ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ ТРАКТОРА МТЗ Российский патент 2011 года по МПК F16D65/16 F16D55/24 

Описание патента на изобретение RU2435997C2

Предлагаемое изобретение относится к тракторостроению и может быть использовано в тормозных системах тракторов.

Трактор тормозят почти всегда при его движении вперед. Однако тормозные механизмы трактора МТЗ равноэффективны как при движении вперед так и назад.

Дисковый тормозной механизм (фиг.1) состоит из тормозных дисков с фрикционными накладками 8 и 9, вращающимися вместе с валом 4, и нажимных тормозящих дисков 5. При нажатии на педаль 1 тормоза нажимные диски 4 поворачиваются навстречу друг другу, шарики 5 между этими дисками выкатываются из выемок по скосам и раздвигают диски. Вращающиеся тормозные диски 8 и 9 прижимаются нажимными дисками 4 к неподвижному корпусу 7, при этом вращение вала 4 затормаживается.

Недостаток данной схемы заключается в следующем.

В процессе торможения трактора при совпадении направлений вращений подвижного тормозного 9 и нажимного 4 дисков между ними возникает момент трения. Этот момент совпадает по направлению с моментом силы, приложенным к нажимному диску со стороны тяги 2. Суммарный крутящий момент стремится усилить поворот нажимного диска, и как результат взаимодействия шариков 5 и пазов на нажимном диске увеличить усилие воздействия нажимного диска на тормозной диск с фрикционными накладками.

С другой стороны, другая пара нажимного и тормозного дисков будет вращаться в разные стороны. Момент трения, возникающего между ними в процессе соприкосновения, будет стремиться препятствовать повороту нажимного диска. Это в свою очередь приведет к снижению усилия воздействия нажимного диска на тормозной диск.

Однако в связи с тем, что данная схема тормозного механизма является саморегулируемой (нажимные диски подвижны вдоль оси вала и взаимодействуют между собой посредством шариков), то суммарные осевые силы со стороны нажимных дисков на тормозные диски будут уравновешиваться. Тем самым моменты трения исключаются из системы сил и моментов, влияющих на величину усилия со стороны нажимных дисков на тормозные диски.

В качестве прототипа выбран тормозной механизм трактора МТЗ (выше рассмотрен).

Целью изобретения является повышение эффективности работы дискового тормозного механизма трактора МТЗ, при торможении его в процессе движения в прямом направлении, путем увеличения усилия воздействия нажимного диска на тормозной диск за счет использования тормозных моментов, возникающих между ними.

Для этого необходимо, чтобы направление вращения нажимных дисков в процессе торможения совпадало с направлением вращения подвижных тормозных дисков в процессе движения трактора в прямом направлении.

На фиг.2 представлена схема устройства предлагаемого тормозного механизма. Устройство содержит педаль 1, тягу 2, вал 3, нажимные диски 4, шарики 5, корпус 6 и тормозные диски с фрикционными накладками 7. При этом шарики 5 будут находиться в полостях, образованных выемками на поверхностях корпуса и нажимных дисков. Эта схема тормозного механизма позволяет одновременно поворачивать нажимные диски в сторону направления вращения тормозных дисков при движении трактора на основных эксплуатационных передачах (при движении трактора задним ходом направления вращения нажимных и тормозных дисков не будут совпадать). При движении трактора в прямом направлении в процессе торможения тормозные крутящие моменты, образованные в процессе взаимодействия поверхностей нажимных и тормозных дисков, совпадают с крутящими моментами, прилагаемыми к нажимным дискам. В этом случае суммарные осевые силы, воздействующие со стороны нажимных дисков на тормозные диски, возрастают, что приведет к более эффективному торможению трактора.

Источники информации

1. Д.И.Мельников «Тракторы» М.: ВО «Агропромиздат», 1990, 367 с.

2. И.П.Ксеневич и др. «Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82». М.: «Колос», 1975, 248 с.

3. А.П.Антонов, Н.М.Антышев и др. «Скоростная сельскохозяйственная техника», М.: «Россельхозиздат» 1986 г., 191 с.

Похожие патенты RU2435997C2

название год авторы номер документа
Малогабаритный трактор 1990
  • Дроздовский Георгий Петрович
SU1785922A1
РЕГУЛЯТОР ТЯГОВОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ БАРАБАННОГО ТОРМОЗА И БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ 2006
  • Ирашко Йоханн
RU2413884C2
Тормоз транспортного средства 1984
  • Полехин Сергей Александрович
  • Шевандин Михаил Алексеевич
SU1216054A1
СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ АВТОПОЕЗДА С ТЯГАЧОМ, ОСНАЩЕННЫМ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ТОРМОЗОВ 2005
  • Абаев Александр Хасанович
  • Березов Марат Павлович
RU2291081C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА С МУФТОЙ С ШАРИКОВЫМИ ФИКСАТОРАМИ 2009
  • Луис Джон
RU2517570C2
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Жичко Олег Иванович
  • Васильев Юрий Алексеевич
  • Ключников Алексей Владимирович
RU2460651C1
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Ермаленок Валерий Генрихович
  • Клышко Александр Николаевич
RU2468936C2
Механизм управления поворотом гусеничного трактора 1985
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Мажарцев Юрий Михайлович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1311988A1
Система управления колесным транспортным средством 1987
  • Павлович Александр Эдуардович
  • Малтызов Геннадий Константинович
  • Малясов Евгений Александрович
  • Ходасовский Виктор Михайлович
SU1500533A1
РЕГУЛЯТОР ТЯГОВОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ БАРАБАННОГО ТОРМОЗА И БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ 2006
  • Ирашко Йоханн
RU2395018C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 435 997 C2

Реферат патента 2011 года ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ ТРАКТОРА МТЗ

Предлагаемое изобретение относится к тракторостроению и может быть использовано в тормозных системах тракторов. Тормозной механизм трактора содержит педаль, тягу, вал, нажимные диски, шарики, корпус и тормозные диски с фрикционными накладками. Шарики находятся в полостях, образованных выемками на поверхностях корпуса и нажимных дисков. Тормозной механизм позволяет одновременно поворачивать нажимные диски в сторону направления вращения тормозных дисков при движении трактора вперед. При этом тормозные крутящие моменты, образованные в процессе взаимодействия поверхностей нажимных и тормозных дисков, совпадая с крутящими моментами, прилагаемыми к нажимным дискам со стороны привода тормозов, увеличивают суммарные осевые силы, воздействующие со стороны нажимных дисков на тормозные диски. Достигается повышение эффективности работы дискового тормозного механизма трактора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 435 997 C2

Тормозной механизм, содержащий педаль, тягу, вал, нажимные диски, шарики, корпус и тормозные диски с фрикционными накладками, отличающийся тем, что шарики находятся в полостях, образованных выемками на поверхностях корпуса и нажимных дисков, а тормозной механизм позволяет одновременно поворачивать нажимные диски в сторону направления вращения тормозных дисков при движении трактора вперед, при этом тормозные крутящие моменты, образованные в процессе взаимодействия поверхностей нажимных и тормозных дисков, совпадая с крутящими моментами, прилагаемыми к нажимным дискам со стороны привода тормозов, увеличивают суммарные осевые силы, воздействующие со стороны нажимных дисков на тормозные диски, что приведет к повышению эффективности торможения трактора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2435997C2

CN 87215909 U, 05.10.1988
Двойной дисковый тормоз планетарного механизма поворота гусеничной машины 1981
  • Краснопрошин Николай Александрович
  • Шаров Михаил Александрович
  • Каргин Вениамин Кириллович
SU1010339A1
US 4016957 A, 12.04.1977
Ксеневич И.П
и др
Тракторы, Конструкция
- М.: Машиностроение, 2000, с.482-483, рис.8.28
JP 55033956 A, 10.03.1980
JP 55033955 A, 10.03.1980.

RU 2 435 997 C2

Авторы

Абаев Александр Хасанович

Шанаева Дибахан Абасовна

Абаев Алан Александрович

Даты

2011-12-10Публикация

2009-11-02Подача