Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода, и может быть использовано в стиральных машинах барабанного типа, подъемно-транспортных средствах для реализации повышенной и пониженной скорости, в робототехнике, что позволит исключить специальный привод поворота платформы робота.
Известны двухскоростные мотор-редукторы, описанные, например, в книге «Торцевые асинхронные электродвигатели интегрального изготовления» - М.: Энергоатомиздат, 1988 - 304 с., ил. ISBN 5-283-00496-1, автор Игнатов В.А., двигатель AG фирмы OYAKO, состоящие из низкоскоростного и высокоскоростного торцевых асинхронных самотормозящихся двигателей и редуктора. Ротор каждого двигателя установлен на валу с возможностью перемещения и подпружинен. Двигатели применяются для электропривода станков, подъемно-транспортных и конвейерных устройств. Недостатком этого мотор-редуктора является то, что необходимо использование двухскоростного (низкоскоростного и высокоскоростного) электродвигателей.
Наиболее близким по технической сущности является орбитальный мотор-редуктор, патент РФ 2217586/A.M. Литвиненко. - Орбитальный мотор-редуктор / опубл. 27.11.2003, Н02К 41/06, з-ка 2001106414/09 от 06.03.2001. Орбитальный мотор-редуктор содержит внешний и внутренний статоры с обмотками, блок из двух орбитальных роторов, установленных в водиле и имеющих короткозамкнутые обмотки, тормозное устройство, включающее в себя обмотку тормоза, взаимодействующую с подпружиненным тормозным сердечником с тормозной накладкой и диском, установленным в подшипнике, фланец и корпус. Блок роторов снабжен магнитопроводом с дополнительной обмоткой, размещенным в междуроторном пространстве.
Недостатком аналога является сложная технология изготовления торцевого статора.
Изобретение направлено на то, чтобы упростить изготовление торцевого статора. Это достигается тем, что в орбитальном мотор-редукторе, преимущественно торцевого типа, содержащим внутренний и внешний статоры с обмоткой, блок из орбитальных роторов, установленных в водиле, тормозное устройство, фланцы и корпус, согласно изобретению внутренний и внешний статоры выполнены в виде цилиндрических магнитопроводов с обмотками, снабженных дополнительными Г-образными магнитопроводами, которые установлены в зоне зубцов цилиндрических магнитопроводов. На фиг.1 показан вид на статор со стороны роторов, на фиг.2 - разрез вертикально-осевой плоскости.
Мотор-редуктор имеет корпус 1, дисковые торцевые якори (роторы) - сателлиты 2, снабжен выходным валом 3, установленном в подшипниках 4, водило 5. На водиле 5 в подшипниках 6 установлены роторы-сателлиты 2. Имеется тормоз, включающий в себя тормозной элемент - сердечник 7 с тормозной накладкой 8, взаимодействующей с катушкой 9 и пружиной 10. Накладка 8 взаимодействует с диском 11, который установлен в подшипнике 12, внутренняя часть диска 11 представляет собой венцовое зубчатое колесо внутреннего зацепления, которое взаимодействует с зубцами 13 ротора-сателлита 2. Ротор-сателлит имеет магнитопровод с короткозамкнутой обмоткой 14, которая находится в активной зоне внешнего и внутреннего торцевых статоров. Торцевые статоры собраны в виде цилиндрических магнитопроводов с обмотками - внешний 15 с обмоткой 16 и внутренний 17 с обмоткой 18. На внутренней стороне внешнего магнитопровода и внешней стороне внутреннего магнитопровода статора установлены внешние 19 и внутренние 20 Г-образные магнитопроводы, при этом их горизонтальные участки примыкают к зубцам цилиндрических магнитопроводов с обмотками, а вертикальные образуют зубцы торцевых статоров. Закрепление производится, например, с помощью внешнего 21 и внутреннего 22 распорных колец, которые имеют конические поверхности. С распорными кольцами соприкасаются нажимные кольца 23, в отверстиях которых размещен стягивающий болт 24 с гайкой 25 и контргайкой 26. Между магнитопроводами расположены внешние 27 и внутренние 28 диэлектрические вставки, которые выполняют роль пазов.
Устройство работает следующим образом при пониженной скорости, катушка 9 включена, пружина 10 сжата, сердечник 7 с накладкой 8 тормозит диск 11. Таким образом, венцовое зубчатое колесо фиксируется относительно корпуса. Статоры 15 и 17 включены, и в роторах 14 возникают вращающие моменты. Роторы-сателлиты 2, обкатываются по венцовому зубчатому колесу, совершают орбитальное движение, приводя во вращение водило 5 - выходной вал 3.
При повышенной скорости тормоз включен, катушка 9 обесточена. Пружины 10 отжимает тормозной элемент 7 и 8, освобождается диск с венцовым зубчатым колесом, который свободно вращается в подшипнике 12. Роторы 14 теперь являются составным ротором, который вращается согласно направленных полей торцевых статоров, образованных цилиндрическими магнитопроводами 15, 17 и Г-образными магнитпроводами 19, 20 соответственно. Оба заторможенных ротора 14 образуют составной ротор. Он вращает венцовое зубчатое колесо в подшипнике 12, таким образом, передаточное отношение от составного ротора к валу 3 равно единице, вал вращается с подсинхронной скоростью.
При переходе опять на пониженную скорость переключения происходят в обратном порядке.
Внешний торцевой статор может быть выполнен на базе обычных цилиндрических статоров с внутренним ротором. В этих условиях внешний Г-образный магнитопровод 19 является как бы продолжением зубца, а изоляционные вставки или расстояние между магнитопроводами является аналогом пазов.
Внутренняя активная зона двигателя мотор-редуктора может быть сформирована с помощью цилиндрического статора, применяемого с внешним ротором, а также в его качестве может быть использован неподвижный фазный ротор асинхронного двигателя или якорь двигателя постоянного тока с секциями, запаянными по трехфазной схеме. В этом случае Г-образный шихтованный магнитопровод 20 закреплен снаружи и выполняет роль продолжения зубцов внутреннего статора, а изоляционные промежутки между ними - роль пазов.
Наличие шихтованности позволяет Г-образным магнитпроводам 19, 20 принимать форму цилиндрической поверхности внутреннего и внешнего статоров, что способствует наиболее полному прилеганию магнитпроводам к зубцам, уменьшая переходное магнитное сопротивление, а также упрощает технологию изготовления за счет возможного исключения операции шлифовки в оправке.
Преимущество состоит в том, что путем использования простых и надежных Г-образных магнитопроводов с цилиндрическими статорами, удается улучшить технологичность устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОРБИТАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 2010 |
|
RU2505912C2 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 2001 |
|
RU2217856C2 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ ШАГОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 2001 |
|
RU2215358C2 |
МОТОР-РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2074490C1 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2071631C1 |
Статор орбитальной электрической машины | 2015 |
|
RU2646619C2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ТОРЦОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2150623C1 |
МОТОР-РЕДУКТОР С ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРЕЦЕССИРУЮЩИМ ЗУБЧАТЫМ КОЛЕСОМ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2538478C1 |
Самотормозящийся винтовой домкрат с аксиальным электродвигателем | 2018 |
|
RU2711321C1 |
Изобретение относится к области электромеханики, преимущественно к области двухскоростного электропривода. Сущность изобретения заключается в том, что мотор-редуктор, а именно его внутренний и внешний статоры выполнены в виде цилиндрических магнитопроводов, с дополнительно оборудованными Г-образными магнитопроводами, установленных в зоне зубцов внутри внешнего и снаружи внутреннего цилиндрических магнитопроводов. При этом в мотор-редукторе, как и в прототипе, может реализовываться двухскоростной режим работы. Основное преимущество устройства заключается в том, что позволяет избежать основной недостаток аналога - сложность изготовления торцевого статора. Это достигается за счет того, что вместо торцевых статоров используются цилиндрические магнитопровода, снабженные дополнительными Г-образными магнитопроводами. Технический результат - упрощение и повышение технологичности конструкции орбитального мотор-редуктора. 2 ил.
Орбитальный мотор-редуктор, содержащий внутренний и внешний статоры, блок из орбитальных роторов, установленных в водиле, тормозного устройства, фланцев и корпуса, отличающийся тем, что его внутренний и внешний статоры выполнены в виде цилиндрических магнитопроводов с дополнительно оборудованными Г-образными магнитопроводами, установленными в зоне зубцов внутри внешнего и снаружи внутреннего цилиндрических магнитопроводов.
Способ подготовки газа к транспортировке | 2002 |
|
RU2217586C2 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2071631C1 |
МОТОР-РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2074490C1 |
МОТОР-РЕДУКТОР | 2000 |
|
RU2171526C1 |
US 4951518 А, 28.08.1990 | |||
EP 0769839 A1, 23.04.1997 | |||
ИГНАТОВ В.А | |||
Торцевые асинхронные электродвигатели интегрального изготовления | |||
- М.: Энергоатомиздат, 1988, ил | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
2011-09-10—Публикация
2009-11-30—Подача