Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к способам изготовления труб с балластным покрытием, используемых при прокладке трубопроводов по дну водоемов или по заболоченной местности.
Известен способ изготовления утяжеленной трубы, заключающийся в снабжении центральной трубы бетонным покрытием путем его нагнетания в кольцевое пространство между трубой и оболочкой через отверстие в заглушках, причем оболочка закреплена на трубе посредством опорных центрирующих колец (см. патент RU 2257503, кл. F16L 1/24, опубл. 27.07.2005). Ненадежность такой конструкции заключается в том, что при вводе центральной трубы с опорными центрирующими кольцами в оболочку, которая, как правило, имеет отклонения от правильной цилиндрической формы, создается значительное давление на поверхностях центрирующих выступов, контактирующих с внутренней поверхностью оболочки, которое обуславливает возникновение значительной силы трения, создавая опрокидывающий момент на центрирующих выступах, что приводит к затруднению движения полиэтиленовой трубы и вызывает местное выпучивание оболочки или даже ее разрыв. Кроме того, при заполнении кольцевого пространства бетонной смесью прямоугольные центрирующие выступы создают значительное гидравлическое сопротивление движению вязкой утяжеляющей цементно-песчаной или бетонной смеси, что вызывает значительный перепад давления смеси перед выступами и за выступами, что обуславливает возникновение опрокидывающего момента на выступах, способного вызвать их опрокидывание с возможным разрывом оболочки. Таким образом, недостатками известного способа являются высокая материалоемкость, обусловленная необходимостью изготовления оболочки, недостаточная надежность и устойчивость к агрессивному воздействию окружающей среды.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в упрощении изготовления и увеличении срока службы получаемой трубы. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что согласно способу изготовления сульфатостойкой утяжеленной трубы, заключающемуся в снабжении центральной трубы бетонным покрытием, центральную трубу размещают на роликовых опорах, установленных на подвижной каретке, перемещающейся вдоль оси трубы, с обеих сторон трубы закрепляют съемные торцевые ограничители-опалубки, вращают центральную трубу с помощью роликовых опор и, перемещая трубу с помощью каретки, набрызгивают первый слой бетонной смеси с текучестью 4-8 см по Конусу Абрамса толщиной а, возвращают каретку в исходное положение и производят намотку армирующей стеклосетки и набрызг второго слоя бетонной смеси толщиной (0,5-1,5)а со сдвигом между зоной намотки и зоной набрызга 1-3 м, бетонную смесь прикатывают и уплотняют валками, снимают ограничители-опалубки и оставляют трубу на стеллажах до схватывания бетонной смеси, после чего для обеспечения складской прочности трубу выдерживают на складе не менее трех суток, причем в качестве бетонной смеси используют смесь со следующим содержанием компонентов, масс.%:
В качестве суперпластификатора могут быть использованы поликарбоксилаты РСЕ или готовая смесь «Гамбит Суперпласт (Е4)», а в качестве гидрофобизатора - метилсиликат натрия.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
При изготовлении центральной трубы на ее поверхность наносится трехслойное полиэтиленовое покрытие, которое с концов центральной трубы счищается. Центральная труба помещается на роликовые опоры установки для набрызга бетона, которые, в свою очередь, установлены на подвижной каретке, перемещающейся вдоль оси трубы. С обеих сторон трубы закрепляются съемные торцевые ограничители-опалубки, предназначенные для исключения попадания бетонного раствора на концы труб и формирования ровной торцевой поверхности нанесенного слоя. Роликовые опоры начинают вращать центральную трубу. Одновременно с этим включается механизм набрызга балластного слоя толщиной а, и с помощью каретки начинается перемещение трубы вдоль механизма, осуществляющего набрызг первого слоя бетонной смеси. При нанесении бетонной смеси набрызгом одной из основных характеристик является текучесть бетонной смеси. Бетонная смесь с текучестью ниже 4 см по Конусу Абрамса малоподвижна, поэтому ее применение малоэффективно. При текучести бетонной смеси свыше 8 см по Конусу Абрамса бетонная смесь становится сильноподвижной, что также нежелательно, т.к. происходит ее быстрое стекание и, как следствие, неэкономное расходование балластного материала. После окончания набрызга первого слоя каретка с вращающейся на ней трубой возвращается в исходное положение и начинается намотка на первый слой нанесенного покрытия армирующей стеклосетки. Толщина нанесенного слоя корректируется роликом прикатки с заданной толщиной нанесенного слоя и регулируемым давлением на наматываемую стеклосетку. Непосредственно после намотки стеклосетки производится набрызг второго слоя бетонной смеси толщиной (0,5-1,5)a. Запаздывание в движении каретки набрызга от каретки по намотке стеклосетки составляет 1-3 м, что необходимо для обрезки стеклосетки и закрепления ее концов в конце слоя намотки. Излишки бетонной смеси снимают лопатками, а оставшуюся бетонную смесь прикатывают и уплотняют валками. Готовую трубу с балластным покрытием помещают на полки в стеллаж. Схватывание бетонной смеси происходит в стеллаже при температуре +25°С в течение 10 ч либо при температуре +60°С в течение 8 ч. После того как бетонная смесь наберет складскую прочность, трубу с балластным покрытием выдерживают на складе еще, по меньшей мере, трое суток.
В качестве бетонной смеси используют смесь со следующим содержанием компонентов:
В качестве суперпластификатора могут быть использованы поликарбоксилаты РСЕ или готовая смесь «Гамбит Суперпласт (Е4)», а в качестве гидрофобизатора - метилсиликат натрия. Указанный состав имеет повышенную сульфатостойкость и устойчив к агрессивному воздействию водной среды.
Таким образом, изготовленная согласно предлагаемому способу труба с балластным покрытием состоит из центральной трубы с нанесенным на нее антикоррозийным покрытием и балластного материала, который формируется на проводящей трубе методом торкретирования (набрызга). Внутри балластного материала в качестве армирующей конструкции использована стеклосетка, которая позволяет увеличить толщину бетонного слоя без опасности его осыпания, прочна и слабо подвержена разрушению в водной среде. Нанесение стеклосетки производится путем равномерного спирального наматывания ее на проводящую трубу с нахлестом в 3-6 см. Намотка армирующей стеклосетки производится после проведения набрызга первого слоя защитного покрытия толщиной а (оптимальная толщина 15-50 мм). Второй слой покрытия производится набрызгом на слой армирующей стеклосетки толщиной (0,5-1,5)а (в среднем 15-60 мм). Общая толщина бетонного покрытия составляет в зависимости от потребности 30-110 мм.
Для разных типоразмеров труб и условий их эксплуатации применяется различная стеклосетка. При армировании труб ⌀820-1420 мм необходимо применение стеклосетки панцирной, характеристики которой приведены в табл.1. Указанная стеклосетка применяется также и на трубах меньших диаметров, если имеются проектные требования к повышенной прочности бетонного покрытия, либо используется тяжелый или особо тяжелый бетон. Стеклотканевая сетка 6 мм × 8 мм (стеклосетка панцирная) характеризуется повышенной прочностью на разрыв и щелочностойкостью. При армировании труб диаметром менее 820 мм применяется стеклосетка типа ССТ-Б-ТРАНСЕТ, характеристики которой приведены в табл.2.
Результаты испытаний бетонной смеси показаны в табл.3 и табл.4. Полученные свойства демонстрируют преимущества предложенного способа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БАЛЛАСТНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОВЫШЕННОЙ ПЛОТНОСТИ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2011 |
|
RU2455553C1 |
ТРУБА С ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ С НАРУЖНЫМ УТЯЖЕЛЯЮЩИМ БЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2020 |
|
RU2757520C2 |
БАЛЛАСТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 2010 |
|
RU2437020C1 |
ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР | 2016 |
|
RU2630328C1 |
СТЕКЛОЛЕНТА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО СТЕКЛОПЛАСТИКОВОГО ПОКРЫТИЯ НА ТРУБУ, СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО СТЕКЛОПЛАСТИКОВОГО ПОКРЫТИЯ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО СТЕКЛОПЛАСТИКОВОГО ПОКРЫТИЯ И ТРУБА С ЗАЩИТНЫМ СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2019 |
|
RU2725381C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЕТОННОЙ СМЕСИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАЛЛАСТНОЙ ТРУБЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДЫ ЗАТВОРЕНИЯ БЕТОННОЙ СМЕСИ | 2010 |
|
RU2453515C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ | 2015 |
|
RU2609511C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОГО УТЯЖЕЛЯЮЩЕГО БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2013 |
|
RU2546699C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ БАЛЛАСТНОГО МАТЕРИАЛА НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРУБЫ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2413117C2 |
БАЛЛАСТНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2008 |
|
RU2399828C2 |
Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к способам изготовления труб с балластным покрытием, используемых при прокладке трубопроводов по дну водоемов или по заболоченной местности. Способ изготовления сульфатостойкой утяжеленной трубы заключается в снабжении центральной трубы бетонным покрытием. Бетонную смесь текучестью 4-8 см по Конусу Абрамса из сульфатостойкого портландцемента м500, воды, суперпластификатора, гидрофобизатора и баритовой руды, наносят путем набрызгивания. При этом сначала набрызгивают первый слой толщиной а, а затем производят намотку армирующей стеклосетки и набрызг второго слоя бетонной смеси толщиной (0,5-1,5)а со сдвигом между зоной намотки и зоной набрызга 1-3 м. После чего оставляют трубу на стеллажах до схватывания бетонной смеси. Для обеспечения складской прочности трубу выдерживают на складе не менее трех суток. Техническим результатом изобретения является упрощение изготовления и увеличение срока службы получаемой трубы. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.
1. Способ изготовления сульфатостойкой утяжеленной трубы, заключающийся в снабжении центральной трубы бетонным покрытием, отличающийся тем, что центральную трубу размещают на роликовых опорах, установленных на подвижной каретке, перемещающейся вдоль оси трубы, с обеих сторон трубы закрепляют съемные торцевые ограничители-опалубки, вращают центральную трубу с помощью роликовых опор и, перемещая трубу с помощью каретки, набрызгивают первый слой бетонной смеси с текучестью 4-8 см по Конусу Абрамса толщиной а, возвращают каретку в исходное положение и производят намотку армирующей стеклосетки и набрызг второго слоя бетонной смеси толщиной (0,5-1,5)а со сдвигом между зоной намотки и зоной набрызга 1-3 м, бетонную смесь прикатывают и уплотняют валками, снимают ограничители-опалубки и оставляют трубу на стеллажах до схватывания бетонной смеси, после чего для обеспечения складской прочности трубу выдерживают на складе на менее трех суток, причем в качестве бетонной смеси используют смесь со следующим содержанием компонентов:
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве суперпластификатора используют поликарбоксилаты РСЕ или готовую смесь «Гамбит Суперпласт (Е4)».
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве гидрофобизатора используют метилсиликат натрия.
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ БАЛЛАСТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРУБЫ ДЛЯ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2003 |
|
RU2257503C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ БАЛЛАСТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРУБЫ | 2007 |
|
RU2345267C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СЛОЯ БЕТОНА НА НАРУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ СЕКЦИИ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА ИЛИ ТРУБЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2074333C1 |
WO 9801402 A1, 15.01.1998 | |||
US 3739747 A, 19.06.1973. |
Авторы
Даты
2011-11-27—Публикация
2010-11-13—Подача