ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ДЛЯ ПИЛОТА Российский патент 2012 года по МПК B64D10/00 A42B3/00 

Описание патента на изобретение RU2442725C2

Предлагаемое изобретение относится к технике ночного видения, в частности к приборам ночного видения (ПНВ) для пилотов, и может использоваться для обеспечения пилотирования, взлета и посадки летательных аппаратов в темное время суток.

Известен ПНВ для пилота, модель AN/AVS-6 фирмы Litton, США (см. Night Vision Google System (ANVIS) AN/AVS-6, проспект фирмы Litton, США, 2007 г.). Прибор содержит очки ночного видения (ОНВ), установленные на кронштейне, закрепленном на передней части шлема пилота, и блок питания, закрепленный на затылочной части шлема. Вход блока питания подключен к преобразователю напряжения низковольтному (ПНН), который установлен в кабине летательного аппарата и служит для преобразования напряжения бортовой сети в напряжение питания ОНВ. Блок питания содержит также аккумуляторные батареи, которые могут обеспечивать автономное питание ОНВ. Таким образом, блок питания обеспечивает питание ОНВ либо от бортовой сети, либо от встроенных в блок аккумуляторных батарей. Одновременно блок питания служит в качестве противовеса, который используется для компенсации опрокидывающего момента от ОНВ. При возникновении аварийной ситуации и необходимости для пилота покинуть летательный аппарат пилот резким движением руки сбрасывает со шлема ОНВ, нажимая на соответствующий фиксатор их крепления к кронштейну на шлеме. Когда пилот покидает кабину летательного аппарата, разрывной электрический разъем автоматически расстыковывается и отключает кабель питания, подводимый к блоку питания от ПНН.

Недостатками данного устройства являются:

- большая сложность замены аккумуляторов в процессе полета из-за их расположения на затылочной части шлема;

- невозможность обеспечить регулировку массы противовеса в зависимости от особенностей головы пилота и конкретной конструкции шлема, так как противовесом служит блок питания, имеющий постоянную массу, что приводит к дополнительным нагрузкам на голову пилота;

- при возникновении аварийной ситуации блок питания не сбрасывается со шлема вместе с ОНВ, что ведет к перегрузкам затылочной части головы пилота, создавая возможность возникновения опасных ситуаций при покидании пилотом кабины летательного аппарата.

Известен ПНВ для пилота вертолета, модель «Альфа-2031», разработанный ФГУП «Альфа», РФ, Москва (см. Изделие «Альфа-2031», руководство по эксплуатации АРЮК. 201211.01 ОРЭ). Изделие может использоваться и в других летательных аппаратах. Прибор содержит (см. фиг.1) ОНВ 1 со встроенными аккумуляторными батареями, закрепленные на кронштейне 2, установленном на передней части шлема 3 пилота. ОНВ 1 соединены через первый кабель 4, разрывной электрический разъем 5 и второй кабель 6 с ПНН 7, подключенным к бортовой сети летательного аппарата, в данном случае вертолета. На затылочной части шлема 3 закреплен узел противовеса 8 с желобом для прохождения первого кабеля 4. Для компенсации опрокидывающего момента от ОНВ 1 узел 8 содержит замкнутый контейнер с грузом, имеющим постоянную массу.

Данный прибор, как наиболее близкий к предлагаемому по конструкции, принят за прототип.

По сравнению с прибором AN/AVS-6 за счет того, что аккумуляторные батареи встроены в ОНВ, значительно упрощается их замена во время полета. Однако масса противовеса не регулируется, что не позволяет оптимизировать нагрузку на голову пилота. Кроме того, в аварийной ситуации противовес не сбрасывается одновременно с ОНВ. Это приводит к дополнительным перегрузкам головы пилота и снижает безопасность при аварийном покидании пилотом кабины летательного аппарата.

Предлагаемая конструкция решает задачу снижения нагрузок на голову пилота и повышения безопасности при аварийном покидании пилотом кабины летательного аппарата.

Для решения этой задачи в известный ПНВ для пилота, содержащий ОНВ со встроенными батареями для автономного питания, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части шлема пилота, узел противовеса с желобом и контейнером с грузом, закрепленный на затылочной части шлема, и последовательно соединенные с ОНВ первый кабель, проходящий по затылочной части шлема через желоб в узле противовеса, второй кабель, подключенный к первому через разрывной электрический разъем и соединенный с выходом ПНН, вход которого подключен к бортовой сети летательного аппарата, введены выполненный по форме шлема каркас, снабженный желобом для прохождения первого кабеля с обеспечением его непосредственного механического контакта с каркасом, на опорную поверхность которого нанесен контакт-липучка, обеспечивающий закрепление каркаса на шлеме пилота, и два ограничительных кольца, жестко закрепленных на первом кабеле по одному с каждой стороны от каркаса, а контейнер с грузами изготовлен из матерчатого полотна с карманами для размещения в них грузов с возможностью их изъятия и закреплен на внешней стороне каркаса.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен эскиз устройства-прототипа, на фиг.2 - эскиз предлагаемого устройства.

Предлагаемый ПНВ содержит ОНВ 1 со встроенными батареями для автономного питания, закрепленные на кронштейне 2, установленном на передней части шлема 3 пилота, последовательно соединенные с ОНВ 1 первый кабель 4, соединенный через разрывной электрический разъем 5 со вторым кабелем 6, подключенным к выходу ПНН 7, вход которого подключен к бортовой сети летательного аппарата, и узел противовеса 8, установленный на затылочной части шлема 3. Узел противовеса 8 содержит выполненный по форме шлема 3 каркас 9 с желобом 10 для прохождения первого кабеля 4. На первом кабеле 4 по одному с каждой стороны от каркаса 9 жестко закреплены ограничительные кольца 11. Через желоб 10 каркаса 9 проходит первый кабель 4 с обеспечением его непосредственного механического контакта с каркасом 9, на опорную поверхность которого нанесен контакт-липучка 12, обеспечивающий закрепление каркаса 9 на шлеме 3. К внешней стороне каркаса 9 прикреплен контейнер 13, выполненный из матерчатого полотна с карманами 14, в которых размещены грузы 15, общая масса которых легко регулируется путем подбора грузов соответствующей массы или их изъятием из карманов 14. Для предотвращения выпадения грузов 15 карманы 14 оснащены молниями (или иными удобными застежками).

Таким образом, масса грузов, составляющих противовес, в предлагаемом устройстве может быть подобрана в соответствии с особенностями головы пилота и конкретной конструкции шлема, что обеспечивает оптимальную нагрузку на голову пилота.

Ограничительные кольца 11 служат для фиксации каркаса 9 на соответствующем ему по форме затылочном участке шлема 3 с последующим окончательным закреплением каркаса 9 на шлеме 3 с помощью контакта-липучки 12. Выполнение каркаса 9 по форме шлема 3 обеспечивает возможность его надежного крепления к шлему 3 с помощью контакта-липучки 12 и, кроме того, также способствует оптимизации нагрузки на голову пилота.

Контейнер 13, выполненный из матерчатого полотна с карманами, прост в изготовлении и не вносит дополнительной нагрузки на голову пилота.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Перед началом полета в карманы 14 размещают грузы 15, количество и массу которых подбирают для каждого пилота в соответствии с особенностями его головы и конструкции данного шлема. Питание ОНВ 1 осуществляется либо от встроенных аккумуляторных батарей, либо от бортовой сети летательного аппарата через первый кабель 4, разрывной электрический разъем 5, второй кабель 6 и ПНН 7.

При возникновении аварийной ситуации и необходимости для пилота покинуть кабину летательного аппарата пилот, нажимая на соответствующий фиксатор первого кронштейна 2, отсоединяет ОНВ 1 и резким движением отбрасывает их. Благодаря этому движению усилие передается на первый кабель 4, который за счет непосредственного механического контакта в желобе 10 с каркасом 9 нажимает на каркас 9, в результате чего нарушается его крепление к шлему 3 через контакт-липучку 12. В итоге, ничем теперь не удерживаемый на шлеме 3 каркас 9 отсоединяется от шлема 3 вместе с грузами 15, находящимися в карманах 14 матерчатого полотна 13, прикрепленного к внешней стороне каркаса 9. При этом размыкается разрывной электрический разъем 5, и первый кабель 4 отсоединяется от второго кабеля 6 и соответственно от ПНН 7. Таким образом, пилот одним резким движением руки избавляется как от ОНВ 1, так и от их питания через бортовую сеть, а также от узла противовеса 8 с грузами 15. В результате повышается безопасность и снижается нагрузка головы пилота при аварийном покидании им кабины летательного аппарата.

Были изготовлены и испытаны опытные образцы предлагаемого ПНВ. В качестве ОНВ 1, первого кронштейна 2, шлема 3, первого кабеля 4, разрывного электрического разъема 5, второго кабеля 6 и ПНН 7 могут использоваться известные в технике варианты исполнения данных элементов, например используемые в изделии «Альфа-2031». Каркас 9 с желобом 10 и ограничительные кольца 11 изготавливались из пластика методом литья. Матерчатое полотно 13 с закрываемыми молниями карманами 14 для грузов 15 закреплялось на внешней стороне каркаса 9 с помощью одного из известных клеев. Грузы 15 выполнялись из свинца.

Проведенные испытания показали высокую эффективность предлагаемой конструкции как в аварийных ситуациях, так и в штатном режиме работы.

Похожие патенты RU2442725C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ "ЛЕТЧИК-ВЕРТОЛЕТ" ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ ОЧКОВ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ 2020
  • Коронков Сергей Олегович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Русскин Алексей Витальевич
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Молчанов Андрей Сергеевич
RU2780665C2
Очки ночного видения для пилота 2020
  • Медведев Александр Владимирович
  • Гринкевич Александр Васильевич
  • Князева Светлана Николаевна
RU2754887C1
УСТРОЙСТВО ИМПУЛЬСНОЙ АДАПТАЦИИ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ К ПРИБОРАМ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ 2005
  • Падалко Геннадий Анатольевич
  • Покотило Сергей Александрович
  • Головатенко Василий Павлович
  • Щедрина Татьяна Васильевна
  • Локтионов Владимир Ильич
RU2325308C2
ШЛЕМ С ПРИБОРОМ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ И УЛУЧШЕННЫМИ ЭРГОНОМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 1996
  • Кюрсолль Жан-Пьер
  • Франсуа Жан-Мишель
  • Жербе Жан-Пьер
  • Лакруа Патрик
  • Плантир Дени
RU2196076C2
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ОСВЕЩЕННОСТИ НИЗКИХ УРОВНЕЙ 2006
  • Волков Виктор Генрихович
  • Ларцев Иван Юрьевич
  • Петрова Анастасия Николаевна
  • Поляков Владимир Владимирович
  • Саликов Вячеслав Львович
  • Украинский Сергей Алексеевич
  • Чунтул Александр Васильевич
RU2323420C1
СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИБОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПАРАНТОВ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ИХ ЧЕРЕЗ ПИЛОТАЖНЫЕ ОЧКИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ 1998
RU2133973C1
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОБЗОРА И ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ 2000
  • Глущенко Валерий Тимофеевич
RU2275651C2
ТРАНСПОРТНО-БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ (варианты) 2021
  • Короткевич Михаил Захарович
  • Щербина Виталий Григорьевич
  • Хорошев Павел Вячеславович
  • Елистратов Павел Николаевич
  • Матусов Олег Анатольевич
  • Капаев Дмитрий Александрович
  • Мотренко Петр Данилович
  • Баранников Вадим Валентинович
  • Арентов Василий Васильевич
  • Сычев Игорь Борисович
  • Лотоцкий Александр Ростиславович
  • Чебыкин Сергей Николаевич
  • Гальперин Александр Георгиевич
  • Сошников Виктор Владимирович
RU2768998C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2022
  • Ковба Вячеслав Викторович
  • Шаповалов Михаил Валерьевич
RU2812986C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ ПРИБОР 2013
  • Беликова Вера Николаевна
  • Винокуров Сергей Анатольевич
  • Грузевич Юрий Кириллович
  • Дятлов Алексей Леонидович
  • Солдатенков Виктор Акиндинович
RU2540447C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 442 725 C2

Реферат патента 2012 года ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ДЛЯ ПИЛОТА

Устройство относится к приборам ночного видения (ПНВ), предназначенным для обеспечения пилотирования, взлета и посадки летательных аппаратов в темное время суток. ПНВ содержит очки ночного видения (ОНВ) с встроенными батареями автономного питания, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части шлема пилота, узел противовеса с желобом и контейнер с грузами, размещаемый на затылочной части шлема, каркас, выполненный по форме шлема, и систему питания ОНВ от бортовой сети. Система питания ОНВ от бортовой сети содержит первый и второй кабели, соединяющие ОНВ с бортовой сетью через разрывной электрический разъем и преобразователь напряжения низковольтный. Каркас снабжен желобом для прохождения первого кабеля с обеспечением его непосредственного механического контакта с каркасом. По опорной поверхности каркаса нанесен контакт-липучка, обеспечивающий закрепление каркаса на шлеме пилота. Два ограничительных кольца жестко закреплены на первом кабеле по одному с каждой стороны каркаса. Контейнер с грузами выполнен из матерчатого полотна с карманами для размещения в них грузов с возможностью их изъятия и закреплен на внешней стороне каркаса. Достигается снижение нагрузок на голову пилота и повышение безопасности при аварийном покидании пилотом кабины летательного аппарата. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 442 725 C2

Прибор ночного видения для пилота, содержащий очки ночного видения со встроенными батареями автономного питания, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части шлема пилота, узел противовеса с желобом и контейнером с грузом, закрепленный на затылочной части шлема, и последовательно соединенные с очками ночного видения первый кабель, проходящий по затылочной части шлема через желоб в узле противовеса, второй кабель, подключенный к первому через разрывной электрический разъем и соединенный с выходом преобразователя напряжения низковольтного, вход которого подключен к бортовой сети летательного аппарата, отличающийся тем, что в него введены выполненный по форме шлема каркас, снабженный желобом для прохождения первого кабеля с обеспечением его непосредственного механического контакта с каркасом, по опорной поверхности которого нанесен контакт-липучка, обеспечивающий закрепление каркаса на шлеме пилота, и два ограничительных кольца, жестко закрепленные на первом кабеле по одному с каждой стороны от каркаса, а контейнер с грузами выполнен из матерчатого полотна с карманами для размещения в них грузов с возможностью их изъятия и закреплен на внешней стороне каркаса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2442725C2

УДАЛЕНИЕ ПАРАФИНА ИЗ ПОТОКОВ, ИМЕЮЩИХ В СВОЕМ СОСТАВЕ С4 2017
  • Кейвани, Маджид
  • Сойер, Гари, А.
  • Бекиш, Арсам
RU2722665C1
US 6374407 B1, 23.04.2002
ШЛЕМ С ПРИБОРОМ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ И УЛУЧШЕННЫМИ ЭРГОНОМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 1996
  • Кюрсолль Жан-Пьер
  • Франсуа Жан-Мишель
  • Жербе Жан-Пьер
  • Лакруа Патрик
  • Плантир Дени
RU2196076C2

RU 2 442 725 C2

Авторы

Волков Виктор Генрихович

Киселёв Михаил Георгиевич

Ларцев Иван Юрьевич

Ляпунов Василий Михайлович

Сашков Вячеслав Львович

Украинский Сергей Алексеевич

Даты

2012-02-20Публикация

2010-03-22Подача