СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Российский патент 2011 года по МПК B61F5/00 C21D7/00 

Описание патента на изобретение RU2412073C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при изготовлении литых несущих деталей железнодорожного подвижного состава.

Известен способ продления ресурса деталей машин (А.с. №1691041, B23P 6/00, 15.11.1991), включающий периодическое выявление выходящих на поверхность дефектов неразрушающими методами и контроля за их развитием.

Недостатками данного способа являются:

- наблюдения осуществляют за неподвижным объектом, находящимся в стационарных условиях эксплуатации, что ограничивает область применения способа;

- наблюдение за выявленными на поверхности объекта трещинами ведется путем формирования выборок металла в зоне максимального развития дефекта до размеров, при которых глубина максимального дефекта не превышает допустимого значения;

- наблюдения за развитием выявленных трещин необходимо осуществлять постоянно, что связано с определенными трудностями.

Известен также способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок (А.с. №1157087, C21D 7/02, 23.05.1985) - прототип, включающий упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки. Упрочнение деталей осуществляют путем нагружения их статической нагрузкой по направлению, совпадающему с рабочей нагрузкой, до появления в наиболее напряженных зонах остаточных пластических деформаций 0,1-0,3%.

Недостатками указанного технического решения являются:

- необходимость иметь специальное оборудование, нагружающее каждую деталь усилием 1200-1400 кН;

- точность нагружения сложных литых деталей, какими являются боковые рамы и надрессорные балки тележек, для создания пластических деформаций 0,1-0,3% во всех опасных зонах обеспечить сложно, а невыполнение указанного диапазона деформаций ведет к резкому снижению живучести деталей и/или их предела выносливости.

Технический результат заявленного изобретения - повышение надежности визуального контроля литых деталей тележек грузовых вагонов и отбраковки деталей с трещинами в опасных зонах при их эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок, включающем упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки, упрочнение детали осуществляют путем изменения толщины части боковых стенок детали до величины δ2≥1,1δ1 на расстоянии l≥0,2Н от нижней полки, где δ1 - первоначальная толщина каждой из боковых стенок, Н - высота каждой из боковых стенок.

Отношение толщины δ2 части каждой из боковых стенок к толщине δ3 нижней полки равно .

Изменяют толщину части боковой стенки до величины δ2 в пределах 1,1δ1≤δ2≤1,15δ1.

Толщину части боковой стенки увеличивают на расстоянии l от нижней полки, равном 0,2Н≤l≤0,5Н.

Живучесть i-ой детали при испытаниях на усталость определяется по формуле , где Npi - количество циклов до разрушения i-ой детали при испытаниях; Nтi - количество циклов до появления трещин в i-ой детали при испытаниях.

Испытания показывают, что живучесть испытуемых на усталость деталей варьируется в широком диапазоне: от десятых долей % до нескольких десятков %, однако инструментально (без разрушения деталей на стендах) эту величину определить невозможно.

В настоящее время минимальная живучесть деталей тележек не превосходит 1% (Самошкин С.А., Хоменко А.А., Виноградов А.А. «Исследование несущих элементов тележек модели 18-100 грузовых вагонов». «Тяжелое машиностроение», 2007, №9, стр.23-25), а должна составлять более 6%, чтобы обнаружить деталь с трещиной через два года, если через год после ее появления при осмотре она не была обнаружена.

Литые детали тележек грузовых вагонов эксплуатируются практически безнадзорно в промежутках времени между ремонтами. Имеющие место осмотры деталей тележек при стоянке поездов не обеспечивают 100%-ного обнаружения литых деталей тележек с трещинами (в виду затрудненного осмотра опасных зон деталей тележек в поезде, а также малой живучестью деталей). Разрушение даже 10 деталей на 0,5 млн. вагонов (3 млн. боковых рам и надрессорных балок) за год при движении поездов представляется недопустимым. Сокращение числа разрушившихся деталей в поездах за счет увеличения их живучести и своевременного изъятия из эксплуатации представляется очевидным.

Упрочнение детали путем изменения первоначальной толщины δ1 каждой боковой стенки детали до величины (толщины) δ2≥1,1δ1 на расстоянии l от нижней полки, равном не менее 0,2Н, где Н - высота каждой из боковых стенок, позволяет снизить скорость развития трещин в детали, в наблюдаемой зоне - в боковых (вертикальных) стенках сечения, что повысит вероятность их обнаружения, а соответственно и повысит надежность контроля отбраковки детали при эксплуатации.

Оптимальным при изменении размеров боковых стенок детали является изменение толщины части боковой стенки детали в диапазоне 1,1δ1≤δ2≤1,15δ1 на расстоянии l, равном 0,2Н≤l≤0,5Н.

Изменение толщины δ1 части боковой стенки детали на величину δ2>1,15δ1 может быть нецелесообразным, поскольку это приведет к увеличению необходимого материала для литья, а соответственно и стоимости самой детали. Увеличение толщины δ1 каждой боковой стенки детали на величину δ2<1,1δ1 снижает вероятность обнаружения при эксплуатации трещины в детали.

То же касается расстояния l от нижней полки, на котором изменяют толщину боковых стенок. Увеличение расстояния l>0,5Н от нижней полки может быть также нецелесообразно, поскольку приведет к увеличению необходимого материала для литья, а соответственно и стоимости самой детали. Уменьшение расстояния l<0,2Н от нижней полки снижает вероятность обнаружения при эксплуатации трещины в детали.

Выбор отношения толщины δ2 части каждой из боковых стенок к толщине δ3 нижней полки, равного , обусловлен тем, что излишнее увеличение толщины стенки δ1 приведет к созданию теплового узла, который при остывании после заливки стали в опоку может привести к образованию усадочных трещин, снижающих прочность детали.

Сечение опасных зон литых деталей тележек (боковых рам и надрессорных балок) имеют коробчатую форму, включающую две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки, при этом толщина δ1 боковых (вертикальных) стенок меньше толщины δ3 нижней полки. После частичного разрушения нижней полки трещиной усталости (которую при эксплуатации обнаружить не всегда удается) момент сопротивления сечения без нижней полки многократно уменьшается, что приводит к быстрому разрушению всего сечения.

Повышение живучести детали (т.е. снижение скорости разрушения детали) и выведение трещины на боковую стенку сечения, что повысит вероятность ее обнаружения в эксплуатации, достигается усилением напряженных зон за счет увеличения толщины δ1 боковых стенок сечения до величины δ2≥1,1δ1 на расстоянии (по высоте) l≥0,2Н от нижней полки, где Н - высота боковой стенки.

Таким образом, заявленный способ позволяет повысить надежность контроля отбраковки при эксплуатации литых деталей тележек грузовых вагонов, сократить число разрушившихся деталей в поездах, а также повысить минимальную живучесть деталей тележек более чем на 6%.

Похожие патенты RU2412073C1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки крупногабаритных литых деталей тележек грузовых вагонов 2016
  • Никулин Сергей Анатольевич
  • Рожнов Андрей Борисович
  • Белов Владислав Алексеевич
  • Фролов Алексей Александрович
RU2631781C1
Способ упрочнения деталей 1982
  • Попов Сергей Ильич
  • Михалев Михаил Семенович
  • Дерябин Лев Иванович
  • Сотников Вениамин Константинович
  • Берштейн Лазарь Исаакович
  • Малыгин Юрий Николаевич
  • Осадчук Григорий Иванович
  • Терешкин Леонид Владимирович
  • Коваль Владимир Виленович
  • Матвиенко Анатолий Филиппович
  • Шагалов Владимир Леонидович
SU1157087A1
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2002
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Лозовик Ирина Михайловна
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Роговенко Ольга Александровна
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Кирпа Георгий Николаевич
RU2246416C2
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАЛИЧИЯ ТРЕЩИН В ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ТЕЛЕЖКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Лазарев Алексей Сергеевич
  • Лазарев Иван Сергеевич
  • Шведов Андрей Викторович
  • Кибкало Алексей Алексеевич
  • Торопов Юрий Михайлович
  • Скобеев Владимир Павлович
  • Мягков Борис Анатольевич
RU2535246C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2004
  • Попов С.И.
  • Кралин В.С.
  • Осинцев А.В.
RU2260060C1
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2002
  • Дверников В.В.
  • Золотовский А.В.
RU2224673C2
НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 2008
  • Хоминич Валерий Семенович
  • Богданов Виталий Петрович
  • Барановский Александр Владимирович
RU2388632C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2017
  • Фролов Алексей Александрович
  • Вальков Леонид Афанасьевич
RU2639082C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ 2010
  • Захаров Николай Викторович
RU2436850C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ включает упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки. Упрочнение детали осуществляют путем изменения толщины части боковых стенок детали до величины δ2≥1,1δ1 на расстоянии l≥0,2Н от нижней полки, где δ1 - первоначальная толщина каждой из боковых стенок, Н - высота каждой из боковых стенок. Достигается повышение минимальной живучести деталей тележек. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 412 073 C1

1. Способ повышения живучести литых деталей тележек грузовых вагонов, преимущественно боковых рам и надрессорных балок, включающий упрочнение детали, имеющей в сечении две боковые стенки, нижнюю и верхнюю полки, отличающийся тем, что упрочнение детали осуществляют путем изменения толщины части боковых стенок детали до величины δ2≥1,1δ1 на расстоянии l≥0,2Н от нижней полки, где δ1 - первоначальная толщина каждой из боковых стенок, Н - высота каждой из боковых стенок.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отношение n толщины δ2 части каждой из боковых стенок к толщине δ3 нижней полки равно .

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что изменяют толщину части боковой стенки до величины δ2, равной 1,1δ1≤δ2<1,15δ1.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что толщину части боковой стенки увеличивают на расстоянии l от нижней полки, равном 0,2Н≤l≤0,5Н.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2412073C1

Способ упрочнения деталей 1982
  • Попов Сергей Ильич
  • Михалев Михаил Семенович
  • Дерябин Лев Иванович
  • Сотников Вениамин Константинович
  • Берштейн Лазарь Исаакович
  • Малыгин Юрий Николаевич
  • Осадчук Григорий Иванович
  • Терешкин Леонид Владимирович
  • Коваль Владимир Виленович
  • Матвиенко Анатолий Филиппович
  • Шагалов Владимир Леонидович
SU1157087A1
Способ продления ресурса деталей машин 1989
  • Израилев Юрий Львович
  • Анохов Александр Ефимович
SU1691041A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2001
  • Попов С.И.
RU2214899C2
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Токман Ефим Исаакович
  • Лобов Игорь Эдуардович
  • Кожевников Николай Георгиевич
RU2294855C1
US 5718177 A, 17.02.1998.

RU 2 412 073 C1

Авторы

Плоткин Владимир Семенович

Ефимов Виктор Петрович

Байков Хакимжан Хамазанович

Пранов Александр Алексеевич

Белоусов Константин Анатольевич

Даниленко Денис Викторович

Любимов Юрий Андреевич

Григурко Владимир Васильевич

Даты

2011-02-20Публикация

2009-07-14Подача