Техническое решение относится к транспортным средствам и прежде всего к расположению электродвигателя в его ведущих колесах.
Из уровня техники известно мотор-колесо транспортного средства, показанное в патенте US 4330045. Это мотор-колесо содержит две пневматические шины, смонтированные на ободах, прикрепленных к ступице колеса. Ступица установлена на подшипниках, размещенных на наружной поверхности опоры. В опоре установлен электродвигатель, вал ротора электродвигателя соединен с ведущим звеном планетарного редуктора, расположенного с внешней стороны колеса в ободе наружной шины и тормозной механизм, расположенный перед редуктором, причем вращающаяся часть тормозного механизма соединена со ступицей. Стояночный тормоз расположен с внутренней стороны колеса в опоре и установлен вращающейся частью на другом конце вала электродвигателя. Недостатками этого мотор-колеса являются его большой осевой размер и масса.
В авторском свидетельстве № 1458253 А1, выданном в СССР, показано мотор-колесо транспортного средства, содержащее две пневматические шины, смонтированные на ободах, прикрепленных к ступице колеса. Ступица колеса установлена на подшипниках, размещенных на наружной поверхности опоры. В опоре с наружной стороны колеса установлен электродвигатель. Вал ротора электродвигателя связан с входным звеном трехрядного планетарного редуктора, расположенного с внутренней стороны колеса, и тормозной механизм, расположенный с наружной стороны колеса перед электродвигателем, причем вращающаяся часть тормозного механизма соединена со ступицей. Одним из недостатков этого мотор-колеса является сложность изготовления его трехрядного планетарного редуктора. Другим недостатком мотор-колеса является его большие габаритные размеры и масса.
В другом авторском свидетельстве № 765036, выданном в СССР, показано мотор-колесо, содержащее две пневматические шины, смонтированные на ободах, прикрепленных к ступице колеса. Ступица колеса установлена на подшипниках, размещенных на наружной поверхности опоры. В опоре установлен электродвигатель. Вал ротора электродвигателя соединен с входным звеном планетарного редуктора, расположенного с внешней стороны колеса, и тормозной механизм, установленный с внутренней стороны колеса, причем вал разжимного кулака тормозного механизма расположен за ободом внутренней шины. В этом мотор-колесе вал ротора электродвигателя соединен с ведущим звеном двухрядного планетарного редуктора, центральные шестерни которого зацеплены с одинаковым числом сателлитов в рядах, имеющих разные параметры. Это усложняет изготовление шестерен редуктора, приводит к снижению технологичности и надежности редуктора и мотор-колеса в целом. В связи с тем, что планетарный редуктор, электродвигатель и тормозной механизм занимают все внутреннее пространство, образованное ободами шин, а вал разжимного кулака тормозного механизма вынесен за обод внутренней шины, мотор-колесо имеет большие габаритные размеры и массу.
Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является мотор-колесо, показанное в авторском свидетельстве № 765036, выданном в СССР.
Решаемая задача – создание мотор-колеса транспортного средства надежной и технологичной конструкции с уменьшенными массогабаритными параметрами.
Решение задачи создания мотор-колеса транспортного средства надежной и технологичной конструкции с уменьшенными массогабаритными параметрами обеспечено тем, что мотор-колесо содержит две пневматические шины, смонтированные на ободах, прикрепленных к ступице колеса, установленной на подшипниках, размещенных на наружной поверхности опоры. В опоре установлен электродвигатель. Вал ротора электродвигателя соединен с ведущим звеном планетарного редуктора, расположенного с внешней стороны колеса. Тормозной механизм установлен с внутренней стороны колеса. Пневматические шины смонтированы на дисковых ободах, расположенных зеркально, рядом друг с другом. Двухрядный планетарный редуктор, электродвигатель переменного тока и тормозной механизм расположены в дисковом ободе внутренней шины, соединенным с внешней стороны с диском обода наружной шины, с внутренней стороны с водилом второго ряда редуктора и ступицей колеса. Ступица колеса установлена на подшипниках, размещенных на наружной поверхности коронной шестерни, сделанной с торцевым фланцем и двумя зубчатыми венцами разной ширины с одинаковым профилем зубьев, с возможностью их зацепления с зубьями разного числа сателлитов, установленных в рядах и имеющих одинаковые параметры зубчатых венцов, зацепленных с зубьями венцов солнечных шестерен, обусловленное кратностью суммы чисел зубьев венца коронной и солнечной шестерен любого ряда произведению чисел сателлитов в рядах редуктора. Торцевой фланец коронной шестерни присоединен к кольцевому фланцу опоры колеса, выполненной с задней стенкой. Во фланце опоры сделано цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии равнорасположенные торцевые пазы с резьбовыми отверстиями. Над опорой расположен концентрично трубчатый удлинитель диска тормоза с радиальными отверстиями, соединенный со ступицей колеса. Во внутренней полости опоры установлен с центровкой статор электродвигателя переменного тока с трехфазной обмоткой, размещенной в пакете статора. Ротор электродвигателя расположен в статоре с зазором и установлен на подшипниках качения, размещенных в заднем и переднем щитах, прикрепленных к статору. У переднего щита сделаны радиальные выступы с отверстиями. Выступы размещены в пазах кольцевого фланца опоры и закреплены в них болтами. Со ступицей ротора электродвигателя соединен вал, установленный на подшипниках качения, расположенных в крышке торцевого фланца коронной шестерни и в задней стенке опоры с ее внутренней стороны. С наружной стороны стенки опоры сделаны цилиндрический выступ, глухие резьбовые отверстия и радиальный паз с резьбовыми отверстиями, расположенный горизонтально за выступом. В пазу установлена и закреплена полка Г – образной площадки, сделанной совместно с суппортом тормоза. Часть полки расположена вне паза, и в ней сделаны сквозные отверстия. Два из этих отверстий сделаны ступенчатыми и в них установлены винты с потайной головкой, ввернутые в резьбовые отверстия паза. Суппорт тормоза с установленными в нем тормозными колодками, охватывающий снаружи часть тормозного диска, окружен скобой тормозного механизма, оснащенной тормозной камерой с пружинным поршневым энергоаккумулятором, расположенным вертикально за ободом колеса внутренней шины.
Солнечная шестерня первого ряда планетарного редуктора зацеплена с меньшим числом сателлитов, связана кинематически с водилом и солнечной шестерней второго ряда, зацепленной с большим числом сателлитов, установлена на валу электродвигателя и закреплена стопорным кольцом.
В мотор-колесе рациональное взаимное расположение агрегатов в дисковом ободе внутренней шины, соединенной с внешней стороны с диском обода наружной шины, с внутренней стороны с водилом второго ряда планетарного редуктора и ступицей колеса, установленной на подшипниках, размещенных на наружной поверхности коронной шестерни, сделанной с двумя зубчатыми венцами разной ширины и торцевым фланцем, прикрепленным к кольцевому фланцу опоры, над которой установлен концентрично диск тормоза с трубчатым удлинителем, соединенным со ступицей колеса, позволяет уменьшить массогабаритные параметры мотор-колеса, выполнение планетарного редуктора с одинаковыми передаточными числами и межцентровыми расстояниями шестерен в рядах, определенных из числа зубьев в зубчатых венцах коронной и солнечных шестерен одного из рядов, с возможностью их зацепления с зубьями разного числа сателлитов в рядах, обусловленное кратностью суммы чисел зубьев коронной и солнечной шестерни любого ряда произведению числа сателлитов в рядах, позволяет упростить изготовление шестерен, повысить технологичность и надежность редуктора мотор – колеса. Установка электродвигателя переменного тока во внутреннюю полость опоры с центрированием его статора, в котором расположен с зазором ротор электродвигателя, установленный на подшипниках качения, размещенных в заднем и переднем щитах, прикрепленных к статору, у переднего щита которого сделаны радиальные выступы с отверстиями, размещенные в пазах кольцевого фланца опоры и закреплены в них болтами, при этом ступица ротора электродвигателя соединена с валом, установленным на подшипниках качения, расположенных в крышке торцевого фланца коронной шестерни и в задней стенке опоры с ее внутренней стороны, позволяет сохранить постоянство воздушного зазора между статором и ротором, повысить надежность работы электродвигателя, а установка и закрепление полки Г – образной площадки суппорта тормоза с установленными в нем тормозными колодками, охватывающего часть тормозного диска, окруженного скобой, оснащенной тормозной камерой с пружинным поршневым энергоаккумулятором, позволяет обеспечить надежное торможение мотор-колеса. Такое выполнение мотор-колеса позволит обеспечить его надежность, технологичность, уменьшить габаритные размеры и массу.
Решение задачи создания мотор-колеса транспортного средства надежной и технологичной конструкции с уменьшенными массогабаритными параметрами способствует то, что в валу электродвигателя сделано осевое глухое отверстие, пересекающееся с радиальными отверстиями, сообщающимися через кольцевую проточку с радиальными каналами, пересекающими осевые отверстия и каналы, сделанные в ступице ротора, для прохода охлаждающей жидкости.
Трубчатый удлинитель диска тормоза расположен концентрично над опорой колеса с образованием воздуховода, открытого в направлении радиальных отверстий в диске тормоза, закрытого в направлении ступицы колеса и сообщающегося через радиальные отверстия, сделанные в удлинителе, с внутренним пространством обода внутренней шины, радиальными отверстиями его диска и атмосферой.
С внутренней стороны колеса, в верхней части опоры сделано окно. Напротив окна внутри опоры, на заднем щите ротора электродвигателя, установлен клеммный блок с изолированными друг от друга секциями. В секциях размещены выводы обмоток статора электродвигателя, соединенные с клеммами силовых проводов для токопровода от внешнего источника тока, размещенных в разъеме, установленном и закрепленном в отверстии, сделанном в задней стенке опоры напротив клеммного блока.
Окно в опоре колеса закрыто крышкой. В резьбовые отверстия задней стенки опоры установлены шпильки, причем резьбовые отверстия в глухом пазу стенки опоры, расположенные соосно со сквозными отверстиями в полке Г – образной площадки суппорта тормоза, для установки другого крепежа, закрыты пробками.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в повышении надежности и технологичности мотор-колеса с уменьшением его габаритных размеров и массы.
На фигуре 1 показано мотор-колесо транспортного средства, продольный разрез.
На фигуре 2 показано мотор-колесо по фигуре 1, вид А.
На фигуре 3 показана опора мотор-колеса, продольный разрез.
На фигуре 4 показана опора мотор-колеса по фигуре 3, вид В.
На фигуре 5 показан передний щит электродвигателя, вид спереди.
На фигуре 6 показана опора мотор-колеса по фигуре 3, вид С.
На фигуре 7 показан суппорт тормозного механизма с Г-образной площадкой, вид с боку.
На фигуре 8 показана опора колеса с полкой Г-образной площадки суппорта тормоза, изометрическая проекция.
На фигуре 9 показана опора колеса с электродвигателем, часть продольного разреза.
На фигуре 10 показано мотор-колесо с воздуховодом, часть продольного разреза.
Мотор-колесо транспортного средства содержит две пневматические шины 1 и 2 (см. фиг.1). Шины 1 и 2 смонтированы на ободах 3 и 4, прикрепленных к ступице 5 колеса. Ступица 5 установлена на подшипниках 6 и 7, размещенных на наружной поверхности 8 опоры 9. В опоре 9 установлен электродвигатель 10. Вал 11 ротора 12 электродвигателя 10 соединен с ведущим звеном 13 планетарного редуктора 14. Планетарный редуктор 14 расположен с внешней стороны колеса. Тормозной механизм 15 расположен с внутренней стороны колеса.
Пневматические шины 1 и 2 смонтированы на ободах 3 и 4 с дисками 16 и 17, расположенных зеркально рядом друг с другом. Планетарный двухрядный редуктор 14, электродвигатель переменного тока 10 и тормозной механизм 15 расположены в ободе 4 с диском 17 внутренней шины 2. Диск 17 обода 4 внутренней шины 2 соединен с внешней стороны с диском 16 обода 3 наружной шины 1, с внутренней стороны с водилом 18 второго ряда редуктора 14 и ступицей 5 колеса. Ступица 5 установлена на подшипниках 6 и 7. Подшипники 6 и 7 размещены на наружной поверхности 8 коронной шестерни 19 редуктора 14. Коронная шестерня 19 сделана с торцевым фланцем 20, соединенным жестко с крышкой 21, и двумя внутренними зубчатыми венцами 22 и 23 разной ширины с зубьями одинакового профиля.
Венцы 22 и 23 расположены в линию и зацеплены зубьями с разным числом сателлитов 24 и 25 в рядах редуктора 14. Сателлиты 24 и 25 сделаны с одинаковыми параметрами, такими как модуль, число зубьев, диаметральные размеры и другими. Сателлиты 24 и 25 зацеплены с зубьями венцов 26 и 27 солнечных шестерен 13 и 28, имеющих одинаковое число зубьев (см. фиг. 1).
Число зубьев венцов 22 и 23 коронной шестерни 19 и число зубьев венцов 26 и 27 солнечных шестерен 13 и 28 подобраны с учетом получения необходимого крутящего момента на водиле 18, прочности и долговечности шестерен, и возможности их зацепления с зубьями разного числа сателлитов 24 и 25, установленных в рядах редуктора 14 и имеющих одинаковые параметры, зацепленных с зубьями венцов 26 и 27 солнечных шестерен 13 и 28, обусловленное кратностью суммы чисел зубьев венца 22 (23) коронной шестерни 19 и солнечной шестерни 13 (28) любого ряда произведению чисел сателлитов 24 и 25 в рядах редуктора 14, что было определено при создании мотор-колеса и позволило повысить его надежность, долговечность и технологичность. Торцевой фланец 20 коронной шестерни 19 прикреплен болтами 29 (см. фиг. 9) к кольцевому фланцу 30 опоры 9, сделанной с задней стенкой 31. Во фланце 30 выполнено цилиндрическое отверстие 32, пересекающее на периферии равнорасположенные торцевые пазы 33 с резьбовыми отверстиями 34 (см. фиг. 1, 3 и 4). Над опорой 9 расположен концентрично трубчатый удлинитель 35 диска 36 тормозного механизма 15 (см. фиг. 1 и 10). В трубчатом удлинителе 35 и в диске 36 сделаны радиальные отверстия 37 и 38 соответственно. Трубчатый удлинитель 35 соединен со ступицей 5 колеса болтами 39 (см. фиг. 10). Во внутренней полости 40 опоры 9 установлен с центровкой статор 41 электродвигателя 10 переменного тока с трехфазной обмоткой 42, расположенной в пакете 43 статора 41. Центрирование статора 41 осуществлено при установке его кольцевого выступа 44 в цилиндрическое отверстие 32 кольцевого фланца 30 опоры 9 (см. фиг. 1 и 9). Ротор 12 электродвигателя 10 расположен в статоре 43 с зазором 45 и установлен на подшипниках качения 46 и 47. Подшипники 46 и 47 расположены в заднем 48 и переднем 49 щитах, прикрепленных к статору 41 винтами 50 (см. фиг. 1 и 9). Передний щит 49 сделан с радиальными, равнорасположенными выступами 51 (см. фиг. 1 и 5). В выступах 51 сделаны отверстия 52. Выступы 51 щита 49 установлены в торцевых пазах 33 фланца 30 опоры 9 и закреплены в них болтами 53, ввернутыми в резьбовые отверстия 34 пазов 33 фланца 30 (см. фиг. 3). Тем самым, закрепляя статор 41 электродвигателя 10 в опоре 9 (см. фиг. 9). Со ступицей 54 ротора 12 соединен посредством шлицевого соединения 55 вал 11 (см. фиг. 1 и 9). Вал 11 установлен на подшипниках качения 56 и 57, расположенных в отверстии 58 крышки 21 торцевого фланца 20 и в отверстии 59, сделанном с внутренней стороны задней стенки 31 опоры 9 (см. фиг. 1, 3 и 9). Установка ротора 12 на подшипниках 46 и 47, расположенных в заднем 48 и переднем 49 щитах, прикрепленных к статору 41, с его центрированием и закреплением в опоре 9, и соединением ступицы 54 ротора с валом 11, установленном на подшипниках 56 и 57, позволяет обеспечить постоянство воздушного зазора между статором 41 и ротором 12, повысить надежность работы электродвигателя 10. С наружной стороны задней стенки 31 опоры 9 сделаны цилиндрический выступ 60, глухие резьбовые отверстия 61 и глухой радиальный паз 62 с резьбовыми отверстиями 63 и 64. Радиальный паз 62 расположен горизонтально за выступом 60 (см. фиг. 1, 2 и 6). В пазу 62 установлена плотно и закреплена полка 65 Г – образной площадки 66, сделанной совместно с суппортом 67 тормозного механизма 15 (см. фиг. 2, 7 и 8). В полке 65 сделаны сквозные отверстия 68 и 69. Отверстия 68 сделаны ступенчатыми, и в них установлены винты 70 с потайной головкой (см. фиг. 1,9). Винты 70 ввернуты в резьбовые отверстия 63, закрепляя суппорт 67 на опоре 9. Часть 71 полки 65 Г – образной площадки 66 расположена вне паза 62 (см. фиг. 1 и 8). Суппорт 67 с установленными в нем тормозными колодками 72 (показаны условно на фиг 2) охватывает снаружи часть тормозного диска 36. Диск 36 сделан с увеличенным внутренним и наружным диаметрами по сравнению с диаметральными размерами серийного диска. Суппорт 67 окружен скобой 73 тормозного механизма 15 (см. фиг. 1 и 2). Скоба 73 оснащена тормозной камерой 74 с пружинным поршневым энергоаккумулятором 75, расположенным вертикально за ободом 4 внутренней шины 2.
Солнечная шестерня 13 первого ряда планетарного редуктора 14 зацеплена зубьями венца 26 с меньшим числом сателлитов 24 (см. фиг. 1). Солнечная шестерня 13 связана кинематически с водилом 18 и солнечной шестерней 28 второго ряда редуктора 14, зацепленной зубьями венца 27 с большим числом сателлитов 25, установлена на валу 11 ротора 12 электродвигателя 10 и закреплена стопорным кольцом 76 (см. фиг. 9).
Для электродвигателя 10 предусмотрено жидкостное охлаждение. Для чего в валу 11 сделано глухое, осевое отверстие 77, пересекающееся с радиальными отверстиями 78. Радиальные отверстия 78 сообщены через кольцевую проточку 79 с радиальными каналами 80. Радиальные каналы 80 пересекают осевые отверстия 81, 82 и осевые каналы 83, сделанные в ступице 54 ротора 12 для прохода охлаждающей жидкости (см. фиг. 9).
Трубчатый удлинитель 35 диска 36 тормозного механизма 15 расположен концентрично над опорой 9 колеса с образованием воздуховода 84 (см. фиг. 10). Воздуховод 84 открыт в направлении радиальных отверстий 38 диска 36 тормоза и закрыт в направлении ступицы 5 колеса. Воздуховод 84 сообщается через радиальные отверстия 37, сделанные в трубчатом удлинителе 35 с внутренним пространством 85 обода 4, радиальными отверстиями 86 его диска 17 и атмосферой.
С внутренней стороны колеса, в верхней части опоры 9 сделано окно 87 (см. фиг. 3 и 9) напротив окна 87, внутри опоры 9 на заднем щите 48, прикрепленном к статору 41, установлен клеммный блок 88. Клеммный блок 88 выполнен из диэлектрического материала и имеет три изолированные друг от друга секции 89 (см. фиг. 2 и 9). В секциях 89 размещены выводы 90 проводов обмотки 42 статора 41 электродвигателя 10. К выводам 90 присоединены болтами 91 клеммы 92 силовых проводов 93 для токопровода от внешнего источника тока (не показан). Силовые провода 93 размещены в разъеме 94. Разъем 94 установлен в отверстии 95, сделанном в задней стенке 31 опоры 9 и закреплен на опоре 9 винтами 96 (см. фиг. 9).
Окно 87, расположенное над клеммным блоком 88, закрыто крышкой 97, что позволяет герметизировать внутреннюю полость 40 опоры 9 от попадания в нее инородных предметов. Крышка сделана из диэлектрического материала. В резьбовые отверстия 61 с наружной стороны задней стенки 31 опоры 9 установлены шпильки 98 (см. фиг. 9). Резьбовые отверстия 64 в глухом пазу 62 (см. фиг. 6), расположенные соосно со сквозными отверстиями 69 в полке 65 для установки другого крепежа, закрыты пробками 99. Пробки 99 предохраняют отверстия 64 и 69 от внешнего воздействия (см. фиг. 9).
Мотор – колесо работает следующим образом (см. фиг. 1). При вращении ротора 12 электродвигателя 10, вращается вал 11 и солнечная шестерня 13 первого ряда планетарного редуктора 14. Поскольку солнечная шестерня 13 соединена кинематически с солнечной шестерней 28 второго ряда, вращение передается сателлитам 25, водилу 18, далее ступице 5 и дисковым ободам 3, 4 колеса. Таким образом осуществляется движение транспортного средства. Торможение мотор-колеса осуществляется при воздействии на диск 36 тормоза.
В созданном мотор-колесе содержащем две пневматические шины, смонтированные на дисковых ободах, расположенных рядом друг с другом, при рациональном взаимном расположении двухрядного планетарного редуктора, электродвигателя переменного тока и тормозного механизма в дисковом ободе внутренней шины, соединенным с внешней стороны с диском обода наружной шины, с внутренней стороны с водилом второго ряда редуктора и ступицей колеса, установленной на подшипниках, размещенных на наружной поверхности коронной шестерни, что позволяет уменьшить габаритные размеры и массу мотор-колеса, при выполнении коронной шестерни с торцевым фланцем и двумя зубчатыми венцами разной ширины с зубьями одинакового профиля, с возможностью зацепления с разным числом сателлитов в рядах, имеющих одинаковые параметры зубчатых венцов, зацепленных с зубьями венцов солнечных шестерен, что обеспечено подбором числа зубьев венца коронной и числа зубьев венца солнечной шестерни любого ряда, удовлетворяющих получения необходимого крутящего момента на водиле второго ряда и обусловлено кратностью суммы чисел зубьев коронной и солнечной шестерен любого ряда произведению числа сателлитов в рядах, что позволяет упростить изготовление шестерен, оптимизировать их параметры, обеспечить надежность и долговечность редуктора, в котором торцевой фланец коронной шестерни присоединен к кольцевому фланцу опоры колеса, сделанной с задней стенкой, во фланце опоры выполнено цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии равнорасположенные торцевые пазы с резьбовыми отверстиями, с концентричным расположением над опорой трубчатого удлинителя диска тормоза с радиальными отверстиями, соединенного со ступицей колеса, и установкой с центрированием статора электродвигателя переменного тока во внутренней полости опоры, ротор которого расположен в статоре с зазором и установлен на подшипниках качения, размещенных в заднем и переднем щитах, с выполнением у переднего щита радиальных выступов, размещенных и закрепленных в пазах фланца опоры, что позволяет надежно установить статор в опоре. При соединении со ступицей ротора вала, установленного на подшипниках качения, расположенных в крышке торцевого фланца и в задней стенке опоры с ее внутренней стороны, что позволяет сохранить постоянство воздушного зазора между статором и ротором, повысить надежность работы электродвигателя, а выполнение с наружной стенки опоры цилиндрического выступа, глухих резьбовых отверстий и радиального паза с резьбовыми отверстиями, расположенного горизонтально за выступом, при установке в пазу полки Г – образной площадки суппорта тормоза с расположением части полки вне паза, с выполнением в полке сквозных отверстий, два из которых сделаны ступенчатыми и расположены соосно с резьбовыми отверстиями, сделанными в пазу, и в них установлены винты с потайной соловкой, что позволяет надежно закрепить на опоре колеса суппорт тормоза, охватывающего снаружи часть тормозного диска, смонтировать со скобой тормозного механизма и установить в него тормозные колодки.
Таким образом в созданном мотор-колесе достигается надежность, технологичность и уменьшение массогабаритных параметров, что создает предпосылки его использования в трансмиссии транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
Мотор-колесо | 2023 |
|
RU2816724C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1981 |
|
SU1425101A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1988 |
|
SU1622176A1 |
Мотор-колесо | 2021 |
|
RU2758228C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1036580A1 |
МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2736473C1 |
Двухскоростное мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1060508A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU867706A1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
Изобретение относится к транспортным средствам. Мотор-колесо содержит две пневматические шины, смонтированные на дисковых ободах, расположенных зеркально, рядом друг с другом, планетарный двухрядный редуктор, электродвигатель переменного тока и тормозной механизм, расположенные в дисковом ободе внутренней шины, соединенном с внешней стороны с диском обода наружной шины. Повышается надежность и уменьшаются массогабаритные параметры мотор-колеса. 5 з.п. ф-лы, 10 ил.
1. Мотор-колесо транспортного средства, содержащее две пневматические шины, смонтированные на ободах, прикрепленных к ступице колеса, установленной на подшипниках, размещенных на наружной поверхности опоры, в опоре установлен электродвигатель, вал ротора электродвигателя соединен с ведущим звеном планетарного редуктора, расположенного с внешней стороны колеса, и тормозной механизм, установленный с внутренней стороны колеса, отличающееся тем, что пневматические шины смонтированы на дисковых ободах, расположенных зеркально, рядом друг с другом, планетарный двухрядный редуктор, электродвигатель переменного тока и тормозной механизм расположены в дисковом ободе внутренней шины, соединенном с внешней стороны с диском обода наружной шины, с внутренней стороны с водилом второго ряда редуктора и ступицей колеса, установленной на подшипниках, размещенных на наружной поверхности коронной шестерни редуктора, сделанной с торцевым фланцем и двумя зубчатыми венцами разной ширины с зубьями одинакового профиля, с возможностью их зацепления с зубьями разного числа сателлитов, установленных в рядах и имеющих одинаковые параметры зубчатых венцов, зацепленных с зубьями венцов солнечных шестерен, обусловленной кратностью суммы чисел зубьев венца коронной и солнечной шестерен любого ряда произведению чисел сателлитов в рядах редуктора, в котором торцевой фланец коронной шестерни присоединен к кольцевому фланцу опоры колеса, выполненной с задней стенкой, во фланце опоры сделано цилиндрическое отверстие, пересекающее на периферии равнорасположенные торцевые пазы с резьбовыми отверстиями, над опорой расположен концентрично трубчатый удлинитель диска тормоза с радиальными отверстиями, соединенный со ступицей колеса, во внутренней полости опоры установлен с центровкой статор электродвигателя переменного тока с трехфазной обмоткой, ротор которого расположен в статоре с зазором и установлен на подшипниках качения, размещенных в заднем и переднем щитах, прикрепленных к статору, у переднего щита сделаны радиальные выступы с отверстиями, выступы размещены в пазах кольцевого фланца опоры и закреплены в них болтами, со ступицей ротора электродвигателя соединен вал, установленный на подшипниках качения, расположенных в крышке торцевого фланца коронной шестерни и в задней стенке опоры с её внутренней стороны, с наружной стороны стенки сделаны цилиндрический выступ, глухие резьбовые отверстия и радиальный паз с резьбовыми отверстиями, расположенный горизонтально за выступом, в пазу установлена и закреплена полка Г–образной площадки, сделанной совместно с суппортом тормоза, часть полки расположена вне паза и в ней сделаны сквозные отверстия, два из этих отверстий выполнены ступенчатыми, и в них установлены винты с потайной головкой, ввернутые в резьбовые отверстия паза, суппорт тормоза, с установленными в нем тормозными колодками, охватывающий часть диска тормоза снаружи, окружен скобой тормозного механизма, оснащенной тормозной камерой с пружинным поршневым энергоаккумулятором, расположенной вертикально за ободом колеса внутренней шины.
2. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что солнечная шестерня первого ряда планетарного редуктора зацеплена с меньшим числом сателлитов, связана кинематически с водилом и солнечной шестерней второго ряда, зацепленной с большим числом сателлитов, установлена на валу ротора электродвигателя и закреплена стопорным кольцом.
3. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что в валу электродвигателя сделано глухое осевое отверстие, пересекающееся с радиальными отверстиями, сообщающимися через кольцевую проточку с радиальными каналами, пересекающими осевые отверстия и каналы, сделанные в ступице ротора, для прохода охлаждающей жидкости.
4. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что трубчатый удлинитель диска тормоза расположен концентрично над опорой колеса с образованием воздуховода, открытого в направлении радиальных отверстий в диске тормоза, закрытого в направлении ступицы колеса и сообщающегося через радиальные отверстия, сделанные в удлинителе, с внутренним пространством обода внутренней шины, радиальными отверстиями его диска и атмосферой.
5. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что с внутренней стороны колеса, в верхней части опоры сделано окно, напротив окна внутри опоры, на заднем щите, прикрепленном к статору электродвигателя, установлен клеммный блок с изолированными друг от друга секциями, в секциях размещены выводы обмоток статора электродвигателя переменного тока, соединенные с клеммами силовых проводов, для токопровода от внешнего источника тока, размещенных в разъеме, установленном и закрепленном в отверстии, сделанном в задней стенке опоры напротив клеммного блока.
6. Мотор-колесо по п. 1, отличающееся тем, что окно, расположенное над клеммным блоком, закрыто крышкой, в резьбовые отверстия задней стенки опоры ввернуты шпильки, резьбовые отверстия в глухом пазу стенки опоры, расположенные соосно со сквозными отверстиями в полке Г–образной площадки суппорта тормоза, для установки другого крепежа, закрыты пробками.
УЗЕЛ ОБОДА КОЛЕСА И СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСА | 2012 |
|
RU2545242C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1444178A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1458253A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1978 |
|
SU765036A1 |
US 4330045 A1, 18.05.1982 | |||
СПОСОБ МОНТАЖА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ МОТОР-КОЛЕСА | 1989 |
|
RU2033356C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1988 |
|
SU1689125A2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1661004A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1989 |
|
SU1643205A1 |
Авторы
Даты
2024-11-15—Публикация
2024-02-28—Подача