СПОСОБ ОЦЕНКИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС Российский патент 2011 года по МПК E01C23/07 

Описание патента на изобретение RU2434094C1

Изобретение относится к области строительства, а именно - к ремонту и эксплуатации взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов и направлено на оценку долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос на основе данных обследования этих покрытий.

Известен способ оценки долговечности искусственных покрытий путем многократной прокатки по ним специальной установки, которая имитирует воздействие нагрузки от колес самолета (Горецкий Л.И. Бетонные покрытия на аэродромах, М., Воениздат, 1950).

Наиболее близким из известных является способ оценки долговечности искусственных покрытий путем многократной прокатки по ним специальной установки, которая имитирует воздействие нагрузки от колес самолета с последующей математической обработкой полученных результатов (Глушков Г.И. Изыскание и проектирование аэродромов, справочник. М., Транспорт, 1990).

Недостаток известных технических решений заключается в том, что они не могут быть применены на эксплуатируемых аэродромах из-за громоздкости упомянутой выше установки и весьма большой продолжительности цикла ее работы, что вызывает необходимость прерывать летную эксплуатацию взлетно-посадочной полосы. Достоверность полученных результатов зависит от множества факторов - используемого оборудования, математических методов обработки результатов и т.п.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении достоверности получаемых результатов при существенном упрощении процедуры оценки долговечности покрытий за счет использования фактических данных о поврежденности эксплуатируемых искусственных покрытий, получаемых в результате обследования.

Достигается это тем, что в способе оценки долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос путем обследования искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы на участке, имеющем равнопрочное покрытие по всей его ширине и расположенном со стороны, противоположной той, к которой примыкают рулежные дорожки, устанавливают процент плит с трещинами по рядам плит покрытия, а также фактические данные о количестве приложений эксплуатационной самолетной нагрузки, затем по полученным для данного покрытия данным строят график зависимости количества плит с трещинами от числа приложений самолетной нагрузки, а долговечность искусственного покрытия определяют по предельно допустимому количеству приложений самолетной нагрузки, которое соответствует заданному предельно допустимому количеству плит с трещинами.

На фиг.1 представлена номограмма для установления зависимости количества плит с трещинами от их расположения от оси взлетно-посадочной полосы и количества приложенной нагрузки.

На фиг.2 график зависимости количества плит (в процентах) с трещинами от количества приложений эксплуатационной самолетной нагрузки.

В способе оценки долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос используются данные обследования искусственного покрытия на взлетно-посадочной полосе на участке группы со стороны, противоположной той, к которой примыкают рулежные дорожки. Данный участок выбран потому, что имеет равнопрочное покрытие по всей ширине ВПП и достаточную протяженность в отличие от участков других групп ВПП. Устанавливают количество плит с трещинами (в процентах) по рядам плит покрытия, а также фактические данные о количестве приложений самолетной нагрузки, которые определяются по методике, определяющей зависимость от состава движения по ВПП во время эксплуатации. По полученным данным строят график зависимости количества плит с трещинами от числа приложений самолетной нагрузки (фиг.2).

Долговечность искусственного покрытия определяют предельно допустимым количеством приложений самолетной нагрузки (nпред), которое соответствует предельно допустимому количеству плит с трещинами (dпред), которое устанавливают с учетом СНиП 32-03-96 «Аэродромы».

В качестве иллюстрации ниже приведен следующий пример оценки долговечности покрытия.

Исходные данные обследования:

- эксплуатируемая ВПП имеет бетонное покрытие из восьми рядов плит;

- имеет место следующее распределение повреждений в виде трещин по этим рядам плит на выбранном участке (группы Б):

Ряд плит 1 2 3 4 Объем повреждений % 0 0,3 2,5 10,0

Установлено также, что количество выполненных взлетно-посадочных операций, приведенных в соответствии со СНиП 32-03-96 «Аэродромы» к расчетному (наиболее тяжелому) самолету составляет 500 000.

Требуется оценить долговечность покрытия, т.е. определить предельное количество приложений самолетной нагрузки (nпред).

Для этого используем известную статистику нагружения покрытия по ширине ВПП:

Количество нагружении (×103) 5 45 150 300 Ряд плит 1 2 3 4

Строим график, аналогичный тому, который показан на фиг.2, по следующим данным:

d 300×103 150×103 45×103 5×103 n 10 2,5 0,3 0

Апроксимируя этот график аналитическим выражением

D=an2+b,

где a=0,00011, b=0,

находим предельное количество движений воздушных судов.

При dпред=20%-nпред=450×103.

Предлагаемый способ позволит оперативно решать вопросы, связанные с повышением долговечности искусственных покрытий, находящихся в эксплуатации, а также оптимизировать сроки их ремонта и реконструкции. Таким образом, долговечность анализируемого искусственного покрытия эксплуатируемой взлетно-посадочной полосы допускает на нем 450000 эксплуатационных движений воздушных судов.

Похожие патенты RU2434094C1

название год авторы номер документа
ДЕМЧЕНКОВА ДМ. ПЕТР. АЭРОДРОМНАЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА (ДВПП) 2007
  • Демченков Дмитрий Петрович
RU2418906C2
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА АЭРОДРОМА 2010
  • Свинцов Александр Петрович
  • Рогов Владимир Александрович
  • Николенко Юрий Васильевич
  • Шубин Андрей Михайлович
RU2477767C2
СПОСОБ И СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НАЗЕМНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННОЙ ЗОНЫ АЭРОДРОМА 2012
  • Вдовенко Виктор Сергеевич
  • Горшков Борис Георгиевич
  • Зазирный Дмитрий Владимирович
  • Зазирный Максим Владимирович
RU2521450C2
Взлетно-посадочная полоса на мерзлых грунтах 2017
  • Трофимов Валерий Иванович
RU2675133C1
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАСОРЕНИЯ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЯ АЭРОДРОМА ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ 2012
  • Чью Кхейн Меов Давид
RU2596246C2
САМОЛЕТНАЯ ПОСАДОЧНО-РУЛЕЖНАЯ ФАРА 1969
SU232166A1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМА 2009
  • Мартынов Андрей Викторович
  • Недосеков Вадим Андреевич
  • Покрамович Андрей Николаевич
  • Титов Алексей Владимирович
  • Тимочкин Андрей Валентинович
RU2378164C1
Аэропорт для малой и среднемагистральной авиации (варианты) 2016
  • Томская-Брук Ника Николаевна
RU2631367C1
Устройство измерения коэффициента сцепления колес воздушных судов с покрытием взлетно-посадочных полос 2016
  • Путов Виктор Владимирович
  • Путов Антон Викторович
  • Стоцкая Анастасия Дмитриевна
RU2647336C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 434 094 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС

Изобретение относится к области строительства, а именно - к ремонту и эксплуатации взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов и направлено на оценку долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос на основе данных обследования этих покрытий. Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении достоверности получаемых результатов при существенном упрощении процедуры оценки долговечности покрытий за счет использования фактических данных о поврежденности эксплуатируемых искусственных покрытий, получаемых в результате обследования. Достигается это тем, что в способе оценки долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос путем обследования искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы на участке, имеющем равнопрочное покрытие по всей его ширине и расположенном со стороны, противоположной той, к которой примыкают рулежные дорожки, устанавливают процент плит с трещинами по рядам плит покрытия, а также фактические данные о количестве приложений эксплуатационной самолетной нагрузки, затем по полученным для данного покрытия данным строят график зависимости количества плит с трещинами от числа приложений самолетной нагрузки, а долговечность искусственного покрытия определяют по предельно допустимому количеству приложений самолетной нагрузки, которое соответствует заданному предельно допустимому количеству плит с трещинами. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 434 094 C1

Способ оценки долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос путем обследования искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы на участке, имеющем равнопрочное покрытие по всей его ширине и расположенном со стороны, противоположной той, к которой примыкают рулежные дорожки, при котором устанавливают процент плит с трещинами по рядам плит покрытия, а также фактические данные о количестве приложений эксплуатационной самолетной нагрузки, по полученным данным для данного покрытия строят график зависимости количества плит с трещинами от числа приложений самолетной нагрузки, а долговечность искусственного покрытия определяют по предельно допустимому количеству приложений самолетной нагрузки, которое соответствует заданному предельно допустимому количеству плит с трещинами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2434094C1

Способ оценки прочности дорожной одежды 1991
  • Яромко Вячеслав Николаевич
SU1794125A3
Электрический ртутный коммутатор 1927
  • Анцелиович Е.С.
SU9250A1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ГИДРАТАЦИОННОГО ТВЕРДЕНИЯ 2008
  • Иванчин Николай Николаевич
RU2362751C1
ГОРЕЦКИЙ Л.И
и др
Эксплуатация аэродромов
- М.: Транспорт, 1979.

RU 2 434 094 C1

Авторы

Виноградов Александр Петрович

Куликов Валерий Леонидович

Курбанов Андрей Асафович

Березин Владимир Иванович

Титов Алексей Вадимович

Даты

2011-11-20Публикация

2010-12-22Подача