из бортов. Цель изобретения - повышение надежности в работе. Механизм управления поворотом включает педаль 1 тормоза, которая кинематически связана с рычагами педали 5 и 6, связанными с серьгами 7 и 8 с помощью шарниров 9. На противоположных концах серег выполнены Г-образ- ные пазы 10, в которых расположены шины 11, закрепленные на концах рычагов 12 и 13 тормоза, которые связаны с исполнительными элементами бортовых тормозов. Рычаги 28 и 29 управления поворотом связаны с золотниками гидроусилителей 32 и 33, которые кинематически соединены с муфтами поворота. При повороте, например, направо воздействуют на рычаг 29, вследствие чего повышается давление в гидролиниях 74 и 79, гидроусилитель 33 освобождает диск 39 правой муфты поворота.
1
Изобретение относится к транспортному мащиностроению, в частности к тракторостроению, может быть использовано на гусеничных тракторах с механизмом поворота, работающим по принципу разрыва потока мощности (муфты поворота, планетарный механизм поворота и т.п.).
Цель изобретения - повышение надежности работы устройства.
На фиг. 1 схематично показана кинематическая схема устройства механизма управления в режиме правого поворота с заторможенным отстающим бортом; на фиг. 2 - гидроусилитель механизма поворота; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - блокирующее устройство; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 4.
Механизм управления поворотом содержит педаль 1 тормозов, которая с помощью тяги 2 щарнирно связана с рычагом 3, закрепленным на поворотной оси 4. На оси 4 также закреплены два одинаковых ры- чаг а 5 и 6 педали, связанные с серьгами 7 и 8 с помощью шарниров 9. На противоположных концах серег 7 и 8 имеются Г- образные пазы 10, в которых располагаются шины 11, закрепленные на концах рычагов 12 и 13 тормоза. Вертикальный канал Г-образного паза 10 выполнен по радиусу, равному расстоянию между осями щиаа 11 и шарнира 9. Второй канал паза 10 сориентирован так, что не воздействует на шип 11 при холостом перемещении серег 7 и 8. Рычаги 12 и 13 с помощью кинематических связей 14 и 15 соединены
а золотник 71 челночного клапана 70 сме- ш,ается влево и направляет масло по гидролинии 68 в гидропилиндр 59 блокируюше- го устройства тормоза левого борта. Бло- кируюшие устройства, обеспечиваюшие выборочное воздействие на один или оба бортовых тормоза при нажатии на педаль 1, содержат также серьги 7 и 8, несущие продольный паз 64 для взаимодействия их с гидроцилиндрами 59 и 6Q, связанными с органами управления поворотом 28 и 29 через челночный клапан 70, и Г-образный паз 10 для взаимодействия их с шипом 11 рычагов 12 и 13 бортовых тормозов. Сущность изобретения заключается в обеспечении возможности рабочего торможения и крутого поворота в любую сторону с помощью только одной педали. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
с нажимными дисками 16 и 17 бортовых тормозов. Нажимные диски 16 и 17 связаны с промежуточными дисками 18 и 19 через шарики 20 и 21, расположенные в
канавках дисков. Бортовые тормоза содержат также фрикционные диски 22 и 23, закрепленные на полуосях 24 и 25 заднего моста трактора, и неподвижные опоры 26 и 27. На полуосях 24 и 25 закреплены ведущие колеса гусеничных движителей (не показано).
Механизм управления поворотом включает в себя также рычаги 28 и 29 управления, которые с помощью тяг 30 и 31 связаны с золотниками гидроусилителей 32
и 33. Гидроусилители кинематически связаны с муфтами поворота, которые как и бортовые тормоза включают в себя нажимные диски 34 и 35, промежуточные диски 36 и 37, фрикционные диски 38 и 39, закрепленные на полуосях 24 и 25, а также ведущий барабан 40, связанный с конической шестерней 41 центральной передачи трактора. Момент в муфтах поворота создается под действием возвратных пружин 42 и 43 гидроусилителей, для чего на гидроусилителях предусмотрен зазор л . Гидроусилители содержат корпус 44, закрепленный на корпусе трансмиссии 45. Внутренняя полость корпуса 44 разделена на три полости 46-48 полым поршнем 49 с радиальными отверстиями 50, внутри ко
торого находится подпружиненный золотник 51 с пружиной 52, расположенной в торцовой части золотника. Золотник 51 с зазором закреплен на стержне. На хвоетовике поршня 49 расположены возвратные пружины 42 и 43. На противоположный конец поршня ввинчена пробка 53, в отверстии которой расположен управляющий наконечник 54. Полости 47 и 48 при ручном управлении соединены каналом крышки 55 и образуют сливную полость гидроусилителя. При автоматическом и дистанционном управлении вместо крышки 55 устанавливается электрогидравлический золотник. Хвостовик поршня 49 соприкасается с нажимными дисками 34 и 35 муфт поворота. Управляющий наконечник 54 своим овальным отверстием с помошью пальца 56 шарнирко связан с вилкой тяг 30 и 31, противоположный конец которых шарнирно закреплен на рычагах 28 и 29. На тягах 30 и 31 закреплены захваты 57, удерживаюшие пружину 58, противоположный конец которой закреплен на корпусе 44 гидроусилителей 32 и 33.
Блокирующее устройство содержит гидроцилиндры 59 и 60 управления с расположенной в них пружиной 61. На пальце вилки 62 штока гидроцилиндров 59 и 60 расположен ролик 63, который находится в продольном пазу 64 серег 7 и 8. Паз 64 расположен в направлении рабочего воздействия от рычагов 5 и 6 к рычагам 12 и 13. К пазу 64 примыкает отверстие с диаметром, большим наружного диаметра ролика 63, для его монтажа. Каждый из рычагов 12 и 13 выполнен с выступом 65, который опирается на свой поворотный эксцентриковый упор 66, фиксируемый болтом 67. Упоры 66 размещены на вертикальных элементах корпуса трансмиссии 45 и служат дли регулирования исходного положения шина 11 относительно паза 10. Нагнетательные полости гидроцилиндров 59 и 60 с помошью гидролиний 68 и 69 связаны с золотниковым гидрораспределителем 70, золотник 71 которого с обеих сторон поджат пружинами 72. Боковые полости золотникового гидрораспределителя 70 с помощью гидролиний 73 и 74 соединены через делитель 75 потока с нагнетательной гидролинией 76, а центральная его полость соединена гидролинией 77 с гидролинией 76 непосредственно. Нагнетательные полости гидроусилителей 32 и 33 гидролиниями 78 и 79, 73 и 74 связаны с делителем 75 потока, а их сливные полости - с баком 80 гидролиниями 81 и 82. Сливные полости гидроцилиндров 59 и 60 связаны с баком 80 гидролиниями 83 и 84.
Механизм управления работает следующим образом.
При прямолинейном движении водитель не воздействует на рычаги 28 и 29, а поршни 49 гидроусилителей 32 и 33 находятся в исходном положении, при котором благодаря зазорам с. усилие пружин 42 и 43 передается на ведущий барабан
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
40через нажимные 36 и 37 и фрикционные 38 и 39 диски, вследствие чего муфты поворота удерживаются во включенном состоянии и крутящий момент от шестерни
41передается на обе полуоси 24 и 25. Усилие пружин 58 через тяги 30 и 31, палец 56, управляющий наконечник 54 и стержень передается на золотник 51, преодолевая усилие пружин 52 и удерживая золотник 51 в крайнем положении, при котором отверстия 50 полностью открыты. Рабочая жидкость из гидролинии 76 поступает в полости 46 гидроусилителей через делитель 75 потока и гидролинии 78 и 79 и, проходя через зазор между стержнем и полым поршнем 49, радиальные отверстия 50 и канал крышки 55, сливается обратно в бак 80 через гидролинии 81 и 82. При этом золотник 71 гидрораспределителя 70 находится под воздействием одинаковых давлений в гидролиниях 73 и 74 и одинаковых пружин 72, вследствие чего остается в среднем, нейтральном положении, при котором гидролиния 77 оказывается запертой средним пояском золотника 71, и рабочая жидкость не подается в гидроцилиндры 59 и 60.
В этом случае при воздействии водителя на педаль 1 происходит поворот рычагов 5 и 6, а серьги 7 и 8, взаимодействующие с шипами 11 через вертикальный канал Г-образного паза 10, поворачивают рычаги 12 и 13 тормозов, которые через связи 14 и 15, нажимные диски 16 и 17, шарики 20 и 21 и промежуточные диски 18 и 19 прижимают фрикционные диски 22 и 23 к опорам 26 и 27, тем самым осуществляя рабочее торможение трактора. После прекращения воздействия педаль 1 и диски 16, 17, 18, 19, 22 и 23 бортовых тормозов возвращаются в исходное положение под действием возвратной пружины (не показано).
Для осуществления крутого поворота, например направо, водитель последовательно воздействует на рычаг 29 и педаль 1. После воздействия на рычаг 29 тяга 31 начинает перемещаться и снимает воздействие пружины 58 на управляющий наконечник 54. Тогда под действием пружины 52 золотник 51 перемещается, перекрывая первый ряд отверстий 50. В связи с этим давление рабочей жидкости, поступающей от делителя потока по гидролинии 79 к полости 46 гидроусилителя 33, увеличивается и поршень 49 начинает перемещаться вслед за золотником 51, устраняя воздействие пружины 43 на нажимной диск 35 муфты поворота. Вследствие этого фрикционный диск 39 освобождается и происходит разрыв потока мощности от шестерни 41 к полуоси 25. В результате повышения давления в гидролиниях 79 и 74 золотник 71 гидрораспределителя 70 переместится влево, перекрыв гидролинию 69 и связав гидролинии 77 и 68. Под действием давления поршень гидроцилиндра 59 через вилку 62 штока перемеш,ает серьгу 7, в результате чего шии 11 рычага 12 выходит из вертикального канала и оказывается в начале второго канала Г-образного наза 10.
В этом случае при воздействии на педаль по-прежнему происходит поворот рычагов 5 и 6 и серег 7 и 8. При этом серьга 8 как и в случае прямолинейного движения, взаимодействуя с шипом 11 рычага 13 через вертикальный канал Г-образного паза 10, затормаживание полуоси 25. В это же время перемещение серьги 7 не оказывает никакого воздействия на рычаг 12, поскольку его шип 11 расположен во EiTopOM канале Г-образного паза 10.
При воздействии одновременно на оба рычаг а 28 и 29 происходит срабатывание обоих гидроусилителей 32 и 33, в связи с чем повыпшется давление одновременно в гидролиниях 78 и 73, 79 и 74. Поэтому золотник 71 гидрораспределителя 70 остается в нейтральном положении и давление рабочей жидкости не передается на гидроцилиндры 59 и 60. Благодаря этому воздействие на педаль 1 вызывает одновременно затормаживание обоих бортовых тормозов, т.е. работоспособность торгуюзной системы не нарушается.
Формула изобретения
1. Механизм управления поворотом гусеничного трактора, содержащий корпус, педаль управления бортовыми тормозами.
0
5
0
связанную с поворотной осью с закрепленными на ней концами рычагов педали, кинематически связанными с исполнительными устройствами бортовых тормозов, орга- пы управления поворотом, кинематически связанные с исполнительными элементами механизмов поворота, золотниковый гидрораспределитель, посредством которого источник давления рабочей жидкости со- собщен с исполнительными устройствами бортовых тормозов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, каждое из исполнительных устройств бортовых тормозов снабжено гидроцилиндром управления, на конце щтока которого установлен ролик, серьгой, поворотным рычагом тормоза, причем на концах серьги вьнюлиены отверстие и Г-образный паз, а в средней части - продольный паз, в котором установлен ролик штока гидроци- линдра управления, при этом в отверстии серьги установлен другой конец рычага |е;1али, а в Г-образном пазу - конец рычага тормоза, другой конец которого соединен с осью, установленной на корпусе, при это.м рычаг тормоза кине.матически связан с тормозами.
2.Механизм управления по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен фиксатором положения рычага тормоза, на котором выполнен выступ, взаи.модействующий с упомянутым фиксатором.
3.Механизм управления по п. 1, отличающийся тем, что совместно с продольным пазом серьги выполнено отверстие, диаметр которого больше диа.метра упомянутого,, ролика.
&.К
-. 76; 73
f «S
п,ч:з
Фиг 3
7,5
В
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
Система поворота шарнирно-сочлененной гусеничной машины | 1985 |
|
SU1257009A1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2008 |
|
RU2385249C1 |
Система управления трактором | 1988 |
|
SU1601008A1 |
Гидравлическая система управления поворотом гусеничной машины | 1983 |
|
SU1134455A1 |
Гидравлический сервопривод управления гусеничной машины | 1985 |
|
SU1286458A1 |
Механизм управления поворотом мелиоративной гусеничной машины | 1982 |
|
SU1105358A1 |
Система поворота шарнирно сочлененной гусеничной машины | 1986 |
|
SU1323451A1 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2013275C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных тракторах с механизмом поворота, работающим по принципу разрыва потока мощности на один (Л оо со 00 00 /э
5-5
,1,8
S3
Ш
62
67
Фиг.5
Составитель А. Барыков
Редактор Л. ГратиллоТехред И. ВересКорректор Т. Колб
Заказ 1840/18Тираж,567Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета CQCP по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг.6
Патент США № 3917013, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1987-05-23—Публикация
1985-12-24—Подача