СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2011 года по МПК G01M1/00 

Описание патента на изобретение RU2438107C1

Изобретение относится к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности к способам определения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства.

Известен способ измерения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства, основанный на измерении длительности разгона на беговых барабанах (Воскобойников И.В. Техническое диагностирование лесозаготовительных машин. - М.: Лесн. пром-сть, 1987. - 192 с.).

Недостаток известного способа заключается в необходимости проведения испытаний на специализированном диагностическом стенде с инерционным нагружением.

Изобретение направлено на обеспечение возможности определения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства непосредственно при его эксплуатации в дорожных условиях.

Сущность изобретения заключается в том, что на ровном горизонтальном участке дороги, исключающем пробуксовывание ведущих колес, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя колесного транспортного средства при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза и с грузом, а крутящий момент двигателя определяется как отношение произведения массы груза на квадрат радиуса колеса с учетом деформации шины на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне с грузом к произведению квадрата передаточного отношения коробки перемены передач на квадрат передаточного отношения главной передачи на квадрат передаточного отношения бортового редуктора на разность углового ускорения коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза и углового ускорения коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне с грузом.

Новизна заключается в том, что крутящий момент двигателя колесного транспортного средства определяется по динамике угловых ускорений коленчатого вала двигателя колесного транспортного средства при его разгоне по горизонтальной поверхности на конкретной передаче с грузом и без него.

На чертеже изображена схема реализации предлагаемого способа определения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства.

Двигатель внутреннего сгорания 1 через сцепление 2, коробку перемены передач 3, главную передачу 4, бортовые редукторы 5 соединен с ведущими колесами 6.

Реализуется предлагаемый способ определения крутящего момента двигателя транспортного средства следующим образом.

Полагая, что ДВС через кинематическую схему должен сообщать механическую энергию, необходимую для раскрутки четырех колес, каждое из которых имеет радиус с учетом деформации шины rш и на каждое из которых в первом приближении приходится по 1/4 массы автомобиля с водителем Мα и массы Мгр груза (в случае конкретного автомобиля и его загрузки это соотношение принимает другие значения), необходимо определение приведенного к оси вращения коленчатого вала момента инерции.

Согласно (Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Энергоатомиздат, 1983. - 440 с.) приведенный момент инерции системы вращающихся масс есть момент инерции системы, состоящих только из элементов, вращающихся с угловой скоростью вала двигателя ωдв, но обладающих запасом кинетической энергии, равным запасу кинетической энергии действительной системы. Из условия неизменности кинетической энергии следует, что для системы, состоящей из соединенных через зубчатые передачи ДВС и вращающихся с угловой скоростью ωк четырех колес, обладающих с учетом трения качения по поверхности и трения скольжения в опорах суммарным моментом инерции , с учетом скорости движения автомобиля Vαкrш и полагая пренебрежимо малыми, по сравнению с остальными, действие воздушного сопротивления движению

где Jmp(ω) - приведенный к оси вращения коленчатого вала момент инерции агрегатов трансмиссии.

Искомый приведенный момент инерции системы:

Передаточное отношение между ДВС и ведущим колесом равно произведению передаточного отношения коробки перемены передач (КПП) kКПП, передаточного отношения главной передачи (ГП) kГП и, в случае наличия бортового редуктора (БР), передаточного отношения БР (kБР).

Тогда (2) можно представить в виде:

Зависимость крутящего момента на ведущих колесах от частоты вращения коленчатого вала двигателя, выраженная через угловые ускорения коленчатого вала и приведенный к оси вращения коленчатого вала момент инерции вращающихся масс транспортного средства, определяется:

Расчетное уравнение крутящего момента при разгоне автомобиля с водителем при работе двигателя по внешней характеристике (акселератор нажат до упора):

где ε1(ω) - угловое ускорение коленчатого вала двигателя при разгоне автомобиля только водителем.

Расчетное уравнение крутящего момента при разгоне автомобиля с водителем и грузом при работе двигателя по внешней характеристике (акселератор нажат до упора):

где ε2(ω) - угловое ускорение коленчатого вала двигателя при разгоне автомобиля с водителем и грузом массой Мгр.

Приравнивая (5) и (6), определяем сумму:

Подставляя (7) в (5), строим характеристику крутящего момента на ведущих колесах:

Подставляя (7) в (6), строим характеристику крутящего момента на ведущих колесах:

Таким образом, зная передаточные числа коробки перемены передач, главной передачи, бортового редуктора, радиус колеса с учетом деформации шины, массы груза и измеряя угловые ускорения коленчатого вала при разгоне колесного транспортного средства без груза ε1(ω) и с грузом ε2(ω), определяют крутящий момент двигателя колесного транспортного средства.

Предлагаемый способ определения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства позволяет значительно сократить затраты на диагностическое оборудование и диагностические работы при сохранении на высоком уровне точности измерений.

Похожие патенты RU2438107C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ГРУЗА, ПЕРЕВОЗИМОГО КОЛЕСНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2011
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егорова Любовь Егоровна
RU2451267C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Егоров Алексей Васильевич
RU2441210C1
ДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ МАССЫ ГРУЗА КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 2021
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Грахольский Алексей Александрович
  • Кайзер Юрий Филиппович
  • Желукевич Рышард Борисович
  • Монгуш Сылдыс Чамбааевич
  • Лысянников Алексей Васильевич
  • Шрам Вячеслав Геннадьевич
  • Кузнецов Александр Вадимович
RU2781899C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егоров Василий Николаевич
RU2370741C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Егоров Алексей Васильевич
RU2763095C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егоров Василий Николаевич
  • Машкин Андрей Витальевич
RU2438111C2
СПОСОБ ВЫБОРА ПЕРЕДАЧИ ВО ВРЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В ТЯЖЕЛЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ В ГОРУ 2005
  • Эрикссон Андерс
  • Линдгрен Андерс
  • Берглунд Сикстен
  • Темплин Петер
RU2426927C2
Транспортное средство с гибридной силовой установкой 2016
  • Егоров Аркадий Васильевич
  • Егоров Евгений Аркадьевич
  • Егоров Павел Аркадьевич
RU2629648C1
Способ определения основных характеристик двигателя и трансмиссии автотранспортного средства 2015
  • Мелешин Вячеслав Викторович
RU2614743C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЯГИ 2017
  • Низов Сергей Николаевич
RU2688081C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности к способам определения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства. Способ заключается в том, что на ровном горизонтальном участке дороги, исключающем пробуксовывание ведущих колес, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя колесного транспортного средства при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза и с грузом, после этого определяется крутящий момент двигателя. Технический результат заключается в возможности определения крутящего момента непосредственно при эксплуатации транспортного средства в дорожных условиях при сохранении высокой точности измерений. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 438 107 C1

Способ определения крутящего момента двигателя колесного транспортного средства, отличающийся тем, что на ровном горизонтальном участке дороги, исключающем пробуксовывание ведущих колес, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя колесного транспортного средства при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза и с грузом, а крутящий момент двигателя определяется как отношение произведения массы груза на квадрат радиуса колеса с учетом деформации шины на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне с грузом к произведению квадрата передаточного отношения коробки перемены передач на квадрат передаточного отношения главной передачи на квадрат передаточного отношения бортового редуктора на разность углового ускорения коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне без груза и углового ускорения коленчатого вала двигателя при полностью выжатом акселераторе при свободном разгоне с грузом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2438107C1

Воскобойников И.В
Техническое диагностирование лесозаготовительных машин
- М.: Лесн
пром-сть, 1987, 192 с
RU 94039280 А1, 10.08.1996
СИСТЕМА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Марсель Амсаллен
RU2126332C1
Способ определения приведенного момента инерции вращающихся масс транспортного средства 1988
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
  • Беляк Константин Трофимович
  • Михайлов Валерий Валерианович
  • Короткевич Александр Викентьевич
SU1643974A1
Система автоматического управления режимами работы транспортного средства 1986
  • Рожанский Альберт Анатольевич
  • Лукашевич Василий Нестерович
SU1382685A1

RU 2 438 107 C1

Авторы

Егоров Алексей Васильевич

Даты

2011-12-27Публикация

2010-12-02Подача