Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться при конструировании и изготовлении гусениц снегоболотоходов, сельскохозяйственных машин, самоходных установок.
Известна гусеница по патенту RU 2123954, содержащая эластичную бесконечную ленту, съемные грунтозацепы, армированные упругими пластинами, накладки, установленные между грунтозацепами, резьбовые элементы и элементы зацепления. Отличительными признаками известной гусеницы являются: наличие дистанционных втулок, установленных на резьбовых элементах и между элементами зацепления и упругими пластинами, выполненными с опорной площадкой в центральной части, а также выполнение грунтозацепов Ф-образной конфигурации.
Недостатками известной гусеницы являются:
- сложность технологической оснастки, необходимой для формования Ф-образных грунтозацепов;
- малый срок службы эластичных грунтозацепов при движении транспортного средства преимущественно по каменистым и с некачественным покрытием дорогам;
- значительный вес грунтозацепов;
- отсутствие в конструкции гусеницы элементов, ограничивающих ее сдвиг вбок относительно опорных катков.
Известна гусеница по патенту RU 2059504, выбранная в качестве прототипа.
Известная гусеница содержит бесконечную эластичную ленту, закладные элементы, распложенные поперек оси ленты внутри массива резины между цевочными окнами. На внутренней стороне ленты распложены беговые дорожки для качения опорных катков и направляющего колеса. На внешней стороне ленты и под закладными элементами расположены поперечные почвозацепы, выполненные из того же материала, что и лента. Вершина почвозацепа, контактирующая с почвой, выполнена плоской. При движении транспортного средства крутящий момент от ведущего колеса передается посредством зацепления зубьев колеса с цевочными окнами через закладной элемент на почвозацепы.
Недостатками прототипа являются:
- повышенный вес эластичной ленты;
- повышенная трудоемкость изготовления ленты за счет армирования ее закладными элементами;
- пониженный срок службы эластичной ленты за счет накопления во времени растяжения и износа цевочных окон;
- малый срок службы эластичных почвозацепов при движении транспортного средства преимущественно по каменистым и с некачественным покрытием дорогам.
Техническим результатом предложенного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно:
- снижение веса эластичной ленты;
- снижение трудоемкости изготовления ленты;
- увеличение срока службы гусеницы.
Технический результат достигается тем, что в гусенице транспортного средства, содержащей бесконечную эластичную ленту, почвозацепы, прикрепленные к наружной стороне ленты, согласно изобретению бесконечная эластичная лента состоит из двух полотен, разнесенных по ширине гусеницы к ее краям, почвозацепы выполнены из алюминиевого или титанового сплавов, в центрах почвозацепов выполнены прямоугольные стаканы, в которых установлены эластичные подушки с заформованными в их нижние части шипами, к внутренним торцовым поверхностям почвозацепов прикреплены бугели, выполненные из алюминиевого или титанового сплавов, состоящие каждый из двух направляющих гребней, расположенной между гребнями беговой дорожки, двух цевочных выступов.
Алюминиевый сплав имеет следующую композиционную формулу:
AlосноваMnbFecTeeNid при следующем соотношении компонентов, ат.%:
0,28<b≤0,9
0,47<c≤0,5
0,09<e≤0,11
0,08<d≤0,1
Титановый сплав имеет следующую композиционную формулу:
TiосноваAlbVcModFeeSig при следующем соотношении компонентов, ат.%:
5,8<b≤6,2
3,7<c≤4,2
1,8<d≤3,2
0,18<e≤0,7
0,15<g≤0,4.
Выполнение бесконечной эластичной ленты из двух полотен, разнесенных по ширине гусеницы к ее краям, обеспечивает снижение веса гусеницы. При этом не происходит ухудшение проходимости транспортного средства.
Отсутствие в массиве полотен каких-либо закладных деталей способствует снижению трудоемкости изготовления бесконечной ленты, упрощает технологический процесс.
Выполнение почвозацепов из алюминиевого или титанового сплавов позволяет изготавливать балки почвозацепов гораздо меньшей ширины, чем по прототипу, что приводит к снижению веса этих узлов даже по сравнению с узлами, выполненными из резины. Применение той или иной марки сплава зависит от веса транспортного средства. Алюминиевый сплав применяется для гусениц машин весом до 1,5 тонны, титановый сплав применяется для гусениц машин весом до 3 тонн, так как он обладает более высокими прочностными характеристиками, чем алюминиевый сплав.
Выполнение в центрах почвозацепов прямоугольных стаканов, в которых установлены эластичные подушки с заформованными в их нижние части шипами, обеспечивает увеличение срока службы гусеницы за счет того, что при движении транспортного средства по дороге контакт ее с почвозацепами происходит с нижними частями эластичных подушек. Металлические балки почвозацепов при этом не касаются дороги, за счет чего предотвращается их износ, увеличивается срок службы гусеницы.
Оснащение почвозацепов бугелями позволяет за счет наличия на них направляющих гребней ориентировать опорные катки в пространстве, наличие же на них цевочных выступов делает ненужным выполнение цевочных окон на эластичной ленте, что способствует увеличению срока службы гусеницы. Изготовленные из алюминиевого или титанового сплавов бугели отличаются малым весом и высокой прочностью.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 показан поперечный разрез гусеницы.
На фиг.2 изображен продольный разрез гусеницы.
Гусеница транспортного средства содержит бесконечную эластичную ленту, состоящую из двух полотен 1 и 2, разнесенных по ширине гусеницы к ее краям. К полотнам 1 и 2 с помощью болтов 3 с гайками 4 и накладок 5 прикреплены почвозацепы 6, балки которых расположены перпендикулярно продольным осям симметрии полотен 1 и 2. В центрах почвозацепов 6 выполнены прямоугольные стаканы 7, в которых установлены эластичные подушки 8 с заформованными в их нижние части шипами 9. К внутренним торцевым поверхностям почвозацепов 6 посредством винтов 10 прикреплены бугели 11, состоящие каждый из двух направляющих гребней 12, расположенной между гребнями беговой дорожки 13 и двух цевочных выступов 14. Почвозацепы 6 и бугели 11 выполнены из алюминиевого или титанового сплавов.
При перематывании гусеницы во время движения транспортного средства по болоту или снегу основным рабочим органом гусеницы являются балки почвозацепов. При движении транспортного средства по дорогам с твердым покрытием контакт гусеницы с поверхностью дороги осуществляется нижними частями эластичных подушек, размещеных в стаканах почвозацепов. На обледенелых дорогах проскальзыванию гусениц препятствуют шипы, заформованные в нижние части эластичных подушек.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2428347C1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2446975C1 |
БЕСКОНЕЧНАЯ ЛЕНТОЧНАЯ ГУСЕНИЦА | 2007 |
|
RU2341403C1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ БЕСКОНЕЧНАЯ ГУСЕНИЧНАЯ ЛЕНТА | 1993 |
|
RU2064876C1 |
БЕСШАРНИРНАЯ СЕГМЕНТНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2131370C1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ БЕСКОНЕЧНАЯ ГУСЕНИЧНАЯ ЛЕНТА | 1993 |
|
RU2064877C1 |
Бесшарнирная гусеница транспортного средства | 2022 |
|
RU2793988C1 |
Бесконечная эластичная гусеница транспортного средства | 2017 |
|
RU2673168C2 |
АСФАЛЬТОХОДНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ | 2009 |
|
RU2400390C1 |
Гусеница с резинометаллическим шарниром параллельного типа и цевочным зацеплением с ведущим колесом | 2021 |
|
RU2761974C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Гусеница транспортного средства содержит бесконечную эластичную ленту, почвозацепы, прикрепленные к наружной стороне ленты. Бесконечная эластичная лента состоит из двух полотен, разнесенных по ширине гусеницы к ее краям. Почвозацепы выполнены из алюминиевого или титанового сплавов. В центрах почвозацепов выполнены прямоугольные стаканы, в которых установлены эластичные подушки с заформованными в их нижние части шипами. К внутренним торцовым поверхностям почвозацепов прикреплены бугели, выполненные из алюминиевого или титанового сплавов. Бугели состоят из двух направляющих гребней, расположенной между гребнями беговой дорожки и двух цевочных выступов. Достигается увеличение срока службы гусеницы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Гусеница транспортного средства, содержащая бесконечную эластичную ленту, почвозацепы, прикрепленные к наружной стороне ленты, отличающаяся тем, что бесконечная эластичная лента состоит из двух полотен, разнесенных по ширине гусеницы к ее краям, почвозацепы выполнены из алюминиевого или титанового сплавов, в центрах почвозацепов выполнены прямоугольные стаканы, в которых установлены эластичные подушки с заформованными в их нижние части шипами, к внутренним торцевым поверхностям почвозацепов прикреплены бугели, выполненные из алюминиевого или титанового сплавов, состоящие каждый из двух направляющих гребней, расположенной между гребнями беговой дорожки, двух цевочных выступов.
2. Гусеница транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что алюминиевый сплав имеет следующую композиционную формулу:
AlосноваMnbFecTeeNid при следующем соотношении компонентов, ат.%:
0,28<b≤0,9
0,47<с≤0,5
0,09<е≤0,11
0,08<d≤0,1.
3. Гусеница транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что титановый сплав имеет следующую композиционную формулу:
TiосноваAlbVcModFeeSig при следующем соотношении компонентов, ат.%:
5,8<b≤6,2
3,7<с≤4,2
1,8<d≤3,2
0,18<е≤0,7
0,15<g≤0,4.
Бесшарнирная гусеница транспортного средства | 1983 |
|
SU1087405A1 |
RU 2059505 C1, 10.05.1996 | |||
US 3853359 A, 10.12.1974 | |||
JP 4110285 A, 10.04.1992. |
Авторы
Даты
2011-08-20—Публикация
2010-04-12—Подача