Способ термической обработки сварных рельсов Советский патент 1992 года по МПК C21D9/04 C21D9/50 

Описание патента на изобретение SU1735392A1

Изобретение относится к термической обработке сварных изделий, например, длинномерных рельсов и бесстыковых плетей, и может быть использовано на железнодорожном, городском и промышленном транспорте.

Известен способ термической обработки сварных изделий, например рельсов, по которому головку рельса в зоне сварного шва подвергают индукционному нагреву до температуры 850-900°С, а затем охлаждают воздушноводяной смесью.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ термической обработки сварных изделий, например рельсов, по которому производят нагрев всего сечения в зоне сварного шва до температуры 850-900°С с последующим ускоренным охлаждением подошвы и шейки рельса естественным или принудительным путем,

Этот способ позволяет улучшить структуру сварного стыка по всему сечению рельсов, в том числе в подошве.

Однако недостатком известного способа является трудность восстановления повышенной однородной твердости металла в головке в связи со значительной протяженностью зоны нагрева при термической обработке сварных стыков по сравнению с зоной влияния от сварки. При узкой зоне нагрева для термической обработки сварных стыков, соизмеримой с зоной влияния от сварки, не обеспечиваются необходимые высокие показатели пластичности сварных стыков рельсов, что делает малоэффективным такую термическую обработку при сварке рельсов современного и перспективного производства, особенно с комплексными раскислителями стали, склонными к подкалке металла, в первую очередь объемно закаленных. В целом и при этом способе термической обработки из-за деформирования при нагреве и охлаждении также трудно

VJ

ICO

ел

CJ

о

ю

обеспечить прямолинейность плетей в зоне сварки в головке по поверхности катания при сварке рельсов, в первую очередь объемно закаленных, концы которых обычно имеют искривления с вогнутостью вниз.

Цель изобретения - повышение качества и надежности сварных изделий за счет повышения прочности и пластичности, улучшения прямолинейности рельсов.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе термической обработки сварных рельсов, включающем нагрев всего сечения рельса в зоне сварного шва до 850- 900 С и принудительное охлаждение головки с одновременным охлаждением шейки и подошвы на воздухе, нагрев головки осуществляют на ширине, равной зоне термического влияния сварки, а подошвы и шейки - на ширине, превышающей ширину нагрева головки по меньшей мере в 1,5-2 раза, при этом охлаждение головки ведут со скоростью 10-40°С/с до температуры не ниже 300-400°С.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Для апробации способа были сварены контактным стыковым способом непрерывным плавлением рельсы типа Р65 с комплексными раскислителями стали, объемно закаленные (массой порядка 65 кг) и площадью поперечного сечения 83 см2). Приме- няли рельсы марки М76 из сталей, раскисленных и модифицированных с использованием циркония, а также ванадиевого чугуна, сварку выполняли на контактной стыковой машине типа К-190. Мощность машин 200 кВт. Параметры сварки: время 225 с, удельное давление прессования 4 кгс/мм .

Термическую обработку сварных стыков объемно закаленных рельсов производили на индукционной установке типа ИТ-100/2,4. Мощность установки 100 кВт, ток средней частоты 2,4 кГц. Рельс типа Р65 в месте сварки нагревали до температуры 900°С с помощью двух щелевых индукторов с активными проводами в головке шириной до 90 мм, а в подошве и шейке длиной 160 мм и магнитопроводами. При частичном (400-500°С) использовании тепла от сварки время нагрева составляло 220 с, а охлажденных стыков после сварки до комнатной температуры 330 °С. Охлаждали головку сварных стыков рельсов воздушноводяной смесью в течение 70 с со скоростью 12- 18°/с до температуры 300°С (после самоотпуска 450°С). Подошву и шейки сварных стыков рельсов охлаждали на воздухе.

Испытания сварных стыков рельсов типа Р65 производили на статический попе- речный изгиб. Расстояние между опорами составляло 1 м. Нагрузку прикладывали посередине в месте сварного стыка.

Сварные рельсы после термической обработки стыков по предлагаемому методу и

указанным выше параметрам при изгибе с растяжением как в подошве, так и в головке имели высокие показатели пластичности (стрелы прогибов 50-60 мм), т.е. полностью удовлетворяют установленным требованиям к сварным рельсам. Такие сварные рельсы имели также высокую прочность при изгибе с растяжением как в подошве, так и головке (разрушающие нагрузки 220-240 тс и 185-195 тс при приемочных браковочных

нормах 165 и 140 тс). После испытаний такие сварные стыки рельсов имели вязкие поперечные изломы без выколов и трещин, например в шейке.

По сравнению с известным предлагаемый способ термической обработки позволяет повысить качество и надежность сварных изделий за счет повышения прочности и пластичности, улучшения прямолинейности рельсов. При этом в головке

рельсов в местах сварки обеспечивается прочность и твердость на уровне основного металла и высокая степень прямолинейности без вогнутостей (седловин) в сварных стыках, а в подошве и нижней части шейки

рельсов за счет повышения пластичности, вязкости и живучести металла удается значительно уменьшить склонность к хрупким изломам со сложной формой разрушения. В целом это обеспечивает безаварийную эксплуатацию сварных рельсов.

Формула изобретения Способ термической обработки сварных рельсов, преимущественно объемно-за- каленных, включающий нагрев всего

сечения рельса в зоне сварного шва до 850- 900°С и принудительное охлаждение головки с одновременным охлаждением шейки и подошвы на воздухе, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и

пластичности, улучшения прямолинейности, нагрев головки осуществляют на ширине, равной зоне термического влияния сварки, а подошвы и шейки - на ширине, превышающей ширину нагрева головки по меньшей

мере в 1,5-2,0 раза, при этом охлаждение головки ведут со скоростью 10-40°С/с до температуры не ниже 300°С.

Похожие патенты SU1735392A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2008
  • Николин Аркадий Игорьевич
  • Гудков Александр Владимирович
  • Берзин Михаил Михайлович
RU2371535C1
Способ контактной стыковой сварки рельсов 1988
  • Генкин Иосиф Зеликович
  • Лядов Владимир Васильевич
  • Гридин Александр Петрович
  • Дорофеева Нина Ивановна
SU1563920A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2012
  • Маёров Георгий Романович
  • Юрченко Дарья Александровна
  • Максимов Илья Сергеевич
  • Ишимова Эльвира Бекбулатовна
RU2524526C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РЕЛЬСОВ 2006
  • Фещуков Алексей Николаевич
  • Осипов Александр Владимирович
  • Земан Святослав Константинович
  • Муркин Максим Николаевич
RU2309185C1
Способ термической обработки сварных соединений рельсов и устройство для осуществления способа 2018
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Илья Сергеевич
  • Менжунов Николай Юрьевич
RU2705820C1
СПОСОБ КОПТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ЗАКАЛЕННЫХРЕЛЬСОВ 1966
SU187185A1
Способ и устройство термической обработки сварных соединений рельсов 2017
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Илья Сергеевич
RU2667574C1
Способ изготовления рельсовых плетей и комплекс для осуществления способа 2017
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Илья Сергеевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Сергеев Сергей Михайлович
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2681046C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2006
  • Бондаренко Алексей Алексеевич
  • Маёров Георгий Романович
  • Кривченко Александр Львович
  • Маложон Иван Михайлович
  • Лужин Сергей Владимирович
RU2308362C1
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ 2020
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Крюков Роман Евгеньевич
  • Козырева Ольга Евгеньевна
  • Усольцев Александр Александрович
  • Шевченко Виктория Витальевна
RU2743440C1

Реферат патента 1992 года Способ термической обработки сварных рельсов

Сущность изобретения: головку рельса нагревают на ширину зоны термического влияния сварки до 850-900°С. Одновременно нагревают до данной температуры подо- шву и шейку рельса на ширину, превышающую зону термического влияния сварки не менее чем на 1,5-2 раза. Головку охлаждают со скоростью 10-40°С/с до температуры не ниже 300°С. Шейку и подошву охлаждают на воздухе.

Формула изобретения SU 1 735 392 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1735392A1

БИБЛИОТЕК?. 0
SU373318A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 735 392 A1

Авторы

Генкин Иосиф Зеликович

Кучук-Яценко Сергей Иванович

Богорский Михаил Владимирович

Шевченко Виктор Геннадьевич

Даты

1992-05-23Публикация

1989-12-13Подача