НАПРАВЛЯЮЩАЯ РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ Российский патент 2012 года по МПК E01B2/00 E01B11/04 

Описание патента на изобретение RU2441958C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к верхнему строению пути, и может быть применено при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена, а также аттракционов с элементами железной дороги.

Известна направляющая рельсовая колея, содержащая две рельсовые нити, каждая из которых включает рельсы, соединенные друг с другом посредством расположенных по обе стороны от рельсов стыковых накладок (М.А.Чернышев. Устройство, содержание и ремонт пути, 2-е переработ. изд. Учебник для техникумов ж.д. транспорта. М., Трансжелдориздат, 1963, 467 с. с илл. Библ. с.111). Однако ее недостатком является низкая безопасность эксплуатации рельсовой колеи, большой люфт в соосных отверстиях и связанный с ним быстрый износ накладок и рельсов, сопровождающийся разрушающими ударными нагрузками. К тому же на разрушение железнодорожной колеи и колес транспортных средств, также испытывающих ударные нагрузки, вредное шумовое воздействие на окружающую среду и пассажиров расходуется дополнительная энергия, снижающая эффективность затрат на перевозки по железной дороге.

Указанная направляющая рельсовая колея является ближайшим аналогом предлагаемого изобретения.

Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности и надежности на железной дороге, снижении энергозатрат на перевозку пассажиров и грузов, уменьшении ударных нагрузок и вредного шумового воздействия на окружающую среду и пассажиров, увеличении сроков эксплуатации железной дороги, трамваев, подвижного состава, снижении угона рельсов.

Технический результат достигается за счет того, что в направляющей рельсовой колее (далее - рельсовой колее), включающей две рельсовые нити, каждая из которых образована состыкованными с зазором рельсами, соединенными друг с другом посредством выполненных с боковых сторон стыковых накладок с болтовыми отверстиями, рельсовая нить содержит рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны соединен со стыковыми накладками посредством круглых болтовых отверстий, а с другой боковой стороны соединен со стыковыми накладками посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры.

На чертеже условно показана рельсовая нить, которая содержит рельсы, с одной боковой стороны соединенные со стыковыми накладками посредством выполненных в них круглых болтовых отверстий, вид сверху.

Рельсовая нить содержит рельсы 1, 2 и 3, состыкованные с зазорами 4 и 5. Рельс 2 болтовым соединением с боковой стороны 6 скреплен со стыковыми накладками 7 и 8, а с боковой стороны 9 со стыковыми накладками 10 и 11 посредством болтовых отверстий 12 и 13, 14 и 15, 16 и 17, 18 и 19, соответственно, и крепежных деталей (не показаны).

В рельсе 2, соединенном с боковой стороны 6 со стыковыми накладками 7 и 8 жестким неподвижным соединением посредством круглых болтовых отверстий 12 и 13, 14 и 15, а с боковой стороны 9 со стыковыми накладками 10 и 11 посредством болтовых отверстий 16 и 17, 18 и 19 с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры, в процессе его эксплуатации в два раза меньше трущихся между собой деталей (накладка и шейка рельса). Отсутствие трущихся между собой деталей исключает между ними люфт, способствует их сохранности, уменьшает вероятность возникновения люфта в болтовых соединениях и на другой боковой стороне рельса, исключает истирание соприкасающихся поверхностей, что, в конечном итоге, повышает безопасность движения по железной дороге, увеличивает срок ее эксплуатации.

Рельсовая колея работает следующим образом.

Эксплуатация рельсовой колеи происходит в условиях сезонных и суточных колебаний температуры окружающего воздуха.

При увеличении температуры окружающего воздуха длина рельса 2, жестко, неподвижно соединенного со стыковыми накладками 7 и 8, закрепленными на рельсе 2 посредством круглых отверстий 12 и 13, 14 и 15, увеличивается в сторону зазоров 4 и 5. Трения шейки рельса 2 о стыковые накладки 7 и 8, а также деталей резьбового (болтового) соединения о стенки болтовых отверстий в указанных стыковых накладках не происходит.

Уменьшается вероятность износа стыковых накладок и рельсов с последующим разрушением рельсового стыка.

Аналогичные процессы происходят при снижении температуры окружающего воздуха, когда длина рельса 2 уменьшается и движение его концов происходит в обратную сторону.

Выполнение соединения накладок с рельсом разъемным позволяет, в случае необходимости, производить быструю замену рельсов. Наличие неподвижного соединения рельса 2 с накладками 7 и 8 является положительным фактором, влияющим на стабильность характеристик стыкового соединения и срок эксплуатации рельсовой нити в целом.

Способ эксплуатации рельсовой колеи, включающий движение по ней транспортных средств, заключается в том, что движение транспортных средств осуществляют по указанной выше рельсовой колее.

Похожие патенты RU2441958C2

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2010
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2453646C2
РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2009
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2407844C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РЕЛЬС, НАПРАВЛЯЮЩАЯ РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Зиньковский Александр Тихонович
  • Либурский Владимир Вениаминович
RU2401901C2
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2012
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2481431C2
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2012
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2478151C2
РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2010
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2421563C2
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2010
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2418127C2
НАКЛАДКА СТЫКОВАЯ И СПОСОБ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 2009
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2407843C2
РЕЛЬС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2009
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2407842C2
РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЁ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2013
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2544041C2

Реферат патента 2012 года НАПРАВЛЯЮЩАЯ РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к верхнему строению пути, и может быть применено при строительстве и ремонте железнодорожных и трамвайных путей, метрополитена, аттракционов с элементами железной дороги. Способ эксплуатации направляющей рельсовой колеи включает движение по ней транспортных средств. Направляющая рельсовая колея включает две рельсовые нити, каждая из которых образована состыкованными с зазором рельсами, соединенными друг с другом посредством выполненных с боковых сторон стыковых накладок с болтовыми отверстиями. Рельсовая нить содержит рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны соединен со стыковыми накладками посредством круглых болтовых отверстий. С другой боковой стороны каждый рельс соединен со стыковыми накладками посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры. Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности и надежности на железной дороге, снижении энергозатрат на перевозку пассажиров и грузов, уменьшении ударных нагрузок и вредного шумового воздействия на окружающую среду и пассажиров, увеличении сроков эксплуатации железной дороги, трамваев, подвижного состава, снижении угона рельсов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 441 958 C2

1. Направляющая рельсовая колея, включающая две рельсовые нити, каждая из которых образована состыкованными с зазором рельсами, соединенными друг с другом посредством выполненных с боковых сторон стыковых накладок с болтовыми отверстиями, отличающаяся тем, что рельсовая нить содержит рельсы, каждый из которых с одной боковой стороны соединен со стыковыми накладками посредством круглых болтовых отверстий, а с другой боковой стороны соединен со стыковыми накладками посредством болтовых отверстий с поперечным сечением в виде продолговатой фигуры.

2. Способ эксплуатации направляющей рельсовой колеи, включающий движение по ней транспортных средств, отличающийся тем, что движение транспортных средств осуществляют по направляющей рельсовой колее по п.1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2441958C2

Способ морской сейсморазведки 1989
  • Ядыкин Юрий Владимирович
  • Циановская Леонора Нутовна
  • Булавинец Василий Иосифович
SU1700507A1
CN 201241302 Y, 20.05.2009
Альбом чертежей верхнего строения железнодорожного пути
- М.: Транспорт, 1995.

RU 2 441 958 C2

Авторы

Зиньковский Александр Тихонович

Даты

2012-02-10Публикация

2010-12-15Подача