СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ Российский патент 2011 года по МПК B23K20/02 B23K101/26 

Описание патента на изобретение RU2423211C1

Изобретение относится к сварке давлением и может быть использовано при соединении стыков железнодорожных, трамвайных и других транспортных рельсов.

Известен способ сварки давлением с подогревом, заключающийся в том, что первоначально производится механическая обработка торцов рельсов, соединение их встык и центрирование. Затем прикладывается сжимающее усилие и производится индукционный нагрев стыка до температуры 0,8-0,9 температуры плавления [Патент РФ №2285596, МПК: В23К 20/00. «Способ сварки рельсов давлением с подогревом» авторов Губарева А.В. и Лужина С.В., опубл. 20.10.2006, БИ №29].

Недостатком этого способа является низкая прочность сварного шва за счет того, что в зоне сварного шва структура более крупнозернистая, чем в основном металле.

Известен способ сварки давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку торцов соединяемых деталей (рельсов), собирают встык соединяемые детали из стали, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°C÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°C÷(Мн+400)°C, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды [Патент РФ №2308363, МПК: В23К 20/02. «Способ сварки давлением с подогревом» авторов Бондаренко А.А., Маерова Г.Р. и др., опубл. 20.10.2007, БИ №29].

Недостатком этого способа является низкая прочность в зоне стыка за счет того, что величина зерна определяется химическим составом и крупнее, чем в основном металле. Этот способ не позволяет получить достаточную ударную вязкость в сварном шве и прочность.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение прочности и твердости в зоне стыка за счет образования мелкозернистой структуры, повышения ударной вязкости сварного стыка.

Технический результат достигается тем, что в способе сварки рельсов давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку их торцов, стыкуют рельсы, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°C÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°C ÷(Мн+400)°C, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды, причем после механической обработки торцы рельсов подвергают азотированию на глубину 0,05-0,1 мм.

Азотирование торцов рельсов обеспечивает образование мелкозернистой структуры (на 1-2 балла мельче) поверхностного слоя металла по сравнению со структурой основного материала. При уменьшении структуры металла повышается ударная вязкость в 1,5 раза и прочность на изгиб на 15-20%.

Пример реализации способа.

Например, сваривают рельсы Р65 из стали М76. Перед сваркой торцы рельсов механически обрабатывают и подвергают азотированию. Рельсы стыкуют в сварочной установке, совмещают по периметру, выравнивают по рабочей грани поверхности катания. Затем проводят аустенизацию стыков. Например, производят индукционный нагрев при температуре (Ас3+350)°C и выдерживают при этой температуре не менее 15 сек, затем к торцам прикладывают сжимающее усилие с последующей осадкой, а после осадки стык охлаждают воздушно-водной смесью до температуры, как например (Мн+350)°C, а затем воздухом до температуры окружающей среды.

Результаты испытания сведены в таблицу.

Таблица Твердость и прочность объемно-закаленных рельсов Р65 при различных видах сварки Способ сварки Твердость рельсов в зоне стыка, ед.НВ Нагрузка разрушением Рн рельсов при статическом поперечном изгибе с пролетом 1 м, кН Сварка давлением с подогревом (прототип по патенту №2308363) 355 2235 350 2222 346 2210 Сварка давлением с подогревом (по предлагаемому техническому решению) 365 2235 359 2222 355 2210

Предлагаемый способ сварки позволяет повысить прочность в зоне стыка, увеличить морозостойкость и ударную вязкость, что способствует увеличению срока службы рельсов и обеспечивает безопасность движения поездов.

Похожие патенты RU2423211C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ 2010
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Атапин Виталий Владимирович
  • Колесников Евгений Игорьевич
RU2425738C1
СПОСОБ СВАРКИ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ 2006
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Кривченко Александр Львович
  • Маложон Иван Михайлович
  • Лужин Сергей Владимирович
RU2308363C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2009
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Атапин Виталий Владимирович
  • Федорова Оксана Анатольевна
  • Колесников Евгений Игорьевич
  • Малянов Денис Владимирович
RU2423212C1
СПОСОБ АЛЮМИНОТЕРМИТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2009
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Атапин Виталий Владимирович
  • Федорова Оксана Анатольевна
  • Колесников Евгений Игорьевич
  • Малянов Денис Владимирович
RU2423213C1
СПОСОБ СВАРКИ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ ТРУБ ИЗ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2006
  • Губарев Александр Вениаминович
RU2352442C2
СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ 2005
  • Губарев Александр Вениаминович
  • Лужин Сергей Владимирович
RU2285596C2
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2012
  • Маёров Георгий Романович
  • Юрченко Дарья Александровна
  • Максимов Илья Сергеевич
  • Ишимова Эльвира Бекбулатовна
RU2524526C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ТРУБЧАТЫХ ИЗДЕЛИЙ 2004
  • Недоспасов Лев Александрович
  • Помазан Александр Александрович
  • Лежнин Константин Витальевич
  • Пуйко Алексей Васильевич
  • Немцев Сергей Александрович
  • Рязанцев Юрий Михайлович
  • Щавлева Любовь Александровна
  • Мокшин Сергей Константинович
  • Бухарин Олег Георгиевич
  • Дейнеко Леонид Николаевич
  • Величко Александр Григорьевич
  • Кимстач Татьяна Владимировна
  • Большаков Владимир Иванович
RU2279487C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РЕЛЬСОВ 2006
  • Фещуков Алексей Николаевич
  • Осипов Александр Владимирович
  • Земан Святослав Константинович
  • Муркин Максим Николаевич
RU2309185C1
Способ термической обработки сварных рельсов 1989
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Кучук-Яценко Сергей Иванович
  • Богорский Михаил Владимирович
  • Шевченко Виктор Геннадьевич
SU1735392A1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ

Изобретение может быть использовано при соединении стыков железнодорожных, трамвайных и других транспортных рельсов. Производят механическую обработку соединяемых торцов и подвергают их азотированию на глубину 0,05-0,1 мм. После стыковки рельсов прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка. После осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды. Изобретение направлено на повышение прочности и твердости в зоне стыка за счет образования мелкозернистой структуры, повышения ударной вязкости металла. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 423 211 C1

Способ сварки рельсов давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку их торцов, стыкуют рельсы, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды, отличающийся тем, что после механической обработки торцы рельсов подвергают азотированию на глубину 0,05-0,1 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2423211C1

СПОСОБ СВАРКИ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ 2006
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Кривченко Александр Львович
  • Маложон Иван Михайлович
  • Лужин Сергей Владимирович
RU2308363C1
СПОСОБ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ 2005
  • Губарев Александр Вениаминович
  • Лужин Сергей Владимирович
RU2285596C2
СПОСОБ БЕЗГРАТОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ ДАВЛЕНИЕМ С ПОДОГРЕВОМ 2006
  • Губарев Александр Вениаминович
  • Бабаев Алексей Петрович
RU2325980C1
Способ контактной стыковой сварки рельсов 1988
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Лядов Владимир Васильевич
  • Гридин Александр Петрович
  • Дорофеева Нина Ивановна
SU1563920A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1

RU 2 423 211 C1

Авторы

Бондаренко Алексей Алексеевич

Маёров Георгий Романович

Колесников Евгений Игорьевич

Атапин Виталий Владимирович

Федорова Оксана Анатольевна

Малянов Денис Владимирович

Гильмутдинова Елена Аликовна

Даты

2011-07-10Публикация

2009-12-01Подача