, применяемых для лубрикации рельсов, характеризуется большим разнообразием. Это обусловлено тем, что к смазкам, наносимым в зону трения колесо-рельс, предъявляется широкий набор требований, включающих эффективность защиты от износа, доступность и дешевизну, хорошую адгезию к металлу, отсутствие токсичного действия на человека, безопасность для окружающей среды, пожаро- и взрывобезопасность и др. По этой причине обычно используются не индивидуальные химические вещества, а сложные многокомпонентные смазочные композиции, совокупность действия отдельных компонентов которых обеспечивает наибольший эффект применения композиции.

Известна смазочная композиция для лубрикации рельсов, содержащая низкомолекулярный полиэтилен (отход производства полиэтилена высокого давления), отработанное дизельное масло локомотивов, диспергированный нефтяной кокс и серосодержащий полимер, получаемый из отходов производства эпихлоргидрина [6]. Недостатком данной композиции является плохая смешиваемость низкомолекулярного полиэтилена с отработанным дизельным маслом локомотивов. Для получения однородной смеси требуется не только перемешивание, но и нагревание. И, тем не менее, в смазке иногда остаются сгустки нерастворенного полиэтилена, что затрудняет ее использование в передвижных рельсосмазывателях и стационарных лубрикаторах.

Предлагаемая разработка достигается использованием кубовых остатков ректификации стирола по новому назначению - в качестве компонента композиций для лубрикации рельсов.

При выделении стирола в системе ректификационных колонн образуется смолистый остаток [7], который в технике получил название КОРС - кубовый остаток ректификации стирола. В состав КОРСа входят остаточный стирол, его гомологи, димеры стирола, дивинилбензол, а также продукты их полимеризации. Для снижения полимеризации в технологические потоки ректификации стирола вводят ингибиторы полимеризации: диоксимхинон (0,06 кг на тонну выделяемого стирола), n-нитрофенол (0,15 кг/т) и основание Манниха (0,23 кг/т). В ходе ректификации эти компоненты концентрируются в кубовых остатках. Даже при использовании ингибиторов полимеризации выход КОРСа составляет 16-23 кг на тонну стирола или около 20 т на 1000 т целевого продукта.

Ведутся разработки по использованию КОРСа для получения лакокрасочных покрытий [8], однако до сих пор на большинстве предприятий по производству стирола он сливается в мазут и используется в качестве топлива. Наличие в КОРСе таких ценных продуктов как стирол, его олигомеры и полимеры, гомологи стирола, дивинилбензол, а также ингибиторов полимеризации позволяет предполагать возможность более квалифицированного использования этого отхода производства. Одним из таких путей является применение КОРСа в качестве компонента композиций для лубрикации рельсов.

Достоинствами применяемого компонента и композиций, его содержащих, являются следующие:

1. КОРС является смесью ароматических углеводородов, поэтому обладает хорошей растворяющей способностью по отношению к другим компонентам композиции. Низкомолекулярный полиэтилен хорошо растворяется в КОРСе даже без применения нагревания.

2. Ненасыщенные и ароматические углеводороды, входящие в состав кубового остатка, облегчает адгезию смазки на поверхности металла.

3. При контакте колеса с рельсом в зоне контакта возникают кратковременные резкие увеличения температуры и давления, которые способствуют полимеризации компонентов КОРСа. Это приводит к образованию тонкой полимерной пленки на поверхности головки рельса.

4. КОРС является отходом производства, поэтому цена его незначительна, и он доступен на Российском рынке.

5. Количество применяемого КОРСа регулирует вязкость получаемой композиции.

Применение кубового остатка ректификации стирола в качестве компонента композиций для лубрикации рельсов показано с использованием машины трения МИ-1М [9] и в реальных условиях на криволинейном участке железнодорожного пути и иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Была приготовлена консистентная смазочная композиция, содержащая (по массе): 10% мелкораздробленного нефтяного кокса, 20% КОРС, 5% полисульфидного полимера и 65% низкомолекулярного полиэтилена. Предварительно низкомолекулярный полиэтилен смешивали (без нагревания) с КОРСом, затем в полученную смесь добавлялась дисперсия нефтяного кокса и серосодержащего полимера. В результате получается однородная консистентная смазка, устойчивая при хранении. Смазку испытывали на машине трения МИ-1М, замеряя износ подвижного и неподвижного роликов из рельсовой стали. В отсутствие смазки за 6 часов работы машины износ подвижного ролика составил 1,473 г, неподвижного 1,512 г. В присутствии смазки износ роликов за 18 часов работы составил: неподвижного 0,201 г, подвижного - 0,072 г.

Пример 2. Применение смазки, описанной в примере 1, но содержащей 25% КОРС и 60% низкомолекулярного полиэтилена, показало следующие результаты: неподвижной ролик - 0,186 г, подвижной ролик - 0,053 г.

Пример 3. Применение смазки, описанной в примере 1, но содержащий 15% КОРС и 70% низкомолекулярного полиэтилена, показало следующие результаты: неподвижный ролик - 0,217 г, подвижный ролик - 0,063 г.

Композиция, соответствующая примеру 1, была испытана в реальных условиях путем нанесения на рельс вручную с помощью кисти. Композиция наносилась на одном стометровом пикете криволинейного участка железнодорожного пути радиусом 300 м. После нанесения смазки и прохождения поезда осмотр головки рельса показал, что на ее боковой поверхности образуется черная полимерная пленка, обладающая высоким защитным эффектом.

Кубовый остаток ректификации стирола может выступать в качестве компонента композиций для лубрикации рельсов. Он может применяться в композициях, где требуется жидкий компонент, обладающий хорошей растворяющей способностью по отношению к другим компонентам.

Использованные источники

1. Андреев А.И., Комаров К.Л., Карпущенко Н.И. Износ рельсов и колес подвижного состава // Железнодорожный транспорт. 1997. №7. С.31.

2. Редькин В.И., Ладыгин О.И., Верхотуров В.К. Энергетическая эффективность лубрикации // Железнодорожный транспорт. 1999. №12. С.48.

3. Смазывание рельсов как средство уменьшения шума // Железные дороги мира. 2000. №7. С.64.

4. Эффективность смазывания рельсов // Железные дороги мира. 1996. №6. С.55.

5. Карпущенко Н.И. Смазка - единственный способ предупреждения износа // Путь и путевое хозяйство. 2000. №2. С.15.

6. Якимова Г.А., Назаров Н.С., Корчевий Н.А. Композиция для лубрикации и упрочнения поверхности в зоне трения колесо - рельс. Патент RU №2196807.

7. Плате Н.А., Сливинский Е.В. Основы химии и технологии мономеров. - М.: Наука. 2002. С. 217.

8. Сорокин М.Ф. Химия и технология пленкообразнующих веществ. - М.:

Химия. 1989. С. 466.

9. Зозуля В. Д. Словарь-справочник по трению, износам и смазке деталей машин. - Киев. 1990. 258с.

Похожие патенты RU2281317C1

название год авторы номер документа
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС 2006
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2318013C1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2009
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Винокуров Дмитрий Ильич
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Дронов Виктор Геннадьевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Корчевин Николай Алексеевич
  • Чуринова Ольга Викторовна
  • Якимова Галина Анатольевна
RU2439138C2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2014
  • Казак Алексей Аркадьевич
  • Якимова Галина Анатольевна
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Дронов Виктор Геннадьевич
  • Гоготов Алексей Федорович
  • Руссавская Наталья Владимировна
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2552997C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС 2000
  • Назаров Н.С.
  • Мельниченко О.В.
  • Мороз Б.А.
  • Марютин К.А.
  • Логинов В.М.
  • Корчевин Н.А.
  • Якимова Г.А.
  • Коляка Л.Г.
  • Дошлов О.И.
  • Мансуров Ю.А.
  • Габанов В.О.
  • Ивакин В.Л.
  • Коротаев Е.Н.
RU2181754C2
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1999
  • Назаров Н.С.
  • Марютин К.А.
  • Логинов В.М.
  • Коляка Л.Г.
  • Корчевин Н.А.
  • Якимова Г.А.
  • Гусаров А.В.
  • Томин В.П.
  • Хлопов С.В.
RU2161181C2
Способ получения противозадирной присадки для тяжелонагруженных узлов трения 2018
  • Гозбенко Валерий Ерофеевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Якимова Галина Анатольевна
  • Руссавская Наталья Владимировна
  • Леванова Екатерина Петровна
  • Никонова Валентина Сергеевна
  • Власенко Денис Андреевич
  • Розенцвейг Игорь Борисович
  • Корчевин Николай Алексеевич
RU2688928C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССА ЛУБРИКАЦИИ В ЗОНЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Милованова Евгения Алексеевна
  • Милованов Алексей Алексеевич
  • Милованов Алексей Игоревич
  • Поздеев Александр Владимирович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2509670C1
СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2009
  • Милованова Евгения Алексеевна
  • Милованов Алексей Алексеевич
  • Милованов Алексей Игоревич
RU2407665C1
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1

Реферат патента 2006 года ПРИМЕНЕНИЕ КУБОВЫХ ОСТАТКОВ РЕКТИФИКАЦИИ СТИРОЛА В КАЧЕСТВЕ КОМПОНЕНТА КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ

Использование: в области железнодорожного транспорта. Сущность: в качестве компонента композиции для лубрикации рельсов применяют кубовые остатки ректификации стирола. Технический результат - улучшение растворяющей способности компонентов смазки, адгезии смазки к поверхности металла и утилизации отхода производства.

Формула изобретения RU 2 281 317 C1

Применение кубового остатка ректификации стирола в качестве компонента композиций для лубрикации рельсов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2281317C1

СМАЗКА 1994
  • Бухарин М.Н.
  • Носырев А.В.
  • Ризун А.А.
RU2071500C1
СМАЗОЧНЫЙ КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ СМАЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1994
  • Белосевич В.К.
  • Соколов В.В.
  • Зотова И.А.
  • Голубкова Т.С.
  • Барштейн А.И.
  • Пузанов В.А.
  • Шинкарев Б.С.
  • Богданов В.М.
  • Шемелюк М.П.
RU2072390C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1999
  • Назаров Н.С.
  • Марютин К.А.
  • Логинов В.М.
  • Коляка Л.Г.
  • Корчевин Н.А.
  • Якимова Г.А.
  • Гусаров А.В.
  • Томин В.П.
  • Хлопов С.В.
RU2161181C2
СЫРЬЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА 1999
  • Екимова А.М.
  • Зиятдинов А.Ш.
  • Зуев В.П.
  • Шатилов В.М.
  • Силитрина Н.А.
  • Шаманский В.А.
  • Гатин И.Р.
  • Ахметзянов В.З.
RU2151783C1

RU 2 281 317 C1

Авторы

Попова Юлия Анатольевна

Назаров Николай Степанович

Руссавская Наталья Владимировна

Гоготов Алексей Федорович

Ляхов Николай Николаевич

Корчевин Николай Алексеевич

Даты

2006-08-10Публикация

2005-03-28Подача