ДОРОЖНАЯ ФРЕЗА ДЛЯ РАСШИВКИ ТРЕЩИН В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ Российский патент 2012 года по МПК E01C23/09 

Описание патента на изобретение RU2439241C2

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для ремонта автомобильных дорог с трещинами в асфальтобетонных покрытиях температурного происхождения, которые образовались в осенне-зимний период эксплуатации при понижении температуры наружного воздуха.

Известна конструкция дорожной фрезы, состоящая из пакета круговых криволинейных зубьев, выполненных из металлических стержней квадратного сечения, заостренных по концам (см. К.К.Шестопалов. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. / ред. Н.Н.Согомонян. - М.:Мастерство, 2002. - с.308-310).

Недостатком данной фрезы является то, что она не учитывает конструктивные особенности трещины, а именно ширину ее раскрытия, глубину и развитие по ширине покрытия проезжей части, которые имеют случайный характер от прямолинейного до извилистого состояния. Конструкция фрезы не учитывает состояние покрытия за берегами трещины. Ремонт с применением данной фрезы имеет большую материалоемкость и применим при больших разрушениях на участках вдоль трещины.

Наиболее близким по совокупным признакам к заявленной конструкции дорожной фрезы является конструкция дисковой фрезы для расшивки трещин на глубину 20-50 мм и шириной до 20-30 мм с последующей зачисткой и заполнением шва резинобитумным вяжущим (см. Антипенко Г.Л., Кашевская Е.В., Костенко К.К. и др. Новые технологии при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог. / Под ред. А.Н.Максименко. - Мн.: Дизайн ПРО, 2002 г., с.106).

Данная дорожная фреза имеет ограниченное применение: в основном для ремонта сетки силовых усталостных трещин, вызванных вертикальными нагрузками. Она практически неприменима для ремонта асфальтобетонных покрытий с трещинами температурного происхождения (с морозобойными трещинами).

Изобретение направлено на создание дорожной фрезы для ремонта асфальтобетонного покрытия с трещинами температурного происхождения, повышение трещиностойкости асфальтобетонных покрытий, снижение стоимости и трудоемкости работ по ремонту асфальтобетонных покрытий с морозобойными трещинами.

Результат достигается тем, что дорожна дисковая фреза для расшивки трещин в асфальтобетонных покрытиях, состоящая из диска с резцами по периметру, согласно изобретению выполнена из набора отдельных дисковых фрез разного диаметра, установленных на вал симметрично относительно центральной дисковой фрезы, диаметр которой выполнен равным расстоянию от оси вала до поверхности асфальтобетонного покрытия плюс толщина верхнего слоя покрытия или плюс не менее 50% от суммарной толщины асфальтобетонного покрытия, а ширина наборной дисковой фрезы равна максимальной амплитуде траектории трещины относительно оси ее магистрального направления.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 приведена принципиальная схема дорожной фрезы. На фиг.2 приведена схема работы фрезы на участке покрытия с трещиной. На фиг.3 приведено сечение покрытия с трещиной после завершения работы дорожной фрезы.

Дорожная фреза состоит из набора отдельных дисковых фрез 1 разного диаметра, установленных на осевой цельный вал 2, и симметрично расположенных относительно центрального диска наибольшего диаметра 3. Диаметр центрального диска 3 равен расстоянию от оси вала 2 до поверхности асфальтобетонного покрытия «плюс» максимальная величина одного из двух значений: толщина верхнего слоя покрытия или не менее 50% от суммарной толщины асфальтобетонного покрытия на момент ремонта покрытия с трещинами, уложенных в процессе строительства и эксплуатации автомобильной дороги.

Рабочая ширина 4 дорожной дисковой наборной фрезы является переменной и определяется максимальными отклонениями траектории трещины 5 относительно оси 6 магистрального направления. Диаметры доборных дисков 1 подбираются таким образом, чтобы обеспечить технологическую возможность укладки ремонтного слоя литого асфальтобетона, а также удаления разрыхленных (деформированных) слоев асфальтобетона вдоль траектории трещины.

На участке работы центральная дисковая фреза 3 образует вертикальную прорезь 7 (стенку), глубиной не менее 50% от суммарной толщины слоев асфальтобетонного покрытия или толщины верхнего слоя покрытия.

Горизонтальная прорезь 8 (полка) на участках работы доборных дисковых фрез 1 меньшего диаметра имеет ширину 4, достаточную для накрытия траектории трещины относительно оси 6 магистрального направления. Дисковые фрезы 1 и 3 жестко закреплены на валу 2.

Дорожная дисковая фреза работает следующим образом.

Определяют ось направления магистральной трещины 6 с привязкой по 0.5 от величины максимального отклонения траектории трещины. Ось обозначают видимой линией. Фиксируют максимальное отклонение траектории трещины 5 от оси магистрального направления 6. Определяют толщины и количество слоев асфальтобетонного покрытия. Подбирают центральный диск фрезы 3 из условия, что диаметр диска равен расстоянию от оси вала 2 до поверхности асфальтобетонного покрытия «плюс» максимальная величина одного из двух значений: толщина верхнего слоя покрытия или не менее 50% от суммарной толщины асфальтобетонного покрытия. Диск 3 наибольшего диаметра устанавливают на центральный вал 2 с резьбой. Затем подбирают диски меньших диаметров 1. При этом рабочую ширину дорожной дисковой наборной фрезы определяют максимальными отклонениями траектории трещины 5 относительно оси магистрального направления 6. Диаметры доборных дисков 2 подбирают таким образом, чтобы обеспечить технологическую возможность укладки ремонтного слоя литого асфальтобетона, а также удаления разрыхленных (деформированных) слоев асфальтобетона вдоль траектории трещины.

Центральную дисковую фрезу 3 дорожной фрезы направляют по видимой прочерченной линии. Осуществляют фрезерование на полную глубину. Затем сжатым воздухом производят очистку трещины от остатков фрезерования, пыли и влаги.

Осушенную и очищенную вертикальную стенку трещины заполняют холодной битумной мастикой. Горизонтальную прорезь заполняют ремонтным слоем асфальтобетона. Производят россыпь высевок фр. 4-5 мм и производят уплотнение с помощью виброплиты.

Конструкция дорожной дисковой фрезы для расшивки трещин асфальтобетонного покрытия позволяет создавать Т-образный профиль ослабленного сечения, состоящего из двух зон: стенки 7 для последующего заполнения холодной битумной мастикой и полки 8 для укладки ремонтного слоя асфальтобетона, например из ЩМА с большим содержанием битума. Вертикальная стенка 7, заполненная холодной битумной мастикой, служит гидравлическим затвором для проникновения поверхностной воды при образовании прямолинейной трещины на определенном этапе эксплуатации покрытия в результате старения ремонтного материала. Ремонт такой трещины в весенний период будет заключаться только в очистке траектории трещины от пыли и грязи путем обработки сжатым воздухом и последующего склеивания берегов трещины путем поверхностного разогрева полосы с частичным нанесением битума на трещину.

Похожие патенты RU2439241C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2004
  • Иванов Геннадий Павлович
  • Иванова Ирина Николаевна
RU2270897C2
Способ ямочного ремонта дорожного покрытия 2018
  • Машанов Сергей Анатольевич
  • Машанов Александр Иннокентьевич
RU2740138C2
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ДОРОЖНО-РЕМОНТНЫЙ АГРЕГАТ 2017
  • Семенов Дахир Курманбиевич
RU2674483C1
ГЕОПРОСЛОЙКА АРМИРУЮЩАЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) 2001
  • Лебедев В.И.
  • Смирнов С.М.
  • Черноусов И.Е.
  • Сазонов В.А.
  • Семин Г.И.
RU2186906C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Селиванов Н.П.
RU2140479C1
Холодный способ получения щебеночно-мастичного асфальтобетона повышенной прочности для ремонта и устройства слоев дорожных покрытий 2015
  • Полуэктов Павел Тимофеевич
  • Полуэктов Николай Павлович
  • Ермолин Дмитрий Юрьевич
  • Полуэктов Алексей Павлович
RU2612681C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ 2012
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Тайцай Анатолий Игоревич
  • Кузнецов Никита Сергеевич
  • Бубляева Анна Николаевна
RU2501903C1
РЕМОНТ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПО СПОСОБУ ЧЕРНОПЯТОВА 2003
  • Чернопятов Владимир Сергеевич
RU2267571C2
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 439 241 C2

Реферат патента 2012 года ДОРОЖНАЯ ФРЕЗА ДЛЯ РАСШИВКИ ТРЕЩИН В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для ремонта автомобильных дорог с трещинами в асфальтобетонных покрытиях температурного происхождения, которые образовались в осенне-зимний период эксплуатации при понижении температуры наружного воздуха. Изобретение направлено на создание дорожной фрезы для ремонта асфальтобетонного покрытия с трещинами температурного происхождения, повышение трещиностойкости асфальтобетонных покрытий, снижение стоимости и трудоемкости работ по ремонту асфальтобетонных покрытий с морозобойными трещинами. Результат достигается тем, что дорожная дисковая фреза для расшивки трещин в асфальтобетонных покрытиях выполнена из набора отдельных дисков различных диаметров, причем центральный диск выполнен диаметром, с рабочей зоной фрезирования, равной толщине верхнего слоя покрытия и не менее половины суммарной толщины слоев асфальтобетонного покрытия. Ширина наборной дисковой фрезы должна обеспечить накрытие трещины по всей длине относительно оси траектории магистральной трещины. Конструкция дорожной дисковой фрезы для расшивки трещин асфальтобетонного покрытия позволяет создавать Т-образный профиль ослабленного сечения, состоящего из двух зон: стенки для последующего заполнения холодной битумной мастикой и полки для укладки ремонтного слоя асфальтобетона, например из ЩМА с большим содержанием битума. Вертикальная стенка, заполненная холодной битумной мастикой, служит гидравлическим затвором для проникновения поверхностной воды при образовании прямолинейной трещины на определенном этапе эксплуатации покрытия в результате старения ремонтного материала. Ремонт такой трещины в весенний период будет заключаться только в очистке траектории трещины от пыли и грязи путем обработки сжатым воздухом и последующего склеивания берегов трещины путем поверхностного разогрева полосы с частичным нанесением битума на трещину. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 439 241 C2

Дорожная дисковая фреза для расшивки трещины в асфальтобетонных покрытиях, состоящая из диска с резцами по периметру, отличающаяся тем, что она выполнена из набора отдельных дисковых фрез разного диаметра, установленных на вал симметрично относительно центральной дисковой фрезы, диаметр которой выполнен равным расстоянию от оси вала до поверхности асфальтобетонного покрытия плюс толщина верхнего слоя покрытия или плюс не менее 50% от суммарной толщины асфальтобетонного покрытия, а ширина наборной дисковой фрезы равна максимальному отклонению траектории трещины относительно оси ее магистрального направления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2439241C2

ЗАХВАТНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ПОДЪЕМНЫМ КРАНАМ 1939
  • Ткаченко Ф.Д.
SU57292A1
Путевое тормозное приспособление, действующее при повышении вагонетной предельной скорости 1929
  • Можарский В.П.
SU19655A1
Устройство для, очистки (шлямовки) свиных и бараньих кишек 1931
  • Ширман А.Я._
  • Ширман А.Я.
SU26565A1
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2008A1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ НЕМАГНИТНЫХ АУСТЕНИТНЫХ СПЛАВОВ 0
SU221731A1
Бандаков Б.Ф
Дорожные фрезы
- М.: Машиностроение, 1971.

RU 2 439 241 C2

Авторы

Иванов Геннадий Павлович

Мухаметханов Рустам Ильдусович

Даты

2012-01-10Публикация

2010-01-11Подача