Изобретение относится к термической обработке сварных изделий, например, длинномерных рельсов и бесстыковых плетей, и может быть использовано на железнодорожном, городском и промышленном транспорте.
Известен способ термической обработки сварных изделий, например рельсов, по которому головку рельса в зоне сварного шва подвергают индукционному нагреву до температуры 850-900°С, а затем охлаждают воздушноводяной смесью.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ термической обработки сварных изделий, например рельсов, по которому производят нагрев всего сечения в зоне сварного шва до температуры 850-900°С с последующим ускоренным охлаждением подошвы и шейки рельса естественным или принудительным путем,
Этот способ позволяет улучшить структуру сварного стыка по всему сечению рельсов, в том числе в подошве.
Однако недостатком известного способа является трудность восстановления повышенной однородной твердости металла в головке в связи со значительной протяженностью зоны нагрева при термической обработке сварных стыков по сравнению с зоной влияния от сварки. При узкой зоне нагрева для термической обработки сварных стыков, соизмеримой с зоной влияния от сварки, не обеспечиваются необходимые высокие показатели пластичности сварных стыков рельсов, что делает малоэффективным такую термическую обработку при сварке рельсов современного и перспективного производства, особенно с комплексными раскислителями стали, склонными к подкалке металла, в первую очередь объемно закаленных. В целом и при этом способе термической обработки из-за деформирования при нагреве и охлаждении также трудно
VJ
ICO
ел
CJ
о
ю
обеспечить прямолинейность плетей в зоне сварки в головке по поверхности катания при сварке рельсов, в первую очередь объемно закаленных, концы которых обычно имеют искривления с вогнутостью вниз.
Цель изобретения - повышение качества и надежности сварных изделий за счет повышения прочности и пластичности, улучшения прямолинейности рельсов.
Указанная цель достигается тем, что в известном способе термической обработки сварных рельсов, включающем нагрев всего сечения рельса в зоне сварного шва до 850- 900 С и принудительное охлаждение головки с одновременным охлаждением шейки и подошвы на воздухе, нагрев головки осуществляют на ширине, равной зоне термического влияния сварки, а подошвы и шейки - на ширине, превышающей ширину нагрева головки по меньшей мере в 1,5-2 раза, при этом охлаждение головки ведут со скоростью 10-40°С/с до температуры не ниже 300-400°С.
Изобретение осуществляется следующим образом.
Для апробации способа были сварены контактным стыковым способом непрерывным плавлением рельсы типа Р65 с комплексными раскислителями стали, объемно закаленные (массой порядка 65 кг) и площадью поперечного сечения 83 см2). Приме- няли рельсы марки М76 из сталей, раскисленных и модифицированных с использованием циркония, а также ванадиевого чугуна, сварку выполняли на контактной стыковой машине типа К-190. Мощность машин 200 кВт. Параметры сварки: время 225 с, удельное давление прессования 4 кгс/мм .
Термическую обработку сварных стыков объемно закаленных рельсов производили на индукционной установке типа ИТ-100/2,4. Мощность установки 100 кВт, ток средней частоты 2,4 кГц. Рельс типа Р65 в месте сварки нагревали до температуры 900°С с помощью двух щелевых индукторов с активными проводами в головке шириной до 90 мм, а в подошве и шейке длиной 160 мм и магнитопроводами. При частичном (400-500°С) использовании тепла от сварки время нагрева составляло 220 с, а охлажденных стыков после сварки до комнатной температуры 330 °С. Охлаждали головку сварных стыков рельсов воздушноводяной смесью в течение 70 с со скоростью 12- 18°/с до температуры 300°С (после самоотпуска 450°С). Подошву и шейки сварных стыков рельсов охлаждали на воздухе.
Испытания сварных стыков рельсов типа Р65 производили на статический попе- речный изгиб. Расстояние между опорами составляло 1 м. Нагрузку прикладывали посередине в месте сварного стыка.
Сварные рельсы после термической обработки стыков по предлагаемому методу и
указанным выше параметрам при изгибе с растяжением как в подошве, так и в головке имели высокие показатели пластичности (стрелы прогибов 50-60 мм), т.е. полностью удовлетворяют установленным требованиям к сварным рельсам. Такие сварные рельсы имели также высокую прочность при изгибе с растяжением как в подошве, так и головке (разрушающие нагрузки 220-240 тс и 185-195 тс при приемочных браковочных
нормах 165 и 140 тс). После испытаний такие сварные стыки рельсов имели вязкие поперечные изломы без выколов и трещин, например в шейке.
По сравнению с известным предлагаемый способ термической обработки позволяет повысить качество и надежность сварных изделий за счет повышения прочности и пластичности, улучшения прямолинейности рельсов. При этом в головке
рельсов в местах сварки обеспечивается прочность и твердость на уровне основного металла и высокая степень прямолинейности без вогнутостей (седловин) в сварных стыках, а в подошве и нижней части шейки
рельсов за счет повышения пластичности, вязкости и живучести металла удается значительно уменьшить склонность к хрупким изломам со сложной формой разрушения. В целом это обеспечивает безаварийную эксплуатацию сварных рельсов.
Формула изобретения Способ термической обработки сварных рельсов, преимущественно объемно-за- каленных, включающий нагрев всего
сечения рельса в зоне сварного шва до 850- 900°С и принудительное охлаждение головки с одновременным охлаждением шейки и подошвы на воздухе, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и
пластичности, улучшения прямолинейности, нагрев головки осуществляют на ширине, равной зоне термического влияния сварки, а подошвы и шейки - на ширине, превышающей ширину нагрева головки по меньшей
мере в 1,5-2,0 раза, при этом охлаждение головки ведут со скоростью 10-40°С/с до температуры не ниже 300°С.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ | 2008 |
|
RU2371535C1 |
Способ контактной стыковой сварки рельсов | 1988 |
|
SU1563920A1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ | 2012 |
|
RU2524526C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РЕЛЬСОВ | 2006 |
|
RU2309185C1 |
Способ термической обработки сварных соединений рельсов и устройство для осуществления способа | 2018 |
|
RU2705820C1 |
СПОСОБ КОПТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ ЗАКАЛЕННЫХРЕЛЬСОВ | 1966 |
|
SU187185A1 |
Способ и устройство термической обработки сварных соединений рельсов | 2017 |
|
RU2667574C1 |
Способ изготовления рельсовых плетей и комплекс для осуществления способа | 2017 |
|
RU2681046C1 |
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ | 2006 |
|
RU2308362C1 |
СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ | 2020 |
|
RU2743440C1 |
Сущность изобретения: головку рельса нагревают на ширину зоны термического влияния сварки до 850-900°С. Одновременно нагревают до данной температуры подо- шву и шейку рельса на ширину, превышающую зону термического влияния сварки не менее чем на 1,5-2 раза. Головку охлаждают со скоростью 10-40°С/с до температуры не ниже 300°С. Шейку и подошву охлаждают на воздухе.
БИБЛИОТЕК?. | 0 |
|
SU373318A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1992-05-23—Публикация
1989-12-13—Подача