Изобретение относится к технической диагностике, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для контроля и диагностирования двигателей внутреннего сгорания транспортных средств в процессе их изготовления, технического обслуживания и ремонта.
Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства путем измерения характерного параметра и сравнения его с заданной величиной, заключающийся в том, что непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу (Заявка на изобретение РФ №94026955, М.кл. G01M 15/00, опубл. 27.05.1996 г.).
Недостатками известного способа являются невысокие точность и достоверность определения технического состояния двигателя. Это объясняется тем, что изменение частоты вращения коленчатого вала может происходить по причине нарушения процессов в цилиндрах двигателя и изменения условий трения в кривошипно-шатунном механизме. Следовательно, возникает неоднозначность в определении причины снижения частоты вращения коленчатого вала. Решение данной проблемы можно осуществить за счет однозначного определения исправности цилиндров двигателя. Изменение коэффициента сжатия в цилиндре приводит к изменению скорости и времени горения смеси Тгi, где i - номер цилиндра. Измерение Тгi в каждом цилиндре производится по времени превышения амплитуды сигнала с выхода вибродатчика, установленного на данном цилиндре, определенного порога, синхронно с сигналом от системы зажигания автомобиля. Измерение времени горения смеси для каждого цилиндра производится в нескольких циклах работы двигателя.
По результатам измерения величины времени горения смеси можно определить характерный параметр δгi для каждого цилиндра из выражения где Тгimax - максимальное значение времени горения смеси, Тгimin - минимальное значение времени горения смеси, Тгiср - среднее значение времени горения смеси и сравнения его с заданной величиной δгi. Эта величина определяется при испытаниях исправного двигателя. При выполнении условия δгi-δэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной. При невыполнении данного условия - неисправной.
Технической задачей изобретения является повышение точности и достоверности определения технического состояния двигателя.
Технический результат изобретения достигается тем, что в предлагаемом способе оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства путем измерения первого характерного параметра и сравнения его с заданной величиной, заключающемся в том, что непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу, дополнительно определяют исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре где Тгimax - максимальное значение времени горения смеси, Тгimin - минимальное значение времени горения смеси, Тгiср - среднее значение времени горения смеси, сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгi-δэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной, при невыполнении данного условия - неисправной.
Реализация способа осуществляется с помощью компьютера, на входы которого поступают сигналы от соответствующих датчиков. На чертеже приведена структурная схема устройства, реализующего способ, где 1 - блок датчиков, 2 - компьютер.
Определение технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства по предлагаемому способу производят следующим образом. С помощью подъемного устройства вывешивают ведущий мост автомобиля до появления гарантированного зазора между колесами и опорной поверхностью и фиксируют его в этом положении. На двигатель устанавливают датчик частоты вращения коленчатого вала и соединяют его с устройством для измерения неравномерности вращения, выполненным, например, по а.с. СССР N 1035521.
Запускают двигатель, соединяют его с трансмиссией и прокручиванием ее на различных передачах прогревают агрегаты автомобиля до нормального теплового состояния. Затем в коробке передач устанавливают первую передачу и выводят двигатель на заданный установившийся скоростной режим (в данном случае ωср 63,05 с-1). Далее с помощью измерительного устройства непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины (например, через 15°) за цикл работы двигателя (два оборота коленчатого вала) с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра (например, с рабочим ходом первого цилиндра). По известным формулам определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала и по полученным результатам находят зависимость частоты вращения коленчатого вала по углу его поворота в пределах цикла работы двигателя.
Затем определяют коэффициент неравномерности вращения в пределах цикла работы двигателя δц по формуле
Сравнивают полученное значение δц с его нормативным значением. Если найденное значение δц не превышает своего нормативного значения, то это свидетельствует о том, что цилиндры двигателя работают равномерно, и на этом процесс диагностирования заканчивается.
Если найденное значение δц превышает нормативное значение, возникает необходимость определять исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра. Это осуществляется путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, за счет обработки информации с датчиков вибрации, установленных на каждом цилиндре. По полученным Тгi определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре где Тгimax - максимальное значение времени горения смеси, Тгimin - минимальное значение времени горения смеси, Тгiср - среднее значение времени горения смеси, сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгi-δэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной. При этом делается вывод о неисправности в кривошипно-шатунном механизме.
При невыполнении условия δгi-δэт≤0,01 делается вывод о неисправности в цилиндропоршневой группе и в кривошипно-шатунном механизме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2407662C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2014 |
|
RU2545150C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2428672C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2037803C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2571693C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2431818C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2293962C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2475717C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2458330C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2561664C1 |
Изобретение относится к технической диагностике. Сущность способа оценки заключается в том, что измеряют первый характерный параметр и сравнивают его с заданной величиной, непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу, определяют исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре , сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгi-δэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной, при невыполнении данного условия - неисправной. 1 ил.
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства путем измерения первого характерного параметра и сравнения его с заданной величиной, заключающийся в том, что непрерывно измеряют промежутки времени, соответствующие повороту коленчатого вала на смежные и равные угловые интервалы заданной величины за цикл работы двигателя на любом установившемся скоростном режиме с синхронизацией начала измерения с одним и тем же тактом цикла работы определенного цилиндра, определяют значения частоты вращения коленчатого вала в пределах каждого углового интервала, получают зависимость частоты вращения по углу поворота коленчатого вала, определяют коэффициенты неравномерности вращения коленчатого вала в пределах цикла работы двигателя и периода изменения крутящего момента, и полученные коэффициенты используют в качестве характерного параметра, измерение характерного параметра двигателя производят под нагрузкой, создаваемой присоединением к двигателю вывешенной трансмиссии транспортного средства, причем для получения более стабильных результатов в коробке передач транспортного средства устанавливают пониженную передачу, отличающийся тем, что определяют исправность цилиндропоршневой группы каждого цилиндра путем определения времени горения смеси в каждом цилиндре двигателя Тгi в нескольких циклах работы двигателя, определяют второй характерный параметр, соответствующий времени горения смеси в каждом цилиндре , сравнивают его с эталонным δэт, определенным на исправном двигателе, при выполнении условия δгi-δэт≤0,01 данная цилиндропоршневая группа считается исправной, при невыполнении данного условия - неисправной.
RU 94026955 A1, 27.05.1996 | |||
SU 17000418 A1, 23.12.1991 | |||
Устройство для диагностирования цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1777021A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2037803C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРУЗКИ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2080578C1 |
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОРШНЕВЫХ МАШИН ПО СПЕКТРАЛЬНЫМ ИНВАРИАНТАМ | 2007 |
|
RU2337341C1 |
US 5113828 A, 19.05.1992. |
Авторы
Даты
2011-06-27—Публикация
2009-11-23—Подача