Мотор-колесо транспортного средства Российский патент 2024 года по МПК B60K7/00 

Описание патента на изобретение RU2813165C1

Изобретение относится к транспортным средствам и касается расположения электродвигателя в его ведущих колесах.

Из уровня техники известно мотор-колесо легкового автомобиля, показанное в патенте RU 2334626. Это мотор-колесо содержит электродвигатель, состоящий из статора, закрепленного неподвижно на силовых элементах подвески, на поворотном кулаке автомобильного колеса, и ротора электродвигателя. Ротор расположен на диске автомобильного колеса, при этом активный элемент ротора внутри которого размещено «беличье колесо», состоящее из двух стальных колес, соединенных между собой стальными шпильками, выполнен из легкосплавного материала в виде кольцевой вставки с отбортовкой с отверстиями на ней и закреплен в ободе колеса с помощью винтов. Щель между колесной вставкой и ободом колеса заполнена полимерным клеем. Одним из недостатков этого мотор-колеса является консольная установка кольцевой вставки ротора и статора электродвигателя в обод колеса. Наличие щели между кольцевой вставкой и ободом колеса, которую заполняют полимерным клеем, толщина которого может быть неравномерной, и отсутствие центрирования статора относительно кронштейнов подвески приведет к несоосному расположению ротора относительно статора и искажению воздушного зазора между ними, что ухудшит работоспособность электродвигателя. При износе элементов поворотного кулака у статора появляется свобода перемещения как в осевом, так и в радиальном направлениях, что приведет к заклиниванию вращения ротора. Другими недостатками этого мотор-колеса является расположение его тормозного механизма во внутреннем пространстве ротора и отсутствие защиты электродвигателя от действия окружающей среды. Попадание в электродвигатель инородных предметов, таких как песок, грязь, продуктов износа тормозного диска и т.д., приведет к заклиниванию ротора, а попадание воды, к короткому замыканию обмоток статора. Заклинивание ротора электродвигателя одного из мотор-колес при движении легкового автомобиля может привести к аварийной ситуации. Дальнейшая эксплуатация потребует замены всего мотор-колеса, поскольку оно не подлежит восстановлению. Таким образом, представленное мотор-колесо имеет низкие эксплуатационные свойства и долговечность.

Известно также мотор-колесо транспортного средства, показанное в патенте US 5087229, содержащее шину с дисковым ободом, соединенным с вращающейся частью тормозного механизма, расположенного с наружной стороны колеса на ступице, установленной посредством подшипников на опоре колеса. Ступица колеса соединена с водилом планетарного однорядного редуктора, собранного в своем корпусе, присоединенном к опоре и расположенном в ее внутренней полости. Коронная шестерня редуктора, являющаяся частью корпуса, связана через сателлиты, установленные на осях водила, с валом - солнечной шестерней. Вал солнечной шестерни соединен шлицевым соединением со ступицей ротора электродвигателя переменного тока с постоянными магнитами, расположенного с внутренней стороны колеса. Ступица ротора электродвигателя установлена на двухрядном шариковом подшипнике в корпусе редуктора. Подшипник закрыт крышкой с уплотнением. Ступица ротора электродвигателя выполнена с чашей, имеющей цилиндрическую секцию, расположенную над корпусом редуктора. С наружной стороны секции приклеены постоянные магниты и прикреплены к ней механически. Постоянные магниты имеют магнитную связь с полюсами статорного пакета с трехфазной обмоткой, расположенного над ними, через воздушный зазор. Стальной пакет статора установлен в корпусе и закрыт крышкой. Крышка и корпус статора присоединены к неподвижной опоре колеса и расположены с его внутренней стороны. Консольная установка ротора электродвигателя на валу солнечной шестерни редуктора, связанной с плавающим водилом, имеющим возможность осевого и радиального перемещения, и наличие увеличенного числа связей и соединений приведет к вибрации ротора и искажению воздушного зазора между статором и постоянными магнитами ротора, ухудшит работоспособность электродвигателя мотор-колеса. Расположение планетарного редуктора во внутренней полости ротора, затрудняет проведение его технического обслуживания, а отсутствие взаимосвязи внутренней полости планетарного редуктора, заполненного жидкой смазкой, с атмосферой, приведет к выходу из строя его уплотнений и вытеканию смазки во внутреннюю полость статора. Уменьшение количества жидкой смазки и наличие избыточной подвижности шестерен редуктора приведет к увеличению температурного состояния редуктора, что ухудшит работоспособность шестерен, снизит их долговечность. Попадание смазки с продуктами износа шестерен редуктора во внутреннюю полость статора ухудшит работоспособность электродвигателя и может привести к заклиниванию ротора.

В авторском свидетельстве № 765036, выданном в СССР, показано мотор-колесо, содержащее электродвигатель, расположенный в опоре, установленной посредством подшипников на ступице колеса с двухскатной шиной, планетарный редуктор, установленный с внешней стороны колеса и тормозной механизм, расположенный с внутренней стороны колеса. Недостатками этого мотор-колеса является его большой осевой размер и масса, что исключает возможность его применения для привода управляемой передней оси транспортного средства.

В другом авторском свидетельстве № 1622176 А1, выданном в СССР, показано мотор-колесо транспортного средства содержащее опору, на которой с внутренней стороны колеса закреплен редуктор и суппорт тормозного механизма. Ведомое звено редуктора и тормозной барабан соединены со ступицей, ступица соединена с ободом колеса. Ведомое звено редуктора связано кинематически с его ведущим звеном, соединенным торсионом с валом электродвигателя. В ступице размещены подшипники, внутренние обоймы подшипников установлены на корпусе электродвигателя. Недостатком этого мотор-колеса является сложность конструкции, большая масса и габаритные размеры, что ограничивает его применение для привода управляемой передней оси транспортного средства.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является мотор-колесо, показанное в авторском свидетельстве №765036, выданном в СССР.

Решаемая задача – создание управляемого мотор-колеса транспортного средства с улучшенными эксплуатационными свойствами при повышении его долговечности для привода передней оси грузовых автомобилей и автопоездов.

Решение задачи создания управляемого мотор-колеса транспортного средства с улучшенными эксплуатационными свойствами при повышении его долговечности для привода передней оси грузовых автомобилей и автопоездов обеспечено тем, что мотор-колесо транспортного средства содержит электродвигатель, расположенный на оси колеса в опоре, установленной посредством подшипников на ступице колеса. Планетарный редуктор установлен с внешней стороны колеса. Тормозной механизм расположен с внутренней стороны колеса, причем вращающаяся часть тормозного механизма соединена со ступицей. Корпус электродвигателя установлен в опоре, сделанной с наружным фланцем и задней стенкой. В наружном фланце выполнено цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии торцевые, равнорасположенные пазы с резьбовыми отверстиями. В цилиндрическом отверстии центрирован кольцевой выступ корпуса электродвигателя, в пазах расположены выступы его переднего подшипникового щита, закрепленные болтами, ввернутыми в резьбовые отверстия пазов фланца опоры. С внутренней стороны задней стенки опоры сделан выступ в форме усеченного конуса с осевым шлицевым отверстием, в котором установлен и зафиксирован от осевого перемещения стопорным кольцом шлицевой вал диска поворотного вилочного кулака. Со стороны шлицевого вала в диске кулака сделан глухой радиальный паз, расположенный горизонтально и примыкающий к стенке опоры снаружи, с образованием полости. В полости установлена плотно площадка суппорта тормозного механизма, закрепленная в ней болтами, ввернутыми с наружной стороны диска поворотного вилочного кулака в заднюю стенку опоры, соединенную крепежными элементами с диском поворотного кулака, связанного кинематически с балкой переднего моста транспортного средства.

Центрирование и закрепление электродвигателя в опоре исключает воздействие на его корпус вертикальных нагрузок от массы транспортного средства, а соединение опоры с диском поворотного вилочного кулака посредством фиксированного шлицевого и резьбового соединений оптимизирует распределение между ними крутящего момента при движении и торможении, что улучшает эксплуатационные свойства мотор-колеса, повышает его долговечность.

Центральная ось шлицевого вала диска поворотного вилочного кулака смещена относительно своего горизонтального расположения в угловом направлении.

Смещение центральной оси шлицевого вала диска поворотного вилочного кулака в угловом направлении относительно своего горизонтального расположения обеспечивает устойчивость транспортного средства, повышает долговечность шины мотор-колеса.

К фланцу опоры присоединен фланец шестерни внутреннего зацепления планетарного двухрядного редуктора, соединенный жестко с крышкой, закрывающей электродвигатель с наружной стороны. Шестерня сделана с двумя зубчатыми венцами разной ширины, расположенными в линию, зацеплена с сателлитами редуктора, имеющими одинаковые параметры, и установлена посредством подшипников качения на ступице колеса, соединенной с наружной стороны с водилом второго ряда и ободом колеса с односкатной шиной. С внутренней стороны ступица соединена с трубчатым удлинителем тормозного диска, сделанного с увеличенным внутренним и наружным диаметрами и расположенного с зазором над опорой в ободе колеса. Суппорт тормоза, охватывающий часть тормозного диска снаружи, окружен скобой тормозного механизма с гидравлическим управлением, имеющей возможность ограниченного осевого перемещения и расположенной частично вне обода колеса, вертикально перед поворотным вилочным кулаком, сделанным с полками, имеющими резьбовые отверстия для крепления рычагов управления.

Такое выполнение планетарного редуктора и тормозного механизма в совокупности с приведенными выше признаками позволит при использовании содействовать улучшению эксплуатационных свойств мотор-колеса при повышении его долговечности, поскольку способствует оптимальному распределению нагрузки в зацеплении шестерен первого и второго рядов, имеющих одинаковые параметры, что существенно сказывается на их работе, а передаваемый при торможении мотор-колесу тормозной момент достигается за счет уменьшения усилия сжатия тормозных колодок с диском тормоза, поскольку тормозной диск имеет увеличенный средний радиус, что позволит уменьшить удельное давление на поверхности трения, увеличить срок службы тормозных колодок.

Солнечная шестерня первого планетарного ряда планетарного редуктора связана кинематически с водилом второго ряда, установлена и зафиксирована стопорным кольцом на торсионном валу, соединенном посредством шлицевого соединения с ротором электродвигателя и установленном на подшипниках качения. Один из подшипников расположен в крышке, закрывающей электродвигатель снаружи, и уплотнен. Другой подшипник качения установлен в отверстии, сделанном в шлицевом валу диска поворотного вилочного кулака, перед задним подшипниковым щитом ротора электродвигателя.

В трубчатом участке опоры, выступающим из обода колеса, сделано окно. Напротив окна, внутри опоры, на заднем подшипниковом щите ротора электродвигателя установлен клеммный блок с изолированными друг от друга секциями, в которых размещены выводы обмоток статора электродвигателя с возможностью соединения с силовыми проводами для токопровода от внешнего источника тока.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в улучшении эксплуатационных свойств управляемого мотор-колеса транспортного средства при повышении его долговечности.

На фигуре 1 показано мотор-колесо транспортного средства с центрированием электродвигателя и креплением суппорта тормозного механизма, продольный разрез.

На фигуре 2 показано мотор-колесо по фигуре 1 с элементами планетарного редуктора и тормозного механизма, продольный разрез.

На фигуре 3 показано мотор-колесо по фигуре 1, вид А.

На фигуре 4 показана опора мотор-колеса, продольный разрез.

На фигуре 5 показана опора мотор-колеса по фигуре 4, вид В.

На фигуре 6 показан передний подшипниковый щит электродвигателя, вид спереди.

На фигуре 7 показан дисковый поворотный вилочный кулак со стороны шлицевого вала, изометрическая проекция

На фигуре 8 показан суппорт тормозного механизма с площадкой, вид сбоку.

На фигуре 9 показана установка торсионного вала в электродвигателе мотор-колеса, продольный разрез.

Мотор-колесо транспортного средства содержит электродвигатель 1, расположенный на оси 2 колеса в опоре 3. Опора 3 установлена посредством подшипников 4 и 5 на ступице 6. Планетарный редуктор 7 установлен с внешней стороны колеса. Тормозной механизм 8 расположен с внутренней стороны колеса. Вращающаяся часть 9 тормозного механизма 8 соединена со ступицей 6.

Корпус 10 электродвигателя 1 установлен в опоре 3. Опора 3 сделана с наружным фланцем 11 и задней стенкой 12 (см. фиг. 1 и 4). Для центрирования корпуса 10 в опоре 3, с наружной стороны фланца 11 выполнено цилиндрическое отверстие 13. Отверстие 13 пересекает на периферии торцевые, равнорасположенные пазы 14, сделанные в виде открытых круговых секторов 15 с резьбовыми отверстиями 16 (см. фиг. 1, 4 и 5). В цилиндрическом отверстии 13 центрирован кольцевой выступ 17 корпуса электродвигателя 1, в пазах 14 расположены выступы 18 его переднего подшипникового щита 19, присоединенного к корпусу электродвигателя 1 (см. фиг. 1). Выступы 18 сделаны в виде круговых сегментов 20 со сквозными отверстиями 21 (см. фиг. 6). В сквозных 21 и резьбовых 16 отверстиях установлены болты 22, прикрепляя корпус 10 электродвигателя 1 к опоре 3 (см. фиг. 1). С наружной стороны задней стенки 12 опоры 3 сделаны радиальные отверстия 23 и три резьбовых отверстия 24 (см. фиг. 4 и 5). С внутренней стороны стенки 12 опоры 3 сделан выступ 25 в форме усеченного конуса с осевым шлицевым отверстием 26 (см. фиг. 1 и 4). В шлицевом отверстии 26 установлен и зафиксирован от осевого перемещения стопорным кольцом 27 шлицевой вал 28 диска 29 поворотного вилочного кулака 30 (см. фиг. 1 и 7). Для установки стопорного кольца 27 на валу 28 предусмотрена канавка 31. Со стороны шлицевого вала 28 в диске 29 кулака 30 сделаны резьбовые отверстия 32 и глухой радиальный паз 33 с тремя сквозными отверстиями 34, расположенный горизонтально и примыкающий к задней стенке 12 опоры 3 снаружи, образуя полость 35 (см. фиг. 1 и 7). В полости 35 установлена плотно площадка 36, выполненная совместно с суппортом 37 тормозного механизма 8, расположенного вертикально (см. фиг. 1, 3 и 8). В площадке 36 сделаны три сквозных отверстия 38, совпадающие по расположению с резьбовыми отверстиями 24, сделанными в задней стенке 12 опоры 3, и сквозными отверстиями 34, сделанными в пазу 33 диска 29 поворотного вилочного кулака 30, и в них расположены болты 39 (см. фиг. 1 и 3). Болты 39 ввернуты с наружной стороны диска 29 кулака 30 в резьбовые отверстия 24 задней стенки 12 опоры 3. В резьбовые отверстия 32, сделанные в диске 29 кулака 30, ввернуты шпильки 40, расположенные в радиальных отверстиях 23 задней стенки 12. Шпильки 40 зафиксированы гайками 41, соединяя заднюю стенку 12 опоры 3 с диском 29 поворотного вилочного кулака 30. Поворотный вилочный кулак 30 связан с балкой 42 переднего моста транспортного средства шкворнем 43 (см. фиг. 1). Шкворень 43 установлен в отверстиях 44 и 45 поворотного кулака 30 (см. фиг. 3).

Центральная ось 2 шлицевого вала 28 диска 29 поворотного вилочного кулака 30 и обода 46 колеса смещена относительно своего горизонтального расположения на угол α в вертикальной плоскости вниз (см. фиг. 1 и 2). Угол α находится в пределах от сорока минут до одного градуса и определяется заданным при обработке положением оси 2 шлицевого вала 28 диска 29 поворотного вилочного кулака 30 по отношению к отверстиям 44 и 45 под шкворень 43 (см. фиг. 2 и 3).

К фланцу 11 опоры 3 присоединен фланец 47 шестерни 48 внутреннего зацепления планетарного двухрядного редуктора 7. Фланец 47 соединен жестко с крышкой 49, закрывающий электродвигатель 1 с наружной стороны (см. фиг. 2). Шестерня 48 сделана с двумя зубчатыми венцами 50 и 51, расположенными в линию и зацепленными с сателлитами 52 и 53 редуктора 7. Сателлиты 52 и 53 имеют одинаковые параметры, такие как модуль, число зубьев, диаметральные размеры и другие, Шестерня 48 установлена посредством подшипников качения 4 и 5 на ступице 6 колеса. Ступица 6 соединена с наружной стороны с водилом 54 второго ряда редуктора 7 и дисковым ободом 46 колеса с односкатной шиной 55. Ступица 6 соединена с внутренней стороны с вращающимся трубчатым удлинителем 9 тормозного диска 56. Тормозной диск 56 имеет увеличенный внутренний и наружный диаметры, по сравнению с диаметральными размерами серийного тормозного диска, и расположен с зазором 57 над опорой 3 в ободе 46 колеса (см. фиг. 2). Суппорт 37 тормозного механизма 8 (см. фиг. 2 и 8), охватывающий часть тормозного диска 56 снаружи, окружен скобой 58 тормозного механизма 8 с гидравлическим управлением (см. фиг. 3). Скоба 58 имеет возможность ограниченного осевого перемещения, что связано с износом фрикционного материала тормозных колодок (не показаны), установленных в суппорте 37 тормозного механизма 8. Скоба 58 расположена частично вне обода 46 колеса, вертикально перед поворотным вилочным кулаком 30. Вилочный кулак 30 сделан с полками 59 и 60, имеющими резьбовые отверстия 61 и 62 (см. фиг. 2 и 3) для крепления рычагов управления (не показаны).

Солнечная шестерня 63 первого ряда планетарного редуктора 7 зацеплена с сателлитами 52 и связана кинематически с водилом 54 второго ряда (см. фиг. 2). Солнечная шестерня 63 установлена и зафиксирована на торсионном валу 65 стопорным кольцом 64 (см. фиг. 9). Торсионный вал 65 соединен посредством шлицевого соединения 66 с ротором 67 электродвигателя 1 и установлен на подшипниках качения 68 и 69. Подшипник 68 расположен в крышке 49, закрывающей электродвигатель 1 снаружи, и уплотнен манжетой 70. Подшипник 69 установлен в отверстии 71, сделанном в шлицевом валу 28 диска 29 поворотного вилочного кулака 30, перед задним подшипниковым щитом 72 ротора 67 электродвигателя 1.

В трубчатом участке 73 опоры 3, выступающем из обода 46 колеса, сделано окно 74 (см. фиг. 2 и 4). Напротив окна 74, внутри опоры 3, на заднем подшипниковом щите 72 ротора 67 электродвигателя 1 установлен клеммный блок 75 (см. фиг. 3). Клеммный блок 75 выполнен из диэлектрического материала и имеет три изолированные друг от друга секции 76. В секциях 76 размещены выводы 77 проводов обмоток статора (не показан) электродвигателя 1. Выводы 77 имеют возможность соединения с силовыми проводами для токопровода от внешнего источника тока (не показано). До подсоединения силовых проводов, окно 74 закрыто крышкой 78.

Мотор-колесо работает следующим образом (см. фиг. 2). Момент с ротора 67 электродвигателя 1 передается торсионным валом 65 солнечной шестерне 63 первого ряда планетарного редуктора 7, далее сателлитам 52 и через кинематическую связь водилу 54 второго ряда, ступице 6, ободу 46 и шине 55 колеса.

Торможение мотор-колеса осуществляется при подаче жидкости под давлением в тормозной механизм 8 и воздействии на тормозной диск 56. В результате, водило 54 второго ряда планетарного редуктора 7 присоединяется к неподвижной шестерне 48 с внутренним зацеплением и опоре 3, останавливая от вращения ступицу 6, обод 46 с шиной 55 и ротор 67 электродвигателя 1.

В созданном мотор-колесе транспортного средства, содержащем электродвигатель, расположенный на оси колеса в опоре, установленной посредством подшипников на ступице колеса, планетарный редуктор, установленный с внешней стороны колеса, и тормозной механизм, расположенный с внутренней стороны колеса, корпус электродвигателя установлен в опоре, сделанной с наружным фланцем и задней стенкой, в наружном фланце выполнено цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии торцевые, равнорасположенные пазы, имеющие резьбовые отверстия, в цилиндрическом отверстии центрирован кольцевой выступ корпуса электродвигателя, в пазах расположены выступы его переднего подшипникового щита, закрепленные болтами, ввернутыми в резьбовые отверстия пазов фланца опоры, что позволяет исключить воздействие на его корпус вертикальных нагрузок от массы транспортного средства, улучшить эксплуатационные свойства мотор-колеса, повысить его долговечность, выполнение с внутренней стороны задней стенки опоры выступа в форме усеченного конуса с осевым, шлицевым отверстием, в котором установлен и зафиксирован от осевого перемещения стопорным кольцом шлицевой вал диска поворотного вилочного кулака, со стороны шлицевого вала, в диске кулака сделан глухой, радиальный паз, расположенный горизонтально и примыкающий к стенке опоры снаружи, с образованием полости, в полости установлена плотно площадка суппорта тормозного механизма, закрепленная в ней болтами, ввернутыми с наружной стороны диска поворотного вилочного кулака в заднюю стенку опоры, соединенную крепежными элементами с диском поворотного кулака, связанного кинематически с балкой переднего моста транспортного средства, что позволяет улучшить эксплуатационные свойства мотор-колеса при повышении его долговечности, за счет повышения прочности соединения опоры с диском поворотного вилочного кулака, а рациональное выполнение планетарного редуктора и тормозного механизма в совокупности с приведенными выше признаками позволит при использовании, содействовать улучшению эксплуатационных свойств мотор-колеса при повышении его долговечности, поскольку способствует оптимальному распределению нагрузки в зацеплении шестерен первого и второго рядов редуктора, имеющих одинаковые параметры, при этом передаваемый при торможении мотор-колесу тормозной момент, за счет увеличенного среднего радиуса тормозного диска, достигается при уменьшении усилия сжатия тормозных колодок с диском тормоза, что снижает удельное давление на поверхности трения тормозных колодок, увеличивая срок их службы.

Таким образом, в созданном мотор-колесе достигается улучшение эксплуатационных свойств при повышении его долговечности, что создает предпосылки его использования для привода передней оси грузовых автомобилей и автопоездов при сохранении у них механического привода задних колес, обеспечивая эксплуатацию транспортных средств в обычных и трудных дорожных условиях.

Похожие патенты RU2813165C1

название год авторы номер документа
Мотор-колесо 2023
  • Мохов Павел Игоревич
  • Мохов Леонид Павлович
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2816724C1
Мотор-колесо транспортного средства 1978
  • Яковлев Анатолий Иванович
  • Звездина Галина Серафимовна
  • Чичерский Михаил Сергеевич
  • Мохов Павел Игоревич
SU765036A1
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2708963C1
Мотор-колесо транспортного средства 1988
  • Мохов Павел Игоревич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1622176A1
Мотор-колесо транспортного средства 1987
  • Мохов Павел Игоревич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1458253A1
Мотор-колесо транспортного средства 1981
  • Мохов Павел Игоревич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1425101A1
МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Романович Александр Сергеевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Конопляник Иван Анатольевич
  • Мордосевич Елена Ивановна
  • Конопляник Евгений Иванович
RU2736473C1
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
  • Абасов Эльнур Исмаилович
RU2714622C1
Мотор-колесо транспортного средства 1982
  • Мохов Павел Игоревич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Яковлев Анатолий Иванович
SU1036580A1
Мотор-колесо транспортного средства 1987
  • Мохов Павел Игоревич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Буйницкий Валентин Станиславович
  • Паращенко Рэм Никитович
SU1444178A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 813 165 C1

Реферат патента 2024 года Мотор-колесо транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам. Мотор-колесо транспортного средства содержит электродвигатель, расположенный на оси колеса в опоре, установленной посредством подшипников на ступице колеса, планетарный редуктор, установленный с внешней стороны колеса, и тормозной механизм, расположенный с внутренней стороны колеса. Вращающаяся часть тормозного механизма соединена со ступицей. Корпус электродвигателя установлен в опоре, сделанной с наружным фланцем и задней стенкой. В наружном фланце выполнено цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии торцевые, равнорасположенные пазы с резьбовыми отверстиями. В цилиндрическом отверстии центрирован кольцевой выступ корпуса электродвигателя. В диске кулака сделан глухой радиальный паз, расположенный горизонтально и примыкающий к задней стенке опоры снаружи, с образованием полости. В полости установлена площадка суппорта тормозного механизма, закрепленная болтами. Повышается долговечность мотор-колеса. 4 з.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 813 165 C1

1. Мотор-колесо транспортного средства, содержащее электродвигатель, расположенный на оси колеса в опоре, установленной посредством подшипников на ступице колеса, планетарный редуктор, установленный с внешней стороны колеса, и тормозной механизм, расположенный с внутренней стороны колеса, причем вращающаяся часть тормозного механизма соединена со ступицей, отличающееся тем, что корпус электродвигателя установлен в опоре, сделанной с наружным фланцем и задней стенкой, в наружном фланце выполнено цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии торцевые, равнорасположенные пазы с резьбовыми отверстиями, в цилиндрическом отверстии центрирован кольцевой выступ корпуса электродвигателя, в пазах расположены выступы его переднего подшипникового щита, закрепленные болтами, ввернутыми в резьбовые отверстия пазов фланца опоры, с внутренней стороны задней стенки опоры сделан выступ в форме усеченного конуса с осевым, шлицевым отверстием, в котором установлен и зафиксирован от осевого перемещения стопорным кольцом шлицевой вал диска поворотного вилочного кулака, со стороны шлицевого вала, в диске кулака сделан глухой радиальный паз, расположенный горизонтально и примыкающий к задней стенке опоры снаружи, с образованием полости, в полости установлена плотно площадка суппорта тормозного механизма, закрепленная в ней болтами, ввернутыми с наружной стороны диска поворотного вилочного кулака в заднюю стенку опоры, соединенную крепежными элементами с диском поворотного кулака, связанного кинематически с балкой переднего моста транспортного средства.

2. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что центральная ось шлицевого вала диска поворотного вилочного кулака смещена относительно своего горизонтального расположения в угловом направлении.

3. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что к фланцу опоры присоединен фланец шестерни внутреннего зацепления планетарного двухрядного редуктора, соединенный жестко с крышкой, закрывающей электродвигатель с наружной стороны, шестерня сделана с двумя зубчатыми венцами разной ширины, расположенными в линию, зацеплена с сателлитами редуктора, имеющими одинаковые параметры, и установлена посредством подшипников на ступице колеса, соединенной с наружной стороны с водилом второго ряда и ободом колеса с односкатной шиной, с внутренней стороны с трубчатым удлинителем тормозного диска, сделанного с увеличенным внутренним и наружным диаметрами и расположенного с зазором над опорой в ободе колеса, суппорт тормоза, охватывающий часть тормозного диска снаружи, окружен скобой тормозного механизма с гидравлическим управлением, имеющей возможность ограниченного осевого перемещения и расположенный частично вне обода колеса, вертикально перед поворотным вилочным кулаком, сделанным с полками, имеющими резьбовые отверстия для крепления рычагов управления.

4. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что солнечная шестерня первого ряда планетарного редуктора связана кинематически с водилом второго ряда, установлена и зафиксирована стопорным кольцом на торсионном валу, соединенном посредством шлицевого соединения с ротором электродвигателя и установленном на подшипниках качения, один из подшипников расположен в крышке, закрывающей электродвигатель снаружи, и уплотнен, другой подшипник качения установлен в отверстии, сделанном в шлицевом валу диска поворотного вилочного кулака, перед задним подшипниковым щитом ротора электродвигателя.

5. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что в трубчатом участке опоры, выступающем из обода колеса сделано окно, напротив окна внутри опоры, на заднем подшипниковом щите ротора электродвигателя установлен клеммный блок с изолированными друг от друга секциями, в которых размещены выводы обмоток статора электродвигателя с возможностью соединения с силовыми проводами для токопровода от внешнего источника тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2813165C1

МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Романович Александр Сергеевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Конопляник Иван Анатольевич
  • Мордосевич Елена Ивановна
  • Конопляник Евгений Иванович
RU2736473C1
Мотор-колесо транспортного средства 1978
  • Яковлев Анатолий Иванович
  • Звездина Галина Серафимовна
  • Чичерский Михаил Сергеевич
  • Мохов Павел Игоревич
SU765036A1
Мотор-колесо транспортного средства 1988
  • Мохов Павел Игоревич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1622176A1
МОТОР-КОЛЕСО 2006
  • Макаров Юрий Васильевич
  • Черепанов Василий Дмитриевич
RU2334626C2
US 5087229 A1, 11.02.1992.

RU 2 813 165 C1

Авторы

Мохов Павел Игоревич

Мохов Леонид Павлович

Лихачёв Дмитрий Сергеевич

Даты

2024-02-07Публикация

2023-09-18Подача