Предлагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта в части обеспечения экологической безопасности процесса перевозок.
Из практики эксплуатации железных дорог в наиболее развитых жедезнодорожных державах мира известно применение смазки в зоне контакта колеса транспортного средства с рельсом, дающее существенную экономию энергии на тягу поездов [1, 2]. Так, лубрикация на железных дорогах США, например, дает около 13 долларов прибыли на 1 доллар вложений, при том, что значительная часть этих вложений приходится на удовлетворение жестких требований со стороны экологов.
На отечественных железных дорогах этот процесс осуществляется зачастую с применением смазок, в основу которых входят компоненты нефтяных смесей (см., например, смазки [3, 4, 5]). Обладая текучестью, такие смазки необратимо попадают в окружающую среду, создавая опасность для экологической обстановки в транспортной зоне, т.к. присутствие в смазочной композиции токсичных составляющих не исключается. Возможность реализации альтернативного способа лубрикации [6], обращенной ко всем колесным парам в составе поезда одновременно, многократно увеличивает появление этой опасности, т.к. расход смазочно-охлаждающего агента по устройству, обеспечивающему реализацию этого способа, значительно превосходит расход смазки по устройствам (типа АГС), предназначенным для лубрикации, адресованной, по преимуществу, к колесным парам локомотива (для смазок [3, 4, 5]).
Предлагаемое изобретение решает задачу по удалению продуктов лубрикации с участка пути сразу после преодоления составом поезда этого участка, предотвращая необратимое попадание их в окружающую среду, с возможностью обеспечения многократного использования для осуществления технологического процесса. Прототипом предлагаемого изобретения является техническое решение [7], обеспечивающее удержание продуктов лубрикации на поверхности рельса применением ферромагнитной жидкости [8] в смазочной композиции.
Согласно предлагаемому способу задача по удалению продуктов лубрикации, содержащих ферромагнтную жидкость, с участка пути после прохождения поездом этого участка решается тем, что в комплект устройства, обеспечивающего подачу смазочной композиции или смазочно-охлаждающего агента в зону контакта колеса с рельсом, включена система электромагнитов, размещенных на последнем подвижном объекте в составе поезда, с возможностью захвата продуктов лубрикации с поверхности рельса их магнитным полем и последующего возврата этих продуктов на расходный орган устройства.
Технический результат реализации предлагаемого способа заключается в предотвращении необратимого попадания в окружающую среду токсичных компонентов смазочных композиций, применяемых при лубрикации, а также в обеспечении возможности их многократного применения по прямому назначению.
Источники информации
1. Железные дороги мира. №6.1996. С.55-60.
2. Железные дороги мира. №1.1990. С.51-53.
3. Композиция для лубрикации и упрочнения поверхности в зоне трения колесо-рельс. Патент РФ №2196807..
4. Смазочная композиция для лубрикации железнодорожных рельсов. Патент РФ №2161181.
5. Смазка для лубрикации рельсов. Патент РФ №2067110.
6. Способ энергосбережения на железнодорожном транспорте. Патент РФ №2407665.
7. Способ энергосбережения на железнодорожном транспорте, использующий ферромагнитную жидкость. Патент РФ №2429984.
8. Розенцвейг Р. Феррогидродинамика. - М.: Мир, 1986.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ | 2009 |
|
RU2407665C1 |
СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ФЕРРОМАГНИТНУЮ ЖИДКОСТЬ | 2010 |
|
RU2429984C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС | 2001 |
|
RU2196807C2 |
ПРИМЕНЕНИЕ КУБОВЫХ ОСТАТКОВ РЕКТИФИКАЦИИ СТИРОЛА В КАЧЕСТВЕ КОМПОНЕНТА КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ | 2005 |
|
RU2281317C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС | 2006 |
|
RU2318013C1 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЛЬФИДИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2552997C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1999 |
|
RU2161181C2 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРИРОВАННОГО ЛИГНИНА В КАЧЕСТВЕ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ ПРИСАДКИ В СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2009 |
|
RU2439138C2 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2013 |
|
RU2547125C1 |
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения | 2022 |
|
RU2787947C1 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или смазочно-охлаждающего агента, характеризуется тем, что в комплект устройства, обеспечивающего подачу продуктов лубрикации в зону контакта колеса с рельсом включена система электромагнитов, размещенная на последнем подвижном объекте в составе поезда, с возможностью захвата их магнитным полем продуктов лубрикации с поверхности рельса и последующего возврата этих продуктов на расходный орган устройства. В результате смазка может использоваться многократно, предотвращается загрязнение окружающей среды.
Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или смазочно-охлаждающего агента, отличающийся тем, что в комплект устройства, обеспечивающего подачу продуктов лубрикации в зону контакта колеса с рельсом включена система электромагнитов, размещенная на последнем подвижном объекте в составе поезда, с возможностью захвата их магнитным полем продуктов лубрикации с поверхности рельса и последующего возврата этих продуктов на расходный орган устройства.
СПОСОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ФЕРРОМАГНИТНУЮ ЖИДКОСТЬ | 2010 |
|
RU2429984C1 |
Путевой прибор для разгонки и уменьшения зазоров в стыках рельсов железнодорожного пути | 1951 |
|
SU94951A1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ИЗНОСА БОКОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ РЕЛЬСОВ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2142890C1 |
Способ сборки электродвигателя и устройство для его осуществления | 1982 |
|
SU1023546A1 |
Защитная одежда | 1991 |
|
SU1795892A3 |
Авторы
Даты
2014-03-20—Публикация
2012-08-03—Подача