СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА Российский патент 2012 года по МПК B64C27/04 B64D31/00 F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2444464C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления много двигательных силовых установок вертолетов.

Известен способ управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, заключающийся в определении для каждого двигателя величины рассогласования частоты вращения свободной турбины относительно заданной и преобразовании ее в управляющее воздействие, патент США №3820323 кл. 60-39.28R, 1977 г.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, заключающийся в определении для каждого двигателя величины рассогласования частоты вращения свободной турбины относительно заданной, ее коррекции по величине рассогласования между измеренными крутящими моментами данного и соседнего двигателей и, в случае меньшего значения крутящего момента у данного двигателя, преобразовании скорректированной величины рассогласования в величину необходимого изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммировании ее с заданной величиной частоты вращения турбокомпрессора в зависимости от шага несущего винта, определении величины рассогласования между заданной и фактической частотой вращения турбокомпрессора и преобразовании ее в управляющее воздействие, Курран Дж.Дж. "Система управления подачей топлива вертолетного двигателя Т-700". Э.И., "Авиастроение", №17, 1975, стр.48-70.

Недостатком известного способа управления силовой установкой вертолета является то, что процесс регулирования частоты вращения несущего винта происходит медленно и, как следствие, с забросами.

Целью изобретения является повышение быстродействия регулирования частоты вращения несущего винта.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, заключающемся в определении для каждого двигателя величины рассогласования частоты вращения свободной турбины относительно заданной, ее коррекции по величине рассогласования между измеренными крутящими моментами данного и соседнего двигателей и, в случае меньшего значения крутящего момента у данного двигателя, преобразовании скорректированной величины рассогласования в величину необходимого изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммировании ее с заданной величиной частоты вращения турбокомпрессора в зависимости от шага несущего винта, определении величины рассогласования между заданной и фактической частотой вращения турбокомпрессора и преобразовании ее в управляющее воздействие, дополнительно корректирует заданное значение частоты вращения турбокомпрессоров по величине рассогласования между текущей и заданной частотой вращения несущего винта.

На фигуре представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство, реализующее способ, содержит пропорционально-интегральные регуляторы 1 и 2 частоты вращения турбокомпрессоров, дозаторы расхода топлива 3 и 4, пропорционально-интегральный регулятор 5 частоты вращения несущего винта, блок 6 задания частоты вращения турбокомпрессоров по шагу несущего винта, сумматор 7, выход которого соединен со входами регуляторов 1 и 2, а вход с выходами блока 6 и регулятора 5, входы регуляторов 1, 2, 5 и блока 6 соединены с выходом блока 8 датчиков.

В зависимости от установленного пилотом шага несущего винта (φB), измеренного и переданного в блок 6 блоком 8, в блоке 6 формируется заданное значение частоты вращения турбокомпрессоров обоих двигателей. Регулятор 5 частоты вращения несущего винта (nНВ) сравнивает заданное и фактическое (полученное из блока 8) значение nНВ и формирует по результату величину необходимой коррекции частоты вращения турбокомпрессоров для устранения рассогласования между заданной и фактической nНВ.

В сумматоре 7 суммируются сигналы блока 6 и регулятора 5 несущего винта. Суммарный сигнал от блока 6 поступает на вход регуляторов 1 и 2, где сравнивается с фактическими (полученными из блока 8) значениями nТК каждого двигателя. В случае рассогласования заданной и фактической nТК регуляторы 1 и 2 формируют управляющее воздействие, поступающее соответственно на вход дозаторов расхода топлива 3 и 4, добиваясь полного совпадения заданных и фактических режимов работы двигателей за счет изменения расхода топлива (G) в двигатели. Таким образом, обеспечивается повышение быстродействия регулирования частоты вращения несущего винта.

Похожие патенты RU2444464C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2452667C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА БОЛЬШИХ ВЫСОТАХ ПОЛЕТА 2021
  • Сухоросов Сергей Юрьевич
  • Астахов Александр Анатольевич
  • Иванов Артем Викторович
  • Груздева Алена Витальевна
RU2772674C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Мельникова Нина Сергеевна
RU2409751C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Мельников Владимир Николаевич
  • Кононыхин Владимир Михайлович
RU2482024C2
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА В ДОПУСТИМЫХ ПРЕДЕЛАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Бездетнов Н.П.
  • Григорьев И.И.
RU2231479C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
  • Инюкин Алексей Александрович
RU2490492C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ТУРБОВИНТОВУЮ СИЛОВУЮ УСТАНОВКУ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2334889C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ПРИЕМИСТОСТИ 2011
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Добрянский Георгий Викторович
RU2476703C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ПРИВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Добрынин А.А.
  • Захаров Н.А.
  • Зеликин Ю.М.
RU2252329C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками вертолетов. Способ управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, заключается в определении для каждого двигателя величины рассогласования частоты вращения свободной турбины относительно заданной, ее коррекции по величине рассогласования между измеренными крутящими моментами данного и соседнего двигателей. В случае меньшего значения крутящего момента у данного двигателя, осуществляют преобразование скорректированной величины рассогласования в величину необходимого изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммирование ее с заданной величиной частоты вращения турбокомпрессора в зависимости от шага несущего винта. Далее осуществляют определение величины рассогласования между заданной и фактической частотой вращения турбокомпрессора и преобразование ее в управляющее воздействие. Далее корректируют заданное значение частоты вращения турбокомпрессоров по величине рассогласования между текущей и заданной частотой вращения несущего винта. Достигается повышение быстродействия регулирования частоты вращения несущего винта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 444 464 C2

Способ управления силовой установкой вертолета, состоящей из двух двигателей, работающих на один несущий винт, заключающийся в определении для каждого двигателя величины рассогласования частоты вращения свободной турбины относительно заданной, ее коррекции по величине рассогласования между измеренными крутящими моментами данного и соседнего двигателей и в случае меньшего значения крутящего момента у данного двигателя, преобразовании скорректированной величины рассогласования в величину необходимого изменения частоты вращения турбокомпрессора, суммировании ее с заданной величиной частоты вращения турбокомпрессора в зависимости от шага несущего винта, определении величины рассогласования между заданной и фактической частотой вращения турбокомпрессора и преобразовании ее в управляющее воздействие, отличающийся тем, что дополнительно корректируют заданное значение частоты вращения турбокомпрессоров по величине рассогласования между текущей и заданной частотой вращения несущего винта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2444464C2

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ПРИВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Добрынин А.А.
  • Захаров Н.А.
  • Зеликин Ю.М.
RU2252329C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2000
  • Нусситу Кристиан Пьер
  • Марэн Жан-Филипп Жак
RU2267020C2
US 4423593 A, 03.01.1984
US 5046923 A, 10.09.1991
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1981
  • Гильчик Б.Г.
  • Черноморский В.С.
  • Саркисов Г.А.
  • Душиц-Коган Г.Д.
  • Свитский О.Л.
  • Юсупов Р.З.
SU1066265A1

RU 2 444 464 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2012-03-10Публикация

2010-01-11Подача