СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2012 года по МПК G01M1/00 

Описание патента на изобретение RU2441210C1

Изобретение относится к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности к способам определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства.

Известен способ измерения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства, основанный на измерении крутящего момента, развиваемого ведущими звездочками на стенде для диагностирования трелевочных тракторов (Воскобойников И.В. Техническое диагностирование лесозаготовительных машин. - М.: Лесн. пром-сть, 1987. - 192 с.).

Недостаток известного способа заключается в необходимости проведения испытаний на стенде для диагностирования трелевочных тракторов.

Изобретение направлено на обеспечение возможности определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства непосредственно при его эксплуатации в полевых условиях (поверхности Земли).

Сущность изобретения заключается в том, что на ровном горизонтальном участке поверхности Земли, исключающем пробуксовывание гусеничных цепей, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при свободном разгоне без груза и с грузом, а крутящий момент двигателя определяется как отношение произведения массы груза на квадрат радиуса ведущей звездочки на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом к произведению квадрата передаточного отношения коробки перемены передач на квадрат передаточного отношения главной передачи на квадрат передаточного отношения планетарного механизма на квадрат передаточного отношения бортового редуктора на разность углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза и углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом.

Новизна заключается в том, что крутящий момент двигателя гусеничного транспортного средства определяется по динамике угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при его разгоне по горизонтальной поверхности на конкретной передаче с грузом и без него.

На чертеже изображена схема реализации предлагаемого способа определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства.

Двигатель внутреннего сгорания 1 через сцепление 2, коробку перемены передач 3, главную передачу 4, планетарный механизм 5, бортовые редукторы 6 соединен с ведущей звездочкой 7, входящей в зацепление с гусеничной цепью 8, на которую опираются каретки 9. Верхняя часть гусеничной цепи поддерживается в положении, близком к горизонтальному, с помощью поддерживающих роликов 10, а натяжение гусеничной цепи осуществляется натяжным механизмом 11.

Реализуется предлагаемый способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства следующим образом.

Передаточное отношение КПП на соответствующей передаче - kКПП, передаточное отношение главной передачи (ГП) - kГП, передаточное отношение планетарного механизма (ПМ) - kПМ, передаточное отношение бортового редуктора (БР) - kБР.

Вес гусеничной машины массой Мгм (с учетом массы водителя) воспринимается роликами кареток 9, имеющими радиус rрк. Натяжение гусеничной цепи осуществляется колесом натяжного механизма 11, имеющим радиус rкнм, поддержка гусеничной цепи - поддерживающими роликами 10 радиусом rпр. Длина каждой гусеничной цепи - lгц, толщина гусеничной цепи - hгц, вес одного погонного метра mгц. Угол обхвата гусеничной цепью ведущей звездочки αвз, угол обхвата гусеничной цепью колеса натяжного механизма αнм.

Из условия неизменности кинетической энергии следует, что для системы вращающихся масс, состоящей из ДВС, сцепления, коробки перемены передач, ведущего моста с главной передачей и дифференциальным механизмом, бортовых редукторов, ведущих звездочек, роликов кареток, поддерживающих роликов, колес натяжных механизмов цепи и гусеничных цепей, и полагая пренебрежимо малым действие трения качения, воздушного сопротивления движению, проскальзывания между гусеничными цепями и опорной поверхностью:

где ωвз, ωкнм, ωрк, ωпр - угловые скорости ведущей звездочки, колеса натяжного механизма, ролика каретки, поддерживающего ролика;

x, y - количество роликов каретки и поддерживающих роликов, установленных на гусеничную машину.

Угловые скорости колеса натяжного механизма, ролика каретки, поддерживающего ролика связаны с угловой скоростью ведущей звездочки ωвз∂в/(kКППkГПkДИФkБР) через линейную скорость гусеничной машины Vгмвзrвз и, соответственно, равны:

Искомый приведенный момент инерции системы:

Очевидно, что основной весовой вклад в Jпр(ω) делает масса гусеничной машины Мгм.

Зависимость крутящего момента, преобразуемого в тяговые усилия гусениц, от частоты вращения коленчатого вала двигателя:

Расчетное уравнение крутящего момента при разгоне гусеничной машины с водителем при работе двигателя по внешней характеристике (акселератор нажат до упора):

где ε1(ω) - угловое ускорение коленчатого вала двигателя при разгоне гусеничной машины только с водителем.

Расчетное уравнение крутящего момента при разгоне гусеничной машины с водителем и грузом массой Мгр при работе двигателя по внешней характеристике (акселератор нажат до упора):

где ε2(ω) - угловое ускорение коленчатого вала двигателя при разгоне гусеничной машины с водителем и грузом массой Мгр.

Приравнивая (5) и (6) определяем сумму:

Подставляя (7) в (5), строим характеристику крутящего момента, создающего тяговое усилие на гусеницах:

Подставляя (7) в (6), строим характеристику крутящего момента, создающего тяговое усилие на гусеницах:

Таким образом, зная передаточные числа коробки перемены передач, главной передачи, планетарного механизма, бортового редуктора, радиус ведущей звездочки, массу груза и измеряя угловые ускорения коленчатого вала при разгоне гусеничного транспортного средства без груза ε1(ω) и с грузом ε2(ω) определяют крутящий момент двигателя гусеничного транспортного средства.

Предлагаемый способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства позволяет значительно сократить затраты на диагностическое оборудование и диагностические работы при сохранении на высоком уровне точности измерений.

Похожие патенты RU2441210C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Егоров Алексей Васильевич
RU2438107C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ГРУЗА, ПЕРЕВОЗИМОГО КОЛЕСНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2011
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егорова Любовь Егоровна
RU2451267C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егоров Василий Николаевич
RU2370741C1
ДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ МАССЫ ГРУЗА КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 2021
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Грахольский Алексей Александрович
  • Кайзер Юрий Филиппович
  • Желукевич Рышард Борисович
  • Монгуш Сылдыс Чамбааевич
  • Лысянников Алексей Васильевич
  • Шрам Вячеслав Геннадьевич
  • Кузнецов Александр Вадимович
RU2781899C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Егоров Алексей Васильевич
RU2763095C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егоров Василий Николаевич
  • Машкин Андрей Витальевич
RU2438111C2
Транспортное средство с гибридной силовой установкой 2016
  • Егоров Аркадий Васильевич
  • Егоров Евгений Аркадьевич
  • Егоров Павел Аркадьевич
RU2629648C1
ТРАКТОР 1992
  • Зимагулов Анас Хафизович
  • Нуруллин Риннат Галеевич
  • Ильдарханов Ринат Камилович
RU2049677C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ СЕКЦИЙ МНОГООПОРНЫХ ДОЖДЕВАЛЬНЫХ МАШИН ФРОНТАЛЬНОГО И КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ 1997
  • Колганов А.В.
  • Рогачев А.Ф.
  • Салдаев А.М.
  • Бородычев В.В.
RU2130175C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Егоров Алексей Васильевич
  • Егоров Василий Николаевич
  • Машкин Андрей Витальевич
RU2408000C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности к способам определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства. Способ заключается в том, что на ровном горизонтальном участке поверхности Земли, исключающем пробуксовывание гусеничных цепей, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при свободном разгоне без груза и с грузом, а затем определяется крутящий момент двигателя. Технический результат заключается в возможности определения крутящего момента непосредственно при эксплуатации транспортного средства в дорожных условиях при сохранении высокой точности измерений. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 441 210 C1

Способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства, отличающийся тем, что на ровном горизонтальном участке поверхности Земли, исключающем пробуксовывание гусеничных цепей, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при свободном разгоне без груза и с грузом, а крутящий момент двигателя определяется как отношение произведения массы груза на квадрат радиуса ведущей звездочки, на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза, на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом к произведению квадрата передаточного отношения коробки перемены передач на квадрат передаточного отношения главной передачи, на квадрат передаточного отношения планетарного механизма, на квадрат передаточного отношения бортового редуктора, на разность углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза и углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2441210C1

Воскобойников И.В
Техническое диагностирование лесозаготовительных машин
- М.: Лесн
пром-сть, 1987
Вагонный распределитель для воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU192A1
RU 94039280 А1, 10.08.1996
СИСТЕМА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Марсель Амсаллен
RU2126332C1
Способ определения приведенного момента инерции вращающихся масс транспортного средства 1988
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
  • Беляк Константин Трофимович
  • Михайлов Валерий Валерианович
  • Короткевич Александр Викентьевич
SU1643974A1
Система автоматического управления режимами работы транспортного средства 1986
  • Рожанский Альберт Анатольевич
  • Лукашевич Василий Нестерович
SU1382685A1

RU 2 441 210 C1

Авторы

Егоров Алексей Васильевич

Даты

2012-01-27Публикация

2010-12-02Подача