ПОДВИЖНЫЙ ПУНКТ НАВИГАЦИИ И ТОПОПРИВЯЗКИ Российский патент 2012 года по МПК B60P3/14 F41H7/00 B60N2/04 

Описание патента на изобретение RU2445218C1

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно-технического обеспечения комплексов вооружений, в частности в подвижных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств, являющихся их транспортной, энергетической и информационно-аналитической базой.

Известен подвижный пункт управления комплексом вооружения (см. патент RU №2348000 С2, МПК F41H 7/00, опубл. 27.02.2009), принятый за прототип. Подвижный пункт управления комплексом вооружений содержит кузов-фургон, в котором размещены аппаратура управления с пультом и кресла боевого расчета, основания которых снабжены ножками с поворотными опорными роликами. К основанию каждого из кресел прикреплен ползун, расположенный в плоскости симметрии кресла, а на полу кузова-фургона перпендикулярно к фронтальной поверхности пульта жестко закреплены направляющие с гнездами, причем при нечетном количестве ножек ролик и ползун каждого кресла расположены в одной плоскости и установлены с возможностью взаимодействия с направляющей, а при четном количестве ножек направляющие выполнены с возможностью взаимодействия только с упомянутыми ползунами, при этом на основании каждого из кресел размещен подпружиненный фиксатор, выполненный с возможностью взаимодействия с гнездами направляющей.

Недостатками прототипа являются:

- ограниченные возможности по размещению расширенной конфигурации оборудования для выполнения задач управления и информационно-технического обеспечения современных комплексов вооружений;

- низкая устойчивость кресла при использовании одной ограничительной направляющей;

- отсутствие возможности поворота сиденья вокруг основания кресла и его надежной фиксации;

- отсутствие достаточной степени комфортности при использовании кресла;

- отсутствие возможности трансформации положения элементов пульта;

- неудобство проведения работ с использованием документации и вспомогательных материалов.

Предлагаемым изобретением решается задача по повышению боевой эффективности подвижных комплексов вооружений за счет повышения безопасности и удобства работы операторов.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании удобного и простого в эксплуатации рабочего места операторов подвижного комплекса вооружений, предназначенного для решения информационных и расчетных задач, за счет обеспечения в конструкции кресел необходимого уровня комфортности, маневренности при низком уровне травмоопасности и высокой степени надежности во время эксплуатации, достаточной степени трансформации положения элементов крепления аппаратуры пульта управления, оснащения рабочего места необходимыми вспомогательными устройствами.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом подвижном пункте навигации и топопривязки, состоящем из кузова-фургона, в котором размещены пульт с аппаратурой управления и кресла боевого расчета, основания которых снабжены ножками с опорными роликами, подпружиненного фиксатора, направляющих с гнездами, новым является то, что основание кресла выполнено в виде цилиндрической направляющей, закрепленной в опоре крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность, в которой с возможностью вращательно-поступательного движения установлена стойка с наружной винтовой поверхностью, верхней своей частью связанная с каркасом сиденья кресла, на наружной поверхности направляющей выполнены параллельные пазы, на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов размещено прямоугольное сквозное отверстие, напротив которого на наружной поверхности, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка, в параллельных пазах и сквозном отверстии установлен скобообразный прижим с упором прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность стойки, ширина b сквозного отверстия и упора относительно шага Р винтовой поверхности должна быть b>3Р, а их высота h - h>2Р, на концах скобообразного прижима выполнены ступицы с отверстиями, в которых размещена ось, имеющая в своей центральной части перпендикулярные друг относительно друга площадки, сопряженные радиусом и размещенные на различном расстоянии от центра оси, на периферии оси жестко закреплена рукоятка, кресло оснащено комплектом ремней безопасности, его подлокотники выполнены с возможностью откидывания, а спинка - с возможностью регулирования углового положения, опора крестообразной формы оборудована роликами, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях, жестко связанных с полом кузова-фургона, один ролик из каждой пары установлен на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой, связанный с ножками крестообразной опоры, пульт оснащен установочным кронштейном, выполненным с возможностью регулирования углового положения, и выдвижным ящиком.

Выполнение основания кресла в виде цилиндрической направляющей, закрепленной в опоре крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность, позволяет:

- во-первых, максимально повысить устойчивость кресла, в том числе в процессе перемещения;

- во-вторых, повысить прочностные характеристики основания, воспринимающего основные разнонаправленные нагрузочные воздействия при эксплуатации кресла, особенно во время движения по пересеченной местности.

Установка в основании кресла с возможностью вращательно-поступательного движения стойки с наружной винтовой поверхностью, верхней своей частью связанной с каркасом сиденья кресла, позволяет сформировать вертикально размещенную винтовую пару, что дает возможность регулировать положение сиденья кресла по высоте в зависимости от индивидуальных особенностей оператора, способствует более продуктивной работе и снижению утомляемости.

Выполнение на наружной поверхности направляющей параллельных пазов, размещение на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов прямоугольного сквозного отверстия, напротив которого на наружной поверхности, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка, позволяет подготовить установочные поверхности для скобообразного прижима, фиксирующего винтовую стойку от проворота.

Установка в параллельных пазах и сквозном отверстии скобообразного прижима с упором прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность стойки, позволяет обеспечить простым способом надежную фиксацию винтовой стойки от проворота во время эксплуатации кресла.

Выполнение ширины b сквозного отверстия и упора относительно шага Р винтовой поверхности в пределах b>3Р, а их высоты h - в пределах h>2Р позволяет:

- во-первых, обеспечить создание оптимально необходимого усилия прижима охватывающей поверхности к винтовой поверхности, достаточного для жесткой фиксации стойки;

- во-вторых, обеспечить сохранность винтовой поверхности при высокой частоте фиксации-расфиксации стойки.

Выполнение на концах скобообразного прижима ступиц с отверстиями, в которых размещена ось, имеющая в своей центральной части перпендикулярные друг относительно друга площадки, сопряженные радиусом и размещенные на различном расстоянии от центра оси, позволяет получить две опорные площадки, определяющие при вращении оси крайние положения прижима, соответствующие зафиксированному и свободному состоянию стойки.

Установка на периферии оси рукоятки позволяет без значительных усилий и с максимальным удобством производить фиксацию-расфиксацию стойки.

Оснащение кресла комплектом ремней безопасности позволяет снизить травматизм при возникновении нештатных ситуаций при движении подвижного пункта.

Выполнение подлокотников кресел с возможностью откидывания, а спинок - с возможностью регулирования углового положения, позволяет;

- во-первых, повысить удобство эксплуатации кресел, особенно в походных условиях;

- во-вторых, обеспечить продуктивную работу оператора с аппаратурой и, в особенности, с вычислительной техникой за счет оборудования рабочего места элементами мебели, сравнимой по удобству с элементами, используемыми как в бытовых условиях, так и в профессиональных стационарных компьютерных терминалах.

Оснащение опоры крестообразной формы роликами, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях, жестко связанных с полом кузова-фургона, позволяет:

- во-первых, получить необходимую степень свободы перемещения кресла оператора без нарушения штатного положения в пространстве (опрокидывания, отката в сторону наклона и т.п.), что недопустимо при использовании комплексов вооружений;

- во-вторых, осуществлять перемещения кресла легко, без значительных усилий.

Установка одного ролика из каждой пары на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой, связанный с ножками крестообразной опоры, позволяет:

- во-первых, исключить несанкционированное перемещение кресла в направлении размещения направляющих профилей при наклоне кузова-фургона в продольных направлениях;

- во-вторых, обеспечить безопасную работу оператора в походном положении.

Оснащение пульта установочным кронштейном, выполненным с возможностью регулирования положения в пространстве, и выдвижным ящиком позволяет:

- во-первых, изменять угол наклона видеомонитора, установленного в кронштейне, до уровня, соответствующего оптимальному;

- во-вторых, обеспечить операторов штатным местом для размещения документации, расходных материалов, запасных частей и инструмента.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид рабочего места операторов подвижного пункта навигации и топопривязки; на фиг.2 - вид А, вид сбоку на кресло оператора; на фиг.3 - сечение Б-Б, схема установки скобообразного прижима; на фиг.4 - сечение В-В, схема размещения оси; на фиг.5 - выносной элемент Г, размещение подпружиненного фиксатора (направляющие профили, ролики условно не показаны); на фиг.6 - вид Д, вид сбоку на установочный кронштейн.

Подвижный пункт навигации и топопривязки содержит кузов-фургон 1, аппаратуру 2 управления, пульт (стойку) 3 и кресла 4 боевого расчета. Основание кресел 4 выполнено в виде цилиндрической направляющей 5, закрепленной в опоре 6 с ножками 7 крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность 8, в которой с возможностью вращательно-поступательного движения установлена стойка 9 с наружной винтовой поверхностью 10, верхней своей частью связанная с каркасом 11 сиденья 12 кресла 4. На наружной поверхности направляющей 5 выполнены параллельные пазы 13, на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов 13 размещено прямоугольное сквозное отверстие 14, напротив которого на наружной поверхности направляющей 5, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка 15. В параллельных пазах 13 и сквозном отверстии 14 установлен скобообразный прижим 16 с упором 17 прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность 18, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность 10 стойки 9. Ширина b сквозного отверстия 14 и упора 17 относительно шага Р винтовой поверхности должна быть в пределах b>3Р, а их высота h - в пределах h>2Р. На концах скобообразного прижима 16 выполнены ступицы 19 с отверстиями 20, в которых размещена ось 21, имеющая в своей центральной части перпендикулярные друг относительно друга площадки 22 и 23, сопряженные радиусом 24 и размещенные на различном расстоянии от центра оси 21. На периферии оси 21 жестко закреплена рукоятка 25. Кресла 4 оснащены комплектами ремней безопасности 26, а его подлокотники 27 выполнены с возможностью откидывания. Спинка 28 кресел 4 выполнена с возможностью регулирования углового положения. Опора 6 с ножками крестообразной формы 7 оборудована роликами 29, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях 30 с гнездами 31, жестко связанных с полом кузова-фургона 1. Один ролик из каждой пары установлен на корпус 32 подпружиненного фиксатора 33 с рукояткой 34. Пульт (стойка) 3 оснащен установочным кронштейном 35, выполненным с возможностью регулирования положения в пространстве, и выдвижным ящиком 36.

Пульт (стойка) 3, кресла 4, направляющие профили 30 с гнездами 31 подвижного пункта навигации и топопривязки устанавливаются в кузове-фургоне 1 и функционируют следующим образом. После монтажа кресел 4 в направляющих профилях 30, закрепленных на полу кузова-фургона 1 подвижного пункта, необходимо отрегулировать по высоте положение каркаса 11 с сиденьем 12 относительно пола. Регулировка осуществляется путем вращения каркаса 11, связанного со стойкой 9 винтовыми поверхностями 8 и 10 вокруг своей оси, что приводит к перемещению стойки 9 в неподвижной цилиндрической направляющей 5. Для удобства посадки в кресло 4 подлокотники 27 необходимо откинуть, а также отрегулировать угловое положение спинки 28 поворотом барабана 37. Размещение роликов 29 в направляющих профилях 30 также зависит от индивидуальных особенностей оператора. После определения удобного расположения кресла 4, соответствующего определенным гнездам 31 в направляющих профилях 30, оператору можно приступать к выполнению служебных обязанностей. При изменения положения высоты кресла 4 необходимо рукоятку 25 установить в верхнее положение. При этом ось 21, размещенная в отверстиях 20 ступиц19, поворачивается. После того как поверхность оси 21 с радиусом 24 минует среднее положение опорной площадки 15 на направляющей 5, опорная площадка 15 совмещается с площадкой 23 на оси 21, которая размещена ближе к ее центру. Скобообразный прижим 16 с упором 17, имеющим прижимную поверхность 18, перемещается в параллельных пазах 13 и окне 14 в направлении от винтовой поверхности 10 стойки 9. После этого стойка 9 имеет возможность свободно вращаться в цилиндрической направляющей 5. После размещения кресел 4 на необходимой высоте нужно зафиксировать стойку 9 от проворота. Для этого рукоятка 25 переводится в нижнее положение. Опорная площадка 15 совмещается с площадкой 22, которая размещена далее от центра оси 21, чем площадка 23. Скобообразный прижим 16 перемещается в обратном направлении, поверхность 18 упора 17 прижимается к винтовой поверхности 10 стойки 9, фиксируя ее.

Для обеспечения безопасности во время движения операторы обязаны пристегнуться ремнями безопасности 26. Для большего удобства эксплуатации аппаратуры 2 необходимо отрегулировать угловое положение установочного кронштейна 35, на котором установлен видеомонитор 38 вычислительного комплекса подвижного пункта навигации и топопривязки. Во время эксплуатации операторы могут воспользоваться выдвижным ящиком 36, где может размещаться документация, карты, расходные материалы и т.п.

Таким образом, в предлагаемом подвижном пункте навигации и топопривязки решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании удобного и простого в эксплуатации рабочего места операторов подвижного комплекса вооружений, предназначенного для решения информационных и расчетных задач, за счет обеспечения в конструкции кресел необходимого уровня комфортности, маневренности при низком уровне травмоопасности и высокой степени надежности во время эксплуатации, достаточной степени трансформации положения элементов крепления аппаратуры пульта управления, оснащения рабочего места необходимыми вспомогательными устройствами.

Похожие патенты RU2445218C1

название год авторы номер документа
ПОДВИЖНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ВООРУЖЕНИЯ 2007
  • Клишин Евгений Иванович
  • Кондауров Евгений Михайлович
  • Поваров Владимир Алексеевич
RU2348000C2
ТОПОПРИВЯЗЧИК 2010
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Тменов Александр Владимирович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2434762C1
ТОПОПРИВЯЗЧИК 2015
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Липсман Давид Лазорович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Тменов Александр Владимирович
RU2591113C1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2007
  • Башков Михаил Владимирович
  • Корнеев Анатолий Николаевич
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Поздняков Александр Викторович
  • Ханакин Владимир Васильевич
RU2404400C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТОПОПРИВЯЗЧИК (УТП) НА БАЗЕ ЛЕГКОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2009
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Гужов Виталий Борисович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Липсман Давид Лазорович
  • Лопуховский Олег Николаевич
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Синицын Денис Игоревич
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2413637C1
УСТАНОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НА НАРУЖНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ КУЗОВА-ФУРГОНА ТОПОПРИВЯЗЧИКА 2012
  • Горбачев Александр Евгеньевич
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Егоров Виктор Юрьевич
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2507091C1
Мобильный полигонный пункт управления 2022
  • Кохан Михаил Александрович
  • Крылов Владимир Васильевич
  • Ватулин Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Александр Михайлович
  • Галяев Сергей Александрович
  • Титкин Павел Владимирович
RU2789919C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И ТОПОПРИВЯЗКИ 2010
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Гужов Виталий Борисович
  • Липсман Давид Лазорович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семёнович
  • Хитров Владимир Анатольевич
RU2444451C2
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Липсман Давид Лазорович
  • Петров Игорь Яковлевич
  • Пикалин Сергей Александрович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Тонкачев Владимир Викторович
  • Хитров Владимир Анатольевич
  • Черноус Тимофей Александрович
RU2486078C1
Способ размещения и проведения испытаний аппаратуры спутниковой навигации на подвижном объекте 2018
  • Громов Владимир Вячеславович
  • Котухов Алексей Владимирович
  • Мосалёв Сергей Михайлович
  • Рыбкин Игорь Семенович
  • Синицын Денис Игоревич
  • Фуфаев Дмитрий Альберович
RU2680662C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 445 218 C1

Реферат патента 2012 года ПОДВИЖНЫЙ ПУНКТ НАВИГАЦИИ И ТОПОПРИВЯЗКИ

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно-технического обеспечения комплексов вооружений. Подвижный пункт навигации и топопривязки содержит кузов-фургон (1), аппаратуру (2) управления, пульт (3) и кресла (4). Основание кресла (4) выполнено в виде направляющей и установленной с возможностью вращательно-поступательного движения стойки с каркасом сиденья кресла. Направляющая выполнена с пазами. На одном уровне и симметрично относительно пазов выполнено отверстие, напротив которого на направляющей, в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка. В пазах и отверстии установлен скобообразный прижим с упором, имеющим прижимную охватывающую стойку поверхность, покрытую газотермическим напылением. Опора с ножками крестообразной формы оборудована роликами, попарно установленными в направляющих профилях (30) с гнездами (31), жестко связанных с полом кузова-фургона (1). Один ролик из каждой пары установлен на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой. Изобретение упрощает эксплуатацию и повышает удобство пользования подвижным пунктом. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 445 218 C1

Подвижный пункт навигации и топопривязки, состоящий из кузова-фургона, в котором размещены пульт с аппаратурой управления и кресла боевого расчета, основания которых снабжены ножками с опорными роликами, подпружиненного фиксатора, направляющих с гнездами, отличающийся тем, что основание кресла выполнено в виде цилиндрической направляющей, закрепленной в опоре крестообразной формы и имеющей внутреннюю винтовую поверхность, в которой с возможностью вращательно-поступательного движения установлена стойка с наружной винтовой поверхностью, верхней своей частью связанная с каркасом сиденья кресла, на наружной поверхности направляющей выполнены параллельные пазы, на одном уровне и симметрично относительно вышеуказанных пазов размещено прямоугольное сквозное отверстие, напротив которого на наружной поверхности в плоскости, перпендикулярной пазам, размещена опорная площадка, в параллельных пазах и сквозном отверстии установлен скобообразный прижим с упором прямоугольного профиля на внутренней поверхности, имеющим прижимную поверхность, покрытую газотермическим напылением и охватывающую винтовую поверхность стойки, ширина b сквозного отверстия и упора относительно шага Р винтовой поверхности должна быть b>3Р, а их высота h>2P, на концах скобообразного прижима выполнены ступицы с отверстиями, в которых размещена ось, имеющая в своей центральной части перпендикулярные одна другой площадки, сопряженные радиусом и размещенные на различном расстоянии от центра оси, на периферии оси жестко закреплена рукоятка, кресло оснащено комплектом ремней безопасности, его подлокотники выполнены с возможностью откидывания, а спинка - с возможностью регулирования углового положения, опора крестообразной формы оборудована роликами, которые попарно с возможностью перемещения установлены в направляющих профилях, жестко связанных с полом кузова-фургона, один ролик из каждой пары установлен на корпус подпружиненного фиксатора с рукояткой, связанный с ножками крестообразной опоры, пульт оснащен установочным кронштейном, выполненным с возможностью регулирования углового положения, и выдвижным ящиком.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2445218C1

ПОДВИЖНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ВООРУЖЕНИЯ 2007
  • Клишин Евгений Иванович
  • Кондауров Евгений Михайлович
  • Поваров Владимир Алексеевич
RU2348000C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕГО ВЕРТЕБРАЛЬНОЙ МОДЕЛИ В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЯ 2005
  • Артимошин Виктор Николаевич
RU2299016C2
Форсунка 1981
  • Катызин Геннадий Петрович
  • Кис Леонид Моисеевич
SU985576A1

RU 2 445 218 C1

Авторы

Громов Владимир Вячеславович

Липсман Давид Лазорович

Мосалёв Сергей Михайлович

Рыбкин Игорь Семенович

Синицын Денис Игоревич

Хитров Владимир Анатольевич

Даты

2012-03-20Публикация

2010-10-11Подача